страция справедливости в отношениях с членами коллектива, скромность, чувство ответственности, принципиальность. Среди волевых качеств менеджера им были отмечены - напористость, решительность в действиях, энергичность, сдержанность, дисциплинированность. К профессиональным качествам были отнесены - цельность и целеустремленность, оптимальная работоспособность, инициативность и активность, организованность, самостоятельность. К организаторским умениям менеджера учёный отнес - его умение понимать и оценить людей, устанавливать деловые добрые отношения, постоянно находиться в поиске инновационных форм и методов управления, качественно организовывать работу коллектива и принимать грамотные компетентные решения [2, с. 40 - 44].
Особенности управления новой образовательной системой выражаются в необходимости: решения проблем образования не только на уровне образовательной системы, но и на уровне общегосударственной политики, а также на международном, глобальном уровнях; реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования; привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
Современный менеджер образования - это человек, руководящий людьми и образовательным учреждением, который выполняет поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем. Поскольку главная задача менеджмента - это достижение поставленной цели, то важно квалифицированно и компетентно её определить. Сложно грамотно управлять людьми, если и менеджеру и подчиненным цели не понятны. После нахождения и постановки цели идёт этап планирования и определения пути достижения цели. По мнению Э.А. Уткина, которое он выразил в книге «История менеджмента», «на этом этапе важ-
Библиографический список
ная задача менеджера - это так организовать работу, чтобы появились побудительные стимулы для сотрудников, при которых возникает желание работать слаженно, эффективно, содействовать достижению конечных целей учреждения» [3, с. 40 - 44]. Поэтому среди требований к подготовке менеджера выделяют умение менеджера мотивировать подчинённых, стараться затронуть их личные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе профессиональных задач. Важный приём, которым должен владеть менеджер - это умение во взаимодействии с подчинёнными сочетать свободу и строгую дисциплину, что означает, с одной стороны, жёсткое управление организацией, с другой - самостоятельность и автономия индивида. Те организации, которые функционируют по принципу свободы и дисциплины, находятся под строгим контролем, но и, в то же время, приветствуют креативность, инициативность, автономию, предприимчивость и новаторство со стороны сотрудников. Поэтому высокая эффективность и успешный результат могут быть достигнуты только в результате учёта личных нужд работников, предоставления им самостоятельности и творчества. Другим важным требованием к профессиональной подготовке менеджера являются полученные знания, которые должны быть не только теоретическими, но и практическими.
Таким образом, для современного менеджера образования характерна высокая личная ответственность и стремление не только к самосовершенствованию, но и продвижение, повышение квалификации своих сотрудников, непременный акцент на проблемах подчиненных, желание их разрешения. Не следует забывать о значимости прибыли для организации. Отрицательные черты менеджера - пользование привилегиями, пресечение критики, наказание за инициативу, невыполнение обещаний.
Сформированные организаторские способности позволят менеджерам образования создавать и поддерживать в коллективе сознательную дисциплину, без которой никакое учреждение нормально работать не способно.
1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.
2. Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2004.
3. Уткин Э.А. История менеджмента. Москва, 2005.
References
1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.
2. Shepel' V.M. Kommunikacionnyjmenedzhment: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2004.
3. Utkin 'E.A. Istoriya menedzhmenta. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 18.08.15
УДК 371
Mishchenko V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Civil and Legal Disciplines, VYUIFSIN of Russia (Vladimir, Russia), Е-mail: [email protected]
THE QUESTION OF GENEALOGY DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG STUDENTS. In the article the author draws attention to the urgency of a problem of social adaptation of students. While noting the positive trends of social creativity of young people, which, of course, is a key to the further successful development of the society, the author at the same time emphasizes that along with positive deviations among young people there are more often negative deviations that take a form of alcoholism and drug addiction, immorality, violent and acquisitive crime teenage delinquency. The author analyzes nature, types, etiology, genealogy of deviant behavior, reveals measures of prevention of the phenomenon under study, and outlines a way of constructive personal development.
Key words: deviant behavior, positive deviation, negative deviation, crime, delinquency, addiction, marginally, immorality, prevention.
В.И. Мищенко, канд. филос. наук, ст. преп. каф. гражданско-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, г. Владимир, E-mail:[email protected]
К ВОПРОСУ О ГЕНЕАЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
В данной статье автор обращает внимание на актуальность проблемы социальной адаптации учащейся молодёжи. Отмечая позитивные тенденции социального творчества молодых людей, что, безусловно, является залогом дальнейшего успешного развития общества, автор в то же время подчёркивает, что наряду с позитивными девиациями в молодежной среде наблюдается усиление негативных девиаций в виде алкоголизации и наркотизации, аморальности, насильственной и корыстной преступности, подростковой делинкветности. В статье автор анализирует сущность, виды, этиологию, генеалогию девиантного поведения, раскрывает меры превенции исследуемого феномена, а также намечает пути конструктивного развития личности.
Ключевые слова: девиантное поведение, позитивные девиации, негативные девиации, преступность, делинквент-ность, аддиктивность, маргинальность, аморальность, превенция.
Интерес исследователей к девиантному поведению учащейся молодёжи является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодёжи, жизненная позиция которой является фактором стабильности общества и его дальнейшего успешного развития. Перспективы развития страны в значительной степени зависят от уровня воспитанности, образованности, социализации молодых людей. Общество, обладающее системой базовых нормативно-правовых, социально-нравственных норм и ценностей обязано передавать их молодым людям. В этом залог того, что они смогут найти свое место в жизни, будут востребованы.
Значительные изменения, происходящие в российском обществе на протяжении двадцати пяти лет реформирования его политической, экономической и духовной сфер оказали существенное влияние на взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. В процессе развития общества, различных сфер социального творчества личности проявляется многообразие их бытийных характеристик. Возникающее на основе такого развития разнообразие в экономическом, политическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления успешного социального развития.
Вместе с тем, наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются негативные девиации - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация молодёжи, суицид, подростковая делинкветность, аморальность.
Социально-экономический кризис и последующие кардинальные преобразования всех сфер общественной жизни привели к тому, что старые нормы и ценности, долгое время поддерживавшие стабильность в обществе, во многом перестали соответствовать тем новым отношениям, которые формируются сегодня в России. Изменение доминирующей в обществе в целом иерархии ценностно-нормативной системы в пользу материальных ценностей над духовными, индивидуалистических начал над коллективистскими, личных интересов над общественными отразилось в сознании современной российской молодежи, размыв необходимые ориентиры поведения.
В условиях несоответствия целей и институциональных средств, которые доступны для достижения этих целей, в контексте приобретения высокого ранга таких ценностей, как «материальный достаток и комфорт» допускаются серьезные дефекты в процессе социализации молодёжи. И как следствие этого - идейно-нравственный нигилизм, психологическая дезориентация и дезадаптация, отсутствие системы воспитания. К сожалению, сегодня мы можем констатировать растущую духовную непритязательность и нравственную опустошённость у представителей всех слоёв населения, повышенную тревожность, жестокость и агрессивность, особенно у подростков и молодёжи. Крушение, казалось бы, незыблемых постулатов и идеалов ещё сильнее обостряет общественный нигилизм. Бездуховность, потребительское и гедонистическое отношение к жизни вызывают апатию и состояние полного безразличия как к себе, так и к другим, что, безусловно, приводит к разрушению морально-нравственного облика целого поколения, утрате жизненно важных для общества традиций, а это грозит полной потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных проявлений в молодёжной среде. В настоящее время происходит своего рода «взрыв» социальных отклонений среди молодёжи, характеризующийся резким увеличением числа противоправных деяний в форме активного протеста или пассивного неприятия действительности. В этих условиях актуализируются проблемы психолого-педагогической профилактики правонарушений и социальной реабилитации учащейся и студенческой молодёжи с девиантным поведением.
В настоящее время в научной литературе термин «деви-антное поведение» используется в двух основных значениях. Во-первых, это «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся
в данном обществе нормам». Во-вторых, это «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [1, с. 23].
В мировой научной литературе существуют различные подходы к определению девиантного поведения. «Одни учёные считают, что девиация - отклонение от нормы, которое влечёт за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину девиации в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. К. Мертон), третьи подчеркивают, что девиация возникает между культурными нормами (С. Селлин)» [2, с. 14].
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. В конце XIX - начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» - это результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и его можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. У Ч. Ломброзо было много последователей, которые тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определёнными физическими чертами людей.
Известный американский психолог и врач Уильям Х. Шелдон подчёркивал важность строения тела, считая, что его определённое строение указывает на присутствие характерных личностных черт. Так, эндоморфу, человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом, свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям; мезоморф, чьё тело отличается силой и стройностью, проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен; эктоморф, характеризующийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование поведения 200 юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они далеко не всегда становятся преступниками [3, с. 59]. Подобные биологические концепции были популярны в начале ХХ века, но их вытеснили другие теории.
Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. д.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за заикание, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными и психологическим. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.
Впервые развёрнутое социологическое объяснение девиации ещё в XIX веке дал французский педагог и социолог Эмиль Дюркгейм, предложивший теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия (от фр. апотле -отсутствие закона). По сути, аномия - это отсутствие регуляции, безнормность, состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Всё, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, в результате чего и появляются различные виды девиаций. Дюркгейм полагал, что девиация столь же естественна, как и конформизм, а отклонение от норм несёт не только отрицательное, но и положительное начало. Например, девиация подтверждает роль