Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование детей / компетентность / метапредметность / метапредметная компетентность / supplementary education of children / competence / meta-subject / meta-subject competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Наталья Ивановна

Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения актуализируют педагогические ситуации, связанные с формированием метапредметной компетентности у школьников как ведущего результата обучения. Получение качественного результата возможно при условии комплексного подхода к решению вопроса. Достаточно большой потенциал имеет дополнительное образование детей (ДОД). В современных условиях взаимодействие общего (формального, обязательного) и дополнительного (неформального, необязательного) образования становится необходимым условием формирования метапредметной компетентности у обучающихся. Связующим звеном при этом выступает целевая ориентировка на формирование объективно целостного, социально ориентированного мировоззрения учащихся. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании возможности формирования у учащихся метапредметной компетентности в условиях дополнительного образования детей. В статье система дополнительного образования детей в России рассматривается как уникальный продукт; представлен мировой опыт индивидуально-ориентированной образовательной практики, направленной на получение личностно-значимого результата; используются статистические данные, отражающие работу дополнительного образования детей в регионе на примере Калужской области. На основе ведущих методологических положений в статье анализируются базовые понятия «компетенция», «компетентность», «метапредметность», «метапредметная компетентность», выявляется компонентный состав и содержание метапредметной компетентности, этапы ее формирования. Отсутствие жесткой регламентации деятельности, сотрудничество детей и взрослых, личностно ориентированный подход к организации деятельности в учреждениях дополнительного образования детей – все это создает комфортные условия для формирования метапредметной компетентности у обучающихся. Выполненное исследование не претендует на исчерпывающею полноту разработки проблемы, поскольку анализ педагогических практик может подсказать новые возможности в формировании метапредметной компетентности у учащихся, в том числе в условиях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF METASUBJECT COMPETENCE IN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Federal state educational standards of the latest generation update pedagogical situations related to the formation of metasubject competence in schoolchildren as a leading learning outcome. Getting a high-quality result is possible if you take a comprehensive approach to solving the issue. Additional education for children has a rather large potential. In modern conditions, the interaction of General (formal, compulsory) and additional (non-formal, optional) education becomes a necessary condition for the formation of meta-subject competence of students. The connecting link in this case is the target orientation to the formation of an objectively holistic, socially oriented worldview among students. The purpose of the article is to identify and justify the possibility of forming students ‘ metasubject competence in the conditions of additional education of children. The article considers the system of additional education of children in Russia as a unique product; presents the world experience of individual-oriented educational practice aimed at obtaining a personally significant result; uses statistical data reflecting the work of additional education of children in the region on the example of the Kaluga region. Based on the leading methodological provisions, the article analyzes the basic concepts of «competence», «competence», «metasubject», «metasubject competence», identifies the component composition and content of metasubject competence, the stages of its formation. The lack of strict regulation of activities, cooperation between children and adults, a person – oriented approach to organizing activities in institutions of additional education for children-all this creates comfortable conditions for the formation of metasubject competence in students. The study does not claim to be exhaustive in the development of the problem, since the analysis of pedagogical practices can suggest new opportunities in the formation of metasubject competence in students, including in the conditions of additional education of children.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Чиркова Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), e-mail: nichirkova@mai.ruт

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10118

Аннотация:

Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения актуализируют педагогические ситуации, связанные с формированием метапредметной компетентности у школьников как ведущего результата обучения. Получение качественного результата возможно при условии комплексного подхода к решению вопроса. Достаточно большой потенциал имеет дополнительное образование детей (ДОД). В современных условиях взаимодействие общего (формального, обязательного) и дополнительного (неформального, необязательного) образования становится необходимым условием формирования метапредметной компетентности у обучающихся. Связующим звеном при этом выступает целевая ориентировка на формирование объективно целостного, социально ориентированного мировоззрения учащихся. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании возможности формирования у учащихся метапредметной компетентности в условиях дополнительного образования детей. В статье система дополнительного образования детей в России рассматривается как уникальный продукт; представлен мировой опыт индивидуально-ориентированной образовательной практики, направленной на получение личностно-значимого результата; используются статистические данные, отражающие работу дополнительного образования детей в регионе на примере Калужской области. На основе ведущих методологических положений в статье анализируются базовые

понятия «компетенция», «компетентность», «метапредметность», «метапредметная компетентность», выявляется компонентный состав и содержание метапредметной компетентности, этапы ее формирования. Отсутствие жесткой регламентации деятельности, сотрудничество детей и взрослых, личностно ориентированный подход к организации деятельности в учреждениях дополнительного образования детей - все это создает комфортные условия для формирования метапредметной компетентности у обучающихся. Выполненное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы, поскольку анализ педагогических практик может подсказать новые возможности в формировании метапредметной компетентности у учащихся, в том числе в условиях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, компетентность, метапредметность, метапредметная компетентность.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF METASUBJECT COMPETENCE IN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Chirkova Natalia Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Kaluga), e-mail: nichirkova@mai.rum

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10118

Abstract:

Federal state educational standards of the latest generation update pedagogical situations related to the formation of metasubject competence in schoolchildren as a leading learning outcome. Getting a high-quality result is possible if you take a comprehensive approach to solving the issue. Additional education for children has a rather large potential. In modern conditions, the interaction of General (formal, compulsory) and additional (non-formal, optional) education becomes a necessary

condition for the formation of meta-subject competence of students. The connecting link in this case is the target orientation to the formation of an objectively holistic, socially oriented worldview among students. The purpose of the article is to identify and justify the possibility of forming students ' metasubject competence in the conditions of additional education of children. The article considers the system of additional education of children in Russia as a unique product; presents the world experience of individual-oriented educational practice aimed at obtaining a personally significant result; uses statistical data reflecting the work of additional education of children in the region on the example of the Kaluga region. Based on the leading methodological provisions, the article analyzes the basic concepts of «competence», «competence», «metasubject», «metasubject competence», identifies the component composition and content of metasubject competence, the stages of its formation. The lack of strict regulation of activities, cooperation between children and adults, a person - oriented approach to organizing activities in institutions of additional education for children-all this creates comfortable conditions for the formation of metasubject competence in students. The study does not claim to be exhaustive in the development of the problem, since the analysis of pedagogical practices can suggest new opportunities in the formation of metasubject competence in students, including in the conditions of additional education of children.

Key words: supplementary education of children, competence, meta-subject, meta-subject competence.

Введение. Требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования актуализируют проблему формирования у обучающихся личностной, предметной и метапредметной компетентности как ведущей цели современного образования. При этом понятие «метапредметная компетентность», выступающее ключевым нововведением ФГОС, в настоящее время недостаточно представлено в психолого-педагогических и научно-методических исследованиях.

В рамках заявленной темы основное направление стандарта, связанное с внеурочной деятельностью, - реализация системно-деятельностного подхода, который в числе прочих позиций предполагает:

- ориентацию на результаты образования как на системообразующий компонент развития личности школьника на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), где цель и результат образования составляют познание и освоение мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной

деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [17].

Еще одним значимым документом является Концепция развития дополнительного образования детей (2014 г.), где заявлена «интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом» [6, с.8], а также ориентация на метапредметные и личностные результаты при реализации дополнительных образовательных программ [6, с. 10]. В настоящее время обсуждается проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Согласно этой концепции, дополнительное образование детей должно быть направлено на «формирование современных компетентностей ..., соответствующих основным направлениям стратегии социально-экономического развития страны ...» [15, с.8]. Здесь же определяются основные направленности ДОД: туристско-краеведческая, естественнонаучная, техническая, социально-гуманитарная, художественная, физкультурно-спортивная. Одним из ожидаемых результатов реализации Концепции является охват дополнительными образовательными программами не менее 82 % детей от 5 до 18 лет.

На основе мониторинга организации дополнительного образования в Калужской области выявлено, что приоритетность выбранных его направлений ранжируется следующим образом:

1-е место - художественное (24,8%);

2-е место - социально-педагогическое (23,8%);

3-е место - техническое (20%);

4-е место - туристско-краеведческое (18,1%);

5-е место - физкультурно-спортивное (13,3%) [5].

Таким образом, в современных условиях существенно возрастает роль дополнительного образования детей (ДОД), которое из второстепенного становится равноправным партнером основной образовательной программы. ДОД обладает убедительным потенциалом конструирования и реализации метапредметного содержания образовательной деятельности. Однако эти возможности недостаточно используются для обеспечения формирования метапредметных компетентностей у обучающихся в контексте требований ФГОС.

Цель исследования - выявление и обоснование возможности формирования у школьников метапредметной компетентности в условиях дополнительного образования.

Материалы и методы. В процессе исследования был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы, нормативных и правовых документов по заявленной проблеме. Сравнительный анализ, синтез, классификация и систематизация идей исследования, моделирование образовательных практик позволили обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы, связанную с формированием метапредметной компетентности у обучающихся в условиях ДОД.

Результаты исследования.

Основываясь на анализе психолого-педагогических исследований (Л.К. Веретенникова (2017), Ю.В. Громыко (2018), И.А. Зимняя (2008), К.Ю. Колесина (2009), О.Е. Лебедев (2004), А.В. Хуторский (2006 - 2016)) предпримем попытку определить и выявить структурные компоненты этого понятия, рассмотрев его базовые составляющие: «компетенция», «компетентность», «метапредметность» «метапредметная компетентность».

Под компетенцией понимается: «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [18, с. 8]; «особенность, заключающаяся в знаниях, умениях, навыках, формируемых в процессе изучения какой-либо дисциплины, а так же способность к той или иной деятельности на основе приобретенных знаний, умений, навыков» [1, с. 107].

Компетентность трактуется как «обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней ...» [18, с. 8]. В более широком понимании, компетентность - интегральное личностное образование, включающее помимо предметных знаний и умений, такие качества как инициативность, способность к сотрудничеству и коммуникации, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Метапредметность отождествляется с надпредметностью и предопределяет универсальные интегрированные знания и умения субъектов обучения. Такой подход, основываясь на интердисциплинарном синтезе, выводит обучающихся за рамки информационных ограничений отдельных учебных предметов [19]. В метапредметах (например, «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» - Ю.В. Громыко; «Числа», «Слово», «Культура», «Мировоззрение», «Естествознание»

- А.В. Хуторский) традиционный учебный материал реструктурирован и систематизирован, что позволяет активно воздействовать на систему ценностей школьников, их мотивацию и, как результат, на мировоззрение.

Метапредметная компетентность рассматривается с двух основных позиций: первая предполагает понимание содержания обучения детей общим техникам, способам, средствам, мыслительным операциям, которые являются ведущими для их дальнейшего развития и познания окружающей действительности; вторая

- соотносит метапредметную компетентность с универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными), при этом метапредметная компетентность выступает как обобщенное универсальное учебное действие, охватывающее все предметные дисциплины.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что под метапредметной компетентностью обучающихся в условиях дополнительного образования можно понимать интегративные свойства личности, определяющие ее способность эффективно активизировать внутренние и внешние ресурсы в осуществлении:

- целеполагания предстоящей деятельности;

- планирования и разработки алгоритма самостоятельной деятельности;

- корректировки плана и способа деятельности;

- самоконтроля и самооценки результатов этой деятельности;

- способности к рефлексии - осознание усвоенного материала и понимание качества его усвоения;

- поиска информации из различных источников, ее анализа и критического осмысления;

- знаково-символической интерпретации полученной информации с целью ее систематизации и представления;

- применения логических законов в работе с полученной информацией и построения аргументированных выводов;

- анализа возникших нестандартных ситуаций и самостоятельного решения ситуационных проблем;

- сотрудничества с педагогом и другими обучающимися;

- эффективной презентации результатов образовательной деятельности [9, с. 261].

Активная разработка теоретических основ и анализ практики организации дополнительного образования детей ведется в отечественной педагогике более 40 лет в связи с введением в Законе РФ «Об образовании» термина «дополнительное образование». Исходные предпосылки развития и становления этого феномена представлены в ряде аналитических обзоров [3].

Проблема международных сопоставлений по параметрам организации и доступности дополнительного образования состоит в различиях подходов к определению понятия «дополнительное образование». Однако ключевыми характеристиками, позволяющими объединять разные подходы и соотносить их с российскими практиками, являются: добровольный характер, акцент на индивидуальной образовательной траектории, обучение через действие, ориентация на процесс, отсутствие обязательного учебного плана и давления времени, обучение в социальной среде, открытость и адаптивность [24, 25, 27, 30].

В современной педагогике имеется опыт исследования проблем дополнительного образования, связанный с теорией и практикой дополнительного образования детей [2, 20]; социализацией и саморазвитием личности [12, 16]; развитием интеллектуально-творческого потенциала обучающихся [11, 14, 23]; взаимодействием формального и неформального образования [4, 10]; профессиональной подготовкой педагогов к работе с детьми в условиях неформального образования [8, 13, 21, 22].

В отличие от формального образования результаты учеников в неформальном образовании не могут быть конвертированы, однако в исследованиях авторов из разных стран отмечается, что школьники, активно участвующие во внеклассных мероприятиях (extracurricular activities), более успешны и самодостаточны в обучении, легче включаются в командную работу и проявляют лидерские качества [26, 28, 29].

В современных условиях интеграция общего (формального, обязательного) и дополнительного (неформального, необязательного) образования становится

необходимым условием формирования метапредметной компетентности обучающихся. Связующим звеном при этом выступает целевая ориентировка на формирование объективно целостного, социально ориентированного мировоззрения. Другими словами, компетентность обучающихся должна представлять обобщенную систему, адекватную процессу познания и отражающую его в своей целостности. Формирование личностных новообразований (умений, действий и др.) происходит только в процессе деятельности (В.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) поэтапно: первичный опыт выполнения действия и мотивация; формирование нового способа действия и установление первичных связей с имеющимся опытом; тренировочные упражнения и осознание установленных связей; рефлексивные самоконтроль и самооценка. Начало каждого этапа может быть инициировано как в условиях общего образования, так и в условиях дополнительного образования, определив зону ближайшего развития индивида.

С позиции взаимодействия общего и дополнительного образования детей процесс формирования метапредметных компетенций можно представить в такой последовательности:

1. Активизация и включение индивидуального опыта в процесс восприятия нового объекта познания и формирование о нем первичных представлений (деятельность осуществляется по известному алгоритму).

2. Анализ, исследование, осознание, переосмысление информации и деятельностного содержания на личностном уровне (затруднение в выполнении пробных действий; осознание недостаточности опыта личностной деятельности, выявление места и причины затруднения, осмысление потребности в новых знаниях, т.е. выполнение личностного действия смыслообразования).

3. Инициирование рефлексивного осознания границ своего знания и незнания путём выявления новых условий, в которых находятся изучаемые факты, явления (изменение условий, которые не позволяют действовать на известных основаниях; создание ситуаций, направленных на нахождение способа выполнения нового действия).

4. Включение нового способа действия в практическую деятельность через внутрипредметное и межпредметное взаимодействие.

5. Осуществление процедуры рефлексии [7, с. 64]

Таким образом, в учреждениях дополнительного образования детей создаются комфортные условия для формирования метапредметной компетентности у обучающихся, поскольку здесь отсутствует жесткая регламентация деятельности, а в приоритете - сотрудничество детей и взрослых, личностно ориентированный подход к организации деятельности.

Обсуждение и заключение.

1. Дополнительное образование детей - педагогический феномен, в полном объеме соответствующий современным образовательным ценностям и задачам. Основываясь на адресной поддержке субъекта образовательной практики, институт дополнительного образования актуализирует познавательную активность и самостоятельность обучающегося, помогает ему самостоятельно

выбирать эффективные стратегии своей образовательной деятельности, расширяет образовательное пространство ребенка, формируя его метапредметную компетентность.

2. Формирование метапредметной компетентности является сложным, интегративным процессом, основанным на междисциплинарном подходе к процессу обучения в единстве с развитием ребенка в рамках всех образовательных ресурсов, в том числе, в условиях дополнительного образования детей. Вместе с тем, очень важна совместная работа учреждений основного и дополнительного образования. Такое взаимодействие позволяет достигнуть больших результатов в формировании метапредметной компетентности у учащихся.

3. Формирование метапредметной компетентности будет более эффективным, если осуществляется поэтапно (на деятельностной основе): первичный опыт выполнения действия и мотивация; формирование нового способа действия и установление первичных связей с имеющимся опытом; тренировочные упражнения и осознание установленных связей; рефлексивные самоконтроль и самооценка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 448 с.

2. Буйволова Л. Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России: монография. М., 2013. 101с.

3. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М., 2019. 277с. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39166864_71781289.pdf (дата обращения 01.10.2020)

4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 46-53

5. Калужское образование накануне 2019/20 учебного. Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования МО «Город Калуга» за 2018/19 учебный год. Калуга, 2019. URL: http://www.uprobr.kaluga.com/doc/ sbornik/br19-20.pdf (дата обращения: 29.09.2020)

6. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http:/ минобрнауки.рф/

7. Липатникова И.Г., Утюмова Е.А. Подготовка будущих учителей математики к формированию у учащихся универсальных учебных действий на основе технологии рефлексивного подхода // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 62-67

8. Мухамедьярова Н.А. Особенности профессиональной подготовки педагогов сферы дополнительного образования детей // Нижегородское образование. 2012. № 4. С. 158-163.

9. Недогреева Н.Г., Козлова И.С. О метапредметной компетентности учащихся в условиях современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 259-262

10. Павлова О.А. Вне урока. Математический праздник как форма внеурочной деятельности (на примере дня числа п) // Математика в школе. 2018. № 4. С. p_06.

11. Павлова О.А. Механизмы стимулирования саморазвития логического мышления ребенка в дополнительном математическом образовании // Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. С. 188-193

12. Павлова О.А. Педагогическое сопровождение саморазвития логической культуры младшего школьника в дополнительном математическом образовании // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 4 (5). С. 37-42.

13. Павлова О.А., Чиркова Н.И. Формирование профессиональных компетентностей в области преподавания математики у бакалавров через событийный характер аудиторной и внеаудиторной работы // Гуманизация образования. 2018. № 5. С. 88-93

14. Парц О.С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Омск, 2007. 23 с.

15. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (ред. 29.09.2020). URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения: 08.11.2020)

16. Рожков М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 131-138.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. URL: http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 01.11.2020)

18. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. №1.

19. Цветанова-Чурукова Л.З. Общеметодологические принципы единства, полиморфизма и метапредметности при построении учебного содержания в педагогической системе С.П. Баранова. В сборнике: Гносеологические основы образования. Материалы IV Международной конференции, посвященной памяти профессора С.П. Баранова. 2020. С. 23-27

20. Чеков М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2003. 36 с.

21 .Чиркова Н.И. Возможности арифметики Л.Ф. Магницкого в стимулировании профессионального саморазвития будущих учителей // Профильная школа. 2020. Т. 8. № 2. С. 23-30. DOI: 10.12737/1998-0744-2020-23-30

22. Чиркова Н.И. Саморазвитие личности студента средствами внеаудиторной работы (на примере методико-математических дисциплин) Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 4 (5). С. 24-29

23. Шевченко О.В. Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1-2 (69). С. 179-183

24. Ankica Antovska M.A., Kostov B. Teachers, students and extracurricular Activities in primary education. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, Vol. 4, No.1 (2016) pp. 49-54 DOI: 10.5937/ IJCRSEE1601049A

25. Bae, S. H., Mahoney, J. L., Maschke, S., & Stecher, L. Developments in Research on Extended Education: Perspectives on Extracurricular Activities, After-School Programs, and All-Day Schools. Berlin, Germany: Barbara Budrich. 2019. 300 p.

26. Braden T. Effects of Extracurricular Activities and Physical Activity on Academic Success, The BYU Undergraduate Journal in Psychology, Vol. 12, Iss. 2, Article 14 (2017) URL: https://scholarsarchive.byu.edu/intuition/vol12/iss2/14

27. Dyson А., Kerr K. Out of school time activities and extended services in England: A remarkable experiment? Journal for educational research online 6, 3, (2014) pp. 76-94 https://www.pedocs.de/volltexte/2014/9688/pdf/JER0_2014_3_Dyson_Kerr_ 0ut_of_school_time.pdf

28. Freeman R. The Relationship Between Extracurricular Activities And Academic Achievement. Submitted in partial fulfillment of the requirements of Doctor of Education at National Louis University National College of Education, National Louis University, (2017) URL: https://digitalcommons.nl.edu/diss/245

29. Najum U.S., Musab A.R., Mobeen I., Muhammad S., Tayyab S. Effects of Extracurricular Activities on Students. Department of Electrical Engineering College of Electrical and Mechanical Engineering National University of Sciences and Technology, (2018) URL: https://www.researchgate.net/publication/327052180_Effects_of_ Extracurricular_Activities_on_Students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Tansel A. Supplementary Education in Turkey: Recent Developments and Future Prospects//International Perspectives on Education and Society. 2013. Vol. 22. P. 23-66. DOI: 10.1108/S1479-3679

REFERENCES

1. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow, 2009. 448 p.

2. Bujvolova L. N. Istoricheskij kontekst stanovleniya i puti razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sovremennoj Rossii: monografiya [Historical context of formation and ways of development of additional education of children in modern Russia: monograph]. Moscow, 2013. 101 p.

3. Kosareckij S.G., Goshin M.E., A. Belikov A.A. i dr. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe [Additional education for children in Russia: unified and diverse]. In: Nacional'no-issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya [National research University Higher school of Economics, Institute of education]. Moscow, 2019. 277 p.

4. Zolotareva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v aspekte formal'nyh i neformal'nyh harakteristik [Additional education of children in the aspect of formal and informal characteristics]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin]. 2015. No. 4. Pp.46-53.

5. Kaluzhskoe obrazovanie nakanune 2019/20 uchebnogo Publichnyj doklad o sostoyanii i rezul'tatah deyatel'nosti sistemy obrazovaniya MO «Gorod Kaluga» za 2018/19 uchebnyj god [Kaluga education on the eve of the 2019/20 academic year Public report on the state and results of the educational system of the city of Kaluga for the 2018/19 academic year]. Kaluga, 2019. URL: http://www.uprobr.kaluga.com/ doc/sbornik/br19-20. (Accessed date 29.09.2020)

6. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Concept of development of additional education for children]. URL: http:/MHHo6pHayKH.p$/

7. Lipatnikova I.G., Utyumova E.A. Podgotovka budushchih uchitelej matematiki k formirovaniyu u uchashchihsya universal'nyh uchebnyh dej stvij na osnove tekhnologii refleksivnogo podhoda [Preparation of future mathematics teachers for the formation of students ' universal educational actions based on the technology of reflexive approach]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia]. 2015. No. 8. Pp. 62-67.

8. Muhamed'yarova N.A. Osobennosti professional'noj podgotovki pedagogov sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Features of professional training of teachers in the field of additional education for children]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod]. 2012. No. 4. Pp. 158-163.

9. Nedogreeva N.G., Kozlova I.S. O metapredmetnoj kompetentnosti uchashchihsya v usloviyah sovremennogo obrazovaniya [About metasubject competence of students in the conditions of modern education. Vector of science of Tolyatti state University [Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2014. No. № 4 (30). Pp. 259-262.

10. Pavlova O.A. Vne uroka. Matematicheskij prazdnik kak forma vneurochnoj

deyatel'nosti (na primere dnya chisla n) [Outside of class. Mathematical holiday as a form of extracurricular activities (for example, the day of the number n)]. Matematika v shkole [Mathematics at school]. 2018. No. 4. P. 06.

11. Pavlova O.A. Mekhanizmy stimulirovaniya samorazvitiya logicheskogo myshleniya rebenka v dopolnitel'nom matematicheskom obrazovanii [Mechanisms for stimulating self - development of a child's logical thinking in additional mathematical education]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2019. No. 12-1. Pp. 188-193.

12. Pavlova O.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya logicheskoj kul'tury mladshego shkol'nika v dopolnitel'nom matematicheskom obrazovanii [Pedagogical support of self-development of logical culture of a Junior school student in additional mathematical education]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical science]. 2019. Vol. 2. No. 4 (5). Pp. 37-42.

13. Pavlova O.A., Chirkova N.I. Formirovanie professional'nyh kompetentnostej v oblasti prepodavaniya matematiki u bakalavrov cherez sobytijnyj harakter auditornoj i vneauditornoj raboty [Formation of professional competencies in the field of mathematics teaching for bachelors through the event-based nature of classroom and extracurricular work]. Gumanizaciya obrazovaniya [Humanization of education]. 2018. No. 5. Pp. 88-93.

14. Parc O.S. Pedagogicheskie usloviya samorealizacii odarennyh detej (na materiale dopolnitel'nogo obrazovaniya): avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for self-realization of gifted children (based on the material of additional education): abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Omsk. 2007. 23 p.

15. Proekt Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 goda (redakciya 29.09.2020) [Draft Concept for the development of additional education for children until 2030 (revision 29.09.2020)]. URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (Accessed date 08.11.2020)

16. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Soprovozhdenie samorazvitiya detej kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya [Support of children's self-development as a target function of additional education]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin]. 2017. No. 4. Pp. 131-138.

17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 373]. URL: http://base.garant.ru/197127/ (Accessed date 01.11.2020).

18. Hutorskoj A.V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakteristika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov [Definition of General subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the design of educational standards]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka [Bulletin of the Institute of human education]. 2011. No. 1/

19. Cvetanova-Churukova L.Z. Obshchemetodologicheskie principy edinstva, polimorfizma i metapredmetnosti pri postroenii uchebnogo soderzhaniya v pedagogicheskoj sisteme S.P. Baranova [General Methodological principles of unity, polymorphism and metasubject in the construction of educational content in the pedagogical system of S. H. Baranov]. V sbornike: Gnoseologicheskie osnovy obrazovaniya. Materialy IV Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj pamyati professora S.P. Baranova [In the collection: Epistemological foundations of education. Materials of the IV International conference dedicated to the memory of Professor S. P. Baranov]. 2020. Pp. 23-27.

20. Chekov M. O. Teoriya i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v Rossii: avtoreferat dis. ... dokt.. ped. nauk [Theory and practice of additional education of children in Russia: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Samara. 2003. 36 p.

21. Chirkova N.I. Vozmozhnosti arifmetiki L.F. Magnickogo v stimulirovanii professional'nogo samorazvitiya budushchih uchitelej [The possibilities of arithmetic of L.F. Magnitsky in stimulating professional self-development of future teachers]. Profil'naya shkola [Profile school]. 2020. Vol. 8. No. 2. Pp. 23-30. DOI: 10.12737/19980744-2020-23-30.

22. Chirkova N.I. Samorazvitie lichnosti studenta sredstvami vneauditornoj raboty (na primere metodiko-matematicheskih disciplin) [Self-development of the student's personality by means of extracurricular work (on the example of methodological and mathematical disciplines)]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki [Herald of the Kaluga state University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical science]. Vol. 2. No. 4 (5). Pp. 24-29.

23. Shevchenko O.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak neobhodimoe zveno realizacii tvorcheskogo potenciala lichnosti [Additional education of children as a necessary link in the implementation of the creative potential of the individual]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [Bulletin of the Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev]. 2011. No. 1-2 (69). Pp. 179-183.

25. Bae, S. H., Mahoney, J. L., Maschke, S., & Stecher, L. Developments in Research on Extended Education: Perspectives on Extracurricular Activities, After-School Programs, and All-Day Schools. Berlin, Germany: Barbara Budrich. 2019. 300 p.

26. Braden T. Effects of Extracurricular Activities and Physical Activity on Academic Success, The BYU Undergraduate Journal in Psychology, Vol. 12, Iss. 2, Article 14 (2017) URL: https://scholarsarchive.byu.edu/intuition/vol12/iss2/14

27. Dyson A., Kerr K. Out of school time activities and extended services in England: A remarkable experiment? Journal for educational research online 6, 3, (2014) pp. 76-94 https://www.pedocs.de/volltexte/2014/9688/pdf/JERO_2014_3_Dyson_Kerr_ Out_of_school_time.pdf

28. Freeman R. The Relationship Between Extracurricular Activities And Academic Achievement. Submitted in partial fulfillment of the requirements of Doctor of Education at National Louis University National College of Education, National Louis University, (2017) URL: https://digitalcommons.nl.edu/diss/245

29. Najum U.S., Musab A.R., Mobeen I., Muhammad S., Tayyab S. Effects of Extracurricular Activities on Students. Department of Electrical Engineering College of Electrical and Mechanical Engineering National University of Sciences and Technology, (2018) URL: https://www.researchgate.net/publication/327052180_Effects_of_ Extracurricular_Activities_on_Students.

30. Tansel A. Supplementary Education in Turkey: Recent Developments and Future Prospects//International Perspectives on Education and Society. 2013. Vol. 22. P. 23-66. DOI: 10.1108/S1479-3679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.