Научная статья на тему 'К вопросу о финансовых ресурсах как основе функционирования экономики региона'

К вопросу о финансовых ресурсах как основе функционирования экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / КРЕДИТ / РЕГИОН / СУБЪЕКТ / fi NANCIAL RECOURSES / FUNCTIONING OF THE ECONOMY / FINANCE / CREDIT / REGION / SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кекеева К. А.

В статье рассматриваются финансовые ресурсы субъектов Российской Федерации, которые отражают сложившуюся разницу в развитии регионов страны. Особое внимание уделяется составляющим региональных финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Financial Resources as the Basis of the Functioning of Region’s Economy

The article focuses on the financial resources of the subjects of the Russian Federation, which refl ect the current difference in the development of regions in the country. Special attention is paid to the components of regional fi nancial resources.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансовых ресурсах как основе функционирования экономики региона»

УДК 336.02 ББК 65.053

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ КАК ОСНОВЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

К. А. Кекеева

Функционирование государства характеризуется прежде всего состоянием его экономики. Среди определяющих особенностей государственного устройства России — ее огромная территории, разный уровень экономического развития регионов и др. Развитие национальной экономики в целом возможно только при условии динамичного развития производственных сил в регионе. Экономическое развитие обусловливает финансовое состояние и социальное развитие регионов, сбалансированность материальных и стоимостных пропорций народного хозяйства, уровень заработной платы и благополучия населения. Регулирование развития социально-экономических отраслей и исполнение значительной части полномочий находятся в ведении региона, где возникает много сложных вопросов, от решения которых зависит будущее всего российского государства.

Зачастую действующие законы, постановления, нормативно-правовые акты исполняются не полностью или неэффективно ввиду того, что не учитывается региональная специфика субъектов. Но результативное функционирование невозможно без учета региональных особенностей экономической системы государства. Нашей задачей является попытка охарактеризовать финансовые ресурсы в качестве основы функционирования экономики региона.

От развития экономики зависит состояние финансов как в регионах, так и в стране в целом. Чем более развитой является экономика, тем больше налоговых и неналоговых поступлений получают бюджеты всех уровней и тем выше становится уровень отчислений, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Регион является важнейшей составляющей экономических и политических отношений. Рассматривая финансовые ресурсы региона, необходимо уточнить понятие «регион».

Регион можно охарактеризовать как пространство, образовавшееся как естественным путем, так и в ходе исторической

эволюции. В рамках региона происходит социальная, общественная и экономическая деятельность населения. На уровне региона осуществляется связь между центральными и местными органами самоуправления, и большая часть миграционных и воспроизводственных процессов совершается на территории субъектов Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, в стране насчитывается 83 субъекта [Конституция Российской Федерации 1993]. Многие из них были образованы как административные единицы во времена СССР и без изменения затем преобразованы в субъекты Российской Федерации. В масштабах национальной экономики любой субъект можно считать основой функционирования региональных финансов. Поэтому в данной работе под понятием «регион» подразумевается субъект Российской Федерации.

Таким образом, регион — это составная часть государства, обладающая определенными политическими, экономическими, финансовыми, социальными и культурно-историческими признаками. Регион выступает посредником между макро- и микроуровнями всех систем: экономической, социальной, политической, национальной. Каждый регион имеет свою отличительную инфраструктуру, организацию производства, миграцию и густоту населения, количество рабочих мест, условий духовной жизни человека. Регион функционирует с целью создания наилучших условий жизни населения.

Как известно, финансы — это система денежно-экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Региональные финансы, в свою очередь — система денежно-экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, согласно функциям соответствующих органов власти. Вместе с тем, финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их

содержание и функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается спецификой задач управления, которые реализуются на данном уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий Рос-

сийской Федерации [Сенчагов 2004: 333].

Региональные финансы формируют денежные фонды на региональном уровне и призваны использовать эти фонды для выполнения региональных задач.

Из чего же состоят финансовые ресурсы региона? Звенья финансовых ресурсов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Звенья финансовых ресурсов региона

Финансовые ресурсы региона

( Ресурсы бюджета субъекта I Российской Федерации

( Ресурсы внебюджетных фондов субъекта

Российской Федерации

Ресурсы субъектов хозяйствования ^

Кредитные ресурсы ^

Ресурсы прочих финансовых структур ^

К основным составляющим финансовых ресурсов региона относятся ресурсы бюджета и внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, каждый регион (субъект) имеет собственный бюджет [Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998]. Бюджетная система Российской Федерации является трехуровневой и включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты.

Региональный бюджет позволяет субъектам реализовывать свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществлять текущее финансирование экономики региона, его социальной сферы и стимулировать эффективное использование материальных и трудовых ресурсов.

Ресурсы регионального бюджета образуются за счет средств, поступающих в соответствии с законодательством на безвозмездной и безвозвратной основе в распоряжение органов государственной власти

субъектов Российской Федерации. Данными средствами являются налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Помимо этого, ресурсы регионального бюджета пополняются за счет федерального бюджета в виде межбюд-жетных трансфертов: дотаций, субсидий и субвенций. Трансферты из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов выделяются в целях финансирования полномочий, переданных на региональный уровень, и в целях покрытия дефицита бюджета, выравнивания бюджетной обеспеченности региональных бюджетов. Например, в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» планируется, согласно распределению, выделение следующих сумм дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: в 2014 г. — 439 771,9 млн рублей, в 2015 г. — 392 496,5 млн рублей, в 2016 г. — 369 408,4 млн рублей [Результаты распределения дотаций... 2014].

В соответствии с законодательством составляется также консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей

территории за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации включает в себя бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Данный бюджет не утверждается законодательно и является статистическим сводом бюджетных показателей по доходам и расходам, источником поступления средств и направлением их использования. Его необходимость обусловлена тем, что по действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды. Однако для управления делами России в целом и ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому и составляются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации используется для характеристики показателей и анализа данных всей бюджетной системы — например, при определении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Он является важным макроэкономическим показателем, применяемым при прогнозах развития хозяйства и финансовой системы и при анализе всех финансовых проблем экономики. Такие вопросы, как тяжесть налогообложения, общий объем социальных расходов, нельзя обсуждать без данных консолидированного бюджета страны.

Внебюджетные фонды призваны перераспределять и использовать финансовые средства, привлекаемые государством для финансирования не включенных в бюджет определенных социальных программ. На сегодняшний день в России действуют 3 внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

Ресурсы внебюджетных фондов комплексно расходуются в строгом соответствии с целевым назначением фондов на социальные и экономические нужды государства. Внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту и в случае безработицы, получение бесплатной

медицинской помощи, социальное обеспечение по болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы: обязательные платежи, добровольные взносы, налоговые доходы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, и другие доходы, предусмотренные законодательством.

Наряду с бюджетной системой и системой внебюджетных фондов важная роль в эффективном аккумулировании денежных средств принадлежит таким звеньям, как ресурсы субъектов хозяйствования, кредитные ресурсы, ресурсы прочих финансовых структур.

К ресурсам субъектов хозяйствования мы относим финансы предприятий. Данные ресурсы используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования. Они создают финансовые ресурсы, обеспечивающие потребности экономического и социального развития территории. Финансы предприятий являются основополагающей частью экономики вообще и финансовой составляющей, в частности. Так, например, предприятия, стабильно работающие в регионе, на постоянной основе пополняют бюджеты различных уровней путем налоговых и неналоговых отчислений, пользуются кредитными ресурсами и услугами страхового рынка, являются непосредственными участниками рынка ценных бумаг. Поэтому от функционирования финансов предприятий зависит развитие всех остальных звеньев финансовых ресурсов региона.

Кредитные ресурсы используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений. Работу кредитного рынка обеспечивают коммерческие банки и их региональные филиалы. Поскольку в банковский сектор масштабно вовлечено значительное количество финансовых ресурсов, он очень быстро реагирует на любые изменения в экономической и социальной жизни регионов. Банковский сектор и сектор реальной экономики зависят друг от друга. Устойчивое комплексное развитие экономики регионов невозможно без использования ресурсов, накопленных банковским сектором.

К ресурсам прочих финансовых структур мы относим ресурсы таких рынков, как рынок ценных бумаг и страховой рынок.

Региональный рынок ценных бумаг представлен ценными бумагами субъектов и муниципальных органов власти Российской Федерации. Следует отметить, что ощутимый удар по российскому региональному рынку ценных бумаг нанес кризис 1998 года: почти все регионы прекратили погашение и выплату по займам. В настоящее время, после мирового кризиса 2008 года, рынок ценных бумаг утратил популярность среди инвесторов в связи с ненадежностью и низкой доходностью. К сожалению, региональный рынок ценных бумаг отличается низкой капитализацией, низкой ликвидностью акций местных предприятий и компаний, малочисленностью профессиональных участников регионального рынка [Болдырева 2009: 81].

В регионе функционируют крупнейшие страховые компании, целью которых является защита материальных, финансовых и личностных интересов различных субъектов от непредвиденных и неблагоприятных событий. С каждым годом возрастает роль страхования как одного из необходимых механизмов защиты интересов населения. Объемы страховых операций растут, рынок имеет значительный потенциал [Сарибегов 2012: 114].

Финансы региона находятся в тесной взаимосвязи и полностью зависят друг от друга. Ни одно из звеньев не может существовать самостоятельно. При этом именно эффективное и рациональное взаимодействие звеньев финансовых ресурсов имеет первостепенное значение. Только при условиях эффективного функционирования каждого звена возможно поступательное развитие экономики, увеличение финансовых потоков внутри региона и повышение его инвестиционного потенциала.

Ресурсы региона способствуют развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными в текущей и долгосрочной перспективе. Финансы региона обеспечивают необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход [Сенчагов 2004: 337].

Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также призваны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохра-

нение, жилищно-коммунальное хозяйство и на социальную поддержку населения. Они играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через бюджетную систему региона. С точки зрения финансирования государственных программ субъектов, направленных на развитие региональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона, региональные финансы являются важнейшим условием социальноэкономического развития региона

Таким образом, ресурсы региона напрямую зависят от уровня экономического развития субъекта Российской Федерации. Изменения, связанные с развитием финансовых отношений в регионе, приводят к изменению механизмов формирования и распределения ресурсов региона. Финансовая политика государства позволяет системно реагировать на изменение реальной ситуации в сфере финансовых отношений и экономики региона [Кара-оол 2009: 12].

Литература и источники

Болдырева Л. В. Реализация принципов системного подхода в обосновании структуры и функции региональных финансов региона // Региональные финансы. 2009. № 28. С. 79-83.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_149838/ (дата обращения: 08.10.2013).

Кара-оол Ш. В. Бюджет субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона // Финансы. 2009. № 2. С. 9-13. Конституция Российской Федерации. 1993 г. [электронный ресурс] // URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2875/ (дата обращения: 08.10.2013). Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2014 г. [электронный ресурс] // URL: http://minfin.ru/ common/img/uploaded/library/2013/09/ FFPR_2014_-_2016.pdf (дата обращения: 10.10.2013).

Сарибегов Г. Повышение роли института страхования в обеспечении национальной экономической безопасности // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 2. С. 113-119. Сенчагов В. К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Проспект, 2004. 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.