Научная статья на тему 'К вопросу о формировании системы государственных закупок в период существования древней Руси'

К вопросу о формировании системы государственных закупок в период существования древней Руси Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / феодальная раздробленность / государственное управление / государственные нужды. / government procurement / feudal fragmentation / government / state needs.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — П. А. Антось

В статье рассматривается вопрос о формировании системы государственных закупок в период с XI по XII вв. Несмотря на укоренившееся мнение о том, что система государственных закупок возникла в России в период правления царя Алексея Михайловича, с принятия указа принятого от 7 июля 1654 года о подрядной цене на обеспечение доставки в город Смоленск сухарей и муки, имеются основания полагать, что зарождение системы закупок для государственных нужд произошло намного раньше – в X – XII вв. В работе анализируются положения древнейших источников русского права, упоминания о порядке исполнения заказов, а также многочисленные личные указы местных князей и их приближенных, направленных на материальное обеспечение княжеств, войск, храмов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE STATE PROCUREMENT SYS- TEM IN THE PERIOD OF THE EXISTENCE OF ANCIENT RUSSIA

The article deals with the issue of the formation of the public procurement system in the period from the XI to XII centuries. Despite the deep-rooted opinion that the public procurement system originated in Russia during the reign of Tsar Alexei Mikhailovich, with the adoption of the decree adopted on July 7, 1654 about the contract price for providing delivery of crackers and flour to the city of Smolensk, Procurement for government needs occurred much earlier in the X XII centuries. The work analyzes the provisions of the oldest sources of Russian law, references to the order execution procedure, as well as numerous personal decrees of local princes and their entourage, aimed at providing material support to principalities, troops, churches, etc.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании системы государственных закупок в период существования древней Руси»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

П.А. Антось, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10886

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании системы государственных закупок в период с XI по XII вв. Несмотря на укоренившееся мнение о том, что система государственных закупок возникла в России в период правления царя Алексея Михайловича, с принятия указа принятого от 7 июля 1654 года о подрядной цене на обеспечение доставки в город Смоленск сухарей и муки, имеются основания полагать, что зарождение системы закупок для государственных нужд произошло намного раньше - в X - XII вв. В работе анализируются положения древнейших источников русского права, упоминания о порядке исполнения заказов, а также многочисленные личные указы местных князей и их приближенных, направленных на материальное обеспечение княжеств, войск, храмов и т.д.

Ключевые слова: государственные закупки, феодальная раздробленность, государственное управление, государственные нужды.

В современном научном сообществе уже долгие годы укоренилось мнение, что система государственных закупок получила свое начало в период правления царя Алексея Михайловича, с принятия указа принятого от 7 июля 1654 года о подрядной цене на обеспечение доставки в город Смоленск сухарей и муки [1, С. 2-3]. Однако данное утверждение можно оспорить: еще до прихода к власти Алексея Михайловича в России существовал товарооборот между государственными образованиями и частными лицами, занимавшимися подрядными работами, поставкой питания, товаров и оказанием услуг.

Конечно, данные хозяйственные связи между «заказчиками» и «исполнителями» не имели жесткой регламентации и конкретизации в вопросах цен и качества товаров, но отрицать существование самих хозяйственных связей государства с частными исполнителями будет неправомерно.

Можно предположить, что первое упоминание о государственных подрядах можно найти в одном из первых источников русского права - в Правде Ярослава. Документ устанавливал порядок оплаты строительства мостов:

«43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также» [3]

Из данного положения можно сделать вывод, что в период правления Ярослава Мудрого существовала система государственных подрядов по строительству мостов (так как подобные строительные работы ввиду своей дороговизны могло позволить себе только государство). Настоящая часть Русской правды регулирует вопросы оплаты труда лиц, исполняющих подряд. Можно проследить несколько общих черт с указом Алексея Михайловича: определен круг субъектов (государственные заказчики и частные исполнители), определены публичные цели - строительство для общественных нужд и определена цена подряда.

Позднее данное положение было изменено в последующей редакции Русской правды - в Пространной правде (Правде Ярославичей):

Статьи 96, 97 Пространной редакции Русской Правды указывают на четкое фик-

сирование обязательств в случае, когда государство нанимает на работу мостни-ков. Так, например, ст. 97 гласит:

«А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по ногате за (каждые) 10 локтей (моста); если починит старый мост, то взять ему за каждый пролет по куне, сколько бы пролетов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта» [3].

Данная норма древнерусского закона более детально регламентировала вопросы строительства: была определена системы оплаты по факту построенных метров моста. Кроме того, законодатель утвердил порядок содержания лошадей строителей -за счет самих исполнителей госзаказа.

Однако при сопоставлении данных норм в разных редакциях можно отметить несколько негативных тенденций:

1. Первая редакция закона установила фиксированную цену за каждый мост, что свидетельствует о необходимости реформирования - строительства моста в каждом конкретном месте и для каждой ситуации требует индивидуального расчета стоимости и сроков исполнения.

2. Исполнители господрядов стремились увеличить стоимость подряда путем включения в расходы на строительство оплату корма для лошадей и прочие расходы.

Помимо данных положений Русской правды имелись и иные положения, касающиеся государственных закупок:

В исторических документах имеются упоминания о так называемых заказниках - дружинниках, которые не только распоряжались в соответствии с полученными от князя полномочиями княжьим имуществом, но и могли заключать договоры от имени казны. Первым свидетельством об их существовании является запись в списке с Переяславской летописи (1346 г.) под 6504 (996 г.) годом [5, с. 24]. Данная летопись говорит о том, что князь делегировал часть своих полномочий дружинникам для осуществления закупок для нужд армии [2, с. 2-3].

Можно сказать, что современное понимание государственных нужд базируется на обеспечении различных уровней государственного аппарата: органов законодательной, исполнительной и судебной власти - как на федеральном, региональном и местном уровне. В период существования Древнерусского государства властные органы осуществляли закупки и заключали сделки на подряды для нужд князя, его войска, для нужд церкви и местных поселений. Можно сказать, что нужды князя и его дружинников приравнивались к нуждам государства в целом.

Подобное регулирование вопросов о государственных закупках происходила и на уровне удельных князей после распада Руси на мелкие княжества. Местные князья принимали соответствующие указы и грамоты о закупках и строительстве - об этом свидетельствуют найденные в архивах документы с указаниями о необходимости приобретения продовольствия, на строительство лодок, кораблей, мостов и т.д. [1, с. 5].

Помимо уровня удельных княжеств на Руси существовал и институт закупок для нужд местных поселений. Сельские старосты осуществляли закупки сельскохозяйственной продукции, соли, мяса, пушнины для обеспечения функционирования местных властных органов - будущих администраций [1, с. 7].

Также следует отметить особое место Русской православной церкви в системе государственных закупок. С принятием христианства Русь стала клерикальным государством: часть государственных функций стала выполнять церковь: регистрация актов гражданского состояния, определение метрической системы, создание церковных судов, просвещение и т.д. Закупки для нужд церкви осуществлялись в России самими церковнослужителями: подряды на поставку с//х продукции, строительство и ремонт храмов. Несмотря на то, что сама идея христианской церкви не подразумевает мирских сделок и товарооборота т.к. всю необходимую продукцию должны были выращивать сами монахи, это не мешало привлекать в сельскохозяйственные работы рядовичей и цер-

ковных крестьян. А в последствии сращи- ствования Древней Руси. Однако в тот ис-вания церковного и государственного ап- торических период не имели место быть парата вывело вопрос о закупках в пользу какие-либо торги, аукционы и борьба со церкви на уровень решения вопрос для за- злоупотреблениями. Все вопросы о закуп-купок в пользу мирской власти [5, с. 5-6]. ках и подрядах регулировались единолич-

Из вышеизложенного можно сделать но: князей, воеводой или старостой. Также вывод, что система государственных заку- следует отметить наличие церковной стопок появилась в России задолго до воца- роны в правоотношения по поводу госу-рения Алексея Михайловича: многочис- дарственных закупок. Позднее, уже в пе-ленные свидетельства о порядке оплаты риод после татаро-монгольского нашест-строительных работ, а также нормы о за- вия и преодоления Смуты, данные поло-купках на уровне удельных княжеств и жения получат новый толчок к развитию и сельских поселений говорят о наличии от- решению накопившихся проблем [6]. ношений в сфере закупок в период суще-

Библиографический список

1. Атамась А.В. Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Атамась Андрей Валерьевич. - М., 2009. - 23 с.

2. Балтутите И.В. Институт государственных закупок: от Русской Правды к Федеральному закону «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. - 2015. - №4. - С. 10.

3. Русская правда. Официальный сайт МГУ. Исторический факультет http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/RP/prp.htm

4. Пространная правда. Официальный сайт МГУ. Исторический факультет http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/RP/prp.htm

5. Бондарева Е.А. Становление и развитие института государственных закупок в России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - №3. - С. 7.

6. Зюзгина К.А., Паулов П.А. государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 12. С. 493-497. https://elibrary.ru/item.asp?id=36634087

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE STATE PROCUREMENT SYSTEM IN THE PERIOD OF THE EXISTENCE OF ANCIENT RUSSIA

P.A. Antosh, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the issue of the formation of the public procurement system in the period from the XI to XII centuries. Despite the deep-rooted opinion that the public procurement system originated in Russia during the reign of Tsar Alexei Mikhailovich, with the adoption of the decree adopted on July 7, 1654 about the contract price for providing delivery of crackers and flour to the city of Smolensk, Procurement for government needs occurred much earlier - in the X - XII centuries. The work analyzes the provisions of the oldest sources of Russian law, references to the order execution procedure, as well as numerous personal decrees of local princes and their entourage, aimed at providing material support to principalities, troops, churches, etc. Keywords: government procurement, feudal fragmentation, government, state needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.