Научная статья на тему 'К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков'

К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
838
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / СОВЛАДАНИЕ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / COPING STRATEGIES / COPING RESOURCES / COPING / BEHAVIORAL STRATEGIES / PROBLEM-SOLVING STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна

Представлен опыт использования технологии социальной профилактики употребления наркотиков, основанный на подходе, разработанном сотрудниками отдела профилактики НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ. Данный подход базируется на основах теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса и предполагает развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем, помогает подросткам не включаться в употребление психоактивных веществ (ПАВ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF HEALTHY VITAL STYLE AT TEENAGERS

The article presents the experience of using social technologies prevention of drug use, based on the approach developed by officers of the Research Institute on Addiction prevention MOH Ministry of Internal Affairs of Russia. This approach is based on the theory of stress and coping Richard Lazarus and involves the development of personal resources and skills to solve problems helps teens not be included in the use of surfactants.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 169-172.

удк 613.6

ББК 28.7

к вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков

Е. Г. Черникова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия

Представлен опыт использования технологии социальной профилактики употребления наркотиков, основанный на подходе, разработанном сотрудниками отдела профилактики НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ. Данный подход базируется на основах теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса и предполагает развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем, помогает подросткам не включаться в употребление психоактивных веществ (ПАВ).

Ключевые слова: копинг-стратегии, копинг-ресурсы, совладание, стратегии поведения, стратегия разрешения проблем.

Современная ситуация в социуме характеризуется разрушением прежних устаревших стереотипов поведения, потерей идеалов и ценностей. В этой обстановке родители и наставники часто не готовы оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодёжь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями и навыками современных социально-адаптивных стратегий поведения. Молодые люди оказываются психологически беспомощными, незащищёнными, уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют определённых жизненных навыков, позволяющих им выбирать эффективные способы снятия стресса и напряжения, дающих возможность самостоятельно справиться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и сформировать здоровый жизненный стиль. Решением данной проблемы, на наш взгляд, является разработка или адаптация профилактических программ среди специалистов социальной сферы: социальных работников, социальных педагогов, учителей, а также родителей и учащихся, направленных на усвоение адаптивных способов совладения со стрессом.

В процессе подготовки бакалавров социальной работы к осуществлению профилактической деятельности с детьми нами была использована программа, разработанная доктором медицинских наук, профессором, руководителем отдела профилактических исследований НИИ наркологии Минздрава России, заведующей кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Н. А. Сиротой и доктором медицинских наук, профессором, ведущим научным сотрудни-

ком НИИ наркологии В. М. Ялтонским. Данная программа базируется на основах теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса и принятой ВОЗ классификации профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). В теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса говорится, что в результате взаимодействия человека и окружающей среды у него формируются определённые стратегии поведения, основанные на его личном опыте. Лазарус вводит понятие «ко-пинг» — преодоление стресса, совладение с ним. В зависимости от копинг-ресурсов у человека могут развиваться разные формы поведения, как адаптивные, так и дезадаптивные. Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит её когнитивную оценку: он суммирует информацию о произошедшем и оценивает возможные последствия (первичная оценка); определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, определяет механизмы и ресурсы преодоления стресса (вторичная оценка). Затем ситуация рассматривается ещё раз, новым взглядом. Происходит когнитивная переоценка ситуации. После проведённой оценки ситуации индивид приступает к выработке механизмов преодоления стресса (копинг-процессу). Для этой цели он активизирует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения. Все стратегии поведения человека, формирующиеся у него в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы: стратегия разрешения проблем, поиск социальной поддержки и избегание.

Стратегия разрешения проблем — это активная стратегия поведения, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него

личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Стратегия поиска социальной поддержки — это активная стратегия поведения, при которой человек для эффективного разрешения проблем обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

Избегание — это пассивная стратегия поведения, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Она может носить адекватный или неадекватный характер по отношению к конкретной ситуации и особенностям реагирования личности на стресс.

Опираясь на теорию Лазаруса, Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский разработали концептуальную модель копинг-профилактики наркомании. Авторы экспериментально установили, что развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем помогает подросткам не включаться в употребление ПАВ. Поэтому основной целью профилактики должно быть развитие процесса осознания, понимание собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности. Такая профилактика носит название копинг-профилактики. Её целями являются развитие и модификация поведенческих стратегий, способствующих совладанию с требованиями социальной среды. К таким стратегиям относятся стратегии разрешения проблем, поиска и оказания социальной поддержки и избегание искушения наркотизации. Также важными целями являются развитие ресурсов личности и социальной среды, с помощью которых можно делать эффективный здоровый и осмысленный поведенческий выбор. К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации, сформи-рованность позитивной я-концепции (самооценки, самоуважения, самоэффективности), способность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор, ряд коммуникативных навыков (умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение), повышение социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки.

Программа предполагает профилактическое воздействие на личность (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты её формирования) и социальную среду (изменение её влияния).

Программа включает четыре раздела:

1) информационный;

2) когнитивное развитие;

3) развитие личностных ресурсов;

4) развитие стратегий высокофункционального поведения навыков [2].

Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговой штурм, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, психодрама, круглые столы и др. Предполагаемые результаты:

— уменьшение среди подростков факторов риска употребления наркотиков и других ПАВ;

— формирование у подростков здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов;

— развитие системного подхода к профилактике злоупотреблений ПАВ;

— развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления ПАВ.

В данной статье мы предлагаем примерную программу занятия с подростками по одной из важных тем: «Жизненные навыки и стратегии преодоления жизненных проблем». Цель занятия для участников: получить представление о жизненных навыках, событиях и проблемах, а также практически отработать некоторые навыки преодоления проблем. Занятие состоит из двух блоков: информационного и практического.

В первом блоке участникам сообщается следующая информация. Жизненные события — это все значительные социальные изменения и неудачи, с которыми человек столкнулся в повседневной жизни. Жизненные события часто могут служить причиной стресса, но также могут иметь и положительный исход в аспекте защиты здоровья. Во многих странах существует определённый порядок оказания социальной поддержки во время основных стрессовых событий в жизни. В нашей стране система оказания такой помощи не развита. Поэтому важно самим научиться оказывать поддержку друг другу.

Жизненные навыки: это личные, межличностные и физические навыки, которые позволяют людям контролировать свою жизнь, развивать умение жить вместе и вносить позитивные изменения в окружающую среду. Пример жизненных навыков: определение и решение проблем, принятие решений и разрешение конфликтов.

Преодоление: это процесс, предполагающий активизацию имеющихся у индивида познавательных и физических навыков и ресурсов, используемых ими для разрешения проблем и преодоления стрессов и трудностей повседневного

существования или жизненных событий, вызывающих стресс. Далее участникам предлагается обсудить понятия: жизненные события, жизненные навыки, жизненные трудности, включившись в дискуссию на тему: «Жизненные трудности и их преодоление». Членам группы даётся задание: «Вспомните, пожалуйста, основные проблемы, которые возникали у вас в течение последних шести месяцев, и то, как вы вели себя в этих ситуациях». Затем организуется проведение ролевых игр, демонстрирующих разные типы копинг-поведе-ния. На примере разыгранных ситуаций организуется обсуждение основных стратегий, используемых человеком для преодоления стресса (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание стрессовых ситуаций). Обсуждаются «более эффективные и менее эффективные стратегии». Далее участникам предлагается написать на листе бумаги ещё по 1—2 примера преодоления стрессовых ситуаций. Совместными усилиями определяются ведущие копинг-стратегии в этих примерах. Участники группы определяют свои ведущие копинг-стратегии [3].

Следующая часть занятия посвящена навыкам поведения, способствующим эффективному преодолению стресса. Используя метод «мозгового штур-

ма», члены группы разрабатывают и записывают на листе бумаги «навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса». Участники группы получают домашнее задание: «Возьмите чистый лист бумаги. Назовите его “Изменение моих навыков”. Запишите в него навыки, которые вы имеете и которые хотели бы развить».

Дальнейшие занятия программы ориентированы на получение участниками представления о себе, навыков эффективного преодоления проблем и препятствий, развитие ресурсов личности и среды, с помощью которых препятствия могут быть устранены. Она поможет научиться жить так, чтобы укреплять своё физическое и психическое здоровье, активно и эффективно справляться с возникающими проблемами, избегать употребления наркотиков и других ПАВ, вызывающих зависимость и отрицательные физические, психические и социальные последствия.

Таким образом, разработка или адаптация профилактических программ, с одной стороны, могут способствовать более эффективной профилактике наркомании среди детей и подростков, с другой — практической подготовке бакалавров социальной работы к участию в решении данной проблемы.

Список литературы

1. Прутченков, А. С. Тренинг коммуникативных умений : метод. разработки занятий / А. С. Прут-ченков. М. : Новая шк., 1993.

2. Сирота, Н. А. Программы формирования здорового жизненного стиля / Н. А. Сирота, М. В. Ялтонский. М., 2000. 89 с. (Работающие программы. Вып. 5).

3. Соловов, А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет / А. В. Соловов. М., 2000. 92 с. (Работающие программы. Вып. 2).

Сведения об авторе

черникова Елена Геннадьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия. Helen1268@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333). Education and Healthcare. Issue 3. P. 169-172.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF HEALTHY VITAL STYLE AT TEENAGERS

E. G. Chernikova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Social Work, Pedagogy and Psychology of Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Helen1268@mail.ru

The article presents the experience of using social technologies prevention of drug use, based on the approach developed by officers of the Research Institute on Addiction prevention MOH Ministry of Internal

Affairs of Russia. This approach is based on the theory of stress and coping Richard Lazarus and involves the development of personal resources and skills to solve problems helps teens not be included in the use of surfactants.

Keywords: coping strategies, coping resources, coping, behavioral strategies, problem-solving strategy.

References

1. Prutchenkov, A. S. Training communicative functions : method design lessons / Prutchenkov. M. : New school, 1993.

2. Sirota, N. A. Program for the formation of healthy life style / N. A. Sirota, M. V. Yaltonskij. M., 2000. 89 p. (Programs that are running. Iss. 5).

3. Solovov, A. V. Skills for life. Early prevention of chemical dependency program for children 9-12 years / A. V. Solovov. M., 2000. 92 p. (Programs that are running. Iss. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.