Научная статья на тему 'К вопросу о генезисе правового позитивизма'

К вопросу о генезисе правового позитивизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1589
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ ПРАВА / LEGAL UNDERSTANDING / ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ / TYPE OF LEGAL UNDERSTANDING / КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ / CLASSIFICATION OF TYPE OF LEGAL UNDERSTANDING / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОД-ХОД В ПРАВОПОНИМАНИИ / LEGAL APPROACH IN TYPE OF LEGAL UNDERSTANDING / ПРАВОВОЙ ПОЗИТИВИЗМ / LEGAL POSITIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хафизов Энгель Диньярович

В статье предпринята попытка рассмотрения проблематики становления и развития правового позитивизма в контексте эволюции правовых и социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the generation of legal positivism

The article makes an attempt to view the range of problems of formation and development of legal positivism in the context of evolution of legal and social institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о генезисе правового позитивизма»

состоит, наоборот, в необходимости улучшения общих условий организации и прохождения гражданской службы, изменения правового статуса гражданских служащих (прав, обязанностей, ответственности).

Опираясь на конституционные положения и нормы трудового права (законодательства о труде), можно использовать определенные нормативные требования об общих правилах проведения забастовки к правилам проведения забастовки гражданскими служащими. Они, по нашему мнению, в ближайшее время должны быть отражены в законодательстве о государственной гражданской службе.

Такими общими правилами, на наш взгляд, должны быть:

установление и соблюдение предварительных примирительных процедур, предшествующих объявлению (проведению) забастовки;

добровольность участия гражданских служащих в забастовке;

указание на условия признания незаконности забастовки;

защита гражданских служащих, участвующих в забастовке, от неправомер-

Э.Д. Хафизов

ного воздействия представителя нанимателя на участников забастовки.

Практики проведения забастовок гражданскими служащими, в отличие от развитых зарубежных странах, российская действительность не имеет. Во всяком случае, официальная информация об этом отсутствует и в ближайшем и возможно даже в отдаленном будущем забастовки едва ли будут иметь место. Тем не менее, это не означает, что государственные гражданские служащие, хотя бы на теоретическом или организационном уровне, не могут прибегнуть к коллективному служебному спору и к его крайней форме разрешения - забастовке. В связи с этим законодателю, властно-государственным органам и политическим организациям следует определить свое отношение к коллективным служебным спорам и возможности или запрещению забастовок на государственной гражданской службе Российской Федерации. В противном случае они могут возникнуть и развиваться стихийно, независимо от современного состояния законодательства, регулирующего государственную гражданскую службу.

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ПРАВОВОГО ПОЗИТИВИЗМА

Важнейшим феноменом общественных отношений и культуры является право. Среди совокупности теоретико-правовых изысканий в настоящее время проблема правопонимания имеет первостепенное значение. Повышенный интерес к методологии правового позитивизма детерминируется не только необходимостью теоретико-методологического осмысления стратегических направлений развития правовой системы современной России, но и потребностью в обобщении исторического опыта.

Неоднозначная ее трактовка обуславливается сложностью и многогранно-

стью проявления. В отечественной и зарубежной правовой науке присутствуют самые различные подходы в правопони-мании. Среди совокупности различных концепций доминируют позитивистские варианты, рассматривающие данные категории как в юридическом, так и в социологическом ключе.

Процесс оформления правового позитивизма имеет свою специфику и обусловлен рядом факторов. Своеобразие становления западноевропейской цивилизации, воспринявшей традиции античного Рима в правовом регулировании общественной практики, обусловило

особенность оформления и развития позитивистского правопонимания. Следует заметить, что еще в юриспруденции средневековья эмпирические методы наблюдения и описания применялись при догматической обработке правовых материалов. Усилиями глоссаторов юриспруденция оформляется в систему принципов и идей, в систематизированное знание, позволявшее анализировать собственно юридические проблемы.

Утверждение правового позитивизма происходило в противоборстве с теорией естественного права. В раннем средневековье доминировало единство морально-нравственных и правовых норм. Естественное право признавалось высшим источником права. Неповиновение власти, нарушающей каноны естественного права, не возбранялось, но и даже предписывалось. Правитель, нарушающий морально-юридические каноны, мог лишиться властных полномочий. В Новое время, с упрочением позиции светской власти, правовая норма и правотворчество стали прерогативой собственно самой власти. Позитивное право стало восприниматься проявлением воли суверена. Позитивность в контексте позитивного права означала долженствование права (законов, договоров, указов), устанавливаемого государственными инстанциями. Оформившаяся правовая культура во многом отождествляла право с установленным порядком. В качестве «естественного» состояния признавалось право как эмансипация воли суверена, что уже изначально детерминировало возникновение юридического позитивизма.

В обществоведческих науках, в том числе и правоведении, позитивизм явился во многом эпифеноменом индустриально-технократического этапа развития западной цивилизации. В социальных и юридических науках оформление позитивного метода анализа произошло путем заимствования методологии научного поиска, принятого в естественнонаучных дисциплинах. В социально-

философском и правовом контексте позитивизм воспринимался как нечто «позитивно данное», «бесспорно существующее». Основание методологии составили принципы познания Д. Юма, Дж. Милля, О. Конта и других философов-позитивистов. Справедливости ради необходимо отметить, что еще до утверждения философии позитивизма в юриспруденции предпринимались попытки сведения права к фактам физической или психологической реальности. Позитивистский метод исследования в правоведении стал своеобразной реакцией на неспособность господствовавшей прежде совокупности юридических знаний, связанной с метафизической методологией познания, разрешить проблемные вопросы в усложняющейся социально-правовой практике. Научные изыскания П. Лабанда, К. Бергбома в Германии, И. Бентама, Д. Остина в Англии, Г. Ф. Шершеневича в России способствовали утверждению позитивизма в теории права.

При рассмотрении специфики развития западноевропейского юридического позитивизма следует указать на тот факт, что практически в большинстве стран Западной Европы в первой трети XIX века в результате буржуазных революций утвердились либерально-демократические принципы. В позитивизме нашло отражение стремление к сохранению стабильности и обеспечению социального порядка. Реализация частного права, обеспечение права и свободы личности находились в зависимости от властной составляющей. Правовая норма представлялась инкорпорированной в законодательство и, как следствие, не нуждающейся в изменениях. Усилиями позитивистов была выработана целая система аргументов в пользу позитивного права и оправдания монополии государства в правовой сфере. Правовой позитивизм, увязывая восприятие правовой нормы с объективной действительностью, рассматривает право как совокупность общеобязательных,

абстрактных, формально-определенных правил поведения, принятых (или санкционированных) и охраняемых государством. Признаками права предстают только реальные факты внешнего мира, (акты власти, фактическое применение или исполнение правил поведения) или внутреннего мира (психологические факты «признания», «переживания должного», «чувство долга» и т.д.). Причем основной характеристикой права выступает эмпирически установленный факт наличия или действия юридической нормы.

Следует отметить, что в исследовании сущности права методология правового позитивизма в полном объеме оправдана только применительно к относительно развитой системе законодательства и в условиях стабильного общественного устройства. В инструментальном плане позитивистско-нормативное правопони-мание значимо только в том случае, когда в общественном сознании правовые и социальные нормы существуют в единстве, а право в массовом сознании легитимно. Юридический позитивизм ограничивал восприятие права формально корректно установленной нормой. Правовая система сводилась к системе норм, а система научного знания о праве - к совокупности высказываний о праве. Право воспринималось в качестве фундаментальной нормы, по отношению к которой все иные социальные элементы образуют подчиненную, второстепенную роль. Представители правового позитивизма были убеждены, что именно «бес-предпосылочное» оперирование только одними «чистыми фактами» позволяет познать сущность права, власти, государства и построить подлинную науку -юриспруденцию.

В России позитивизм, как метод научного анализа, приобрел доминирующее положение только к концу XIX века. «Нам приходилось, - признавался Н.М.Коркунов, - сразу делать два дела: наверстывать старое и упущенное нами, и не отставать, поспевать за западной

наукой в ее прогрессивном развитии. Тем не менее, в какие-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу с лишком шесть столетий»1.

Юридический позитивизм утвердился в российском правоведении усилиями Г. Ф. Шершеневича, С. В. Пахмана, Н. И. Палиенко, Е. В. Васьковского и др. Позитивная теория права, привнесенная на российскую почву, развивалась в совершенно иных условиях, чем в западноевропейских странах. Большинство социальных и правовых институтов, принципы организации социальной и экономической жизни, характерные для утвердившегося буржуазного общества, находились еще на стадии становления и не получали отражения на практике. Можно сказать, что научная мысль реципировала идеи юридического позитивизма при отсутствии условий для их практического воплощения. Другая особенность развития дореволюционной правовой мысли заключалась в критическом отношении к действующему законодательству, что с неизбежностью обуславливало рассмотрение положительного права сквозь призму политических и этических аспектов его саморазвития. В отечественном правоведении отразилась специфика национального мышления, детерминирующая рассмотрение всех сторон общественной жизни с позиции монопринципа. В качестве такового предстает социум, рассматриваемый не как отдельно взятый индивид в западноевропейской интерпретации, а как некая предельная целостность. Не случайно в дореволюционной научной мысли присутствовало возвышение общечеловеческих ценностей, на основе которых представлялось возможным создание идеала общественного устройства. Правовая наука в России на рубеже XIX-XX вв. представляла собой множественность различных теоретических конструкций, включавших в себя элементы психоло-

1 Коркунов Н.М. История философии права. -СПб., 1903. - С. 262.

гизма, естественно-правовые идеи, что приводило к своеобразному синтезу нормативистских, социологических, ак-сеологических и иных подходов. Наличие широкого плюрализма свидетельствовало о своеобразии в гносеологическом поиске и альтернативном, антиавторитарном восприятии и объяснении сущности власти и права.

В современной западной юридической науке различаются три основных вида правового позитивизма: этатистский, психологический и социологический. Этатический позитивизм включает в себя позитивизм И. Бентама, Дж. Остина, Дж. Ст. Милля, аналитическую юриспруденцию Г. Харда, «законниче-ский» позитивизм и «чистую теорию» Г. Кельзена. Современный японский правовед Сетсуко Сато предложил выделять только два варианта юридического позитивизма: «социологический» (Дж. Остин), в котором преобладает английский эмпиризм, и «идеалистический» (Г. Кельзен), связанный с традициями немецкой идеалистической философии1.

На сегодня западное правоведение характеризуется поливариантностью теоретико-методологических установок в понимании права, которые отнюдь не исключают их взаимодополняемости. Так, сторонники позитивизма не отрицают моральной стороны в содержании права, что выражается в явной тенденции конвергенции юридического позитивизма и теорий естественного права. Можно с полным основанием утверждать о том, что позитивистская теория обретает этическое обоснование. На передний план выходит право, отражающее такие общечеловеческие ценности, как свобода, справедливость и равенство, подкрепленные общеобязательной силой. Определяющей тенденцией развития современного правопонимания выступает следующее: естественные

1 Sato S. What differences are between natural law theory and legal la positivism? // Law, man and history: XII World cong. On philosophy of law a social philosophy. - Athens, 1995. - P. 242-243.

права с помощью норм позитивного права получают признание, государство принимает на себя обязанность усиливать гарантии таких прав, что, в свою очередь, способствует укреплению принципа законности. Естественное право более подробно закрепляется в нормах позитивного права. Другой особенностью является усиление позиций социологического позитивизма. Основание данного процесса составляет переход от традиционного, формально-

юридического типа рациональности права, основанной на суверенитете государственной власти, к перспективной рациональности, отражающей суверенитет каждой социокультурной группы в составе общества.

В отечественной правовой науке в настоящее время наблюдается повышенный интерес к позитивной теории права, которая все меньше воспринимается как рудимент доктрины прошлого, как буржуазная доктрина, имеющая антимарксистскую направленность и т. д. Юридический позитивизм, характерный для советской действительности, постепенно утрачивает свои позиции. В позитивистской теории права присутствуют различные основания в разграничении существующих направлений. В частности, профессор Г. В. Мальцев в правовом позитивизме выделил три группы учений, теорий и доктрин: государственно-институциональный (этатический), социологический и антропологический (психологический и биологический). Соответственно названные разновидности, по его мнению, ориентированы по преимуществу на три сферы правовой действительности: на государство, общество, или человека. Отвергая принцип «правового монизма», он подчеркивает, что право строится и функционирует на базе внутренней имманентной ему вла-сти2. Подобная посылка позволяет говорить о нем как о стороннике социологи-

2 Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М., 1999. - С. 149-150, 281.

ческого позитивизма. Совершенно иной позиции придерживается профессор М.И.Байтин, выделивший два основных направления правопонимания: нормативное и широкое. Весьма скептически оценивая вклад сторонников широкого подхода к рассмотрению права в юридическую науку и практику, ученый полагает, что формирование единой юридической доктрины России нового столетия, по его мнению, возможно при условии, что его основу составит парадигма современного нормативного правопони-мания1.

Ситуацию в современном правоведении осложняет отсутствие общепринятых критериев, по которым концепции и установки относятся к позитивистской теории. По мнению некоторых исследователей, в строго научном плане некорректно относить к позитивистским концепции, основанные на иной методологической направленности (кантианство, неокантианство, неогегельянство, феноменологическая философия и т.д.) . Определенная сложность возникает при неопределенности категориального аппарата. Так, нередко понятия «юридический», «этатический» и «правовой» позитивизм рассматриваются как тождественные друг другу. Согласно одной позиции содержание понятия «юридический позитивизм» (juridical positivism) составляет право, рассматриваемое как совокупность правил (норм), образующих правовой порядок. Для «правового позитивизма» (legal positivism) характерна правовая догматика. Только правопорядок, созданной законным путем посредством суверенной власти (И. Бен-там) или определенный нормой высшего

1 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани веков). Изд. 2-е, доп. - М., 2005. - С. 12-19, 57, 59.

2 Радько Т.Н., Медведева Н.Т. Позитивизм как

научное наследие и перспектива развития права в России // Государство и право. 2005. № 3. - С. 6.

порядка (Г. Кельзен), имеет легитимный характер3.

В самом широком контексте позитивистская теория исходит из признания реальности и права и власти, относительности их действительности, соответствия уровню развития общества и направленности по их совершенствованию по мере эволюции общества. В узком смысле слова под позитивным правом понимается «положительное действующее право», неразрывно связанное с полномочиями органов государственной власти, с волей государства. Обычно нормативный подход к праву ассоциируется с позитивным правопониманием. Если раньше критики нормативизма в качестве основного порока указывали игнорирование правоотношений как необходимого элемента права, то сегодня в качестве недостатка отмечается фетишизация юридической нормы, ее чрезмерное абстрактное логизирование.

Развитие гражданского общества, либерализация экономической и политической сфер жизнедеятельности, становление институтов и механизмов обеспечения и защиты прав личности способствуют расшатыванию доминирующего положения государственной власти. Право обретает новое качество, позволяющее ему возвыситься над властью и обуздать ее монопольное положение. На смену доминировавшей идеологии, культивировавшей систему с одним центром (власть), приходит осознание необходимости системы с двумя центрами (общество и власть). Посредством институтов гражданского общества постепенно расширяется участие социумов в социальном нормировании, нормотворчестве, в определении стратегии и тактики социальной и правовой политики. Происходит усиление роли и значения социальных общностей, объединений, организаций в обеспечении и защите

3 Ракитская И.Ф., Кузнецов Э.В. Онтология права в русской научной традиции (Л.И. Петра-жицкий). - СПб., 2002. - С. 10.

прав и свобод личности. Расширение функций социального саморегулирования способствует усилению социологических аспектов в восприятии права.

Несмотря всю сложность проблемы, следует подчеркнуть, что позитивизм в методологическом плане расширяет горизонты научного анализа сущности права и власти и позволяет наполнить реальным содержанием правовые категории, исходя из потребностей правовой и социальной практики. Позитивизм права в прикладном аспекте предполагает обеспечение и защиту прав и свобод личности, достижение и поддержание правопорядка и социальной стабильности, создания социальной и правовой ба-

зы и механизмов по достижению социального согласия.

На сегодня в России единственным регулятором социальных отношений является позитивное право и действующее законодательство. В то же время юридический позитивизм утрачивает доминирующие позиции. Тем не менее, последовательно реализуемая в методологическом плане, позитивность права предполагает отход от формально-догматической юриспруденции и её трансформацию с учетом усиливающихся факторов саморазвития и саморегулирования, все более детерминирующих социокультурную динамику.

Г.Ш. Хамитова

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Общество на протяжении всей своей истории всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Когда общество сталкивается с острой потребностью разрешить те или иные конфликты или противоречия, связанные с нарушением чьих-то прав или законных интересов, и когда отмеченные конфликты становятся массовыми, они приобретают статус социальных явлений.

Переход российского общества к рыночным отношениям неизбежно повлек изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной, в результате которых выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм молодого поколения.

Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма - экстремизм, преступность в подростковой и

молодежной среде - получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу, задерживая их развитие. В связи с этим правовой нигилизм молодежи следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей безотлагательного решения.

Определенная группа противоречий связана с положением молодых людей в социуме. С одной стороны, они являются стратегически важным ресурсом общества и способны осуществлять прогрессивные экономические и социальные преобразования, определять активную движущую силу и роль в социуме. С другой стороны, российская молодежь поставлена перед необходимостью раннего выбора жизненного пути, торопясь попасть в поле зрения потенциальных работодателей, чтобы после получения образования приобрести интересную,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.