Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 112-124.
УДК 908: 021.9 (477.75)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ «КАРАЙ-БИТИКЛИГИ»
Парафило Д. М.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
Предпринята попытка на основе синтеза архивных и опубликованных источников восстановить картину формирования книжных богатств «Карай-Битиклиги» в период 10-20-х гг. XX в. Освещается процесс создание библиотеки и дальнейшее пополнение коллекции рядом частных книжных собраний. Особый акцент уделяется инкорпорации в «Карай-Битиклиги» части книг библиотеки А. Ю. Мичри.
Ключевые слова: «Карай-Битиклиги», коллекция, А. Ю. Мичри, П. Я. Чепурина, Б. С. Ельяшевич.
Проблема освещения в истории формирования единой книжной коллекции «Карай-Битиклиги» 1916-1931 гг., активное участие в ней первых хранителей коллекции, представителей караимской интеллигенции - остается малоизученным сюжетом исследуемой темы функционирования книжной коллекции «Карай-Битиклиги» в период с 10-20-х гг. XX в. Восстановление полноценной картины этого процесса на основании новых архивных источников формулирует актуальность нашего исследования. Его целью является научная реконструкция истории формирования караимской национальной библиотеки «Карай-Битиклиги».
Вместе с тем, изученные материалы архивов и малоизвестных опубликованных источников позволяют говорить о том, что процесс формирования библиотеки протекал неравномерно и с разной степенью интенсивности и не прекращался после национализации коллекции в 1920 г. Анализ документальной базы по проблеме позволяет нам выделить два периода в истории формирования коллекции: 1) 19161920 гг. - период становления основной части собрания, связан с деятельностью представителей караимской общественности М. Я. Фирковича и С. С. Ельяшевича. 2) 1921-1928 гг. - период характеризуется процессом инкорпорации частного собрания А. Ю. Мичри в состав «Карай-Битиклиги», в котором принимали активное участие крымские краеведы П. Я. Чепурина и Б. С. Ельяшевич.
Идея создания книжного собрания по караимике возникла почти сразу же после присоединения Крымского ханства к Российской империи. В 1804 г. возникает собрание рукописной и печатной книги в Евпатория в среде караимской общины [6, с. 8]. По сохранившемся сведениям, она насчитывала до 500 томов. Во время Крымской (Восточной) войны (1853-1856) библиотека была полностью ограблена. После войны она была восстановлена, но не имела большой ценности и значения, из-за того, что во время войны исчезли редкие книги и рукописи, составлявшие гордость коллекции [6, с. 8]. К началу XX в. библиотека не функционировала. На базе существовавшего в Евпатории при Караимском духовном правлении книгохранилища возникла в июне 1916 г. библиотека «Карай-Битиклиги». Основателем коллекции являлся караимский гахам Серайя Маркович Шапшал (1873-1961). Первым заведующим библиотекой стал М. Я. Фиркович (1846-1916) [6, с. 8]. Он был внуком
знаменитого караимского историка А. С. Фирковича. Среди современников выделялся обширными познаниями рукописной и печатной караимской книги. Б. С. Ельяшевич указывал, что «М. Я. Фиркович передал в «Карай-Битиклиги» и свою небольшую, но ценную библиотеку, в которой находились неизданные рукописи и много политипажей с древних караимских надгробных надписей, а также речи и переписка с учеными великого его деда А. С. Фирковича. М. Я. Фиркович хорошо знал древнееврейский и родной караимский языки» [1, с. 196]. Первоначально коллекция включала нескольких книг, принадлежащих караимской общине, а также - 400 томов с печатями покойного Нисан Давидовича Кокизова (1843— 1908), [5, с. 9]. В годы гражданской войны происходило дальнейшее пополнение фондов библиотеки путем пожертвований книг и целых частных собраний от известных и богатых караимов. Как отмечал М. Я. Фиркович, «после смерти гахама Самуила Моисеевича Пампулова его семьей были пожертвованы два ящика ценных книг, принадлежавших покойному. Их примеру последовали и другие караимы. Семья покойного Барахи Моисеевича Шишмана принесла в дар 40 томов. Таким образом, на июнь 1917 г. в библиотеке наличествовало до 1200 томов книг и рукописей [6, с. 9].
М. Я. Фиркович начал проводить работу по систематизации книг и рукописей в библиотеке по отделам. Им было учреждено 11 отделов: 1) произведения религиозного характера; 2) философия; 3) этика, нравственная философия; 4) история караимов и израильского народа; 5) изящная словесность; 6) сочинения по истории караимского языка и письменности; 7) комментарии на тексты Ветхого Завета; 8) физика; 9) астрономия; 10) математика; 11) словари и справочники [10, с. 9]. Дальнейшей успешной работе по комплектации коллекции помешала внезапная смерть М. Я. Фирковича 29 января 1918 г. по дороге из Евпатории в Мелитополь на станции Сарабуз от разрыва сердца [24, с. 348].
После смерти М. Я. Фирковича необходимо было найти ответственного и способного человека, понимающего всю важность сохранения коллекции. Полгода должность заведующего библиотекой была вакантной и лишь в июне 1918 г. была занята Симой Саадьевичем Ельяшевичем (1879—1933). Он родился в 1879 г. в семье Рахили и Саадьи Ельяшевичей. В 1892 г. семья переезжает в Москву и Симу Саадь-евича отдают на учебу в Строгановское училище, 6 общеобразовательных классов которого он закончил. Затем Сима Саадьевич сдал экстерном экзамены за 8 классов гимназии, также несколько лет дома изучал иврит. По приглашению своего брата Бориса Саадьевича, С. С. Ельяшевич в 1914 году приезжает в Крым, где проживал до 1921 г. Именно на этот период приходится часто общественная деятельность на благо караимского народа. С. С. Ельяшевич активно выступал на собраниях Симферопольской и Евпаторийской караимских общин [24, с. 348]. С. С. Ельяшевич 24 юня 1918 г. подал прошение на имя С. М. Шапшала на вакантную должность библиотекаря «Карай-Битиклиги» [24, с. 348]. С. М. Шапшал принял прошение и с 24 июня 1918 г по сентябрь 1921 г. С. С. Ельяшевич стал вторым хранителем «Карай-Битиклиги». По свидетельству самого С. С. Ельяшевича «Работа по библиотеке была самая разнообразная вплоть до переделок разборных шкафов, вследствие отсутствия необходимых для библиотеки кредитов» [11, л. 8]. Но, несмотря на мате-
113
риальные трудности, библиотека «Карай-Битиклиги» пополнялась частными собраниями. Как отмечал С. С. Ельяшевич, в библиотеку в июле 1918 г. поступило крупнейшее пожертвование от наследников Моисея Симовича Сарача — Лазаря и Самуила Моисеевичей (Одесса) от которых было получено 440 книг [3, с. 11]. Продолжая писать о пожертвованиях, С. С. Ельяшевич указывал на то: «так от г. Гелеловича Исаака Ароновича остались книги присланные наследниками, всего 53 тома. Наследник известного в свое время газзана и караимского ученого Ю. Савускана обещал принести в дар несколько сот томов книг своего отца. Приносили книги и не караимы, так г. Сергей Степанович Чех пожертвовал 16 томов. Гахам С. М. Шапшал не переставал пополнять библиотеку — передал часть своей библиотеки, книги по караимике. Гахам передал в Библиотеку кроме того на хранение (временно) и для обозрения некоторые исторические вещи своего музея. Все эти музейные вещи, оставаясь личной собственностью Высокостепенного Гахама, украшают нашу Библиотеку» [3, с. 12].
Под угрозой реквизиции своей личной библиотеки со стороны советской власти 15 марта 1919 г. Б. С. Ельяшевич написал заявление, в котором указывал, что он передал свою библиотеку в ведение «Карай-Битиклиги» [9, л. 1]. С. С. Ельяшевич 17 июня 1919 г. выдал Б. С. Ельяшевичу удостоверение, в котором отметил, что: «находящееся в его квартире библиотека со всеми книгами и рукописями находится в ведении Караимской Национальной Библиотеки Карай—Битиклиги и никакому учету, реквизиции чего бы то ни было не подлежит на основании ст. 22 Конституции Рос. Соц. Фед. Советской Республики; и абз. 13 Декларации Крымск. Раб — Кре-стьянск. Правительства» [9, л. 11]. Таким образом, в конце 1920 г. библиотека «Ка-рай-Битиклиги» включала в себе более 500 рукописей и 4000 томов разнообразных книг по истории караимов и зарубежных изданий. Являясь совокупностью частных караимских собраний, «Карай-Битиклиги» становится полноценной национальной библиотекой караимов.
Второй период формирование фондов коллекции 1921—1928 гг. связан с инкорпорацией частного собрания А. Ю. Мичри в «Карай-Битиклиги». В ноябре 1920 г. в Крыму окончательно была установлена Советская власть, начался процесс национализации «Карай-Битиклиги». Одновременно с этим, проходил процесс реорганизация работы библиотеки. 28 декабря 1920 г. библиотекарем «Карай-Битиклиги» стал С. Я. Нейман [11, л. 1], а уже 15 января 1921 г. в число сотрудников вошли: С. М. Шайтан, З. Я. Юхневич, О. М. Бебеш, В. С. Череф, А. И. Михайлова, М. И. Иртлач [11, л. 1]. К этому времени в Евпатории, кроме библиотеки «Карай-Битиклиги» существовала и библиотека А. Ю. Мичри.
Владелец большого собрания по истории караимского народа Авраам Юфудо-вич Мичри (1830 — 10.08.1917 г.) родился в Евпатории, в большой многодетной семье. В 1839 г., лишившись отца, А. Ю. Мичри вынужден был оставить дальнейшее образование и поступить на службу в один из караимских магазинов в Одессе. Проживая в Одессе долгое время и занимаясь разными коммерческими делами, А. Ю. Мичри разбогател. После этого он переехал в Харьков, а потом в Санкт-Петербург. Здесь А. Ю. Мичри провел многие годы, продолжая заниматься коммерцией, и лишь на склоне лет он возвратился в родную Евпаторию [2, с. 142].
114
А. Ю. Мичри, был известен своими широкими познаниями в области лингвистики, а также филологии, геологии и экзегетики. По словам современников, он «отличался глубоким своеобразным умом и изумительной разносторонней образованностью» [2, с. 141]. Одаренный от природы редкой памятью, А. Ю. Мичри отдавал все свое свободное время самообразованию - чтению разных книг. В результате он приобрел познания в области языковедения, основательно изучил арамейский, крымскотатарский, а также русский, французский, немецкий, английский, итальянский и другие языки, являлся глубоким знатоком Библии, экзегетики, богословия и теологической литературы. Среди караимов А. Ю. Мичри был известен как гебраист, и пользовался авторитетом в этой области наравне с И. И. Казасом, «с которым находился в тесной дружбе и который всегда считался с его мнением» [2, с. 143].
А. Ю. Мичри составил свои комментарии к ТаНаХу [2, с. 145]. В последние дни своей жизни А. Ю. Мичри решил изложить свои научные комментарии к Библии в отдельной книге, которая, несомненно, явилась бы ценным вкладом в область экзегетики, но, к сожалению, автор не успел ее закончить - он скоропостижно скончался 10 августа 1917 г. в своем имении Конраш под Евпаторией от сердечного приступа [2, с. 144]. Как пишет С. С. Ельяшевич, «много яркого оставила та светлая полоса духовной жизни, в которой так ярко сверкал, бесспорно, огромный талант А. Ю. Мичри. Много весьма ценного унес с собой этот глубокий, удивительно своеобразный ум, столь же философский, сколь и практичный» [4, с. 26]. Столь лестная оценка заслуг А. Ю. Мичри характеризует его как, несомненно, влиятельную фигуру в истории караимского просветительского движения во второй половине XIX - XX вв.
А. Ю. Мичри заслужил репутацию библиофила, собравшего обширную библиотеку, насчитывавшую более 18 тыс. томов произведений средневековых и современных ему ученых, писателей и поэтов на разных языках, которые А. Ю. Мичри собирал в течение всей своей жизни. Библиотека А. Ю. Мичри включала в себя большое число ценных старопечатных книг, 10 инкунабул и 40 старинных рукописей неизданных сочинений караимских авторов [2, с. 143]. Исходя из «Списка библиотеки А. Ю. Мичри», можно сделать вывод о качественном составе коллекции [8]. Общее число книг составляло 16000 томов. Зарубежные издания составляли 1/4 всей коллекции - 4239 книг. В основном книги были на французском, итальянском, немецком и др. языках. Основная часть книг библиотеки была издана в XIX в., но было много экземпляров, напечатанных в XVIII в., 4 книги изданные в XVII в., из них наиболее старинной является «Ба theologie», без автора, 1621 г. [8, л. 2].
Коллекция А. Ю. Мичри, после смерти владельца, полтора года находилась в имении Конраш, у его родственников. 22-23 мая 1919 г. состоялись два совместных заседания наследников А. Ю. Мичри и Совета выборных евпаторийской караимской общины. На данных заседаниях были приняты условия дарственного акта [18]. общине» [19]. Для принятия библиотеки необходимо было согласие всей Евпаторийской караимской общины и Духовного правления караимов. С целью получить это согласие, 25 мая 1919 г. в помещении Александровского караимского училища собралось Общее собрание Евпаторийской караимской общины. На котором выбрали членов правления библиотекой А. Ю. Мичри. - 1) Ф. И. Раецкий; 2) Я. О. Авах; 3) Р. О. Пойрак; 4) Б. А. Шамаш; 5) Б. И. Каракоз; 6) С. И. Шайтан; 7) Ш. М. Тиро.
115
Остальные два члена — А. А. Ходжаш и С. Ф. Мичри представляли интересы наследников Авраама Юфудович [25, с. 145].
В связи с большим объемом библиотеки было принято решение разместить ее в здании Евпаторийского караимского семиклассного мужского училища, которое до 1919 г. носило название Александровского караимского духовного училища и находилось в самой Евпатории (ныне — ул. Бартенева, 5 / Пионерская, 4).
В феврале 1921 г. С. С. Ельяшевич при приеме библиотеки, отмечал: «Факт тот, что никаких актов Правлением библиотеки не было составлено ни при первоначальном ввозе библиотеки из Конраша, ни позже, а также [то], что правлением не было даже установлено и зафиксировано общее количество принятых книг, не было выдано дарителям библиотеки даже простой расписки о количестве принятого книжного имущества и шкафов» [9, л. 16]. Далее Б. С. Ельяшевич спрашивал у представителя дарителей И. А. Мичри, «не сохранилось ли у него личных заметок, в которых приводятся сведения о перевозе коллекции из имения Конраш в здание Евпаторийского караимского семиклассного мужского училища». Сохранилась заметка, датированная 1919 г., из которой видно, что «библиотека была вывезена из Конраша с 29-го мая по 1-е июня 1919 года на 24 больших подводах и заключала семнадцать тысяч триста восемьдесят (17380) книг, кроме небольшого количества представленных в сундуке. Вместе с этими книгами перевезено две корзины, из коих одна с ножами, а в другой были семь скрипок со струнами, кроме того, перевезено пять виолончелей в деревянных футлярах и один альт в деревянном футляре с альтовым смычком, все эти шесть инструментов в футлярах были завернуты во что-нибудь, а альт в футляре с альтовым смычком был завернут в особую скатерть» [9, л. 17]. Эти сведения позволяют точно установить количество книг — 17380 экземпляров.
В период с 3 июня 1919 г. по 28 января 1921 г., библиотека им. А. Ю. Мичри не работала. Временное правление за 21 месяц даже не смогло не только разобрать все книги по шкафам, но и провести опись имущества. Денежные средства евпаторийской караимской общиной, на содержании которой находилась библиотека, не выделялись. По свидетельству сторожа Евпаторийского караимского семиклассного мужского училища Э. Раецкого, «в течение всего времени с мая 1919 года по январь 1921, т.е. за 21 месяц, все помещения проветривались не более двух или трех раз» [9, л. 15]. Совет Выборных караимской евпаторийской общины пытался влиять на ситуацию и неоднократно подымал вопрос о библиотеке А. Ю. Мичри на своих заседаниях, но дальше слов дело не двигалось.
Неспособность Временного правления библиотеки Мичри навести порядок и открыть библиотеку привели к тому, что караимская общественность после прихода Советской власти, поставила вопрос о передаче коллекции в ведение заведующего «Карай-Битиклиги» — С. С. Ельяшевича. На основании постановления объединенного заседания президиума Караимского исполкома и избранных в 1919 г. членов Правления Библиотеки имени А. Ю. Мичри, передача коллекции была назначена на 28 января 1921 г. В этот день к 12 часам дня явились: заведующий библиотекой Карай-Битиклиги С. С. Ельяшевич, сын Авраама Юфудовича — И. А. Мичри, приглашенный в качестве понятого сторож Караимского Учительского института Э. Раецкий, а также приглашенные для работы сотрудники: помощница заведующе-
116
го Библиотекой С. Я. Нейман, З. Я. Юхневич, участвовавший в работах по приему библиотеки А. Ю. Мичри и перевозке ее в г. Евпаторию из имения Конраш в 1919 г., а также правление библиотеки и ее сотрудники: Э. И. Ерусальми, О. М. Бебеш, М. И. Иртлач, К. С. Кальфа, Т. И. Пигит, В. А. Оксюз, Т. Б. Рофе,
B. С. Чореф и Р. А. Черкес [9, л. 16].
Библиотекой было занято два помещения - актовый зал и вестибюль училища, причем в первом оказалось 47 шкафов с книгами и 2 пустых шкафа без книг, а во втором - 9 шкафов с книгами и 8 пустых, всего же 66 шкафов. Все помещение - зал и вестибюль, а также шкафы, книги, скамьи, подоконники были покрыты толстым слоем пыли [9, л. 17].
Работа по приведению в порядок и подсчету книг продолжалась с 28 января по 8 февраля 1921 г., когда начальник военно-командных курсов, занимавших здание училища, предоставил десять подвод с десятью красноармейцами, потребовав, чтобы в тот же день, 8 февраля, были освобождены занятые библиотекой помещения. С этого момента работы были прекращены, и сотрудники приступили к разгрузке шкафов, погрузке их на подводы и к перевозке их в новое помещение (в дом караимской общины), бывший магазин Караимского кооператива по адресу: Кустарный переулок, 10. При погрузке и перевозке были приняты все меры охраны и надзора, а именно: одна дежурная сотрудница поставлена у выхода из зала в коридор училища (вынос шкафов и книг производился во дворе училища), одна дежурная - у выхода на двор, и одна - на дворе у подвод. Работами руководил заведующий
C. С. Ельяшевич; при следовании подвод на место назначения последние сопровождались 6-7 сотрудниками, принимавших и разгружавших подводы в том же порядке. К началу перевозки подсчет книг был совершенно закончен.
После окончательного подсчета выяснилось точное количество книг - 16865 экземпляров. Кроме того, было выявлено незначительное количество разрозненных номеров из журналов 1914-1918 гг. и несколько номеров старых газет того же времени. Таким образом, в библиотеке не оказалось одного альта с альтовым смычком в футляре и 515 экземпляров книг, вывезенных из Конраша [9, л. 18].
После переноса библиотеки, ее история неразрывно связана с судьбой «Карай-Битиклиги». Начинается процесс постепенной инкорпорации в состав «Карай -Битиклиги» На основании выявленных фактов можно прийти к выводу, что к апрелю 1921 г. единственным хранителем библиотеки остался С. С. Ельяшевич, который 27 апреля 1921 г. стал сотрудником евпаторийского КрымОХРИСа в должности заведующего по охране архитектурных памятников в г. Евпатория [12, л. 31]. После всех этих событий, вновь был актуализирован вопрос о включении библиотек «Ка-рай-Битиклиги» и А. Ю. Мичри в непосредственное подчинение КрымОХРИСу. Уже 16 мая 1921 г. на одном из заседаний евпаторийской секции КрымОХРИСа хранитель краеведческого музея в Евпатории Г. Х. Бояджиев делал доклад о том, что библиотека «Карай-Битиклиги» и А. Ю. Мичри должны перейти в ведение КрымОХРИСа [12, л. 36]. О содержании данного доклада сотрудник КрымОХРИСа решил поставить в известность библиотечную секцию Политпросвета, после чего завязалась переписка между этими учреждениями по вопросу о том, кому должны перейти обе библиотеки.
117
12 июня 1921 г. заведующий евпаторийским Политпросветом А. Шиндер отметил несостоятельность заявлений КрымОХРИСа касательно караимских библиотек и рекомендовал впредь согласовывать с Политпросветом решения по данному вопросу [12, л. 66].
2 сентября на заседании караимского Культпросвета, как составной части евпаторийского отделения Политпросвета, С. С. Ельяшевичу было предложено передать библиотеку имени А. Ю. Мичри, не проведя при этом предварительный учет хранящихся материалов, представителю Культпросвета С. М. Шайтану [12, л. 148]. В свою очередь, С. С. Ельяшевич 25 сентября в письме заведующей Евпаторийским центральным комитетом Крымнаркомпроса, поднимал вопрос о том, что он периодически получает уведомления о сдаче библиотеки А. Ю. Мичри новому заведующему без составления полной описи. По его мнению, подобный переход библиотеки противоречил принципам ее хранения и контроля. В конце письма С. С. Ельяшевич отказался сдавать библиотеку в распоряжение Культпросвета [9, л. 18 ]. Однако 21 октября 1921 г. ситуация внезапно изменилась, С. С. Ельяшевич передает опись книг и библиотеку А. Ю. Мичри в ведение сотрудника Культпросвета С. М. Шайтана [12, л. 111].В свою очередь, сам С. С. Ельяшевич уехал в Москву. Официальным хранителем и библиотеки А. Ю. Мичри становится Марк Соломонович Шайтан в январе 1922 г. [13, л. 158]. А библиотеки «Карай-Битиклиги» Борис Саадъевич Ельяшевич — единственный оставшийся после революции бывший член Караимского духовного правления, ставший бесплатным хранителем коллекции.
Б. С. Ельяшевич, родился 13 марта 1861 г. в г. Поневеже (Литва) [2, с. 50]. В 1888 г. вместе с семьей он переехал в Москву. В детстве Б. С. Ельяшевич не посещал школу — караимскую и русскую грамматику он усвоил от своего отца Саадьи Семеновича. Московское караимское общество за свой счет послало Б. С. Ельяшевича учиться в открытом в 1895 г. Александровском караимском духовном училище. После его окончания, Борис Саадьевич уехал в Москву. С перерывами с 1903 по 1921 гг. Борис Саадьевич работал преподавателем древнееврейского языка в Александровском караимском духовном училище. 15 марта 1915 г. Б. С. Ельяшевич стал старшим газзаном Соборной кенасы Евпатории. В 1917—1920 гг. Б. С. Ельяшевич преподавал караимскую грамматику в Александровском караимском духовном училище, был старшим газзаном в кенасе, заведовал канцелярией Таврического и Одесского караимского духовного правления и замещал гахама во время его отъездов из Евпатории [1, с. 174]. А после выезда своего брата С. С. Ельяшевича в Москву поселяется в доме при библиотеке «Карай-Битиклиги» для охраны коллекции [24, с. 175], стал бесплатным хранителем и внештатным сотрудником евпаторийского отделения КрымОХРИС и Евпаторийского музея. Б. С. Ельяшевич посвятил последующее десятилетие своей жизни служению своему народу, пытаясь не допустить разграбления уникальной книжной коллекции. Б. С. Ельяшевич обращал внимание крымских властей на неудовлетворительное состояние здания, в котором хранилась «Карай-Битиклиги».
Общее руководство осуществлялось директором Евпаторийского музея краеведения и главой Евпаторийского ОХРИС Полиной Яковлевной Чепуриной (1880— 1947). Полина Яковлевна Чепурина родилась 8 октября 1880 г. в Киеве в семье свя-
118
щенника. После традиционного курса домашнего образования она окончила Евпаторийскую гимназию, а затем Одесское художественное училище. Образование было продолжено через несколько лет в Московском археологическом институте, где Полина Яковлевна получила специальность «археолог-художник» [18, с. 143]. Ее научным наставником в Институте была известный этнограф Вера Николаевна Харузина (1886-1931) [21, с. 306]. 20 ноября 1920 г. П. Я. Чепурина становится научным сотрудником Евпаторийского музея, в апреле 1921 г. председателем Евпаторийского ОХРИС [14, л. 4]. А в ноябре 1921 г. совмещая пост председателя Евпаторийской секции КрымОХРИС - директором Евпаторийского музея краеведения до 1927 г. [15, л. 111]. Основными научными интересами П. Я. Чепуриной на протяжении жизни являлось изучение крымскотатарского и караимского народного искусства.
Отдельной страницей подвижнической деятельности П. Я. Чепуриной в области изучения и сохранения культуры народов Крыма была концентрация при музее караимского национального книжного фонда. Важной составляющей частью музея были находящиеся в его ведении две караимские библиотеки «Карай-Битиклиги» и библиотека А. Ю. Мичри. П. Я. Чепурина составила смету расходов по евпаторийскому отделению КрымОХРИС на 1922 г., где были выделены пункты расходов на содержание библиотеки А. Ю. Мичри. В общей сложности, должно было быть выделено 7,5 млн. рублей [41]. К сожалению, у Советского государства не нашлось средств для содержания подобного учреждения, что негативно сказалось на судьбе собрания. После смерти Марка Соломоновича Шайтана в марте 1923 г., единственным хранителем караимских библиотек становится Б. С. Ельяшевич.
Летом 1924 г. библиографом Е. Д. Никитиной была проведена каталогизация книг. Сохранился отчет Е. Д. Никитиной «Наличность и состояние караимской библиотеки имени А. Ю. Мичри», датированный августом 1924 года. Библиограф отметила, что помещение магазина « никуда не годится: темное внизу, продырявленное сверху, потолок обваливается, крыша протекает, в результате чего многие ценные книги портятся». Е. Д. Никитина систематизировала все издания («12-13 тысяч книг самого разного типа и достоинства, книги по всем отраслям на всех языках смешаны в общей массе») на 6 крупных групп: 1) караимские книги и учебники (до 1000, из них 40 рукописных); 2) арабские издания (около 150); 3) латинские и греческие книги XVI - XVIII века (150 единиц); 4) русские издания XVIII - начала XIX века (до 200 экз.); 5) книги на европейских языках (до 800 наименований, не считая французских изданий XVIII - XIX века, которых было несколько тысяч, в том числе «до 500 особо ценных»); 6) более 1000 разрозненных, разрушенных книг [18, с. 157]. В период с сентября 1921 г. по август 1924 г. количество книг в библиотеке А. Ю. Мичри из-за неблагоприятных условий хранения сократилось с 16865 томов до примерно 12-13 тысяч наименований.
В июле 1924 г. часть наиболее редких изданий была представлена на выставке «Старина Востока» в Евпаторийском археолого-этнографическом музее. В этом же году часть редких изданий была переведена на хранение в музей. Зимой 1924-1925 года в результате сильных ливней и установившихся внезапно морозов в магазине, где хранилась основная часть собрания, провалилась крыша [18, с. 158]. Группа воров украла несколько сотен книг. Силами Евпаторийской милиции часть книг уда-
119
лось вернуть. П. Я. Чепурина лично отправилась в КрымОХРИС для получения средств для перевозки остатков коллекции в здание музея. Средства были получены и к концу мая все оставшиеся книги коллекции были перевезены в здание музея.
На летние месяцы 1926-1927 гг. в Евпаторию был командирован для разбора и описания книжного и рукописного фонда «Карай-Битиклиги» М. Н. Соколов (18901937) - семитолог, гебраист и арабист. В своей отчете ученый выделил современное состояние собрания - «В самое последнее время вошла часть библиотеки А. Ю. Мичри, имеющая около 40 рукописей, среди которых оказалась и считавшиеся погибшей в во время Севастополя единственная рукопись комментатора на Пятикнижие Товие бен Моше» [5, с. 144]. Таким образом, в июле-августе 1926 г. рукописный фонд библиотеки А. Ю. Мичри был слит с рукописным фондом «Карай-Битиклиги».
В письме к районному архивариусу от 27 августа 1928 г. П. Я. Чепурина привела сведения о дальнейшей инкорпорации книг библиотеки А. Ю. Мичри в состав «Карай-Битиклиги». Она отмечает что в течении 1926-1927 гг. «мною и научным сотрудником Карай-Битиклиги тов. Ельяшевичем Б. С. - отобрались книги для библейского отдела. По мере отбора книги перевозились в основную библиотеку (Карай-Битиклиги)» [15, л. 192].
Летом 1927 г. представителем Московского профИнтерна, журналистом Яном Мак-Ферсоном были просмотрены английские и немецкие издания. Отобранные 4822 книги второй категории ценности были перенесены в гаражный сарай, где пересчитаны, расставлены в шкафах и опечатаны. В здании музея оставалось до 5 тысяч книг. Они разбирались на добровольных началах научным сотрудником Анной Яковлевной Денисевич [18, с. 160].
В течение апреля-мая 1928 г. в Центральную Евпаторийскую библиотеку из библиотеки А. Ю. Мичри было передано 800 экземпляров книг [15, л. 195]. Так 13 апреля был составлен акт о передаче книг из библиотеки А. Ю. Мичри в Центральную Евпаторийскую библиотеку. При передаче присутствовали новый заведующий Евпаторийским краеведческим музеем Я. Г. Благодарный, научный сотрудник музея А. Я. Денисевич, Заведующий Центральной Евпаторийской библиотекой Э. С. Габбай. Были переданы 55 книг известных писателей XIX в. [15, л. 189].
В декабре 1928 г. как единая коллекция - библиотека А. Ю. Мичри прекратила свое существование, остатки книжного фонда, около пяти тысяч книг были слиты с книжным фондом библиотеки «Карай-Битиклиги». Соответственно книжная коллекция «Карай-Битиклиги» была окончательно сформирована и включала в себя более 9000 книг и 1000 рукописей.
Список использованных источников и литературы
1. Ельяшевич Б. С. Историко-этнографические очерки (1926-1929 гг.) / Б. С. Ельяшевич // Караимы : матер. к серии «Народы и культуры» / под ред. М. Н. Губогло, А. И. Кузнецова, Л. И. Миссоновой. - М., 1994. - Вып. 14, кн. 3. - 222 с.
Elyashevich B. S. Istoriko-etnograficheskie ocherki (1926-1929 gg.) / B. S. Elyashevich // Karaimyi : mater. k serii «Narodyi i kulturyi» / pod red. M. N. Guboglo, A. I. Kuznetsova, L. I. Missonovoy. - M., 1994. - Vyip. 14, kn. 3. - 222 s.
120
2. Ельяшевич Б. С. Караимский биографический словарь (от конца XVIII века до 1960 г.) / Б. С. Ельяшевич // Караимы : матер. к серии «Народы и культуры» / под ред. М. Н. Губогло,
A. И. Кузнецова, Л. И. Миссоновой. - М., 1993. - Вып. 14, кн. 2. - 185 с.
Elyashevich B. S. Karaimskiy biograficheskiy slovar (ot kontsa XVIII veka do 1960 g.) /
B. S. Elyashevich // Karaimyi : mater. k serii «Narodyi i kulturyi» / pod red. M. N. Guboglo, A. I. Kuznetsova, L. I. Missonovoy. - M., 1993. - Vyip. 14, kn. 2. - 185 s.
3. Ельяшевич С. С. Карай-Битиклиги // Известия Караимского духовного правления. - 1918. -№ 2. - Декабрь. - С. 11-13.
Elyashevich S. S. Karay-Bitikligi // Izvestiya Karaimskogo duhovnogo pravleniya. - 1918. - № 2. -Dekabr. - S. 11-13.
4. Ельяшевич С. С. Авраам Юфудович Мичри : некролог / С. С. Ельяшевич // Известия Караимского духовного правления. - Евпатория, Июль 1918. - № 1. - С. 26.
Elyashevich S. S. Avraam Yufudovich Michri : nekrolog / S. S. Elyashevich // Izvestiya Karaimskogo duhovnogo pravleniya. - Evpatoriya, Iyul 1918. - № 1. - S. 26.
5. Соколов М. Н.. Азиатский музей // Отчет о деятельности Академии наук СССР за 1926 год : отчет о научных командировках и экспедициях / авт.-сост. C. Ф. Ольденбург. - Л., 1927. - С. 144-145.
Sokolov M. N.. Aziatskiy muzey // Otchet o deyatelnosti Akademii nauk SSSR za 1926 god : оtchet o nauchnyih komandirovkah i ekspeditsiyah / avt.-sost. C. F. Oldenburg. - L., 1927. - S. 144-145.
6. Фиркович М. [Я.] Национальная караимская библиотека при Духовном правлении «Карай Би-тиклиги» / М. Я. Фиркович // Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. -1917. - № 2. - Июнь. - С. 8-9.
Firkovich M. [Ya.] Natsionalnaya karaimskaya biblioteka pri Duhovnom pravlenii «Karay Bitikligi» / M. Ya. Firkovich // Izvestiya Tavricheskogo i Odesskogo karaimskogo duhovnogo pravleniya. - 1917. -№ 2. - Iyun. - S. 8-9.
7. Фиркович М. [Я.] Национальная караимская библиотека при Духовном Правлении «Карай Би-тиклиги» / М. Я. Фиркович // Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. -1917. - № 5/6. - Ноябрь. - С. 41-43.
Firkovich M. [Ya.] Natsionalnaya karaimskaya biblioteka pri Duhovnom Pravlenii «Karay Bitikligi» / M. Ya. Firkovich // Izvestiya Tavricheskogo i Odesskogo karaimskogo duhovnogo pravleniya. - 1917. -№ 5/6. - Noyabr. - S. 41-43.
8. Государственный архив в АР Крым (ГААРК), ф. 241, (Караимское духовное правление), оп. 1, д. 1897. (Список книг библиотеки Авраама Юфудовича Мичри; без дат.), 35 л.
Gosudarstvennyiy arhiv v AR Kryim (GAARK), f. 241, (Karaimskoe duhovnoe pravlenie), op. 1, d. 1897. (Spisok knig biblioteki Avraama Yufudovicha Michri; bez dat.), 35 L.
9. ГААРК, ф.241, оп.2, д. 45 (Акты, копия протокола с перепиской о передаче библиотеки, принадлежавшей Аврааму Юфудовичу Мичри в собственность Евпаторийской караимской общины; 19191921), 50 л.
GAARK, f.241, op.2, d. 45 (Aktyi, kopiya protokola s perepiskoy o peredache biblioteki, prinadlezhavshey Avraamu Yufudovichu Michri v sobstvennost Evpatoriyskoy karaimskoy obschinyi; 19191921), 50 L.
10. ГААРК, ф.241, оп.2 д. 75 (Списки и протоколы заседания Совета Выборных Евпаторийской караимской общины; 04.02.1919 - 23.12.1919), 98 л.
GAARK, f.241, op.2 d. 75 (Spiski i protokolyi zasedaniya Soveta Vyibornyih Evpatoriyskoy karaimskoy obschinyi; 04.02.1919 - 23.12.1919), 98 L.
11. ГААРК, ф. 241, оп. 2, д. 111. (Заявления о поступлении на работу, удостоверения личности служащих библиотек; 22.12.1920 - 19.01.1921), 14 л.
GAARK, f. 241, op. 2, d. 111. (Zayavleniya o postuplenii na rabotu, udostovereniya lichnosti sluzhaschih bibliotek; 22.12.1920 - 19.01.1921), 14 l.
12. ГААР, ф. Р-138, (Евпаторийский краеведческий музей), оп. 1, д. 1. (Протоколы заседаний сотрудников, удостоверения служащих, переписка по личному составу; 03.12.1920 - 15.12.1921), 221 л.
GAAR, f. R-138, (Evpatoriyskiy kraevedcheskiy muzey), op. 1, d. 1. (Protokolyi zasedaniy sotrudnikov, udostovereniya sluzhaschih, perepiska po lichnomu sostavu; 03.12.1920 - 15.12.1921), 221 L.
121
13. ГААРК, ф. Р-138 (Евпаторийский краеведческий музей), оп. 1, д. 6. (Программа конференции крымских музейных работников, циркуляры, инструкции по хранению музейных предметов и переписка с Управлением Музейного отдела по Крыму; 17.02.1924 - 15.11.1924), 336 л.
GAARK, f. R-138 (Evpatoriyskiy kraevedcheskiy muzey), op. 1, d. 6. (Programma konferentsii kryimskih muzeynyih rabotnikov, tsirkulyaryi, instruktsii po hraneniyu muzeynyih predmetov i perepiska s Upravleniem Muzeynogo otdela po Kryimu; 17.02.1924 - 15.11.1924), 336 L.
14. ГААРК, ф. Р-138, оп. 1, д. 7. (Циркуляры Управления Уполномоченного музейного отдела по Крыму и переписка с учреждениями и организациями; 08.01.1925 - 23.09.1925), 245 л.
GAARK, f. R-138, op. 1, d. 7. (Tsirkulyaryi Upravleniya Upolnomochennogo muzeynogo otdela po Kryimu i perepiska s uchrezhdeniyami i organizatsiyami; 08.01.1925 - 23.09.1925), 245 L.
15. ГААРК, ф. Р-138, оп. 1, д. 10. (Трудовые договора, переписка по личному составу и переписка с различными учреждениями; 1927-1928), 196 л.
GAARK, f. R-138, op. 1, d. 10. (Trudovyie dogovora, perepiska po lichnomu sostavu i perepiska s razlichnyimi uchrezhdeniyami; 1927-1928), 196 L.
16. Евпаторийский краеведческий музей, фонды, д. 5483. (Список книг С. М. Сарача; 1921). - 18 л.
Evpatoriyskiy kraevedcheskiy muzey, fondyi, d. 5483. (Spisok knig S. M. Saracha; 1921). - 18 L.
17. Люди и судьбы : биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991) / Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2003. - 496 с.
Lyudi i sudbyi : biobibliograficheskiy slovar vostokovedov - zhertv politicheskogo terrora v sovetskiy period (1917-1991) / Ya. V. Vasilkov, M. Yu. Sorokina. - SPb. : Peterburgskoe Vostokovedenie, 2003. - 496 s.
18. Мусаева У. К. Подвижники крымской этнографии, 1921-1941: Историографические очерки / У. К. Мусаева / Под ред. А. А. Непомнящего ; Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского. - Симферополь, 2004. - 214 с. - (Серия : «Биобиблиография крымоведения» ; вып. 2).
Musaeva U. K. Podvizhniki kryimskoy etnografii, 1921-1941: Istoriograficheskie ocherki / U. K. Musaeva / pod red. A. A. Nepomnyaschego ; Tavricheskiy natsionalnyiy un-t im. V. I. Vernadskogo. -Simferopol, 2004. - 214 s. - (Seriya : «Biobibliografiya kryimovedeniya» ; vyip. 2).
19. Непомнящий А. А. Академж Г. Ю. Крачковський i кримсью орieнталiсти : за матерiалами ет-столяргю / А. А. Непомнящий // Схщний свгт. - 2008. - № 1. - С. 194-209; № 2. - С. 148-157.
Nepomnyaschiy A. A. AkademIk G. Yu. Krachkovskiy I krimskI orIEntalIsti : za materIalami epIstolyarlyu / A. A. Nepomnyaschiy // ShIdniy svIt. - 2008. - № 1. - S. 194-209; № 2. - S. 148-157.
20. Непомнящий А. А. Листування В. Фшоненка з академжом Г. Крачковским : нове джерело з юто-рц кримознавства 20-х рокгв XX ст. / А. А. Непомнящий // 1сторичний журнал. - 2008. - № 3. - С. 9-18.
Nepomnyaschiy A. A. Listuvannya V. FIlonenka z akademIkom G. Krachkovskim : nove dzherelo z IstorIYi krimoznavstva 20-h rokIv XX st. / A. A. Nepomnyaschiy // Istorichniy zhurnal. - 2008. - № 3. -S. 9-18.
21. Непомнящий А. А. Неизвестные документы о судьбе коллекции Карай-Битиклиги / А. А. Непомнящий // Крымский архив. - 2009. - № 11. - С. 303-316.
Nepomnyaschiy A. A. Neizvestnyie dokumentyi o sudbe kollektsii Karay-Bitikligi / A. A. Nepomnyaschiy // Kryimskiy arhiv. - 2009. - № 11. - S. 303-316
22. Непомнящий А. А. Утраченная коллекция : новые документы о судьбе караимского книжного собрания Карай-Битиклиги / А. А. Непомнящий // Стародруки i рщкюш видання в ушверситетськш бiблiотецi : матер. Мгжн. книгознавчих читань, м. Одеса, 14-16 вересня 2009 р. : зб. ст. / упор. : О. В. Полевщикова, В. А. Самодурова, О. В. Суворовцева ; Одес. нац. ун-т iм. I. I. Мечникова. - Одеса : Астропринт, 2010. - С. 199-217.
Nepomnyaschiy A. A. Utrachennaya kollektsiya : novyie dokumentyi o sudbe karaimskogo knizhnogo sobraniya Karay-Bitikligi / A. A. Nepomnyaschiy // Ctarodruki i ridkicni vidannya v universitetskiy bibliotetsi : mater. Mizhn. knigoznavchih chitan, m. Odesa, 14-16 veresnya 2009 r. : zb. st. / upor. : O. V. Polevschikova, V. A. Samodurova, O. V. Suvorovtseva ; Odes. nats. un-t im. I. I. Mechnikova. -Odesa : Astroprint, 2010. - S. 199-217.
23. Непомнящий А. А. Подвижники крымоведения : в 2 т. / А. А. Непомнящий ; Рес. ком АРК по охране культ. наследия. - Симферополь : СГТ, 2008. - Т. 2 : TAURICA ORIENTALIA. - 600 с., ил. -(Серия : «Биобиблиография крымоведения» ; вып. 12).
122
Nepomnyaschiy A. A. Podvizhniki kryimovedeniya : v 2 t. / A. A. Nepomnyaschiy ; Res. kom ARK po ohrane kult. naslediya. - Simferopol : SGT, 2008. - T. 2 : TAURICA ORIENTALIA. - 600 s., il. - (Seriya : «Biobibliografiya kryimovedeniya» ; vyip. 12).
24. Парафило Д. М. К биографии заведующего библиотекой «Карай-Битиклиги» С. С. Ельяшевича / Д. М. Парафило // Матерiали 9-1 Всеукрашсько! науково! конференцii : «Актуальнi питания гсторп науки i технжи» : м. Житомир, 7-9 жовтня 2010 р. / Центр пам'яткознавства НАН Укра1ни i УТОПИК. - К., 2010. - С. 348-350.
Parafilo D. M. K biografii zaveduyuschego bibliotekoy «Karay-Bitikligi» S. S. Elyashevicha / D. M. Parafilo // Mater. 9-Yi VseukraYinskoYi naukovoYi konferentsIYi : «Aktualnl pitannya IstorIYi nauki I tehnIki» : m. Zhitomir, 7-9 zhovtnya 2010 r. / Tsentr pam'yatkoznavstva NAN Ukrayini I UTOPIK. - K., 2010. - S. 348-350.
25. Парафило Д. М. К истории передачи библиотеки А. Ю. Мичри Евпаторийской караимской общине / Д. М. Парафило // Актуальные вопросы истории, культуры и этнографии Юго-Восточного Крыма : матер. III Межд. науч. конференции, пгт. Новый Свет, 1-3 октября 2010 г. / сост. О. С. Анисимова ; под ред. В. Ю. Ганкевича, А. А. Непомнящего. - Новый Свет : Соло-Рич, 2011. -
C. 141-146.
Parafilo D. M. K istorii peredachi biblioteki A. Yu. Michri Evpatoriyskoy karaimskoy obschine /
D. M. Parafilo // Aktualnyie voprosyi istorii, kulturyi i etnografii Yugo-Vostochnogo Kryima : mater. III Mezhd. nauch. konferentsii, pgt. Novyiy Svet, 1-3 oktyabrya 2010 g. / sost. O. S. Anisimova ; pod red. V. Yu. Gankevicha, A. A. Nepomnyaschego. - Novyiy Svet : Solo-Rich, 2011. - S. 141-146.
Парафшо Д. М. До питання про формування книжково! колекцл «Карай-Бтклт» / Д. М. Парафшо // Вчеш записки Тавршського национального унiверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Iсторичнi науки». - 2013. - Т. 26 (65), № 2 - С. 112-124.
На оснж синтезу невщомих архшних та опублжованих джерел вiдиовлено картину формування книжкових багатств «Карай-Бiтiклiгi» у перюд з 10-20-х рр. XX в. Висвгглюеться процес створення бiблiотеки i подальше поповнення колекцii низкою приватних книжкових зiбрань. Особливий акцент придiляeться iнкорпорацii в «Карай-Бiтiклiгi» частини книг бiблiотеки А. Ю. Мiчрi.
Kro40Bi слова: «Карай-Бiтiклiгi», бiблiотека, колекцiя, А. Ю. Мiчрi, П. Я. Чепурша, Б. С. Ельяшевiч.
Parafilo D. M. To the question on formation to the book collection «Kara-Bitikligi» / D. M. Parafilo // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2013. - Vol. 26 (65), No 2 - P. 112-124.
The problem of the forming a single interpretation of the history book collection «Kara-Bitikligi» 19161931 and active participation in its first collection keepers, representatives Karaite intellectuals - remains poorly studied subject of research theme functioning book collection «Kara-Bitikligi» in the period from 1020 years XX century.
Analysis of the evidence base on the problem allows us to distinguish two periods in the history of collection. The first period 1916-1921 years to be maked formation collection period, related to the activities in representatives of the Karaite community M. J Firkovich and S. S. El'yashevich. And the second period 19211928 years - characterized by a process of incorporation of a private collection of A. Yu Michri of the «Kara-Bitikligi», which participated actively in the Crimean scientists P. Y. Chepourina, B. S. El'yashevich.
The first period in the history library from 1916 to 1920 years, associated with the names of the first two custodians M. J. Firkovich and S. S. El'yashevich - representatives Karaite intellectuals of the late 19th century, early 20th century. It was thanks their diligence has been working on the primary part private collections in cataloging, admitted to «Kara-Bitikligi». And the inclusion of the «Kara-Bitikligi series of private meetings Karaites - S. M. Sarach, B. S. El'yashevich, S. M. Shapshal and others.
By the end of 1920 the library «Kara-Bitikligi» included a more than 1,000 manuscripts and 4,000 volumes of various books on the history of the Karaites and foreign publications. After the establishment of Soviet power library «Kara-Bitikligi» was nationalized became part of local lore museum funds Eupatorium subordinated KrymOHRIS. S. S. El'yashevich was forced to resign custodian of the collection and go in September 1921from Moscow.
123
Second period of the formations «Kara-Bitikligi» in the 20-years XX century associated with the names of devotees krymovedeniya P. Y. Chepurina, B. S. El'yashevich. Events connected with the history incorporate private collection - library Abraham Yufudovicha Michri in the «Kara-Bitikligi» Through the efforts of keepers «Kara-Bitikligi» managed to keep the books library A. Yu. Michri this is cocnanted more than five or six thousand and forty manuscripts. This collection were involved in the «Kara-Bitikligi» in December 1928. It should be noted that «Kara-Bitikligi» ceased organizational formalize and included more than 9,000 books and thousands of manuscripts of major scientific importance.
Keywords: «Karai-Bitiklig», collection, library, A. Yu. Michri, P. I. Chepyrina, B. S. Elyashevich.
Поступила в редакцию 01.11.2013 г.
Рецензенты:
д.и.н., проф. В. М. Хмарский д.и.н., проф. С. С. Щевелев
124