Таблица 8
Итоговые данные используемых методов оценки
Используемый метод Стоимость модельного предприятия, тыс. руб.
Чистая балансовая стоимость 27073,0
Скорректированная (чистая) балансовая стоимость 31296,5
Действительная стоимость 34323,0
Значимых активов 26928,0
Таким образом, исследование методов оценки стоимости организации позволило предложить нам новый метод оценки в рамках затратного под-
хода - метод значимых активов. Он предполагает оценку по рыночной стоимости значимых для организации активов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об утверждении стандартов оценки: Постановление Правительства РФ от 06.07.2001г №519 / в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006г. № 767.
2. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: ФЗ от 29.07. 1998. №^135-Ф3 / в ред. ФЗ от 22.08.2004 №^116-ФЗ.
3. О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 г №^03-6/пз.
4. Оценка недвижимости. Учебник // Под ред. А.Г. Грязновой и М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика. 2007.
Харитонова Н.А., Харитонова Е.Н., Сарана Е.Ю
к вопросу о формировании комплексной системы СБытового логистического контроллинга на промышленном предприятии
В современных условиях хозяйствования большинство промышленных предприятий испытывают определенные трудности со сбытом своей продукции, товаров, работ, услуг, обусловленные снижением спроса вследствие глобального финансового кризиса.
В этой связи особую актуальность для промышленных предприятий приобретают исследования, посвященные совершенствованию методики управления сбытовой деятельностью, поскольку стремление увеличить объем продаж обуславливает наличие множества проблем, центральная задача в решении которых - поиск приоритетов в управлении, отвечающих состоянию и тенденциям развития маркетинговой среды и базирующихся на сильных сторонах деятельности организации. При этом, несмотря на динамичность внешних условий развития, неизменной стратегической задачей маркетинга является обеспечение конкурентных преимуществ [1].
Использование базовых стратегий конкуренции (снижение себестоимости продукции, дифференциация продукции, сегментация рынка, внедрение новшеств и немедленное реагирование на потребности рынка) имеет существенный потенциал для улучшения конкурентоспособности для промышленных предприятий, благодаря развитию комплексной системы сбытового логистического контроллинга (далее КС СЛК), позволяющей не только формировать логистические сети, но и управлять сбытовыми логистическими затратами и, соответственно, клиентским капиталом.
Постоянный анализ логистических затрат в ходе управления издержками обращения в процессе движения материальных, финансовых и информационных потоков позволяют минимизировать сбытовые расходы хозяйствующих субъектов, что при прочих равных условиях способствует получению дополнительной прибыли и росту рентабельности функционирующего капитала.
Экономика и менеджмент предприятия
В этой связи, создание и развитие КС СЛК промышленных предприятий выступает важнейшим фактором дальнейшего повышения эффективности работы хозяйствующих субъектов и дальнейшего роста экономики всей страны.
По мнению авторов, для принятия управленческих решений в КС СЛК необходим комплексный подход при формировании информационной системы, включающей в себя профили "производство", "экономика и финансы" (рис. 1).
Создание и внедрение КС СЛК предполагает выполнение пяти важных функций:
- планирование продаж, сбор заявок;
- управление запасами готовой продукции;
- утверждение бюджета продажи;
- составление графика производства и отгрузки ТМЦ потребителям;
- контроль всей сбытовой логистической деятельности.
Наиболее перспективным направлением сбытовой логистики для промышленных предприятий является формирование КС СЛК на базе системы CRM (customer relationship management), представляющей собой инструменты управления взаимоотношениями с потребителями [2, 3].
Следует подчеркнуть, что традиционно используемая промышленными предприятиями, внедряющими инструменты CRM, линейная система планирования и контроля продаж (рис. 2а)
не позволяет принимать гибкие управленческие решения по вопросам сбытовой логистики.
В этой связи авторами предлагаются следующие изменения в действующей системе (рис. 2б):
- создание комплексной системы бюджетирования, включающей в себя подсистему объемно-календарного планирования;
- формирование системы планирования (прогнозирования), основанной на инструментах CRM и комплексной системе бюджетирования.
Особое внимание необходимо уделять выбору стратегии управления сбытовыми запасами промышленного предприятия, поскольку излишнее отвлечение оборотного капитала и его иммобилизация в виде запасов готовой продукции снижает эффективность хозяйствования экономического субъекта в целом.
По мнению авторов, методика выбора стратегии управления сбытовыми запасами в зависимости от характера спроса и специфики номенклатурной группы включает в себя:
1) бюджетное планирование в зависимости от ранжирования материальных ценностей по "прибыльности" (от высокой до низкой) и по характеру спроса (от регулярного до нерегулярного) (рис. 3);
2) управление "резервом директора по сбыту" в зависимости от характера рынка: сохранение
Информационное поле КС СЛК
Формирование
m ^ потребности |\
Поиск новых \
о потребностей |\ /1
S
Заключение V
Ф с; о m 5 s новых договоров /
о с ф 1 1 1
о X m Производственные^
о s о ограничения
J о.
« ? с Графики
о. ремонтов, >
-8- простоев /
X s 1 1 / 1 1/ 1 v
Планирование продаж, сбор заявок
юк Щ
œl
Управление запасами готовой продукции
Л
Утверждение бюджета продажи
а
Составление графика производства и отгрузки ТМЦ потребителям
Комплексная система СЛК
ка
узки I
l~4l
Контроль деятельности
•Нормативы
оборотного
капитала
•Финансовый
план
0
1
л
X
я £ S
5 о х
о *
О
Плановая себестоимость продукции
Рис. 1. Комплексный подход к описанию КС СЛК
а) Существующая система планирования и контроля продаж
Исполнение
б) Предлагаемая комплексная система сбытового логистического контроллинга (КС СЛК)
Рис. 2. Направления совершенствования КС СЛК промышленных предприятий
Высокая
Планирование в процессе торгов при квотировании со "средним приоритетом" I Детерминированное планирование заявок с "высоким приоритетом" III
Разовая поставка (планируется в процессе квотирования с "низким приоритетом" II Детерминированное планирование заявок со "средним приоритетом"; квотирование IV
Низкая
Группа 2 Группа У Группа X
Нерегулярный Характер спроса Регулярный
Рис. 3. Классификация продукции для выбора стратегии управления продажами
минимальной величины резерва на "падающем" рынке и максимальной величины - на "растущем" рынке;
3) выбор стратегических клиентов в зависимости от оценки клиентского капитала.
Опыт работы одного из авторов в качестве руководителя отдела региональных продаж крупнейшего промышленного предприятия России, а также проводимые в ФГОУ ВПО "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов" исследования, позволили предложить следующие показатели, определяющие категории потребителя (табл. 1).
Интегральный показатель, позволяющий определить категорию потребителя, по мнению авторов, рассчитывается следующим образом (1):
EstCC = 015 х EstVPP + 0,2 х EstPFPT + +0,1 х EstPC + 0,4 х EstP/1h + 0,15 х EstCMVP, (1)
где EsttCC (estimation of a category of the consumer) -оценка категории потребителя; EstVVPP (estimation; volume of purchases of production) - оценка по показателю "объем закупок продукции"; EstPFPT (estimation; presence of failures of payment time) - оценка по показателю "наличие срывов сроков оплаты"; EsfC (estimation; the period of cooperation) - оценка по показателю "период сотрудничества"; Esflh (estimation; "profitableness " at one hour) - оценка по показателю "прибыльность" в час"; EstCMPV (estimation; constancy of monthly volume of purchases) - оценка по показателю "постоянство ежемесячного объема закупок".