Методика преподавания языка
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ДИСКУССИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Э. Ш. Никифорова, Ю. В. Надобко
Статья посвящена рассмотрению одного из актуальных на сегодняшний день вопросов современной методики обучения иностранным языкам: применению инновационных моделей организации учебного процесса. Авторы довольно подробно рассматривают практический аспект применения дискуссионной модели обучения иностранным языкам на занятиях по иностранному языку студентов языковых специальностей.
Ключевые слова: коммуникативный подход, дискуссия, инновационная модель обучения, этап обучения, навык, умение, ситуация общения.
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что обучение иностранным языкам должно отталкиваться от потребностей современного человека, а иностранный язык должен стать инструментом межкультурного и межличностного общения. В современной методике обучения иностранным наиболее популярным на сегодняшний день является коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, который реализуется через ряд инновационных моделей обучения. Одной из таких моделей можно считать дискуссионную модель.
Её своеобразие определяется преобладающим видом деятельности - дискуссионной. В связи с этим особую значимость приобретает формирование ряда коммуникативно-значимых умений: выслушать и правильно понять собеседника, логично и аргументировано высказать своё суждение, найти решение какой-либо проблемы, пользуясь доступными средствами иностранного языка.
Следует отметить, что исследователи, изучающие проблему использования дискуссии в обучении иностранным языкам по-разному подходят к её решению: одни рассматривают дискуссию как один из приёмов для развития неподготовленной речи, полагая что дискуссионные уме-
179
Lingua mobilis №3 (29), 2011
ния формируются в процессе обсуждения проблемы и нет необходимости в их непосредственном формировании (Г. А. Рубинштейн, В. Л. Скалкин, Е. В. Шантарин), другие считают целенаправленное формирование дискуссионных умений определяющим фактором при обучении дискуссии (Л. П. Коблова, Г. Коростелёва) [1. C. 25].
На наш взгляд, дискуссионные умения и навыки формируются не стихийно, а вырабатываются в ходе целенаправленной, систематической работы. При таком подходе дискуссионные умения включают в себя не только умения логического мышления и аргументации, но и общие коммуникативные умения, а также умения, связанные с процедурной стороной дискуссии. В этом случае цель обучения не сводится только лишь к обучению дискуссии, а состоит в том, чтобы научить учащихся дискуссионному общению на иностранном языке, то есть общению в условиях проблемной ситуации. Навыки и умения, приобретенные при таком обучении, могут применяться практически в любых ситуациях общения.
Построение модели дискуссионного общения предполагает наличие определённой последовательности этапов обучения, причем успешный переход от этапа к этапу обеспечивается адекватными формами работы со специально отобранным языковым и речевым материалом с целью формирования соответствующих навыков и умений.
Приведём пример применения дискуссионной модели обучения при работе со студентами специальности «Переводческое дело» продвинутого уровня обучения. Следует отметить, что студенты этой группы обладают необходимым для решения различных проблемных ситуаций активным словарным запасом, следовательно, расширяется диапазон ситуаций и проблем, предлагаемых к обсуждению. Также важно упомянуть и тот факт, что предварительно студентам предлагается провести самостоятельный сбор и анализ информации по теме, например, «Генетически модифицированные продукты в современном обществе».
Непосредственно на итоговом занятии работа строится таким образом, что студенты получают возможность обсудить собранную информацию, высказать и защитить свою точку зрения, узнать новую информацию. Целесообразно также сопровождать дискуссию мультимедийной презентацией, чтобы направлять ход работы в нужное русло и структурировать собранный материал. На начальном этапе студентам предлагается сформулировать суть обсуждаемой пробле-
180
Методика преподавания языка
мы и наметить примерные вопросы, которые подлежат дальнейшей разработке (например, предлагается подобная цитата, затрагивающая проблему «The science of genetic engineering is unpredictable, but few, from scientists to governments, dare raise the fact that today’s Golden Goose of industry is laying rotten eggs»). Когда намечен общий план вопросов к рассмотрению, необходимо составить вокабуляр основных терминов, необходимых для эффективного обсуждения темы, на данном этапе целесообразно выполнение ряда языковых и условно-речевых упражнений, подготавливающих непосредственно к речевой деятельности. Итак, на первом этапе студенты освоили необходимый языковой материал, сформулировали основные проблемные вопросы.
Далее необходимо перейти ко второму этапу обучения, в ходе которого студентам предлагаются непосредственно речевые упражнения. На этом этапе представляется целесообразным привлечение аутентичных аудио или видео материалов. Например, нами использовался сюжет «Angry child», в котором подросток обвиняет взрослых в том, что, благодаря их бездумным экспериментам с природой пострадают последующие поколения. Студентам предлагается прокомментировать увиденное и услышанное и высказать свою точку зрения. Постепенно студентам предлагается расширить дискуссионное поле за счёт дополнительных вопросов по теме, причём преподаватель, при необходимости, направляет ход дискуссии в нужное русло при помощи наводящих вопросов, приводя примеры из своего жизненного опыта, подталкивая студентов к активизации их жизненного опыта, к привлечению и критическому осмыслению собранной ранее информации.
Чтобы сбор и систематизация материала были более продуктивными можно предложить заполнение таблицы типа:
Problem (проблема) What I know about What I’d like to What I found
the problem (что know (что бы out
мне известно) хотелось узнать) Что узнал(а))
Затем на обобщающем этапе студенты, используя свои записи делают выводы, высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме, отвечают на возможные вопросы коллег и \ или преподавателя.
При систематической работе, организованной таким образом, у студентов вырабатываются необходимые для ведения продуктивной дискуссии на иностранном языке навыки и умения. Подобные умения необходимы практически во всех сферах общения: в повседневной, социокультурной, общественно-политической, научной и т.д.
181
Lingua mobilis №3 (29), 2011
Несмотря на явную необходимость формирования у современного человека культуры дискуссионного общения, учебная деятельность в виде дискуссии еще не находит достаточно широкого применения в обучении, в частности, в практике преподавания иностранных языков, хотя обучающий и воспитательный эффект учебной дискуссионной деятельности очевиден: участие обучаемых в дискуссионном общении активизирует познавательный поиск и самостоятельность, формирует культуру рефлексивного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Это помогает преподавателю решать воспитательные и образовательные задачи, а также способствует формированию дополнительных мотивов изучения иностранного языка.
Список литературы
1. Бадаев, А. А. Активные методы обучения [Текст] / А. А. Бадаев. -М. : Профиздат, 1986. - 96 с.
2. Соколов, А. Н. Проблемы научной дискуссии: логико-гносеологический анализ [Текст] / А. Н. Соколов. - Л. : Наука, 1980. - 157 с.
List of literature
1. Badaev, A. A. Aktivnye metody obuchenija [Tekst] / A. A. Badaev. - M. : Profizdat, 1986. - 96 s.
2. Sokolov, A. N. Problemy nauch-noj diskussii: logiko-gnoseolog-icheskij analiz [Tekst] / A. N. Sokolov. - L. : Nauka, 1980. - 157 s.
182