УДК 347.965
X. Беккали (Москва, МГЮА)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ
ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ В РОССИИ (1864-1917 гг.)
Выявлены и проанализированы проблемы правового регулирования адвокатской деятельности в России дореволюционного периода.
История становления и развития адвокатуры в России весьма богата и многопланова. И поднимая в настоящей статье проблемы правового регулирования адвокатской деятельности в России дореволюционного периода, мы исходим из того, что только с позиций конкретно-исторического подхода можно рассчитывать на точное и четкое понимание проблем современного состояния адвокатуры, объективность и обоснованность выводов, касающихся ее дальнейшего развития. Полагаем, что накопленный исторический опыт заслуживает того, чтобы не только органически быть воспринятым современным законодателем, но и стать ценнейшим источником преемственности традиций российской адвокатуры.
История адвокатуры, известная российскому праву почти полтора века, показывает, что долгое время адвокатура, значение которой не воспринималось и принижалось государственной властью, не могла найти должного законодательного регулирования1. Совершенно справедливо считается, что лишь судебная реформа 1864 г. заложила основы присяжной адвокатуры — компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, и это послужило оформлению профессии, обладавшей как западными, так и традиционно русскими чертами.
К концу 50-х - началу 60-х гг. XIX в., с отмены крепостного права, в юридических умах мысль о судебной реформе окончательно созрела и приобрела характер неумолимой наглядности. По господствовавшему в те времена убеждению, реформа должна была совершиться в направлении введения состязательного начала, как основного регулятора процесса и единственного способа судопроизводства . Органической частью судебной реформы должен был стать институт адвокатуры (еще неизвестный на рассматриваемом этапе судопроизводству). В этот период вопрос о будущем адвокатуры в России сводился к поиску оптимального решения в ситуации, когда адвокатура не пользовалась особым уважением.
Подготовка судебной реформы началась в первой половине XIX в. В 1850 г. особый комитет при втором отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии под председательством графа Д.Н. Блудова приступила к подготовке проекта уставов гражданского и уголовного
1 Становление адвокатуры в РФ: учеб. пособие / Авторский коллектив. Allpravo.ru. 2003.
2 Гессен И.В. История русской адвокатуры. — Т. 1. Адвокатура, общество и государство (18641914 гг.). — Петроград, 1914. — С. 145.
судопроизводства. В 1858 г., благодаря обсуждениям судебной реформы, вышедшим за стены чиновничьих кабинетов, и перешедшим на страницы журналов и иных печатных изданий, рождались новые взгляды.
Вместе с тем особым комитетом создание адвокатуры как самостоятельного института не рассматривалось вообще. Предлагалось совместить функции судебных представителей и правозаступников и наделить ими (функциями) присяжных стряпчих.
8 сентября 1858 г. императору Александру II был подан доклад «Об установлении присяжных стряпчих»1. В дальнейшем, после внесения ряда корректив, «стряпчие» были заменены на «поверенных» — такая замена термина должна была «усилить предположение о введении нового элемента» . Но проект так утвержден и не был.
В 1861 г. Д.Н. Блудовым создается комиссия, результатом работы которой стали Основные положения преобразования судебной части в России, учрежденные Александром II 29 сентября 1862 г. При их разработке было решено руководствоваться принципами, «несомненное достоинство которых признано в настоящее время наукою и опытом европейских государств» . Эти принципы легли затем в основу Учреждений судебных установлений, принятых в ходе судебной реформы 20 ноября 1864 г., в соответствии с которыми впервые в России формируется официальная, профессиональная присяжная адвокатура. Адвокатские функции стали выполнять присяжные поверенные.
Одним из определяющих факторов в решении вопроса о создании адвокатуры в России при введении Судебных уставов было существовавшее разделение на частных и присяжных поверенных, а также «иных лиц», которые занимали в процессе судопроизводства прочные позиции. Это приводило, по замечанию А.Ф. Кони, к тому, что сливались воедино и присяжные и частные поверенные и, наконец, совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемых в уголовном суде без всякого нравственного или образовательного ценза4.
Отметим, что адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее известную независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. Однако государственная власть предвидела возможность становления адвокатуры в силу своего исключительного положения в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги ддя того, чтобы адвокатура не стала опорой демократического движения.
После 1864 г., благодаря изменениям процессуального права, составлявшего основу Судебной реформы, эффективность профессиональной ад-
1 Власов В.И. История судебной власти в России. Книга первая (1019-1917). — М.: Спутник+, 2003. — С. 436-438.
2 История русской адвокатуры. Т. 1. — М., 1914. — С. 482 (приложения).
3 Цит. по: Джаншиев Г.А. Основы Судебной реформы. — М., 1891. — С. 47.
4 Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. — М., 1996. — С. 65.
вокатской деятельности значительно повысилась. В созданных на окружном и более высоком уровнях общих судах были введены процессуальные принципы, придающие особое значение в судебной защите устности и гласности. По уголовным делам, входившим в юрисдикцию этих судов, адвокаты, хотя и не имели доступа к предварительному следствию, однако пользовались всеми процессуальными правами в судебном разбирательстве и при обжаловании судебных решений1.
В дальнейшем развитие адвокатской деятельности было продолжено уже на законодательной основе. В 1892 г. было введено обязательное участие защитника при рассмотрении апелляций в судебных палатах. В 1897 г. участие адвоката на предварительном следствии стало обязательным в отношении несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет .
Хотя судебная реформа 1864 г. и ликвидировала систему сословных судов, либеральная и автократическая тенденции в судопроизводстве сосуществовали. Контрреформы 1874 г. серьезно ослабили роль адвокатуры. В конце XIX в. применительно к адвокатуре стал использоваться новый термин — «сословие», что означало сообщество юристов, объединенных образованием и поведением и исполняющих специфическую общественную функцию. Вместе с тем о сословии относительно адвокатуры можно было говорить только в отношении адвокатур Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. В других регионах фактически адвокатура не возникла — были лишь отдельные адвокаты, но никак не «сообщество профессионалов»3.
Государство видело слишком большую социальную мобильность внутри адвокатуры. Поэтому были определены социальные группы, участие представителей которых в деятельности адвокатуры ограничивалось. Наиболее ярко нарушение гражданских прав в то время проявилось в отношении еврейского населения. В 1889 г. правительство ограничило поступление евреев в коллегии адвокатов, и они могли, таким образом, практиковать только в качестве помощников, частных поверенных или стряпчих. Женщин вообще не допускали к юридической практике в России до Февральской революции 1917 г. Реформы 1864 г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запрещалось посещать лекции по праву в университете. В 1874-1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных, но Министерство юстиции запретило подобную практику4.
Однако обратимся непосредственно к анализу основных положений Учреждений судебных установлений, в частности Главе второй «О присяжных поверенных» (ст. 353-406), регламентирующей организацию и деятельность присяжной адвокатуры.
1 Впервые в русской истории адвокаты могли выступать перед судом присяжных в открытом заседании, им также разрешалось иметь свидания с обвиняемым, находящимся под арестом; подзащитные по уголовным делам имели право консультироваться со своими защитниками.
2 Судебные уставы 1864 г. Ч. I. — С. 624.
3 Черкасова Н.В. Указ. соч. — С. 71.
4 Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. — М., 1997. — С. 12.
Прежде всего отметим, что созданная Судебными уставами 1864 г. присяжная адвокатура действовала, основываясь на ряде принципов:
- совмещение правозаступничества с судебным представительством;
- относительная свобода профессии;
- отсутствие связи с магистратурой;
- сословной организации при дисциплинарной подчиненности судам;
- определение гонорара по соглашению.
Устанавливалось, что присяжные поверенные должны были состоять при судах (судебных местах) для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, участвующих в деле, а также по назначению в отдельных случаях советами присяжных поверенных и председателей судов (ст. 53).
В соответствии со ст. 354 Учреждений судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, имевшие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по таким наукам; прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения о производстве судебных дел, либо состояли не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.
Также существовали условия, при которых лицо не могло быть допущено в присяжную адвокатуру. Присяжными поверенными не могли быть: лица, не достигшие двадцатипятилетнего возраста; иностранцы; объявленные несостоятельными должниками; состоящие под следствием, а также осужденные; и др.
19 октября 1865 г. было утверждено Положение о введении в действие Судебных уставов, определяющее порядок проведения судебной реформы. С созданием же новых судов его действие прекращалось, и вступали в силу постановления Учреждения судебных установлений1.
Судебные уставы подробно регламентировали права, обязанности и ответственность присяжных поверенных. Среди них — право присяжных поверенных на корпоративное устройство. Органами самоуправления адвокатского сообщества стали Совет и Общее собрание присяжных поверенных. Тем самым был ознаменован первый этап развития адвокатского самоуправления в России.
Существенно, что структурирование организаций присяжных поверенных производилось не по территориальному делению России на губернии и уезды, а на Судебные Палаты Судебных Округов, коих на тот момент в России насчитывалось 14. В пределах округа адвокаты распределялись неравномерно, и, как правило, центром их сосредоточения являлось место нахождения Судебной Палаты.
1 Черкасова Н.В. Указ. соч. — С. 27.
В случае, если в округе судебной палаты количество присяжных пове -ренных достигало 20 человек, они могли обратиться с просьбой в палату о создании Совета присяжных. В случае положительного решения поверенные сами из своей среды избирали Совет, состоявший из председателя и членов Совета. Совет осуществлял прием и увольнение присяжных поверенных, определял меры дисциплинарного взыскания, исполнял роль посредника между адвокатом и его доверителем, назначал по очереди поверенных ддя «безвозмездного» хождения по делам, размер вознаграждения по таксе, если между адвокатом и тяжущимся возникали разногласия. С 1866 г. в корпоративном самоуправлении происходит перераспределение функций между общим собранием присяжных поверенных и их советами. Советы стали выносить на предварительное рассмотрение общего собрания все вопросы, имеющие общий ддя поверенных характер. Постепенно выработалась и процедура проведения таких собраний.
Совет заведовал всеми делами корпорации. Поскольку они, как и само сословие присяжных поверенных, были учреждениями новыми, то им пришлось, по свидетельству А.Ф. Кони, «вырабатывать одновременно и приемы адвокатской техники, и правила адвокатской этики так, чтобы другим, на то глядючи, повадно не было так делать»1.
Самоуправляющиеся адвокатские объединения были созданы не везде. На протяжении рассматриваемого периода наблюдалась тенденция к увеличению численности органов самоуправления на территориях Судебных Палат. Но даже к 1916 г. органы адвокатского самоуправления были образованы лишь при девяти из 14 судебных палат. И в тех округах, где они отсутствовали, их права и обязанности принадлежали местному окружному суду (ст. 378 «Учреждения судебных установлений»), что, естественно, не позволяло говорить о полном самоуправлении адвокатуры. И.Я. Фойницкий в этой связи писал: «Шаг этот весьма прискорбный, ибо для суда своими занятиями обремененного, надзор за присяжными поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета из среды самих присяжных... Он в корне нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее естественное развитие»2.
Исторически достоверно и то, что с введением в действие Судебных уставов сразу обнаружилось явно недостаточное количество присяжных поверенных и с учетом общественной потребности образовалась неупорядоченная законом частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. В этой связи возникла необходимость в ее законодательной регламентации. В результате Законом от 25 мая 1874 г., наряду с присяжной адвокатурой, учреждается институт частных поверенных. Для получения права на участие в производстве гражданских дел, как мировых, так и в общих судебных установлениях, частным поверенным необходимо было получить особое свидетельство, выдававшееся судами. Этими же судами осуществлялась дисциплинарная практика. Под-
1 Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 5. — М., 1968. — С. 144.
2 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Ч. I. — СПб., 1899. — С. 446-447.
робно правовое положение частных поверенных было регламентировано в ст. 406.1-406.19 Судебного учреждения в своде Законов 1892 г. (ст. 406.19 запрещалось получать звание частного поверенного женщинам)1.
Особо подчеркнем, что с принятием указанного Закона 1874 г. произошло уравнение статуса помощника присяжного поверенного со статусом поверенного частного. Причем помощники были практически отдалены от уже созданной корпорации профессиональных поверенных и, по сути, были отброшены к дореформенным временам.
Таким образом, на территории России в пореформенный период адвокатура существовала в следующих формах:
- управляемая Советом;
- подчиненная дисциплинарной власти судов;
- в лице помощников присяжных поверенных.
Таким образом, были созданы условия для неминуемого столкновения адвокатского сообщества с проблемами организационного плана.
Несмотря на функционирование советов присяжных поверенных, по своему организационному устройству адвокатура не была едина на национальном уровне. В ряде областей (Казанской, Новочеркасской и др.), а также в Восточной Сибири образовывать советы присяжных поверенных было разрешено только в 1906 г. При этом в Европейской России они уже существовали, и деятельность их все более основывалась на демократических принципах. Возможно, в отдаленных от центра регионах сыграли роль экономическое, политическое и географическое положение.
Деятельность адвокатской корпорации выявляла множество проблемных и больных для самой адвокатуры вопросов. Была очевидной необходимость реформирования этого института . Эта цель была поставлена перед образованной в 1885 г. при Министерстве юстиции специальной Комиссией по подготовке нового законодательства в области судопроизводства, которая, к сожалению, так и не завершила свою работу в области реформирования судебной системы Российской империи. Они были возобновлены в 1890 г. под председательством М.В. Красовского, в результате чего был создан проект, опубликованный в 1892 г. в «Юридической газете» в № 16, 18 и 22. Однако, направленный в декабре 1893 г. в Государственный Совет проект так и не был рассмотрен. Изменения в организации деятельности адвокатуры произошли уже после падения самодержавия.
Подводя итог, следует констатировать, что проведенная в 1864 г. судебная реформа была одной из самых прогрессивных среди ряда преобразований 60-х гг. XIX в., и создание адвокатуры было одним из ключевых ее пунктов и достижений. Оценивая сегодня судебную реформу 1864 г., важно отметить, что при всей ее ограниченности она существенно подвинула Россию вперед по пути соблюдения и защиты прав человека. «Нельзя сказать,
— писал В.Д. Спасович о русском государстве того времени, — чтобы оно
1 Свод законов Российской Империи. Т. X. — 1857. — С. 184, 191.
2 Васьковский Е.В. Будущее русской адвокатуры. — СПб., 1893.
вдруг сделалось правовым, но было решено, что оно должно сделаться правовым». Но как бы там ни было адвокатура в царской России противодействовала беззаконию на почве реально существующей тогда законности.
В целом системе организации функционирования адвокатуре были присущи следующие характерные черты:
- введение органов самоуправления адвокатского сословия, которыми стали Общее собрание как своеобразный законодательный орган сословия и Совет присяжных поверенных, который, будучи представительным органом сословия, выполнял функции исполнительного органа;
- Совет присяжных поверенных осуществлял кадровую (прием и увольнение присяжных поверенных), дисциплинарную (определение и наложение мер дисциплинарного взыскания), посредническую (между адвокатом и его доверителем), гонорарную практику. Наряду с этим, решал вопросы назначения поверенных для «безвозмездного» хождения по делам;
- структурирование организаций присяжных поверенных производилось на основе их прикрепления к Судебным Палатам Судебных Округов;
- существенное ограничение самодеятельности адвокатуры, контроль за составом и деятельностью адвокатуры со стороны государства, возложенный на органы судейской власти.
По сути, Судебными уставами 1864 г. была открыта новая эпоха российского судебного права и провозглашены такие буржуазнодемократические принципы судопроизводства, как гласность, устность и состязательность. Проведенной реформой гарантировались права человека в суде самим наличием адвокатуры, на плечи которой лег труд посредника между конкретной личностью и судом. Миссией и идеей адвокатуры являлась судебная защита прав частных лиц во имя и в интересах общественного блага.
Результатом деятельности присяжных поверенных в рассматриваемый исторический период стало развитие правовой культуры и укрепление законности, при которой защита личности от незаконного и необоснованного обвинения становится основным назначением судопроизводства.
Характеристика отношений государства и адвокатуры того периода связана с тем, что в самодержавной стране адвокатура как правовой институт не могла иметь полноценной свободы слова и дела. Она с момента зарождения была поставлена в условия, заведомо ограничивающие ее политическую активность. Тем не менее немаловажным моментом в деятельности российской адвокатуры было активная политическая позиция ее членов. С 1903 г. присяжные поверенные России не только Европейской, но и в регионах, в частности поверенные Восточной Сибири, активно включаются в политическую жизнь страны, становятся борцами за установление демократического строя и принимают участие в забастовке осени 1905 г. В 1903 г. известный российский юрист М.М. Винавер, характеризуя причины дискриминационного отношения российского самодержавия к адвокатуре, справедливо отмечал, что, исполняя свой профессиональный долг, отстаивая силу закона и протестуя против всяких на него посягательств, адвокат тем самым выступает против правительства, поскольку оно само насажда-
ет произвол, и при таких условиях государственной жизни деятельность адвоката неизбежно приобретает «противоправительственный» характер1.
Нельзя не отметить и участия адвокатов в политических процессах того времени в качестве оппозиции. На заседании фракции кадетов в 1907 г. присяжный поверенный Н.В. Гессен заявлял, что сложившаяся политическая ситуация такова, что мы можем выразить осуждение политическим убийствам. Это единственно правильная позиция партии .
Таким образом, участие адвокатов в политических процессах обусловливалось закономерными интересами, когда большинство представителей профессионального сословия отражали идеи буржуазного либерализма. Так, образованный в 1903 г. Союз Адвокатов, состоящий из представителей буржуазной интеллигенции, на учредительном съезде стремился не допустить в платформу Союза лозунгов о свержении царизма .
Несмотря на политические взгляды большинства адвокатов, властями сообщество стало рассматриваться как стремящееся к ниспровержению существовавшего в России общественного строя. Поводом к такому отношению стало представление в 1904 г. министру внутренних дел молодым течением Петербургского и Московского советов присяжных поверенных резолюции о необходимости изменения государственного строя России. С этого момента в отношении присяжных поверенных начинают предприниматься административные меры и методы «жандармского дознания».
В конце 90-х гг. XIX в. в адвокатуре наметился конфликт между молодой адвокатурой и органами сословия. В Москве молодые помощники присяжных поверенных образовали так называемый бродячий клуб, ставивший своей целью «поднять профессиональный и общественный уровень адвокатуры». Члены клуба открыли консультацию для оказания юридической помощи рабочему и крестьянскому населению.
В феврале 1903 г. состоялся Первый съезд молодых адвокатов, на котором был выработан основной принцип деятельности союза — борьба за политическую свободу. В октябре 1904 г. состоялся Второй съезд, который разрешил вопрос о выступлениях адвокатов с конституционными заявлениями.
Деятельность молодой адвокатуры вызвала отрицательное отношение со стороны органов сословия, но это отношение менялось по мере нарастания в стране политической активности. 20-21 ноября 1904 г. Петроградский и Московский Советы приняли резолюцию о том, что правильная организация правосудия невозможна без коренной реформы государственного строя. По мнению И.В. Гессена, адвокаты, «ходатайствуя о введении представительного строя, не выходят за пределы чисто профессиональных задач...», так как самодержавный строй, притесняющий адвокатуру, лишал их возможности осуществлять адвокатские обязанности.
1 Винавер М.М. Очерки об адвокатуре. — СПб., 1902. — С. 6.
2 Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. — М., 1970. — С. 380.
3 Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. — М., 1988. — С. 97.
Революционные события 1905 г. впервые объединили адвокатов на общероссийском уровне. 28-30 марта 1905 г. в Петрограде был созван I Всероссийский съезд адвокатов. На съезде было провозглашено создание Всероссийского союза адвокатов с целью «объединения общественнопрофессиональной деятельности адвокатуры и достижения политического освобождения России на началах демократической конституции». 5-6 октября 1905 г. накануне всеобщей политической забастовки в Москве состоялся II Всероссийский съезд адвокатов. На нем было решено принять активное участие в выборах в Первую Государственную Думу и «поддержать всеобщую политическую забастовку материальными средствами союза и оказать ей содействие всеми доступными союзу средствами и воззваниями, юридической помощью и т. д.»1. Помимо политических задач, на съезде были определены профессиональные задачи адвокатуры: «установить тесное общение между русскими адвокатами при помощи съездов..., содействовать разработке, совершенствованию и объединению правил адвокатской этики, принимать меры к ограничению членов сословия от произвола..., содействовать осуществлению мероприятий, относящихся к материальному обеспечению членов сословия на случай смерти, болезни...»2.
В годы первой революции Московская адвокатура приняла решение стоять на стороне народа . Ответным шагом Петербургских адвокатов ддя поддержания политической забастовки стало принятие обязательств по использованию всех возможных мер ддя приостановления судебной деятельности4. Некоторые присяжные поверенные были осуждены за подобные действия.
В период с 1905 г. по февраль 1917 г. отношения между адвокатурой и государственной властью ухудшились из-за участия адвокатов в качестве за -щитников на политических процессах. Напряженность в отношениях адвокатуры с властью исчезла только после Февральской революции 1917 г. Советы присяжных поверенных получили возможность действовать как независимые учреждения. Была расширена социальная база адвокатского сословия. Так, Министерство юстиции разрешило принимать в адвокатуру всех помощников присяжных поверенных еврейской национальности (в марте - апреле 1917 г. этого требовали сами адвокаты). В 1917 г. Временное правительство приняло закон, разрешавший женщинам вступать в присяжные, а также в частные поверенные.
Произошедшая Февральская революция 1917 г. породила в обществе надежду на демократизацию как самого российского общества, так и адвокатуры. Так, Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г. гласила, что Временный комитет членов Государственной Думы достиг такого успеха, который позволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. В этой же Декларации провозглашалось полное и немедленное амнистирование заключенных по всем политическим и ре-
1 Российские партии, союзы и лиги. — СПб., 1906. — С. 186.
2 Там же.
3 Постановление московских присяжных поверенных // Право. — 1905. — № 42. — Ст. 3487.
4 Хроника октябрьских дней // Право. — 1905. — № 45-46. — Ст. 50.
лигиозным делам; свобода вероисповедания, слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмена всех сословных и национальных ограничений; снятие запрета на занятие женщин адвокатской практикой.
В одном из структурных образований комитета по законопроектам Временного правительства готовился новый Закон об адвокатуре России1.
Трудно сказать, какие преобразования были уготовлены Временным правительством адвокатуре в России, так как из-за свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции, главной задачей которой являлось уничтожение «буржуазного» государственного аппарата и создание нового социалистического государства, период его деятельности был слишком непродолжительным, а планы в большинстве своем неосуществленными.
Организационно-правовые и функциональные основы деятельности оставались неизменными до осени 1917 г., когда была уничтожена вся система государственности и правовые основания деятельности адвокатуры вследствие этого также прекратили свое существование.
УДК 343.985:347.93:343.37
А.Ю. Головин, A.A. Желдакова (Тула, ТулГУ)
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ПОДКЛЮЧЕНИЕМ К ГАЗОПРОВОДАМ
Исследуются понятие и структура криминалистической характеристики, а также научные основы методики расследования преступлений, связанных с незаконным подключением к газопроводам.
Качество расследования конкретных преступных деяний определяется не только грамотной уголовно-правовой квалификацией преступления, но и эффективным сбором следователем доказательственной и иной криминалистически значимой информации о нем. В процессе сбора криминалистически значимой информации о преступном деянии следователь опирается на разработанные криминалистической наукой системы типовых данных о том или ином виде преступления, определяемые термином «криминалистическая характеристика2».
1 Декларация Временного правительства о его составе и задачах: хрестоматия по истории отечественного государства и права. — М.: «Зерцало», 1998. — С. 331.
2 Впервые термин «криминалистическая характеристика преступлений был упомянут А.Н. Колесниченко (см.: Колесниченко А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений: автореф. ... д-раюрид. наук. — Харьков, 1967. — С. 9).