Научная статья на тему 'К вопросу о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации'

К вопросу о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4048
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД / СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАЩИТА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Алена Леонидовна

В статье рассматривается вопрос о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности. Особое внимание уделено проблемам правовой охраны и защиты свободы предпринимательства как важнейшего института хозяйственной системы страны. Анализируются общие гарантии прав и свобод граждан, а также гарантии, применяемые к конституционному праву на свободу предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО

УДК 342

А. Л. Гусева

К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности. Особое внимание уделено проблемам правовой охраны и защиты свободы предпринимательства как важнейшего института хозяйственной системы страны. Анализируются общие гарантии прав и свобод граждан, а также гарантии, применяемые к конституционному праву на свободу предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: гарантии прав и свобод, свобода предпринимательской деятельности, защита, прокурорский надзор, судебный контроль.

Квалификация рассматриваемого права на свободу предпринимательской деятельности как конституционного означает, что на него распространяются все предусмотренные Конституцией Российской Федерации для основных прав и свобод гарантии осуществления и правовой охраны. С этим, в частности, должны быть связаны признание как законодателем, так и правоприменительной практикой непосредственного характера реализации права на предпринимательскую деятельность, запрет законодателю принимать законы, умаляющие содержание данного права.

Термин «гарантия» довольно широко используется в современном законодательстве, в научной литературе и практической деятельности. Гарантия выступает как специальное средство, существенно увеличивающее возможность наступления желаемого результата [1, с. 394]. Следует согласиться с определением В. Н. Протасова, по которому юридическая гарантия - это установленное юридическими нормами или индивидуальным правовым соглашением специальное правовое средство, направленное на обеспечение реализации субъективного юридического права или охраняемого законом интереса [1, с. 395]. Под юридическими гарантиями также понимают систему институтов и норм материального и процессуального права, обеспечивающую субъективные права, реальный правовой статус личности [2, с. 264].

В. Д. Хилинский указывает, что в качестве структурных элементов конституционных гарантий прав и свобод личности выступают правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования, меры, направленные на охрану, защиту, компенсацию, а также полномочия Президента Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений [3, с. 6].

Конституционные гарантии - это, прежде всего, правовые средства и механизмы, с помощью которых достигаются цели правового регулирования, заложенные в конституционных нормах.

В Конституции можно выделить три уровня гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина [4, с. 102].

1. Общегосударственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, в том числе и социальных, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.

2. Система юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Эта система закреплена в ст. 33, 46-54 Конституции РФ [5].

3. Самостоятельная защита человеком и гражданином своих прав и свобод «всеми способами, не запрещенными законом». К таким способам защиты относятся обращения к средствам массовой информации, к различным общественным организациям, к трудовому коллективу. Особое значение здесь имеют профсоюзы и правозащитные организации.

Конституционное признание исследуемого нами права означает распространение на него соответствующих конституционных гарантий: возможность предпринимателя в соответствии с законодательством, учредительными документами и договорными обязательствами самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства, страховать предпринимательские риски страховыми обществами, не допускать монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестную конкуренцию.

Как указывает В. В. Волкова, в настоящее время в России сформировался определенный общеправовой институт государственных гарантий предпринимательской деятельности, представляющий собой сложную структурную единицу. Он содержит большое количество норм, обеспечивающих реализацию данного права [6, с. 97].

Под государственными гарантиями предпринимательской деятельности, по ее мнению, следует понимать закрепленную в законодательстве многоуровневую систему средств и способов (процессуальная форма; принципы; процессуальные нормы, закрепляющие права и обязанности; меры юридической ответственности; содержание и властный характер деятельности государственных органов и должностных лиц; судебный контроль и др.), предусмотренную нормами права, служащую охране прав и законных интересов граждан, выявлению и устранению их нарушений, которая во взаимодействии со всеми иными видами гарантий прав и интересов граждан формирует деятельность государственных органов и должностных лиц [6, с. 97].

Представляется, что под средствами, обеспечивающими реализацию субъективных прав, а также осуществление их защиты, должны пониматься закрепленные в нормах права конкретные предписания, адресованные либо самим субъектам, реализующим свои права, либо другим лицам и органам, указывающие на невоспрепятствование или создание благоприятных условий для осуществления субъектами законных и указанным образом гарантированных прав.

Для более динамичного развития предпринимательства в России, на наш взгляд, система средств и способов, регулирующих предпринимательскую деятельность, должна быть более последовательной и иметь «индивидуальный характер», т.е. определяться в зависимости от организационно-правовых форм и видов рассматриваемой деятельности.

Таким образом, гарантии предпринимательской деятельности должны занимать свое место в общей системе правовых гарантий, являясь при этом их составной частью. Несомненно, что содержащиеся в государственных гарантиях принципиальные положения, касающиеся общего режима предпринимательской деятельности, должны устанавливаться в рамках Конституции Российской Федерации, что и было предусмотрено законодателем. Данное положение является стержнем федерального законодательства, в котором закреплены гарантии, имеющие более конкретный характер, касающиеся вопро-

сов регулирования и обеспечения как самой предпринимательской деятельности, так и отдельных ее направлений, что должно обеспечивать уверенность субъектов предпринимательства.

Однако, на наш взгляд, наиболее важной обязанностью государства, публичных образований государства и гражданского общества являются правовое регулирование, охрана и защита граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как известно, в последние годы значительно возросла роль малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации, что и послужило причиной принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7, ст. 4006]. Соответственно, возникла необходимость усиления гарантий прав субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи особая роль отведена органам прокуратуры. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8, ст. 6249] на органы прокуратуры возложены новые полномочия.

С принятием указанного закона правоохранительный потенциал прокуратуры должен служить весомой базой обеспечения права человека на свободу предпринимательства. Законом конкретизируются и определяются место и роль прокурорского надзора в механизме охраны и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в становлении рыночных отношений в России, в освобождении слоя предпринимателей от необоснованного государственного и муниципального контроля со стороны органов, на то уполномоченных. Хотя следует заметить, что абсолютно все проблемы в механизме беспрепятственной реализации права на свободу предпринимательской деятельности и механизме его защиты указанный закон не нейтрализует.

Среди гарантий реализации и способов защиты прав человека важное место занимает судебный контроль. Наряду с правосудием, судебная власть осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.) толкованием правовых норм (толкование Конституционным Судом РФ норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях его пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.).

Большую работу по контролю за соблюдением основных прав человека осуществляют федеральные суды. Специфика их контроля состоит в том, что он не носит характер систематического наблюдения за законностью актов управления в области прав человека, в отличие, например, от прокурорского надзора. Контрольная деятельность суда за законностью действий органов управления осуществляется при рассмотрении любого дела, если при этом суд сталкивается с необходимостью такой проверки.

Следует отметить, что в условиях возрастания роли рыночных механизмов, индивидуального и коллективного предпринимательства глубокое теоретическое обоснование конституционных положений об экономических правах человека и гражданина, равно как и выработка действенных рекомендаций по их практическому претворению в жизнь представляются в наши дни одним из актуальных направлений конституционноправового исследования. Конечно же, важными остаются вопросы по механизмам защиты экономических прав, в частности свободы предпринимательской деятельности.

Государство как носитель власти должно располагать специальными механизмами обеспечения основных прав человека. Исходя из относительно устоявшегося в юридической науке определения механизма правового регулирования конституционно-правовой механизм обеспечения основных прав человека можно определить как взятую в единстве систему взаимодействующих конституционно-правовых средств, с помощью которых

государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в целях признания, соблюдения и реализации основных прав человека. Он включает в себя внутригосударственные и международные механизмы [9, с. 384-385].

Е. А. Еремеева в свою очередь указывает на то, что каждому виду гарантий соответствует определенный механизм защиты прав и свобод, а именно: международный, национальный, региональный и местный [10, с. 3].

Международный механизм защиты прав человека действует как на уровне мирового сообщества (общепланетарный уровень), так и на ином многостороннем уровне (СНГ, Европейского союза, Африканского союза и т.д.). Национальный механизм защиты включает в себя защиту прав и свобод в пределах государства. Региональным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина должен стать уровень субъекта Российской Федерации. Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина может осуществляться на муниципальном уровне.

При рассмотрении поставленного вопроса нельзя не учитывать также, что при всей значимости действенного механизма защиты и правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и др.

Совершенно очевидно, что реализация конституционных положений, в которых закреплен демократический и правовой механизм власти в конкретном государстве, создает в конечном итоге необходимые условия для реализации прав и свобод человека и гражданина, так как именно политика государства в различных сферах направлена на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина через правовые средства и механизмы правового регулирования, заложенные в национальном законодательстве.

Анализ изложенного позволяет сделать вывод, что конституционные гарантии прав и свобод личности - это совокупность согласованных и взаимосвязанных правовых средств и механизмов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и законах Российской Федерации, с помощью которых государство воздействует на процесс реализации конституционных прав и свобод, обеспечивая безопасность и благополучие личности, достижение социально полезных целей для общества и государства. По сути, сама Конституция Российской Федерации выступает наипервейшим и основным гарантом прав и свобод, а конституционные гарантии необходимо рассматривать в аспекте их определенной взаимной обусловленности с конституционными нормами.

Назначение гарантий состоит в том, чтобы создать обстановку, при которой провозглашенные права и свободы стали бы фактическим положением каждого гражданина государства. Наличие развитых гарантий создает в обществе и у граждан уверенность в том, что нет права без возможности его осуществления [11, с. 8]. Права, свободы и обязанности человека и гражданина лишены реального содержания без гарантий, способствующих их реализации.

Принятые в последние годы меры по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, безусловно, имеют немаловажное значение для реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для эффективного функционирования предпринимательства необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей и учитывающей специфику становления малого и среднего предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности должно осуществляться через систему законов прямого действия, что позволит создать условия и гарантии, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

Список литературы

1. Протасов, В. Н. Лекции по общей теории права и теории государства / В. Н. Протасов. - М. : Городец, 2010.

2. Головистикова, А. Н. Права человека / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Груцына. - М. : Эксмо,

2006.

3. Хилинский, В. Д. К вопросу о понимании конституционных гарантий прав и свобод личности / В. Д. Хилинский // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 2.

4. Чепурин, В. В. Право человека на достойную жизнь и состояние его осуществления в современном российском обществе : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Чепурин. - Владимир, 2005.

5. Конституция Российской Федерации 1993 года. - М. : Норма, 2008.

6. Волкова, В. В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности / В. В. Волкова // Закон и право. - 2008. - № 8.

7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 30 июля. - № 31. -Ст. 4006.

8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 29 дек. - № 52 (ч. 1). -Ст. 6249.

9. Гасанов, К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека / К. К. Гасанов. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10. Еремеева, Е. А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие / Е. А. Еремеева // Конституционное и муниципальное право. -2011. - № 2.

11. Федорин, В. П. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина : учеб. пособие / В. П. Федорин. - Хабаровск : РИЦХГАЭП, 2009.

Гусева Алена Леонидовна Guseva Alena Leonidovna

старший преподаватель, senior lecturer,

кафедра государственно-правовых дисциплин, sub-department of state and legal disciplines,

Пензенский государственный университет Penza State University

E-mail: artguseva@mail.ru

УДК 342 Гусева, А. Л.

К вопросу о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации / А. Л. Гусева // Вестник Пензенского государственного университета. -2013. - № 2. - С. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.