7. Современные проблемы управления и экономического развития: -Сборник научных трудов. Краснодар: КубГАУ, 2013г.-234с.
8. Сулакшин С.С., Кравченко Л.И. «Демографическая ситуация в России. Труды Центра научной политической мысли и идеологии.»2014.
Питенко К. С. студент 2го курса КубГАУ
факультет «Финансы и кредит»
Дудник Т. А. научный руководитель Россия, г. Краснодар
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ
Статья посвящена особенностям формирования корпоративного имиджа в рамках современных компаний. В статье рассматриваются понятия «имидж» и «корпоративный имидж». В статье приводится обоснование необходимости формирования позитивного корпоративного имиджа для современных компаний.
Ключевые слова: имидж; корпоративный имидж; стратегические цели компании; корпоративная культура; структура имиджа компании.
FEATURES OF FORMATION OF CORPORATE IMAGE
The article is devoted to peculiarities of formation the corporate image of modern companies. The article discusses the concept of "image" and "corporate image ". In article the substantiation of necessity offormation ofpositive corporate image for today's companies.
Key words: image; corporate image; strategic objectives; corporate culture; structure of the company's image.
В современных условиях формирование и развитие корпоративного имиджа компании представляется одним из главных направлений в современном стратегическом менеджменте и планировании деятельности организаций. Тематика, связанная с формированием и развитием корпоративного имиджа компаний, выходит на первый план в стратегическом планировании и развитии организаций. Необходимость создания и поддержания позитивного корпоративного имиджа компании продиктована, в первую очередь, именно стратегическими целями функционирования и развития организации. Существующий в мировой практике опыт анализа имиджирования указывает на то, что формирование позитивного корпоративного имиджа оказывает влияние на эффективность управления персоналом и создание достойной репутации компании в деловых кругах. Усвоение данного опыта необходимо при развитии
рыночных отношений, что, в свою очередь, формирует социальный заказ на инновационный инструментарий, применяемый в технологиях создания имиджа для руководителей различных рангов48.
Корпоративный имидж компании выступает как один из инструментов достижения стратегических целей организации, затрагивающих основные стороны его деятельности и ориентированных на перспективу. Преимущества позитивного корпоративного имиджа очевидны, однако позитивная известность не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы, связанной с превращением реального (зачастую неблагоприятного) корпоративного имиджа предприятия в позитивный.
Поддержание определенного корпоративного имиджа является важной функцией любой компании, с помощью чего она презентует себя и свои услуги потребителю, поэтому данное понятие давно является одним из главных компонентов любой компании, желающей развиваться, а не приходить в упадок. Это создает определенное визуальное восприятие в глазах клиентов, от чего также может зависеть успех организации. С его помощью можно выразить личную и деловую философию коллектива, а также заложить необходимые стандарты поведения и внешнего вида персонала.
В последнее время российские предприниматели начали переходить на западные модели построения бизнеса и поняли, что корпоративный имидж компании является неотъемлемой ее частью. Но если в Европе работает целая команда профессиональных консультантов, которые отслеживают определенные правила и качественный уровень следования им сотрудников, то в России, во многом исходя из менталитета, больше принято полагаться на собственные силы. Но не у всех предпринимателей самостоятельно получается найти и визуально выразить ту идею, которая является важным фундаментом при формировании внешнего выражения миссии компании.
Существующие условия предопределяют не только необходимость учета внешних условий для формирования и оценки корпоративного имиджа компании, но и задание вектора определенной направленности на формирование достойного, позитивного, благоприятного внешнего и внутреннего имиджа, проведение постоянной целенаправленной работы с общественностью и покупателями, возведенную в принцип деятельности
49
компании49.
Основная особенность управления корпоративным имиджем компании заключается в том, что управление должно осуществляться с учетом корпоративной индивидуальности. Процесс управления имиджем
48 Капитонов, Э.А.. Корпоративная культура: теория и практика. [Текст]: Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, Капитонов А.Э. - М.: Альфа-Пресс, 2012. С.214.
49 Бодуан, Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. [Текст]: Ж.П. Бодуан. М.: Инфра-М, 2010. С.21._
начинается задолго до разработки визуальных атрибутов компании (лого, фирменных бланков, интерьера, внешнего вида и манер сотрудников). Он начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально значимого статуса организации. Затем определяется корпоративная индивидуальность, или «личность» организации.
Для эффективного управления корпоративным имиджем компании необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа компании и особенностях психологических процессов формирования имиджа в сознании индивидов. Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) компании различными группами общественности, формирующееся на основе, хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности компании. Или иначе, содержание понятия имиджа компании включает описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ компании, или совокупность всех представлений (знаний) о компании, а также оценочную составляющую.
Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Оценка организации людьми происходит сквозь призму имеющегося у них опыта, определенных ценностных установок и общепринятых норм морали. Образ и оценка этого образа имеют условное концептуальное различие, на самом же деле они неразрывно связаны в единое целое.
Моделирование корпоративного имиджа компании ведется в рамках научно обоснованной работы, направленной на управление
корпоративным имиджем компании. Корпоративный имидж каждой компании обладает своей собственной моделью, структурой, которую возможно описать посредством определенных параметров. Модель имиджа компании является отражением существенных, значимых сторон объекта, данную модель можно представить с помощью набора определенных характеристик; в частности, имидж компании можно описать посредством применения таких методик, как профиль восприятия и метод семантического дифференциала50.
Корпоративный имидж компании в идеале должен содержать и отражать следующие черты:
- профессиональная компетентность сотрудников, выраженная в оперативности и качестве обслуживания клиентов, точность выполнения взятых на себя обязательств, высокий уровень информированности;
- высокий уровень профподготовки работников организации);
50 Красовский, Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией: учебное пособие. [Текст]: Ю.Д. Красовский - М.: Юнити-Дана, 2012. - 394 с._
- корпоративная и организационная культура, выражающаяся в том числе в приветливости и доступности в общении персонала;
- визуальный имидж, представленный деловым стилем в одежде и в общении.
Содержание понятия «имидж» представлено «описательной (информационной) составляющей, которая представляет собой образ компании, и оценочной составляющей, которая существует за счет того, что любая информация о компании побуждает оценки, эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться51.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: корпоративного имидж компании представляет собой восприятие компании различными группами общественности; имидж компании - это то, какой ее видит группа или группы. Корпоративный имидж компании возникает в результате восприятия общественностью комплекса коммуникационных сообщений, генерируемых организацией. Корпоративный имидж компании формируется на основе миссии компании, корпоративной индивидуальности и корпоративной идентичности, а сам процесс формирования имиджа компании включает в себя четыре этапа: определение требований целевой аудитории, выявление сильных и слабых сторон объекта, подведение характеристик объекта под требования аудитории и перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.
Корпоративный имидж компании представляет собой не только средство, инструмент управления общественным мнением, но и одновременно при этом является объектом управления; об этом не следует забывать в процессе работы над формированием позитивного отношения к компании. Позитивный корпоративный имидж компании формируется посредством основной деятельности компании и стратегической информационной работой, целью которой являются определенные, целевые группы общественности. Такая стратегическая информационная работа осуществима главным образом за счет применения различных маркетинговых коммуникативных инструментов, а именно - рекламы, личных продаж, стимиулирования сбыта, связей с общественностью.
Работа, направленная на формирование позитивного имиджа компании ведется целенаправленно для каждой конкретной общественной группы, при этом применяются различные инструменты и средства. Так, в частности, крупным компаниям для формирования и поддержания позитивного корпоративного имиджа зачастую важной представляется работа со средствами массовой информации; это объясняется в первую очередь тем, что достаточно крупные масштабы операций, совершаемых компанией, требуют при этом широкого освещения в прессе, на радио и теле-экранах, поскольку известность необъодимых масштабов подчастую возможна только
51 Синяева, И.М. Реклама и связи с общественностью. [Текст]: И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. М.: Юрайт, 2014. 552 с._
с применением средств массмедиа .
Большинством современных российских компаний проблема формирования позитивного корпоративного имиджа сводится к такому фактору, как внешняя атрибутика ведения операций; такое решение является, на самом деле, упрощенным и поверхностным, поскольку компании нередко нуждаются не столько в «терапии», корректировке имиджа, сколько в «хирургии» управления имиджем. В данных случаях компании необходимо прибегнуть к помощи специалистов по связям с общественностью, которые занимаются исправлением искаженного имиджа компании, корректируют общественное мнение. Проблематика формирования позитивного корпоративного имиджа компании, позитивной известности продукта, выпускаемого компанией - нередко выступает в качестве внешних проявлений кризиса управления и проблемой реального места и роли компании на рынке и в обществе в целом. Ускоренные темпы падения конкурентоспособности, значительное снижение финансовых показателей, банкротство компании зачастую являются следствием поверхностного и узкого подхода к судьбе компании со стороны ее руководства, игнорирования существующих внутри данной организации социальных проблем.
Задолго до разработки таких визуальных атрибутов компании, к которым можно отнести логотип, фирменные бланки, интерьер, внешний вид и качество общения персонала начинает формироваться сам процесс управления имиджем компании. Данный процесс начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации
Таким образом, можно сделать следующий вывод: основа формирования корпоративного имиджа - ориентация на стратегические показатели, способствующие формированию требуемых социально-экономических свойств организации. Одним из таких показателей являются стратегическая корпоративная идентичность и стратегическая корпоративная индивидуальность. Благодаря кропотливой работе над корпоративной идентичностью и активному осуществлению корпоративных коммуникаций, создается свой собственный корпоративный имидж.
Использованные источники:
1. Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых учёных./ Под науч. ред. А.В. Жинкина. - Краснодар, КСЭИ, 2008- 158с.
2. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. А.В. Голубева; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ».-Саратов : ИЦ «Наука» 2009.- 128с. Модернизация Российского общества: проблемы и перспективы российского образования(статья) Молодые ученые на пути в большую науку : Сборник материалов XVII межвузовской научной конференции молодых
52 Шарков, Ф.И. Константы гудвилла. Стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. [Текст]: Ф.И. Шарков. М.: Дашков и К, 2013. 272 с._
ученых, г. Краснодар, 09-20 апреля 2012г./ отв. ред. Проф. Р. Л. Агабекян.-Краснодар : ИМСИТ, 2012.- 80 с.
3. Молодые ученые на пути в большую науку : Сборник материалов XVII межвузовской научной конференции молодых ученых, г. Краснодар, 09-20 апреля 2012г./ отв. ред. Проф. Р. Л. Агабекян.- Краснодар : ИМСИТ, 2012.80 с.
4. Современные проблемы управления и экономического развития: -Сборник научных трудов. Краснодар: КубГАУ, 2013г.-234с.
5. Капитонов, Э.А.. Корпоративная культура: теория и практика. [Текст]: Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, Капитонов А.Э. - М.: Альфа-Пресс, 2012. -352 с.
6. Бодуан, Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. [Текст]: Ж.П. Бодуан. М.: Инфра-М, 2010. 190 с.
7. Красовский, Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией: учебное пособие. [Текст]: Ю.Д. Красовский - М.: Юнити-Дана, 2012. - 394 с.
Погорелова А.Ю. ассистент
кафедра «Мировая экономика и экономическая теория» Волгоградский государственный технический университет
Саливанова А.Н. студент 2 курса факультет «Экономика и Управление»
Прокопенко Т. С. студент 2 курса факультет «Экономика и Управление»
Россия, г. Волгоград РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ КОРПОРАЦИИ
FORD
THE DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY ON THE EXAMPLE OF THE FORD CORPORATION
В данной статье рассмотрено понятие социальной ответственности. Приведен пример социальной ответственности предпринимательской деятельности корпорации "Форд Мотор Компани". Выделены приоритетные факторы для компании Форд, т.к. особенности любого бизнеса определяются характеристиками общества, в котором осуществляется предпринимательская деятельность. Также рассмотрены основные программы и стратегии компании.
This article examines the concept of social responsibility. The example of social responsibility of business activities of the Corporation "Ford the Motor Company ". Identified priority factors for the company Ford, as the Features of