В следственно-судебной практике, к сожалению, не выработаны единые правила уголовно-правовой оценки посягательств на жизнь для случаев, когда последствия в виде лишения жизни наступили, тогда как обстоятельства, квалифицирующие деяние и осознаваемые посягателем, - нет.
На наш взгляд, в ряде статей Особенной части УК РФ (ст. 105, 111, 131, 132, 158, 161 и др.) целесообразно указать на соответствующий квалифицирующий признак, дающий возможность использовать анализируемую «дополнительную силу». Для иных же преступных деяний это обстоятельство могло бы стать отягчающим наказание (ст. 63 УК).
Таким образом, сложившаяся ситуация требует своего скорейшего законодательного разрешения, так как помимо необоснованного вменения виновному лицу дополнительного признака создается и ряд других проблем в правоприменении.
Литература
1. Наумов А.В. Российское уголовное право: Общая часть. М.: Бек, 1996. 560 с.
2. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2004 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.
3. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.).
4. Попов А.Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 898 с.
ТАСАКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tasakov@mail.ru).
TASAKOV SERGEY- doctor of law sciences, head of Criminal and Legal Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 342.56:341.231.14(471) ББК Х75 2 (Рос)
А.Е. ЧЕРНОВ
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В СТРАНАХ БАЛТИИ
Ключевые слова: страны Балтии, судебная система, право, закон о судоустройстве, правосудие, принципы, независимость, самостоятельность, судебная практика.
Рассмотрены конституционно-правовые основы функционирования судебных органов Латвии, Литвы и Эстонии. В общетеоретическом аспекте проанализирована структура судебной системы каждой из стран, отмечены некоторые особенности устройства судов в системе государственных органов, раскрыто содержание принципа независимости и открытости правосудия, проблемы единства судебной системы. Обоснован вывод о том, что дальнейшее укрепление и развитие судебной системы в прибалтийском регионе возможны благодаря обеспечению верховенства конституций и соблюдению демократических основ правосудия.
A. CHERNOV
TO A QUESTION OF FUNCTIONING OF JUDICIAL AUTHORITIES IN THE BALTIC STATES
Key words: Baltic States, judicial system, right, law on judicial system, justice, principles, independence, independence, jurisprudence.
In this article the actual task to cover constitutional and legal basics of functioning of judicial authorities of Latvia, Lithuania and Estonia is set. In general-theoretical aspect the structure of judicial system of each of the countries is analysed, some features of the structure of courts in system of government bodies are noted, the content of the principle of independence and openness of justice, a problem of unity of judicial system is opened. Valid conclusion that further strengthening and development of judicial system in the Baltic region is possible thanks to ensuring rule of the constitution and observance of democratic basis of justice.
Успешное развитие и функционирование судебной системы страны невозможны без приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов. В середине XX в. система правосудия получила международно-правовое признание и утверждение. Одним из первых международных актов, в
котором получили закрепление идеи формирования международных стандартов в области правосудия, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г.1.
Сегодня практически все конституции мира содержат разделы или главы, касающиеся судебного устройства. Признание судебной власти отдельным предметом конституционно-правового регулирования объясняется тем, что данная ветвь власти является составной частью государственного устройства.
Безусловно, образование любого государства связано с формированием и развитием национальной системы права. Распад СССР, создание Содружества Независимых Государств (СНГ) отразились на политической и правовой картине всего мира. Реформирование и укрепление судебного аппарата стали важнейшими задачами, поставленными перед государством. В настоящее время внешняя и внутренняя политика государства определяется множеством условий и факторов, среди которых уровень социально-экономического и политико-правового развития, географическое и геополитическое положение страны, ее национально-исторические традиции, задачи обеспечения национальной безопасности. Три прибалтийских государства: Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика - с правовой точки зрения именуются «странами Балтии», поскольку это обусловлено, прежде всего, их географическим положением. В свою очередь, прибалтийский регион имеет исключительно важное геополитическое значение, здесь пересекаются интересы практически всех европейских государств.
В современных государствах, в том числе и в странах Балтии, на основе принципа разделения властей закреплены функции законодательной, исполнительной и судебной власти, которые взаимодействуют между собой в рамках своих полномочий. Такое разделение полномочий, с одной стороны, обеспечивает органам власти разграничение государственных обязанностей по осуществлению представительной, исполнительной и судебной деятельности, с другой - единство государственной власти и верховенство права.
Как известно, суды являются основным звеном судебной власти, в задачи которой входит осуществление правосудия в соответствии с нормами права. В системе государственных органов судебная власть выступает в качестве особого механизма, которая позволяет эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Как показывает опыт, сильная и независимая судебная власть является важнейшей гарантией формирования правового государства и гражданского общества.
Нынешний этап развития судебной системы в странах Балтии свидетельствует о том, что важное место в структуре государственного механизма занимает именно судебная власть, основной задачей которой является осуществление акта правосудия. Вместе с тем становится все более очевидным тот факт, что судебная система требует дополнительного внимания к осмыслению ключевых проблем в сфере судопроизводства. Следует учитывать, решение вопроса об эффективности функционирования судебных органов имеет принципиальное значение, преимущественно как для внутренней, так и для внешней политики государства. Главным принципом построения судебной системы является ее единство, которое обеспечивается на законодательном уровне. Следует отметить, что вопросы функционирования судебных органов четко регламентированы в конституционных актах. Так, например, в ряде стран Балтии в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей и самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.
1 Всеобщая декларация прав человека: утв. 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций // Рос. газета. 1995. 9 апр.
Принцип независимости судов и судей является отправным, определяющим положение суда в современном правовом государстве.
В конституциях стран Балтии закрепляется общий принцип независимости и открытости правосудия. В частности, в ст. 114 Конституции Литвы установлено, «вмешательство институтов государственной власти и управления, членов Сейма и других должностных лиц, политических партий, политических и общественных организаций или граждан в деятельность судьи или суда запрещается и влечет предусмотренную законом ответственность» [1].
Однако принципы организации и деятельности судебных органов не следует абсолютизировать. Как известно, теория не всегда совпадает с практикой. Во многих странах нередко в деятельности судебных органов имеют место грубейшие нарушения провозглашенных конституционных положений. С учетом этого обстоятельства представляется, что повышение роли судебных органов в странах Балтии имеет особое значение, так как от системы правосудия зависят эффективность и целесообразность действующих законов, а в конечном итоге и всей правовой системы страны. Практически все суды, входящие в судебную систему, имеют единые цели и задачи, принципы организации и деятельности.
Рассмотрим некоторые особенности функционирования судебных органов на примере стран Балтии.
Правовой характер судебной системы Латвии определяется Конституцией, законами «О судебной власти», «О сиротских судах и волостных судах», «О Конституционном суде». Систему судов общей юрисдикции образуют Верховный суд, окружные суды и районные (городские) суды. Верховный суд состоит из Сената и трех коллегий: Гражданского суда, Уголовного суда и Коммерческого суда. Все судьи Верховного суда образуют Пленум, который является общим собранием судей Сената Верховного суда и его коллегий. Пленум принимает руководящие разъяснения для судов о применении законов. В 1996 г. в Латвии учрежден и с 1997 г. приступил к работе Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные в его компетенцию2. Таким образом, судебную власть в Латвии осуществляют только суды.
Особый правовой интерес представляет судебная система Литовской Республики, поскольку Литва как независимое государство существует более двадцати лет, и на протяжении этого периода времени продолжается реформа как государственно-политической, так и правовой системы.
Основные цели и задачи органов правосудия регламентируются главным законом - Конституцией Литовской Республики и законодательством «О судах», который утвердил в стране действующую четырехступенчатую систему судов общей компетенции3.
По своему юридическому содержанию Закон о судах определяет судебную систему республики, компетенцию судов, принципы организационного характера, статус судей и процедуры отбора претендентов на должность судьи, их назначения и ответственности, иные связанные с судами вопросы.
В судебную систему входят: Конституционный, Верховный, Апелляционный, окружные и «апилинковые» суды. В отдельных случаях коммерческие споры рассматривает Коммерческий арбитражный суд. Сенат Верховного суда, состоящий из председателя Верховного суда, председателей его отделений и других судей Верховного суда, анализирует судебную практику, применяемую при разбирательстве конкретных дел.
2 Закон о конституционном суде: принят 05.06.1996 г. (последние поправки приняты 10.12.2009 г.). Рига: Латвийский вестник, 1996.
3 О судах: закон № 1-480 от 31.05.1994 г. // Ведомости Литовской Республики. 1994. № 30. С. 1187-1206.
Как было отмечено выше, правосудие в Литовской Республике осуществляется только судами, на принципах верховенства права, независимости судов и судей, организационной самостоятельности судов, их финансовой независимости от других органов государственной власти и решений должностных лиц, саморегуляции и самоуправления судов, на иных принципах упорядочения судов, статуса судей и судебного производства [2. С. 263].
Можно заметить, в целях обеспечения независимости и беспристрастности судей законодательством установлено, что судья не может участвовать в деятельности политических партий и организаций, не может занимать никакие другие выборные или назначаемые должности, работать в предпринимательских или иных частных учреждениях либо на предприятиях, кроме педагогической деятельности. При выполнении своих функций судьи подчиняются только действующему законодательству страны.
Вопросы о судоустройстве Эстонской Республики регламентированы нормами Конституции, исходя из которой судебная система Эстонии имеет три инстанции. Несмотря на то, что Конституция позволяет создавать специальные суды для решения дел с более узкой спецификой в рамках гражданского, уголовного или административного права, в нормах Конституции не указаны категории «иные суды», кроме действующих. Помимо общих судов в стране запрещено создание чрезвычайных судов. Исходя из этого, полагаем, что организационный характер судов можно считать относительно несложным. После проведенной судебной реформы в стране гражданские и уголовные дела в качестве судов первой инстанции стали рассматривать уездные суды. Судом второй инстанции (апелляционным судом) стал окружной суд, судом высшей инстанции (кассационный суд) - Государственный суд. В настоящее время Государственный суд Эстонии одновременно является и судом конституционного надзора, который своим решением вправе признать недействительным любой закон или иной нормативный правовой акт, если он противоречит положениям действующей Конституции Эстонии.
На современном этапе развития судебные органы рассмотренных выше стран активно совершенствуют принципы, цели и задачи судебной системы, вносят предложения по укреплению независимой и самостоятельной судебной власти как неотъемлемой составной части государственности. Вместе с тем важное значение имеют результаты судебно-правовой реформы, которые сыграли историческую роль в становлении государственной идеологии и формировании правового государства в Балтийском регионе. Реформирование судебной системы, становление независимой судебной власти, укрепление статуса судей - все это послужило основой для утверждения новых принципов судебной деятельности: независимость, самостоятельность, открытость. Так, функции по осуществлению правосудия в большей или меньшей степени закрепились в особом государственном аппарате - судах, в соответствии с принципом разделения властей и разграничения предметов ведения в демократическом правовом государстве.
Как показывает практика, в каждой из прибалтийских стран судебная система имеет свои особенности не только формирования, но и функционирования, которые обусловлены природой государственной власти и национальным устройством.
Исследуя важнейшие аспекты деятельности органов правосудия, полагаем, судебная система, в широком смысле слова, отражает функциональное назначение судов и правовую природу их деятельности, которая позволяет осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть в стране. Тем не менее, несмотря на разногласия и многочисленные споры, в настоящее время роль судов не только возрастает, но и приобретает особую правовую значимость.
Таким образом, мы приходим к выводу, что дальнейшее укрепление и развитие судебной системы в прибалтийском регионе возможны благодаря обеспечению верховенства конституций и соблюдению демократических основ правосудия.
Литература
1. Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. док. М.: Манускрипт, 1997. Вып. 2. 672 с.
2. ЧиркинВ.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. 448 с.
ЧЕРНОВ АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (chernovE@cdep.ru).
CHERNOV ANATOLIY - post-graduate student of Constitutional and Municipal Law Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 342.56:341.231.14(470) ББК Х71 (2 Рос)
А.Е. ЧЕРНОВ
О РОЛИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Ключевые слова: конституция, права человека, суд, судебная власть, судебная система, государство, правосудие, судебная защита, судебное решение.
Рассмотрены основы судебной системы, принципы независимости и самостоятельности судебной власти как механизмы эффективной защиты прав и свобод человека в современном мире. Актуальность статьи определена современным состоянием судебной сферы, ее проблемными аспектами для развития судебной отрасли не только внутри страны, но и за ее пределами. Цель данной статьи - раскрыть эффективность и качество функционирования судебной власти, изучить международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека. Автором делаются некоторые теоретические выводы, которые могут быть использованы в практической деятельности.
A. CHERNOV
ON THE ROLE OF THE JUDICIARY IN PROTECTING HUMAN RIGHTS
Key words: constitution, human rights, court, judicial authority, judicial system, state, justice, judicial protection, judgment.
The relevance of the article defined the modern state judicial sphere, its problematic aspects for the development of the judicial branch, not only domestically, but also abroad. The purpose of this article to reveal the efficiency and quality of the functioning of the judiciary, to study international legal standards in the field of human rights protection. The author makes some theoretical conclusions, which can be used in practice. Abstract. In the article, from the standpoint of theoretical science, considered the Foundation of the judicial system, the principles of independence of the judiciary, as the mechanisms for the effective protection of human rights and freedoms in the modern world.
Современное общество невозможно представить без прав человека, основанных на принципах свободы и равенства. Они закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях других демократических государств, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов. Права человека являются высшей ценностью, а их уважение, соблюдение и защита входят в прямые обязанности государства. В практике реализации этой государственной функции принимают участие все ветви власти, но центральное место отводится судебной системе. Безусловно, судебная защита прав человека может стать эффективной лишь при условии создания самостоятельности судебной власти и реальной независимости судей. Обсуждая эту проблему, В.В. Ершов подчеркивает, что независимость суда в правовом государстве не является самоцелью судей, а в конечном итоге служит обязательным, жизненно важным условием обеспечения прав и свобод граждан [2. С. 76-77].
Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной судебной власти, призванной обеспечить беспристрастное правосудие и максимально полно защитить права и свободы человека. Основным критерием самостоятельности судебной власти, как отмечает В.П. Кашепов, является «ее способность