Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ЗЕМЛЕПОЛЬ- ЗОВАНИЯ У ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ДАГЕСТАНА ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX В'

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ЗЕМЛЕПОЛЬ- ЗОВАНИЯ У ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ДАГЕСТАНА ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / ФОРМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ЗАВИСИМЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казиханова А.А., Абдулпатахова Х.М.

В статье рассматриваются различные формы землепользования у горских евреев Дагестана во второй половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ЗЕМЛЕПОЛЬ- ЗОВАНИЯ У ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ДАГЕСТАНА ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX В»

УДК 94(470.67) «18»:332.3-054(=915.94)

К вопросу о формах землепользования у горских евреев Дагестана

во 2-й половине XIX в. А.А. Казиханова, Х.М. Абдулпатахова

Дагестанский государственный университет, hatima11@mail.ru

В статье рассматриваются различные формы землепользования у горских евреев Дагестана во второй половине XIX в.

Ключевые слова: горские евреи, формы землепользования, зависимые крестьяне.

In article questions on various forms of land tenure at mountain jews of Daghestan in second half of XIX-th century are considered.

Keywords: Mountan jews, the land tenure, dependent peasants.

Основой традиционной экономики горских евреев Дагестана во 2-й половине XIX в., как и в предыдущие века, являлось сельское хозяйство. Даже в городах Дербенте, Петровске, Темир-Хан-Шуре большая часть еврейского населения занималась сельским хозяйством, либо на пригородных землях, либо в качестве батраков в окрестных мусульманских селах [1].

Низкий уровень хозяйственного развития горско-еврейских общин, вероятно, был в значительной степени обусловлен малоземельем или фактическим отсутствием земельной собственности.

Иуда Черный, один из первых исследователей истории и этнографии горских евреев, писал в 1869 г., что из 13 аулов, в которых живут евреи, только в двух аулах земля находится в собственности горско-еврейской общины [2].

Этот факт аренды земли горско-еврейскими земледельцами у местного населения, свидетельствующий об отсутствии полноправного владения землей, наводит на мысль о том, что горские евреи позже других поселились на землях Дагестана.

Однако некоторые исследователи полагают, что сначала у горских евреев были свои земли, но их постепенно отбирали, в результате чего они и оказались в зависимом положении. К XIX в. очень немногие горско-еврейские общины или отдельные семьи владели землей [2].

Доказательством отсутствия земли у горских евреев даже для приусадебного участка является скученность домов в еврейском квартале Маджа-лиса и некоторых других аулах.

В Табасаране «из всех раятских селений только в одном селении Муга-тыр представлено беком евреям около 40 капанов или 10 десятин земли. Все они прочие евреи раяты нанимают у мусульман земли для своих посевов за деньги, или от доли с урожая как посторонние» [3].

Из-за отсутствия собственных земельных наделов горские евреи, во-первых, вынуждены были арендовать землю, попадая, таким образом, в феодальную зависимость от землевладельцев, а, во-вторых, они мало занима-

лись хлебопашеством, предпочитая более рентабельные культуры: табак, марену и виноград.

«Горские евреи хлебопашеством не занимаются, за редким исключением, - писал о них генерал А.В. Комаров, - главные их занятия: разведение табаку, выделка сафьяна и мелочная торговля» [4].

Вместе с тем были отдельные семьи и общины горских евреев, которые работали не на арендованной, а на своей земле, которая была, как правило, не наследственной, а приобретенной. В Кайтагском округе в конце XIX в. «евреи имеют усадьбы, и некоторые из них (меньшинство) владеют незначительными участками земли, образовавшимися из земель, расчищенных ими из-под леса или купленных у других поселян и беков. Общественными, пахотными и покосными землями они не пользуются» [5].

Раяты-евреи, населяющие бекские раятские селения Табасаранского округа «издавна находились в такой же подчиненности и зависимости от беков, как и раяты мусульмане, несмотря на то, что они не получили земель от беков, а приобретали их покупкою или брали в аренду» [3].

В связи с этим И.Ш. Анисимов отмечал, что на его вопрос «имеющим землю, помнят ли они, как, когда и от кого из предков остались им такие-то земли, которые в данное время обрабатываются ими, они, бывало, отвечают, что они куплены ими, их отцами и не далее как дедами.

Особенно счастливо наделены (землей) горские евреи в г. Дербенте, где почти на всех землях разведены богатые виноградники, и затем города Ха-сав-Юрт и Грозное, селения Карчаг, Джерах, Нюгди-Мюшкур, Ханчал-Кала, Хошмензюль, Мамрач, Гафтаран и несколько других. Благодаря этому мы и не находим в этих аулах той крайней нищеты, которая господствует в других, не имеющих земли, аулах» [6].

Для большинства горско-еврейских общин, как отмечалось выше, был характерен недостаток земли. Кроме того, владение горским евреем землей не всегда было официально зарегистрировано, не было соответствующим образом оформленных купчих.

К концу XIX в. во многих еврейских общинах сохранились предания о том, что в прошлом их предки владели землей (в селениях Араг, Джерах) [1].

До завоевания края Россией в начале XIX в. евреи имели намного больше земли, чем в середине XIX в.

Часть земли евреи потеряли во времена Кавказской войны. После подавления восстания многие евреи не сумели доказать, что земля принадлежит им. Например, в Дербенте несколько евреев подали российским властям прошение вернуть принадлежащие им земли, но власти не пожелали брать на себя хлопоты по восстановлению справедливости [1].

И.Ш. Анисимов обратил внимание на то, что «во многих местах есть земли, которые числятся за ними (горскими евреями), но которыми фактически они не могут владеть. На такие земли указали мне в городах Дербенте и Кубе и во многих других аулах недалеко от Дербента.

Близ Дербента есть местечко горских евреев, носившее наименование Аба-Сава. Оно было разрушено в 1800 году кумыкским шамхалом Сурхай-ханом1, и евреи поселились в Дербенте, купив каждый себе землю под сады и дома. Все время земля эта в количестве 1000 капан или 250 десятин считалась собственностью горских евреев, пока у них не отняли ее во время мюридизма.

Но так как бумаги о принадлежности этой земли горским евреям сохранились2, да и многие из татар не отрицали их право на нее, то, после замирения Кавказа горскими евреями Дербента было подано правительству прошение об утверждении за ними земли, оставшейся им от их предков.

Между тем на эту землю стало изъявлять свои притязания дербентское население туземцев. Эта тяжба, благодаря массе доказательств, была решена правительством в пользу горских евреев.

Но, несмотря на это, горские евреи и теперь не могут вступить во владение этой землей, так как мусульманский наследный хан грозит убийством всех евреев, если только они разделят ее между собой и станут возделывать.

Несколько раз, говорят, были столкновения, кончавшиеся страшными драками, но администрация бездействует, и мусульмане препятствуют фактическому владению этой землей горскими евреями.

Поэтому никто из них не осмеливается приступить к ней, и эта земля или остается необработанной, или отдается в аренду за ничтожную сумму.

Но эта земля все-таки считается святынею у горских евреев, и они раз в год идут поклониться туда могилам своих отцов. Они, по-видимому, ничуть не жалеют о том, что сила не дает им владеть собственностью, говоря, что «видно, это есть воля Господня».

То же самое можно сказать о Кулкате близ г. Кубы, Джугут-Тебе близ Кара-Кураша (Кайтакский округ), Дарай-Татаул близ селения Карабдакент, о земле, принадлежащей жителям нашего аула Тарки3, и о множестве других.

Многие из этих земель даже сами туземцы называют «джугут», то есть еврейскими, а между тем, не имея никакого права и документов, владеют ими сами, или, хотя и считают земли собственностью горских евреев, но не позволяют им обрабатывать их и вообще пользоваться ими.

Всем, изучившим хорошо Кавказ, известен тот факт, что горские евреи первые начали обрабатывать недоступные клочки Кавказа, сеять на них рис, маис, пшеницу, разводить виноградные и фруктовые сады, культивировать марену, шелковичные деревья, овощные растения, заниматься различными обрабатывающими производствами вроде выделки сафьяна, кож, тканья, вязания и вышивания различных материй и пр.

1 И.Ш. Анисимов имел в виду казикумухского хана Сурхая II по прозвищу Кун-Буттай (см.: Казикумухские и кюринские ханы // ССКГ. - Тифлис, 1869. Вып. II. - С. 15).

2 Бумаги эти находятся у главного дербентского раввина Якова Ицхаковича (Примеч. И.Ш. Анисимова).

3 И.Ш. Анисимов был уроженцем аула Тарки.

Для доказательства я приведу несколько мест из одной статейки под заголовком «Даг-Чуфут», помещенной в газете «Кавказ» № 77 за 1885 г. Автор, некто Б.Ф., говорит в ней следующее: «Они (горские евреи) живут небольшими обществами в Дагестанской, Терской и Кубанской областях, ведут свое происхождение от персидских евреев, зашедших в Дагестан в глубокой древности и оттуда уже, вследствие разных невзгод, искавших приюта между кумыками, князья которых ценили высоко их способности в торговом отношении и воспользовались их искусством в разведении марены, виноградных и тутовых садов и сарачинского пшена (риса)» [6].

Итак, можно выделить несколько форм землепользования у горских евреев Дагестана во 2-й половине XIX в.: во-первых, арендная форма (аренда земли у местного населения, в основном у феодалов); во-вторых, незначительное количество общин горских евреев работали на своей земле, которая, как правило, была не наследственной, а приобретенной. Однако во всех случаях общественными, пахотными и покосными землями общины горских евреев Дагестана пользоваться не имели права.

Литература

1. Горские евреи. История. Этнография. Культура / Сост. и научн. ред. В. Дымшица. - Иерусалим-Москва, 1999.

2. Черный И.Я. Горские евреи // ССКГ. - Тифлис, 1870. Вып. III.

3. ЦГА РД, ф. 90, оп. 1, д. 5, л. 21.

4. Комаров А.В. Народонаселение Дагестанской области // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. -Тифлис, 1873. Вып. VIII.

5. ЦГА РД, ф. 90, оп. 2, д. 24, л. 16.

6. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.