УДК 374.7 (470.62/.67) «1943/1945»
Чугунцова Нина Алексеевна Chuguntsova Nina Alexeevna
доктор исторических наук, профессор Кубанского Doctor of History, Professor of
государственного технологического университета Kuban State Technological University
тел.: (928) 20-99-375 tel.: (928) 20-99-375
ПОДБОР И ПОДГОТОВКА СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ В 1943-1945 гг.
(НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)
В статье на основе многочисленных документов периода Великой Отечественной войны, начиная с директив и постановлений УК ВКП(б) и заканчивая решениями партийных комитетов автономных республик, краев, областей и городов, рассматривается роль подбора, выдвижения и воспитания советских работников в восстановлении местных Советов депутатов трудящихся.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Советы депутатов трудящихся, сельсоветы, районные, городские исполкомы, председатели, секретари исполкомов, райгориспол-комов; сельский районный актив Советов депутатов трудящихся, курсы переподготовки, совещания-семинары, партшколы.
RECRUITING AND TRAINING OF THE SOVIET WORKING PEOPLE IN 1943-1945 (BASED ON THE MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS)
On the basis of numerous documents ranging from directives and resolutions of the All-Union Communist Party of Bolsheviks and decisions of the Party committees at autonomous republic, region and city levels the role of recruitment, promotion and education of the Soviet workers during the reestablishment of the local Soviets of Working People’s Deputies has been considered in the article.
Key words: North Caucasus, Soviets of Working People’s Deputies, village Soviets, region and city executive committees, chairmen, executive committees secretaries, region and city executive committees secretaries, village regional activists of the Soviets of Working People’s Deputies, retraining courses, meetings and seminars; party school.
В начале 1943 г. в целях своевременного восстановления государственных органов по указанию Центрального комитета ВКП(б) местные партийные комитеты заранее подобрали в восточных регионах страны советских работников и организовали их подготовку. Прежде всего это относилось к тем, кто был эвакуирован с предприятиями и учреждениями и ранее зарекомендовали себя хорошими организаторами, что дало возможность направить компетентные кадры в освобождаемые районы сразу за советскими войсками, изгонявшими врага. Весной 1943 г. ЦК направил в Ростовскую область из других областей 375 партийных и советских работников, в Ставропольский край к середине 1944 г. - 214 руководящих работников, из них 86 - советских.
Пример оперативности в подборе квалифицированных кадров для освобожденных районов продемонстрировал Ставропольский крайком партии. «Решающее значение для ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации имеет правильная расстановка кадров, их инструктаж и подготовка», - записал в своем решении Х пленум Ставропольского крайкома ВКП (б) в 1943 г. Заблаговременное сосредоточение почти 300 чел. краевого и районного актива на неоккупированной части края и возвращение из эвакуации руководящих работников в г. Кизляр еще до наступления Красной Армии на Тереке дали возможность своевременно создать оперативные группы партийных, советских и хозяйственных работников для большинства районов края. Руководящие кадры районов в первые дни после изгнания врага комплектовались за счет этих оперативных групп. К середине 1944 г. на партийную, советскую и хозяйственную работу городского и районного звена было выдвинуто свыше 3 тыс. чел.
В городах районного подчинения и сельских районах иногда один и тот же работник некоторое время, до прибытия отозванных кадров, выполнял функции секретаря райкома партии и председателя райкома. Несколько лучше обстояло дело с работниками областных, краевых, республиканских советских органов. Однако и они работали при значительном количестве вакансий. Такие ситуации имели место в Северо-Осетинской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, ЧеченоИнгушской АССР, Ставропольском крае.
На плечи возвратившихся работников крайоблисполкомов, совнаркомов легла огромная работа по формированию в освобожденных районах советского государственного аппарата и организации его деятельности в новых условиях. Председатели и секретари исполкомов Советов назначались из числа не депутатов с последующим утверждением на сессии Совета, число которых колебалось от 71% в райсельисполкомах до 78% в поселковых исполкомах. Кооптированные председатели, их заместители и секретари районных и городских исполкомов утверждались исполкомом данного Совета или вышестоящим исполкомом. Руководящие кадры советских органов формировались в основном за счет активистов.
На руководящие должности в местные Советы были выдвинуты десятки тысяч бывших
фронтовиков, партизан, подпольщиков, инвалидов войны. Важность работы подбора и расстановки кадров подчеркивает сложившаяся система двойного их утверждения: вышестоящим исполкомами Совета и комитетами внутренних дел краев, областей и республик Северного Кавказа. В некоторых районах к решению этого вопроса возвращались неоднократно. Проводился тщательный персональный отбор. Секторы советских кадров крайоблкомитетов партии строго контролировали их соответствие занимаемым должностям. За десять месяцев 1944 г. были сняты с должностей 21% советских работников. За 1943 г. в Кабардино-Балкарии сменились 83 председателя сельис-полкома. В Ростовской области в 1944 г. на должность председателей исполкомов сельских и поселковых Советов был назначен 91 новый работник, а в 1945 г. были освобождены 109 председателей сельских и поселковых Советов. Мотив, как правило, был один: не справился с работой и не внушает политического и морального доверия.
Республиканские, краевые, областные партийные организации развернули широкую сеть партийно-политического просвещения, в различных звеньях которой обучались и воспитывались многие советские работники. Как свидетельствуют документы и воспоминания современников тех событий, в краях, областях, республиках была тогда слабо поставлена работа по идейно-политическому воспитанию советских руководящих кадров. Да и сами руководящие работники краевого, областного и тем более районного и сельского звена систематически не занимались повышением своего идейнотеоретического уровня.
Обеспокоенные этим партийные комитеты принимали специальные решения о совершенствовании марксистско-ленинского образования советских кадров, которыми предусматривалась организация кружков по изучению истории партии, истории Великой Отечественной войны, политических, районных, областных, краевых школ, вечерних университетов марксизма-ленинизма.
Большое внимание уделялось повышению идейно-патриотического, образовательного уровня, деловой квалификации советских работников, которое осуществлялось через созданную сеть курсов переподготовки. В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 8 февраля 1944 г. в г. Ставрополе были открыты межобластные курсы по подготовке и переподготовке советских кадров для Северного Кавказа. Это были трехмесячные курсы по подготовке председателей сельсоветов. Контингент каждого набора составлял 320 чел. В 1944-1945 гг. (до окончания войны) было проведено три набора и прошли подготовку 54,3% председателей сельсоветов [1, л. 3, 41; 11-12, 129; 40-41].
С июня 1944 г., в Ставрополе открылись межобластные шестимесячные курсы по подготовке и переподготовке председателей, заместителей председателей райгорисполкомов. Курсы работали по 900-часовой программе.
В Дагестанской АССР была создана широкая сеть специального образования работников Советов: шестимесячные курсы работников сельских и поселковых Советов; четырехмесячные курсы председателей городских и районных Советов и их исполкомов. Работали межрайонные курсы председателей сельсоветов [2, с. 12].
В Грозненской области были организованы шестимесячные областные партийные курсы, где 50% слушателей составляли советские работники [3, л. 48; 15-16; 34-35; 289; 304-305]. С первого апреля 1943 г. возобновили работу курсы партийных и советских работников в Кабардино-Балкарии. Курсы по переподготовке председателей, сельских и поселковых Советов действовали в Краснодарском крае, Ростовской области, Северо-Осетинской АССР.
Сельский, поселковый и районный актив обучался на специальных семинарах, где проводилось систематическое и оперативное информирование о решениях партии и Советского правительства, изучались Конституции СССР и РСФСР, советское законодательство, выяснялись текущие задачи местных Советов, их постоянных комиссий, уличных и квартальных комитетов. При этом большое внимание уделялось обмену опытом работы исполкомов разных звеньев. Чаще всего, обсуждались вопросы о подготовке к заседанию исполкомов райсоветов; о работе с советским активом; о работе постоянно действующих комиссий райсоветов и сельсоветов, а также содержание статьи М.И. Калинина «К вопросу о повышении авторитета сельских Советов» и ее значение. Наибольшее распространение получили такие формы повышения квалификации, как республиканские, курсовые совещания, инструктивные совещания-семинары, которые проводились совместно партийными и советскими органами.
В мае 1944 г. на совещании председателей и секретарей сельских Советов в г. Махачкале речь шла о ведении нотариальных дел, об организационно-массовой работе сельских Советов, об их задачах по охране общественного порядка и соблюдении революционной законности. В марте, мае, июне 1943 г. Ставропольский крайсовет проводил инструктивные семинары и совещания председателей, секретарей исполкомов Советов всех звеньев. На них были рассмотрены вопросы, касающиеся организационно-массовой работы Советов, применения государственного и административного права; работы политпросветучреждений; построения и исполнения бюджета; начисления на взимание налогов и различных сборов [4, л. 1-2; 12; 63-64; 74; 6; 30; 36; 136; 23-24; 220; 145-146].
В марте 1943 г. на республиканском совещании председателей сельсоветов ЧеченоИнгушской АССР обсуждали работу депутатов. Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР ежемесячно проводил совещания председателей и секретарей сельсоветов, в повестке дня которых стояли вопросы организации и проведения организационно-массовой работы среди населения. На январском (1944 г.) республиканском совещании председателей и секретарей исполкомов Кабардинской АССР рассматривались вопросы, связанные с организаторской и массовополитической ролью местных Советов в восстановлении разрушенного хозяйства. В январе 1945 г. республиканское совещание обсудило и утвердило меры по улучшению работы местных Советов. При подготовке к совещанию-семинару СНК Северо-Осетинской АССР провел проверку работы 70% сельских Советов и их исполкомов.
Постоянно действовавшие семинары, различного рода совещания, инструктажи, собрания в значительной степени способствовали воспитанию и повышению квалификации руководящих советских работников и широкого круга советских активистов, становлению молодых советских кадров.
В годы войны важную роль организатора и воспитателя советских работников сыграла печать. Только в центральных газетах «Правда», «Известия», журналах «Партийное строительство», «Большевик» за годы войны было опубликовано 50 материалов, посвященных проблемам работы Советов депутатов трудящихся. Определенное значение в совершенствовании организации обучения советских кадров приобрела статья «О кругозоре советского работника», опубликованная в «Известиях» 9 августа 1944 г., Широкое распространение получило заочное обучение.
В краевой, областной, республиканской печати Северного Кавказа было опубликовано около 400 материалов, в той или иной степени освещающих деятельность местных Советов [5, л. 123-124].
В декабре 1944 г. Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйств районов, освобожденных от немецко-фашистской оккупации, издал Постановление «О восстановлении Ленинского партийно-учебного городка в городе Геленджике». Для руководителей советских органов в учебных планах наряду с изучением истории ВКП(б), политэкономии, общеобразовательных предметов предусматривались учебные курсы практического руководства народного хозяйства в условиях восстановления. В содержание идейно-политической подготовки советских работников входило изучение книги Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», его доклада и приказа о 27-й годовщине Великой Октябрьской революции, краткого курса истории ВКП(б) и отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма.
Практически организация учебного процесса всех курсов и школ проходила в чрезвычайно трудных условиях. Очень сложно было отрывать от работы на длительный период значительное число работников. Не хватало квалифицированных преподавателей, большинство курсантов имели низкую общеобразовательную подготовку, многие плохо знали или вовсе не знали русского языка. Поэтому руководители курсов, преподаватели, сами слушатели много работали дополнительно, чтобы овладеть учебной программой. Партийные комитеты очень требовательно относились к подготовке советских работников, постоянно заслушивали информацию о состоянии дел на бюро и пленумах. Исполкомы Советов разных уровней решали многие бытовые, финансовые и другие важные вопросы, связанные с работой этих курсов. Благодаря совместным целенаправленным усилиям партийных и советских органов удалось осуществить подготовку и переподготовку многочисленного отряда советских работников, которые обеспечивали выполнение организационно-массовых, мобилизационных, хозяйственных задач по восстановлению народного хозяйства и контроль за условиями повседневной жизни многонационального населения Северного Кавказа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. Р-1852. Оп. 7. Д. 146, 153; Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГАРФ). Ф. Р-259. Оп. 62. Д. 15.
2. Джалилов Э.С. Деятельность партийных организаций Дагестана по повышению хозяйственно-организаторской роли Советов в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1977.
3. Центральный государственный архив Чеченской Республики (ЦГАЧР). Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 36. Центр документов новейшей истории Чеченской Республики (ЦДНИЧР) Ф. 1. Оп. 1. Д. 1100.
4. Центр документов новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 821. Оп. 1. Д. 585; Д. 2061; Д. 74; Д. 75; Д. 7; Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 617; цДнИЧР. Ф.Р-1. Оп. 1. Д. 84; Центр документов новейшей истории Ставропольского края (ЦДНИСК). Ф. 39. Оп. 1. Д. 404; Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦгАРД). Ф. Р-190. Оп. 29. Д. 24; ГАСК. Ф. Р-1852. Оп. 5. Д. 3; Д. 10.
5. См.: Дагестанская правда, Ставропольская правда, Советская Кубань, Социалистическая Осетия, Социалистическая Кабардино-Балкария, Грозненский рабочий, Адыгейская правда, Новороссийский рабочий; ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 3. Д. 155.