Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ КОНТЕНТЕ ФИЛЬМА «МАТРИЦА»'

К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ КОНТЕНТЕ ФИЛЬМА «МАТРИЦА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
431
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОДУКТ / МЕДИА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ФИЛОСОФИЯ / ГНОСТИЦИЗМ / MEDIA PRODUCT / MEDIA / VIRTUAL REALITY / RELIGION / CHRISTIANITY / PHILOSOPHY / GNOSTICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цуканова И.В., Иванова К. С.

В статье дан анализ одного из шедевров мирового массового кинематографа - фильма «Матрица» реж. братьев Вачовски. В свое время данный медиапродукт имел широкий общественный резонанс в связи с необычностью постановки проблемы и оригинальностью ее художественного воплощения. С точки зрения авторов данной статьи фильм был незаслуженно переоценен критикой, обнаружившей в нем глубинные религиозно-философские смыслы. С точки зрения авторов статьи, фильм представляет собой типичную идейную симуляцию, в рамках которой гностический смысловой комплекс вступает в противоречие с ортодоксально христианским и даже буддийским. Однако, при внимательном декодировании имеющихся месседжей оказывается, что создателями медиапродукта был приготовлен претенциозно синретический обессмысливающий «бульон» для развлечения скучающего обывателя. Однако стоит признать, что согласно формуле М. Маклюэна «The Medium Is The Message», даже пустое послание имеет заказчика и целевую установку, наделенную политическим значением, которое может быть заключено в банальном отвлечении внимания аудитории от подлинных жизненных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS CONTENT OF THE FILM «THE MATRIX»

The article analyzes one of the masterpieces of world mass cinema - the film "Matrix" dir. the Wachowski brothers. At that time this media product had a wide public response due to the unusual presentation of the problem and the originality of its artistic embodiment. From the point of view of the authors of this article, the film was unfairly overestimated by critics who found deep religious and philosophical meanings in it. From the point of view of the authors of the article, the film is a typical ideological simulation, in which the Gnostic semantic complex comes into conflict with Orthodox Christian and even Buddhist. However, when carefully decoding the existing messages, it turns out that the creators of the media product prepared a pretentiously synretic, meaningless "broth" for the entertainment of the bored layman. However, it should be recognized that according to the formula m. McLuhan's "the Medium Is The Message", even an empty message has a customer and a target set, endowed with political significance, which can be concluded in a banal distraction of the audience's attention from the real problems of life.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ КОНТЕНТЕ ФИЛЬМА «МАТРИЦА»»

УДК 130.2

К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ КОНТЕНТЕ

ФИЛЬМА «МАТРИЦА»

И.В. Цуканова1), К. С. Иванова2)

1,2)Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург

1)e-mail: tsukanov@rambler.ru 2)e-mail: ivanovaksyou97@gmail.com

В статье дан анализ одного из шедевров мирового массового кинематографа -фильма «Матрица» реж. братьев Вачовски. В свое время данный медиапродукт имел широкий общественный резонанс в связи с необычностью постановки проблемы и оригинальностью ее художественного воплощения. С точки зрения авторов данной статьи фильм был незаслуженно переоценен критикой, обнаружившей в нем глубинные религиозно-философские смыслы. С точки зрения авторов статьи, фильм представляет собой типичную идейную симуляцию, в рамках которой гностический смысловой комплекс вступает в противоречие с ортодоксально христианским и даже буддийским. Однако, при внимательном декодировании имеющихся месседжей оказывается, что создателями медиапродукта был приготовлен претенциозно синретический обессмысливающий «бульон» для развлечения скучающего обывателя. Однако стоит признать, что согласно формуле М. Маклюэна «The Medium Is The Message», даже пустое послание имеет заказчика и целевую установку, наделенную политическим значением, которое может быть заключено в банальном отвлечении внимания аудитории от подлинных жизненных проблем.

Ключевые слова: медиапродукт, медиа, виртуальная реальность, религия. гностицизм, христианство, философия.

В начале 2020 года стартовали съемки продолжения знаменитой трилогии фильмов «Матрица». Премьера четвертой части запланирована на 21 мая 2021 года. Прошло уже более двадцати лет с момента выхода на экраны первого фильма трилогии. В 1999 году фильм произвел неизгладимое впечатление на зрителей и критиков, получил множество наград и номинаций. Столь большой интерес к нему был вызван не только невероятными спецэффектами, великолепным актерским составом и интригующим сюжетом, но и его философией. Сюжет «Матрицы» оказался таким неоднозначным и многослойным, что интерпретировать его бросились и простые зрители, и ученые философы. Так, в 2002 году У. Ирвин, профессор философии Пенсильванского Королевского

колледжа, выпустил сборник The Matrix and Philosophy: Welcome to the Desert of the Real (в русском переводе - «Матрица как философия»), в который вошли статьи докторов философии, посвященные фильму [7]. В сборнике ученые попытались объяснить сюжет «Матрицы» с точки зрения различных религиозных и философских концепций: буддизма, христианства, гностицизма, марксизма, скептицизма, неоматериализма, нигилизма, постмодернизма и т. д. Таким образом, Ирвин показал, как различны могут быть взгляды людей на один и тот же фильм.

В отечественной науке мнение о фильме также разделились. С одной стороны, «Матрица» рассматривается как медиапродукт, в основе которого лежит христианская идея, что косвенно подтверждается выходом фильма в аккурат на Пасху 1999 года. К числу таких авторов можно отнести А. Кураева [5], Д. Моничева [9] и др. Действительно, основания для подобного взгляда есть. Главным героем фильма является Нео - избранный, который призван спасти род человеческий. Прихода «мессии» ожидает небольшая группа повстанцев во главе с Морфеусом. Пытаясь уничтожить Матрицу, Нео переживает предательство одного из членов команды - Сайфера (аналог Иуды), умирает от руки агента Смита и воскресает, получив сверхспособности. В дальнейшем он жертвует собой во имя спасения человечества.

С другой стороны, как объяснить такие факты как отсутствие аналога Бога как объективной реальности, при наличии Архитектора, создавшего отвратительную и несовершенную Матрицу; доминирование богоборческих мотивов в поведении главного героя и т.п.

В связи с этим, существует иная интерпретация картины -гностическая, к которой склонялись такие исследователи как К. Ермишина [4], Л. Мойжес [8] и др. Гностицизм представляет собой условное название ряда позднеантичных и раннехристианских дуалистических жизнеотрицающих философско-религиозных концепций, которые синтезировали в себе ветхозаветные мотивы, восточную мифологию и элементы раннехристианских учений. К числу основных особенностей гностицизма принято отнести:

1) дуализм - противопоставление духа и материи;

2) докетизм - учение об иллюзорности материи;

3) идея спасения посредством сакрального знания - гнозиса, которое отличает пневматиков от гиликов;

4) идея Плеромы как полноты Бытия;

5) наличие Демиурга, который признается создателем материальной Вселенной и представляет собой неполноценную в своей творческой потенции силу.

6) удвоение реальности.

Какие же положения философии «Матрицы» наводят нас на принадлежность фильма идеям гностицизма? Во-первых, наличие двух реальностей. Следует отметить, что такой признак гностицизма как удвоение реальности в современной культуре является наиболее репрезентативным [12]. Первая подлинная реальность - Матрица; вторая - реальность мнимая, представляющая собой, по мнению Морфеуса некий «мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду». Во-вторых, наличие аналога самого Ялдабаофа - Архитектора, создавшего вышеупомянутую многоярусную виртуальную реальность. В-третьих, наличие нескольких разновидностей людей: обычные люди (аналог гиликов), живущие в виртуальной реальности, но не подозревающие о ее существовании; восставшие против Матрицы жители Сиона (аналог психиков), обладающие некими потенциями и догадывающиеся о правде (Пифия, Морфеус) и, наконец, обладатели высших способностей (аналог пневматиков) - Нео и другие избранные, обладающие полным знанием о реальности.

Действительно, совпадения существенные. Однако основным маркером гностической принадлежности данного медиапродукта является даже не наличие гностических идей в основе его сюжетной линии, а явное указание на приверженность создателей фильма идеям Ж. Бодрийяра - этого признанного «первосвященника посмодернизма» и адепта гностицизма. Как мы помним, в первой сцене фильма присутствует прямая ссылка на гуру, поскольку в кадре видна обложка его книги «Симулякры и симуляции». Дело в том, что сознательная и очевидна принадлежность идей философов-посмодернистов гностицизму не вызывает никакого сомнения. Данной проблеме в свое время были посвящены труды Э. Фогелена [12], Г. Логинова [6], А. Неклессы [10] и других исследователей. Непосредственно творчество Ж. Бодрийяра с гностицизмом связывают А. Дьяков, А. Чолоденко [2, с. 169-170] и др. В частности, А. Дьяков, детально исследовав данную проблему, однозначно квалифицирует философию Ж. Бодрийяра как гностическую [3, с. 269]. К

числу наиболее коррелирующих с гностицизмом идей французского философа, помимо его поистине «пневматического» высокомерия и непочтительности по отношению к академическому сообществу, можно отнести признание им иллюзорности прав человека, сомнение в подлинности мира культуры. Из его теоретических положений гностицизму близка концепция Гиперреальности, состоящей из симулякров, порождаемых медиа.

Однако сам Бодрийяр прямую связь между собственной философией и философией «Матрицы» решительно отрицает [11]. При этом, философ признает, что мысль о сращении реальности и виртуальности, маркирующая не только исследуемый медиапродукт, но и подобный ему «Шоу Трумэна» и др., в фильме «Матрица» не просто наличествует, но доведена до крайности. Однако, по мнению Бодрийяра, средства, используемые создателями фильма слишком грубые и не способны вызвать подлинного смятения. Но что особенно удручает философа, так это нелогичное смешение нового и старого - симуляции с иллюзией. В связи с этим реальное становится неотличимым от вымышленного, потустороннее от посюстороннего, что в гностицизме принципиально различаемо. Ж. Бодрияр констатирует, что киношный мир Матрицы представляет собой некий замкнутый извращенный объект, оказывая сопротивление которому, приходится действовать по его же законам, поскольку данный мир не предполагает некоей внешней реальности в силу своей нерасчлененности и замкнутости.

Тем самым, Ж. Бодрийяр, согласно его собственному утверждению, отчетливо обозначает теоретическое несогласие с философией «Матрицы». Принципиальное отличие заключается в том, что Матрица «создает образ монополистического могущества нынешнего порядка вещей, и тем самым способствует его распространению» [11]. По мнению философа, система, таким образом, лишается антагониста, но чем ближе она к совершенству, тем ближе - к тотальному крушению.

Таким образом, нам остается только согласится с Д. Беляевым, что фильм «Матрица» представляет собой типичный образец постмодернистского медиапродукта, для которого характерна эклектичность, интертекстуальность, переосмысление культуры прошлого, использование приемов двойного кодирования, сознательных ошибок, подмена понятий и т.п. [1]. В силу этого в фильме присутствуют

и христианские, и гностические мотивы, что способствует углублению интертекстуальности и, значит, повышает его доступность для любой аудитории, приводя, в конечном итоге к увеличению коммерческой прибыли, что и является главным критерием массового медийного продукта.

Список литературы

1.Беляев, Д. А. Художественный Текст «Матрицы» как репрезентация симулякра идеи сверхчеловека в дискурсе постмодернистских симуляций // Аналитика культурологии. 2012. №23. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/hudozhestvennyy-tekst-matritsy-kak-reprezentatsiya-simulyakra-idei-sverhcheloveka-v-diskurse-postmodernistskih-simulyatsiy (дата обращения: 24.02.2020).

2.«Бодрийяр реанимирует изначальную сцену иллюзии (Беседа с Аланом Чолоденко)» // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. № 2 (8). С. 169-170.

3.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015.

- 240 с.

4. Дьяков, А. В. Жан Бодрийяр: стратегии «радикального мышления». - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 357 с.

5.Ермишина. К. В. Фильмы постмодерна в призме гностицизма: пример «Матрицы» и «Облачного атласа» // Религиоведческие исследования. - 2018. - 2(18). - С. 194-203.

6.Кураев, А. Фильм «Матрица» как повод для разговора о религиозной философии. -URL: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=2619&id=4494&view=print

7.Логинов, Г. А. Цивилизация постмодерна как гностическая цивилизация и торжество небытия [Электронный ресурс] // Credo New: международный теоретический журнал. - 2018. - № 2. - URL: http://credo-new.ru/archives/1368 (дата обращения: 30.04.2018).

8.«Матрица» как философия / под. ред. У. Ирвина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

- 384 с.

9.Мойжес. Л. Переосмысление мотива смерти в произведениях жанра киберпанк: религиозные тропы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereosmyslenie-motiva-smerti-v-proizvedeniyah-zhanra-kiberpank-religioznye-tropy (дата обращения: 24.02.2020).

10.Моничев. Д. Христианский взгляд на «Матрицу» // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. №2(8). С. 93-107.

11.Неклесса, А. Неопознанная культура. Гностические корни постсовременности // Развитие и экономика. 2013. № 6. С. 100-117.

12.Почему этот фильм восхищает философов. Бодрийяр расшифровывает «Матрицу». URL: http://old.russ.ru/culture/cinema/20030923.html (дата обращения: 23.02.2020).

13.Фогелен, Э. Гностицизм - природа современности [Электронный ресурс] / URL: https://antimodern.wordpress.com/2009/06/16/voegelin01/ (дата обращения: 28.06.2019).

14.Цуканов, Е.А. Концепция удвоения реальности Н. Лумана: к вопросу о возможности влияния гнозиса на формирование медиатеории // Манускрипт. 2018. №5 (91). С. 98-101.

ON THE QUESTION OF THE PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS CONTENT OF THE FILM «THE MATRIX»

I. V. Tsukanova1), K. S. Ivanova2)

1,2)Higher school of printing and media technologies St. Petersburg state University industrial technologies and design, St. Petersburg 1)e-mail: tsukanov@rambler.ru 2)e-mail: ivanovaksyou97@gmail.com

The article analyzes one of the masterpieces of world mass cinema - the film "Matrix" dir. the Wachowski brothers. At that time this media product had a wide public response due to the unusual presentation of the problem and the originality of its artistic embodiment. From the point of view of the authors of this article, the film was unfairly overestimated by critics who found deep religious and philosophical meanings in it. From the point of view of the authors of the article, the film is a typical ideological simulation, in which the Gnostic semantic complex comes into conflict with Orthodox Christian and even Buddhist. However, when carefully decoding the existing messages, it turns out that the creators of the media product prepared a pretentiously synretic, meaningless "broth" for the entertainment of the bored layman. However, it should be recognized that according to the formula m. McLuhan's "the Medium Is The Message", even an empty message has a customer and a target set, endowed with political significance, which can be concluded in a banal distraction of the audience's attention from the real problems of life.

Keywords: media product, media, virtual reality, religion. Gnosticism, Christianity, philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.