Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профилактической направленности в работе врача общей практики'

К вопросу о формировании профилактической направленности в работе врача общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
510
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малова Т. В., Шелудько Л. П., Сороко С. С., Томина Е. А., Романова Е. Н.

Основой сохранения здоровья нации является первичная медицинская помощь. Врачи общей практики должны не только лечить больных, но и заниматься сохранением здоровья здоровых людей. Он должен знать науку о здоровье валеологию, уметь воспитывать у своих пациентов стремление к здоровому образу жизни, заниматься профилактикой заболеваний. Обучение врачей вопросам валеологии должно вестись на додипломном и последипломном уровне. Это позволит сформировать полноценного специалиста, способного выполнить задачи по сохранению здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малова Т. В., Шелудько Л. П., Сороко С. С., Томина Е. А., Романова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профилактической направленности в работе врача общей практики»

№ 3 - 2007 г. 09.00.00 философские науки

УДК 616.1/.4-084

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Т.В. Малова, Л.П. Шелудько, С.С. Сороко, Е.А. Томина, Е.Н. Романова, С.М. Цвингер, Ц.Н.

Дондокова

Читинская государственная медицинская академия (г. Чита)

Основой сохранения здоровья нации является первичная медицинская помощь. Врачи общей практики должны не только лечить больных, но и заниматься сохранением здоровья здоровых людей. Он должен знать науку о здоровье - валеологию, уметь воспитывать у своих пациентов стремление к здоровому образу жизни, заниматься профилактикой заболеваний. Обучение врачей вопросам валеологии должно вестись на додипломном и последипломном уровне. Это позволит сформировать полноценного специалиста, способного выполнить задачи по сохранению здоровья населения.

Ключевые слова: первая медицинская помощь, врач общей практики, валеология, обучение

Основой сохранения здоровья нации, бесспорно, является первичная медицинская помощь, которая, согласно Декларации ВОЗ (1978 г), является "первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа".

Необходимо заметить, что в историческом аспекте медицина с момента своего появления складывалась как общая практика, направленная на воздействие на организм в целом и учитывающая на только медицинский, но и бытовой, социальный, профессиональный статус пациента. К сожалению, по мере углубления знаний в изучении различных нозологических форм, принцип целостности организма, необходимости непрерывного медицинского сопровождения пациентов одним специалистом с привлечением, по мере необходимости, врачей других специальностей был во многом утрачен. Это не только привело к ухудшению здоровья нации, но и к утрате доверия пациентов к врачу первичного звена.

В этих условиях ВОП (семейный врач), деятельность которого направлена не только на болезнь, но и на здоровый организм, в равной степени как на лечение болезней, так и на их профилактику, способен активно влиять на уровень здоровья населения.

Главным критерием эффективности работы ВОП (семейного врача) является статус здоровья его пациентов, поэтому главной его заботой должна быть забота о здоровье здоровых членов семьи, т.е. профилактическая работа.

Несмотря на то, что еще начиная с древних времен выдающиеся врачи говорили о профилактике как основе врачевания, при обучении будущих врачей вопросам параметров здоровья, грамотного подхода к формированию здорового образа жизни внимания уделяется мало. При подготовке ВОП как специалиста новой формации последовательность обучения должна быть следующей: санология ^ валеология ^ диагностика ^ неотложная помощь ^ деонтология и психология отношений вневозрастная алгоритмизированная квалифицированная терапия наиболее распространенных заболеваний амбулаторного планах [2].

Валеология - это наука о созидании здоровья индивида, не только здорового, но и хронического больного, и инвалида. Она изучает индивидуальные критерии здоровья, а это позволяет выполнить количественную оценку здоровья независимо от нозологических характеристик [3].

С сожалением приходится констатировать, что изучение вопросов валеологии не входит в программы обучения студентов высшей медицинской школы. Естественно, говоря о профилактике заболеваний, мы в той или иной мере касаемся вопросов здорового образа жизни, влияния вредных факторов внешней среды на здоровье населения и т.д., однако для формирования валеологического мышления врача первичного звена этого мало. Сам принцип изучения клинических дисциплин в основном у постели стационарного больного противоречит декларируемому в настоящее время взгляду на приоритетность развития качественной первичной медицинской помощи на амбулаторном этапе. По-видимому, в свете реализации положений национального проекта "Здоровье" потребуется корректировка учебных планов медицинских ВУЗов, введение в учебные планы изучение вопросов санологии и валеологии.

Чтобы реально влиять на уровень здоровья вверенного ему населения, врач общей практики должен активно работать над формированием здорового образа жизни у своих пациентов. Это подразумевает побуждение человека к включению в повседневную жизнь норм поведения, полезных для здоровья - отказ от вредных для здоровья привычек, изменение режима питания, физической активности и т.д. Это становится возможным лишь при наличии у человека внутренней, осознаваемой и реализуемой потребности в улучшении своего здоровья, которую призван сформировать и врач общей практики [1].

В настоящее время основным и относительно малозатратным путем решения проблемы охраны здоровья населения страны является воспитание у его широких слоев идеала здорового образа жизни, стремления и умения быть здоровым.

Кто же должен заниматься профилактической работой в практическом здравоохранении? Наиболее эффективным исполнителем является врач общей практики (семейный врач), вооруженный знаниями валеологии, пользующийся доверием своих пациентов, работающий со всеми членами семьи в течение их жизненного цикла.

Учитывая недостаточность изучения вопросов валеологии в процессе додипломной подготовки, проводя переподготовку стажированных врачей по программе "Общая врачебная практика", кафедра поликлинической терапии с курсом ОВП ЧГМА уделяет особое внимание вопросам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Для этого все обучаемые врачи бесплатно обеспечиваются методическими

пособиями по вопросам валеологии, ранней диагностики и профилактики важнейших заболеваний внутренних органов.

За 5 лет кафедра поликлинической терапии с курсом общей врачебной практики подготовила 52 врача общей практики из стажированных врачей, которые работали в основном в сельских участковых больницах и врачебных амбулаториях и фактически выполняли работу врачей общей практики. Кроме этого, на кафедре обучаются клинические ординаторы по специальности "Общая врачебная практика".

Подготовленные специалисты востребованы, ведут большую работу по выполнению Приоритетного национального проекта "Здоровье", проводят дополнительную диспансеризацию работающего населения, осуществляют мероприятия по формированию здорового образа жизни своих пациентов, особенно детей и подростков, являющихся особенно благоприятным контингентом для проведения подобной работы. К сожалению, загруженность врачей общей практики, недостаточное пока еще оснащение диагностической и лечебной аппаратурой, демонстрационной техникой ограничивает их возможности в проведении полноценной профилактической работы.

Таким образом, формирование профилактической направленности деятельности врача первичного звена требует усилий как во время обучения будущего специалиста в стенах ВУЗа, так и на последипломном звене обучения. Только объединение этих этапов подготовки даст нашему здравоохранению квалифицированного специалиста, способного выполнить задачи, поставленные перед медицинским сообществом нашей страны.

Список литературы

1. Кальченко Е.И. Валеологический аспект деятельности врача общей практики (семейного врача) / Е.И. Кильченко // Первый Всероссийский съезд врачей общей практики: Сб. тезисов и статей. - Самара, 2000. - С. 160-162.

2. Семейная медицина: Проблемы становления /под ред. В.Р. Вебера: ННЦ РАМН; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2004. - 232 с.

3. Телль Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении в 3-х томах / Л.З. Телль. - М: ООО "Издательство АСТ; "Астрель", 2001. - Т.1. - 421 с. - Т.2. - 480 с. - Т.3.- 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.