Новикова М.Д.
Оренбургский государственный университет E-mail: mdnovikova@mail.ru
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ЖИВОТНОВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на процесс формирования цен на продукцию животноводства. Определена необходимость государственного регулирования ценообразования в процессе заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Представлена методика формирования цен закупки и реализации при введении государственного регулирования процесса ценообразования на рынке животноводческой продукции.
Ключевые слова: цена, продукция животноводства, государственное регулирование, конкурентоспособность.
Цена, являясь инструментом коммерческой политики субъектов хозяйствования, служит денежным выражением ценности производимого ими продукта. Процесс образования цены на животноводческую продукцию осуществляется но основе общих принципов ценообразования. Однако существуют определенные особенности ценообразования, вытекающие из специфики производства и переработки продукции животноводства.
Среди основных факторов, влияющих на формирование цены на продукцию животноводства, можно выделить такие, как природно-климатические условия, диспаритет цен в сельском хозяйстве, масштабное присутствие на национальном рынке иностранных конкурентов, отсутствие необходимого уровня государственной поддержки национальных производителей животноводческой продукции, наличие большого количества звеньев в производственной цепочке (начиная от заготовки сырьевой базы и заканчивая розничной реализацией), весомая доля населения с низкой платежеспособностью, сезонный характер (заготовка кормовой базы, период лактации), низкая эластичность спроса на животноводческую продукцию, короткий период сохранности продукции животноводства, высокий уровень затрат на производство.
Субъектов хозяйствования, занятых производством животноводческой продукции, в большей степени, чем ее переработчиков, осуществляющих свою деятельность на промышленной основе, затрагивает активное взаимодействие естественных и общественных факторов. Разнообразные природные условия приводят к тому, что одни и те же затраты тру-
да позволяют получить разное количество продукта, и в результате стоимость оказывается выше там, где хуже производственные условия. Данный факт должен учитываться при формировании цены на животноводческую продукцию. В противном случае,
это может привести, к тому, что производители не только не смогут получить доход, необходимый для расширенного воспроизводства, но и даже не смогут возместить произведенные затраты. Игнорирование данного факта привело бы к тому, что сельскохозяйственные производители отказывались бы от ведения деятельности на неблагоприятных территориях. Поскольку, по данным Мин-сельхоз России три четверти территории России неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, то это может привести к глобальным отрицательным последствиям. В список неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства вошли 63 из 83 субъектов Российской Федерации. Необходимость в утверждении перечня регионов такого типа возникла в целях классификации мер поддержки сельского хозяйства в соответствии с нормами ВТО.
Мировая практика показывает, что «цены на рынке сельскохозяйственной продукции возрастают меньшими темпами, чем цены на товары промышленных предприятий, услуги производственно-технического, транспортного и строительного назначения, что и обуславливает возникновение диспаритета цен» [1,-с.16]. Долгое время эта ситуация была свойственна и национальному рынку: рост цен российских сельхозпроизводителей на реализуемую продукцию значительно отставал от
роста цен на приобретаемые ими промышленные товары и услуги производственно-технического назначения, что приводило к несоответствию выручки и затрат производства животноводческой продукции. В настоящее время указанный фактор оказывает не столь существенное влияние на показатели деятельности производителей сельскохозяйственной продукции. Наоборот, рост цен в сельском хозяйстве в некоторых федеральных округах превышает рост цен на промышленные товары, необходимые для ведения сельскохозяйственной деятельности. Тем не менее, сложившаяся в последнее время паритетность цен, не позволила добиться весомых положительных финансовых результатов субъектам хозяйствования занятых производством и переработкой продукции животноводства.
Следует отметить, что деятельность субъектов хозяйствования, занятых производством продукции животноводства, осуществляется в жестких условиях конкурирования с иностранными участниками рынка сельскохозяйственной продукции. Это было актуальным и до присоединения России к ВТО, а после свершившегося события, национальные производители оказались еще в более жестких рамках функционирования. На текущий момент времени создалась ситуация, когда импортная продукция животноводства не столько дополняет, сколько подавляет национальное производство. Совокупность таких факторов, как «сезонный характер производства и высокая фондоёмкость; иммобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий; наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности» приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК, что существенно снижает его привлекательность для инвесторов [2].
В рамках программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» реализуется подпрограмма, направленная на развитие пищевой и перерабатывающей промышленнос-
ти. В соответствии с ожидаемыми результатами ее реализации, рост производительности труда к 2020 году в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности составит 200% и достигнет 4,0 млн.р./ чел., при условии что объем бюджетных ассигнований подпрограммы за период с 2014 по 2020 гг. составит 3 251 000 тыс.р.
В настоящее время на территории РФ используются такие механизмы государственной поддержки как, налоговая, денежно-кредитная, бюджетная политика и др. Высшее руководство страны, всерьез озаботилось сложившейся ситуацией на сельскохозяйственном рынке в целом и в частности в области животноводства. Начиная с 2008 года в рамках стратегии развития сельского хозяйства реализуется крупномасштабная государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в рамках которой уже направлено 1406,6 млрд.р. из бюджетных и внебюджетных источников и еще до 2020 года планируется направить 500 млрд.р.[3]. Но пока, применяемые механизмы господдержки фактически направленные на компенсацию произведенных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем, делают ее недостаточно эффективной.
Процесс производства различных видов животноводческой продукции в основной своей массе проходит множество производственных стадий, тем самым выстраивая длинную цепочку взаимодействующих звеньев всего производственного цикла, начиная от заготовки сырья и заканчивая распространением готовой к употреблению продукции животноводства через торговые сети и комбинаты питания.
При формировании рыночной цены на животноводческую продукцию значимым является количественный состав хозяйствующих субъектов, участвующих в ее производственной цепочке. Узкая специализация хозяйствующего субъекта приводит к увеличению количества звеньев посреднических организаций, что обеспечивает рост розничной цены на животноводческую продукцию для конечного потребителя.
По данным Федеральной службы государственной статистики, около 35% населе-
ния страны за период с 2008 г. по 2012 г. получили среднедушевые денежные доходы в размере от 3500 до 10000 рублей. Среднемесячный объем потребления одним человеком (в соответствии с данными потребительской корзины) мясопродуктов составляет 4,3 кг, а молока и молокопродуктов в пересчете на молоко - 25 кг, а средний уровень цен за 2012 год составил 275 рублей и 33 рубля за кг соответствующего продукта [4]. Таким образом, среднестатистическому гражданину в месяц только на мясомолочные продукты необходимо тратить около 2000 рублей в месяц. Сопоставляя уровень заработной платы с уровнем затрат на мясомолочную продукцию, можно сделать вывод, что затраты на приобретение продукции в бюджете расходов домохозяйств занимают значительную долю.
Существенное влияние на процесс формирования цены на животноводческую продукцию оказывает сезонность ее производства. Это влияние проявляется в зависимости цены произведенной продукции от качества и количества кормовой базы, а также лактационного периода. Вопрос с кормовой базой достаточно трудно решить в осенне-зимнем периоде, так как свежую траву животные потребляют только в весенне-летнем периоде, что сказывается на увеличении объемов и улучшении качества надоев. А вот при должном подходе зоотехников, можно распределить лактационный период по всем коровам и круглогодично получать молоко примерно в равных объемах. Иначе, может сложиться ситуация когда все коровы сначала в одно время будут давать молоко, а потом будут просто простаивать.
Как показывают исследования, спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции неэластичен (значение коэффициента эластичности спроса лежит в пределах от 0 до 1, составляя порядка 0,2 или 0,25). Следовательно, увеличение производства животноводческой продукции благодаря росту эффективности производства одновременно снижает как цены на продукцию, так и доходы производителей. Но с другой стороны, рост цен на продукцию животноводства не повлияет кардинальным образом на объемы потребляемой продукции, так как мясомолочная продукция входит в состав жизненно необходимого рациона питания. Таким образом, спрос
на продукцию животноводства характеризуется такими факторами, как незаменимость, отнесение к предмету первой необходимости, весомая занимаемая доля данных товаров в расходах потребителей. Влияние на спрос этих факторов отражается в цене на конечную продукцию животноводства.
Достаточно короткий период сохранности большинства видов продукции сферы животноводства ставит производителей сырьевой базы в жесткие временные рамки по срокам ее реализации, что часто приводит к необоснованному снижению закупочных цен на продукцию, требующей дальнейшей переработки.
Существенным фактором, оказывающим влияние на формирование цены на продукцию животноводства, является высокая трудоемкость и материалоемкость. В структуре себестоимости основную долю занимают такие элементы как затраты на оплату труда, стоимость электроэнергии и сторонних услуг, стоимость израсходованных материалов собственного производства и покупных, стоимость потребленных в процессе производства животноводческой продукции средств труда и другие затраты.
Низкий уровень закупочных цен, устанавливаемый монополистами-переработчи-ками животноводческой продукции, не учитывающими интересы производителей животноводческого сырья, не приводит к повышению доступности сельскохозяйственной продукции для конечных потребителей. Причиной такого положения является использование принципов свободного ценообразования, так как по действующему законодательству цены на животноводческую продукцию устанавливаются в зависимости от текущей рыночной конъюнктуры.
Сложившаяся ситуация на текущий момент времени доказывает потребность в государственном регулировании цен на животноводческую продукцию с учетом интересов производителей и покупателей. Кроме того, для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, в соответствии с требованиями антимонопольного законодатель-
ства Российской Федерации может применяться регулирование цен.
Введение государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию позволит, с одной стороны, защитить население от необоснованного завышения уровня розничных цен на продукты первой необходимости, а с другой - поддержать те сельскохозяйственные предприятия, которые, имея огромную зависимость от природно-климатических условий, не могут эффективно функционировать в условиях рыночных цен. Таким образом, «государство должно влиять на процесс ценообразования» -[5, с.9], тем самым создавая предпосылки для развития производства животноводческой продукции в необходимых объемах.
Государственное регулирование цен на мясомолочные продукты питания приведет к компромиссу между производителями, посредниками и потребителями. Ценовое регулирование со стороны государства должно предусматривать установление минимально гарантированной цены закупки и максимальной цены реализации товара. Тем более, что «толкование многосторонних международных договоренностей также дает основание полагать, что после вступления России в ВТО не запрещено вводить новые меры ценового регулирования на других рынках» [6] в дополнение к существующим.
Данное направление целесообразно реализовывать при сотрудничестве всех заинтересованных участников рынка животноводческой продукции: сельскохозяйственных производителей, переработчиков, торговосбытовых организаций и Правительства РФ. Функции по решению данного вопроса уместно возложить на департамент по вопросам регулирования тарифов и контроля за ценообразованием на региональном уровне, который в соответствии с действующим законодательством осуществляет в пределах своей компетенции функции, связанные с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и ЖКХ.
Система государственного регулирования ценообразования в сфере животноводства должна предусматривать формирование гарантированной минимальной цены закупки и максимальной цены реализации готового к употреблению товара.
Используемые в современной практике методы расчета цены в той или иной степени базируются на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, которые предъявляются к полезности и качеству товара. Чая В.Т. и Чупахина Н.И. в своем исследовании, посвященном определению справедливой стоимости для сельскохозяйственной продукции, отмечают, что все методы расчета цены можно поделить на четыре основные группы: затратные, рыночные, эконометрические и административные методы. Каждая из указанных групп объединяет в себе ряд методов расчета цены в зависимости от того, на что в большей мере ориентируется производитель товара и его продавец [7, с. 59].
Среди существующих на практике методов ценообразования, по нашему мнению, наиболее оптимальным для определения минимальной гарантированной цены закупки мясомолочного сырья является метод целевой рентабельности, основанный на заданной норме инвестиций в активы [8].
Расчет минимального уровня закупочных цен на сельскохозяйственное сырье, по нашему мнению должен включать такие элементы, как средний уровень себестоимости продукции предшествующего периода в соответствующем регионе, прогнозное значение годового уровня инфляции, размер надбавки за риск с учетом региональных особенностей функционирования производителей продукции животноводства.
Учитывая выше изложенные требования, минимальную цену закупки у производителей животноводческой продукции можно определить как:
ТТтіп _ р х Тзак _Рпх
1 +
И*
100
1+
100
(1)
где Ц™“ - минимальная цена закупки товаров у субъектов хозяйствования занятых производством продукции животноводства, в рублях;
Сп - средняя себестоимость производимой продукции за предшествующий период, в рублях;
Ип - прогнозируемый годовой уровень инфляции, в процентах;
Ун - региональный уровень надбавки с учетом риска осуществления деятельности в сфере животноводства, в процентах.
х
Базой для расчета минимальной цены закупки является средняя себестоимость производимой продукции за предшествующий период, значение которой предоставляет официальная статистика. В качестве годового уровня инфляции необходимо использовать официальное его прогнозное значение Минэкономразвития. В процессе расчета данной цены сложность возникает при определении регионального уровня надбавки за риск. По нашему мнению, целесообразно в качестве данного показателя использовать значение уровня рентабельности в экономике региона в целом. Это будет справедливо, потому, что позволит субъектам хозяйствования достичь среднего уровня доходности на соответствующей территории РФ.
При формировании максимальной цены реализации переработанной продукции животноводства конечному потребителю следует учитывать такие элементы, как средняя стоимость приобретенного сырья за предшествующий период и размер наценки на продукты питания первой необходимости.
В результате расчет максимальной цены реализации товара можно представить следующим образом:
Т
тах _ /-і реал _ Сс х
1+
100
(2)
где цтал - максимальная цена реализации переработанной продукции животноводства, в рублях;
Сс - средняя стоимость приобретенного сырья за предшествующий период, в рублях;
Рн - размер наценки на продукты питания первой необходимости, в процентах.
Значение средней стоимости приобретенного сырья за предшествующий период официально публикуется Росстатом и может приниматься за основу при расчете максимальной цены продажи. В обсуждаемых в настоящее время поправках в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России», предлагается на государственном уровне осуществлять регулирование цен на продовольственные товары, путем установления предельных значений торговых наценок. Предполагается, что уровень предельных значений торговых наценок будет варьироваться от 10 % до 15 % [9].
Таким образом, определение гарантированных цен на животноводческую продукцию, с одной стороны, позволит производителям улучшить финансовые результаты своей деятельности, а с другой стороны, может привести к появлению «черного рынка» вследствие введения ограничений. Для недопущения возможных негативных последствий должна быть предоставлена свобода выбора субъекту хозяйствования: приобретать продукцию животноводства по фактическим или гарантированным ценам. В случае, если субъекты хозяйствования сферы переработки и сбыта продукции животноводства приобретают сельскохозяйственное сырье по установленным минимально гарантированным ценам закупки, то необходимо предусмотреть возможность возмещения разницы между фактической и гарантированной ценами за счет средств федерального бюджета. Это обеспечит производителям сферы животноводства достойную оплату за товар, а предприятиям сферы переработки и сбыта, помимо выгоды от роста базы наценки, еще и возмещение разницы между обозначенными ценами. Субъекты хозяйствования, занятые производством продукции животноводства, в качестве стимулятора к дальнейшему развитию также получают право на получение государственной помощи не связанной с обязательностью закупки продукции животноводства для дальнейшей её переработки. Схематично отношения, возникающие между участниками рынка сельскохозяйственной продукции в результате внедрения системы государственного регулирования процесса ценообразования, отражены на рисунке 1.
Как показано на рисунке, субъекты хозяйствования, занятые в сфере производства и (или) переработки продукции животноводства, получают право на компенсационные выплаты из федерального бюджета. Предприятия сферы оптово-розничной торговли осуществляют надбавку, формируя приемлемую цену как для производителей, переработчиков, так и для них самих. Заинтересованность торговых предприятий может объясняться тем, что большая база наценки, как известно, дает большую выгоду. А конечный потребитель с учетом вводимых ограничений в части надбавок на цену товара, получает продукты питания по приемлемой стоимости.
Возмещение части стоимости продукции животноводства из средств федерального бюджета будет осуществляться лишь в тех случаях, когда минимальная гарантированная закупочная цена на нее будет ниже фактической (реальной) стоимости по итогам текущего года. В этом случае размер компенсации может быть определен следующим образом:
Рк = ЦзТ - ц
1+-
Иф
100
(3)
где Рк - размер компенсации, в рублях;
Цфак - фактически сложившаяся стоимость товара, за предыдущий год, в рублях;
Иф - фактически сложившийся годовой уровень инфляции, в процентах.
За основу при определении данного показателя принимается минимально гарантированная цена закупки, расчет которой был представлен ранее. Значение фактически сложившейся стоимости товара за предыдущий период подтверждается первичной документацией фиксирующей расходы субъекта хозяйствования на приобретение продукции животноводства в целях ее дальнейшей переработки, которое корректируется на уровень инфляции официально подтвержденной Росстатом за период, в котором была совершена покупка товара.
Предложенная методика формирования цен на животноводческую продукцию сферы производства и ее переработки позволит стабилизировать сельскохозяйственный рынок. Следует заметить, что особую значимость внедрение государственного регулирования сфе-
ры животноводства имеет для ее производителей и конечных потребителей. Именно они являются наиболее уязвимыми участниками сельскохозяйственного рынка, так как больше всех чувствительны к хаотичному ценообразованию на животноводческую продукцию, сложившемуся на территории России. И как следствие, одни вынуждены производить себе в убыток, а другие покупать себе в ущерб.
В соответствии с вышесказанным, введение системы государственного регулирования ценообразования на сельскохозяйственном рынке будет способствовать сглаживанию ряда факторов, оказывающих существенное влияние на процесс ценообразования:
- во-первых, может быть устранена проблема паритетности цен на продукцию животноводства, так как при расчете гарантированной цены на нее будет учитываться прогнозное значение инфляции;
- во-вторых, к росту эффективности деятельности в сфере животноводства может привести учет в цене на продукцию среднего уровня доходности по экономике в целом;
- в-третьих, большое количество звеньев цепочки между производителем продукции животноводства и конечным потребителем, может быть сокращено за счет предоставленной возможности получения компенсации субъектами, объединяющими в себе помимо производства продукции животноводства еще и ее переработку. Все это будет служить стимулом к дальнейшему росту масштабов их деятельности, что в результате, приведет к снижению оптово-розничных цен;
X
Рисунок 1. Отношения между участниками рынка, возникающие в процессе государственного регулирования
ценообразования на продукцию животноводства
Таким образом, в результате проведенного исследования была разработана методика расчета минимальной цены закупки сырьевой базы и максимальной цены реализации готовой продукции предполагающая государственное участие в процессе ценообразования на территории Российской Федерации.
24.06.2013
Список литературы:
1. Лыгина, Н.И., Гончаров, А.А. Пути преодоления диспаритета цен в агропромышленном комплексе России // Вестник ОрелГИЭТ. - 2009. - №2. - С. 14 - 19.
2. Субсидирование сельского хозяйства. - Режим доступа: http://www.riskovik.com/journal/stat/n6/subsidirovanie-sh/.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/ 342.htm.
4. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/urov/urov_31g.htm.
5. Кузьмичева М.Б. Совершенствование форм государственной поддержки животноводческой отрасли // Мясная индустрия. - 2008. - №3. - С. 9 - 12.
6. Борзова М. Цены будут регулировать осторожнее. Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/04/ 10/vto.html.
7. Чая В.Т., Чупахина Н.И.Справедливая цена для сельскохозяйственной продукции. // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - №25. - С.55 - 67.
8. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/politics/ microeconomics/elastichnost-sprosa/.
9. Единороссы намерены ограничить ценовые надбавки на хлеб, молоко и другие продукты. - Режим доступа: http:// www.gazeta.ru/business/news/2012/11/22/n_2628433.shtml.
Сведения об авторе:
Новикова Марина Дарчоевна, старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и оценки собственности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6504, тел. (3532) 372477, е-шаП: mdnovikova@mail.ru
UDK 338.43:338.5(470)
Novikova M.D.
Orenburg state university, e-mail: mdnovikova@mail.ru
ON THE FORMATION OF PRICES FOR LIVESTOCK PRODUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
The factors that influence the price formation for livestock products. The necessity of government regulation of pricing in the process of harvesting, processing and marketing of agricultural products. The technique of pricing purchases and sales with the introduction of state regulation of the process of price formation in the market of animal products.
Key words: price, animal products, government regulation, competitiveness.
Bibliography:
1. Lygina, NI, Goncharov, AA Ways to overcome the disparity in prices in the agricultural sector in Russia / / Journal OrelGIET. -2009. - №2. - S. 14 - 19.
2. Subsidizing agriculture. - Mode of access: http://www.riskovik.com/journal/stat/n6/subsidirovanie-sh/.
3. State Program for Development of Agriculture and Regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013 -2020. - Mode of access: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
4. Distribution of population by average per capita income. - Mode of access: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ urov/urov_31g.htm.
5. Kuz’micheva MB Improving the forms of state support the livestock industry / / Meat Industry. - 2008. - №3. - Pp. 9 - 12.
6. M. Borzova Prices will be adjusted carefully. Russian newspaper. - Mode of access: http://www.rg.ru/2012/04/10/vto.html.
7. Tea VT, Chupakhina N.I.Spravedlivaya price for agricultural products. / / Regional Economics: Theory and Practice. - 2008. -№25. - P.55 - 67.
8. Price elasticity of demand. Income elasticity of demand. Mode of access: http://vadim-galkin.ru/politics/microeconomics/ elastichnost-sprosa/.
9. United Russia intend to limit markups on bread, milk and other products. - Mode of access: http://www.gazeta.ru/business/ news/2012/11/22/n_2628433.shtml.
- в-четвертых, уровень конкурентоспособности субъектов хозяйствования, занятых производством продукции животноводства, будет повышен в связи с ростом эффективности их деятельности, что в масштабах страны решит проблему продовольственной безопасности.