Научная статья на тему 'К вопросу о философско-методологическом и прикладном педагогическом значении исследований В. Я. Проппа'

К вопросу о философско-методологическом и прикладном педагогическом значении исследований В. Я. Проппа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
375
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПЕДАГОГИКА / СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / STRUCTURALTYPOLOGICAL METHOD / ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД / HISTORICAL-GENETIC METHOD / ВОЛШЕБНАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА / EDUCATION SCIENCE / MAGIC FOLKLORE FAIRY-TALE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волкова Е.Г.

В статье приводится анализ методологических оснований концепции архаического фольклора В. Я. Проппа. Отмечается вклад исследователя в становление мировой гуманитарной науки XX в. Указывается на возможность применения методологии Проппа не только в филологии, но и в других областях гуманитарного знания, в частности, в педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL AND APPLIED PEDAGOGICAL VALUE OF V. Y. PROPPS RESEARCH

The article is devoted to the methodological base of Propps archaic folklore conception. His contribution to the formation of humanities of the XX century is highlighted. It is shown that there is a possibility of application of Propps methodology not only in philology, but in other areas of the humanities too, in particular, in education science.

Текст научной работы на тему «К вопросу о философско-методологическом и прикладном педагогическом значении исследований В. Я. Проппа»

волшебной фольклорной сказки) и соответствующими данным функциям изображениями. В своих психолого-педагогических исследованиях, изложенных в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», Родари использовал такие работы ученого, как: «Морфология [волшебной] сказки», «Исторические корни волшебной сказки» и «Трансформация волшебных сказок». Основываясь на идеях, изложенных в них, он сформулировал следующее положение: концепция Проппа обладает особой «притягательностью» во многом по той причине, что устанавливает уникальную глубинную связь между «вступающим в эпоху зрелости доисторическим мальчиком» (героем сказочного повествования) и «мальчиком исторически обозримых эпох», который посредством сказки впервые приобщается к миру взрослых. При этом Рода-ри полагал, что тождество, наличествующее между ребенком, воспринимающим, например, «Сказку о Мальчике-с-Пальчик», и ее главным героем, имеет как психологическую, так и глубокую физиологическую основу.

Функции, предложенные Проппом в его «Морфологии [волшебной] сказки» оказались, по мнению Родари, весьма полезными, в первую очередь, потому, что обращаясь к ним, можно создавать огромное количество полноценных законченных волшебных сказок. Такая возможность, по его мнению, обусловлена тем, что каждая функция наполнена сказочным материалом и легко поддается варьированию. Подобная работа способствует развитию творческого мышления ребенка, его фантазии. Преимущество «Карт Проппа» состоит и в том, что любая из них представляет собой определенный «срез сказочного мира» и в ней «звучит полифоничный хор волшебных голосов» Каждая функция «перекликается» с личным жизненным миром ребенка, структура волшебной сказки коррелирует со структурой детского опыта. В связи с этим использование «Карт Проппа» не только способствует развитию креативности ребенка, но и, в некотором смысле, помогает ему разобраться и в себе [7].

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в работах В. Я. Проппа были сформулированы и нашли оригинальное решение проблемы, ставшие в дальнейшем предметом широкой рефлексии как в социально-гуманитарных науках, так и в сфере философского познания. Среди них, в первую очередь, идеи, связанные с поиском общих структур и закономерностей возникновения и развития архаического фольклора, с его спецификой и особенностями взаимодействия с различными этнографическими феноменами. Разработанная Проппом методология активно применялась и применяется как в области теоретических построений связанных с выявлением структуры различных феноменов духовной культуры, так и в сфере прикладной педагогики и психологии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: избр. ст. / под ред. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

2. Пропп В. Я. Морфология [волшебной] сказки. М.: Лабиринт, 2003.

3. Пропп В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Фольклор и действительность: избр. ст. // под ред. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005.

5. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. и вступ. ст. Г. К. Косико-ва. М.: Прогресс, 2000.

6. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.

7. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

HEALTHSAVING STUDENTS IN LEARNING MATHEMATICS

Е. Ю. Шуляренко

В статье представлены способы сохранения здоровья учащихся на уроках математики с помощью создания банка задач здоровьесберегающего характера. Кроме того, приведенные задачи содержат дополнительные сведения.

Ключевые слова: здоровье ребенка, здоровьесбереже-ние, средняя школа.

E. Yu. Shulyarenko

The paper presents the ways of preserving the health of pupils at lessons of Maths, with the help of a data bank objectives of health-nature. Besides, the task given include and additional data.

Keywords: child health, health preservation, high school.

К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В. Я. ПРОППА

TO THE QUESTION OF THE PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL AND APPLIED PEDAGOGICAL VALUE OF V. Y. PROPP'S RESEARCH

Е. Г. Волкова

В статье приводится анализ методологических оснований концепции архаического фольклора В. Я. Проппа. Отмечается вклад исследователя в становление мировой гуманитарной науки XX в. Указывается на возможность применения методологии Проппа не только в филологии, но и в других областях гуманитарного знания, в частности, в педагогике.

Ключевые слова: методология, педагогика, структурно-типологический метод, историко-генетиче-ский метод, волшебная фольклорная сказка.

Отечественный фольклорист и этнограф В. Я. Пропп был не только одним из первооткрывателей структурных методов в фольклористике и этнографии, но и находился у истоков борьбы за научность социально-гуманитарного познания. В своих исследованиях он стремился к получению точного, эмпирически проверяемого знания. При этом книги и статьи ученого (при всей их глубокой научности, логической обоснованности ключевых положений) отличались исключительной художественностью, простотой стиля и доступностью изложения, отсутствием громоздких терминологических конструкций. Б. Н. Путилов говорил о Проппе как о «художнике в науке», стремящемся придать своим трудам строгую композиционную завершенность, подобную той, что характерна для произведений художественной литературы.

Одним из существенных научных достижений Проппа явилось создание единой концепции архаического фольклора, включившей в себя исследование генезиса данного вида словесного творчества, специфики его функционирования, особенностей взаимоотношения с действительностью и различными видами искусства (в первую очередь - с художественной литературой), а также анализ его социальной значимости и рассмотрение основных принципы фольклорной эстетики. Рефлексируя о значении исследований фольклористской направленности, ученый указывал на то, что потенциал фольклорных произведений заключается не только в их художественной самобытности, но и в том, что они могут (а в определенных случаях даже должны) использоваться в качестве интерпретирующей основы при анализе разнообразных явлений духовной культуры [1], к примеру, архаического мифа. Здесь необходимо заметить, что в трудах Проппа обнаруживается также ряд положений, касающихся исследования мифо-ритуального компонента куль-

E. G. Volkova

The article is devoted to the methodological base of Propp's archaic folklore conception. His contribution to the formation of humanities of the XX century is highlighted. It is shown that there is a possibility of application of Propp's methodology not only in philology, but in other areas of the humanities too, in particular, in education science.

Keywords: methodology, education science, structural-typological method, historical-genetic method, magic folklore fairy-tale.

туры архаического общества. На основе данных положений представляется возможным реконструировать его концепцию мифа, включающую в себя идеи, связанные с его онтологическим статусом, гносеологической функцией, социальной ролью, а также особенностями мифологического сознания и свойственного ему типа мышления.

Специфика исследовательской позиции Проппа выражалась в категорическом отказе от применения при изучении любого феномена культуры заранее подготовленной методологической схемы. В своих научных изысканиях он всегда основывался на результаты эмпирического исследования конкретного фактического материала, создавая на их основе индивидуальную методологическую программу.

Исследовательская программа В. Я. Проппа в своих фундаментальных положениях коррелировала с философскими идеями представителей «первого позитивизма». В своих работах он отказывался от чистых умозрительных построений, заранее данных абстрактных гипотез, полагая, что истинно научному исследованию следует основываться на накоплении фактов, полученных через чувственное восприятие, и индуктивном пути познания. Пропп, подобно философам-позитивистам, считал своего рода эталоном науки естествознание. Ученый утверждал, что в ряде областей социально-гуманитарного познания использование естественнонаучных методов может быть весьма продуктивным. Среди естественных наук первостепенную роль он отводил биологии. В определенном отношении идеи Проппа коррелировали с ключевыми положениями концепции биологизации социо-гуманитарного знания, предложенной Г. Спенсером, проводившим параллели между обществом и биологическим организмом. В исследованиях же Проппа с объектами природы соотносились феномены фольклора, в первую очередь -волшебная народная сказка.

Некоторые корреляты исследовательских позиций обнаруживаются между научными построениями Проппа и представителей русской формальной школы. С общей направленностью формализма пересекаются, например, размышления ученого по поводу специфики искусства: подобно формалистам, он был сторонником идеи самоценности данной формы духовной культуры, положения о том, что искусство не несет в себе прагматической функций.

При этом методология Проппа во многом существенно разнилась с методологией представителей формализма, утверждавших, что художественную сущность произведения искусства можно установить, используя лишь морфологический анализ, предполагающий изучение только его формальной компоненты. Анализ же содержательной составляющей для них был несущественен. В. Я. Пропп в своих исследованиях постулировал одинаковую значимость как формы, так и содержания любого рассматриваемого им феномена. В отличие от формалистов, для него изучение формы только ради самой формы не было принципиально важным. Оно являлось только первой ступенью единого структурно-исторического исследования фольклорных и этнографических феноменов, было нацелено на установление и последующее изучение их формы как структуры.

В сфере изучения архаического мифа и фольклора Пропп был сторонником применения метода синхронно-диахронического анализа, кроме того ученый использовал метод сравнительного анализа, применяя его при рассмотрении соотношения архаического фольклора с этнографической действительностью и при соотнесении фольклорного и литературного творчества. Пропп стал одним из первых ученых, использовавших метод структурного анализа в гуманитаристике. Исследуя в рамках данного подхода волшебную фольклорную сказку, он выявил среди ее вариантов единую композиционную схему (инвариант), реализующуюся в различных сказочных нарративах, но при этом независимо от них не существующую [2]. Рефлексируя по поводу сферы использования метода структурного анализа, Пропп отмечал, что он может быть полезен при исследовании различных феноменов духовной культуры, в особенности тех, которые являются константными и относительно однородными. При этом в одних сферах гуманитарного познания он может быть более продуктивным, чем в других. В тех случаях, когда объектом исследования является продукт индивидуального творчества, использование данного метода допустимо лишь в сочетании с изучением единственности и самобытности.

Кроме того, Пропп полагал, что, используя метод структурного анализа, не следует исключать диахроническое исследование феноменов духовной культуры. Последнее может и должно его дополнять. При этом синхроническое исследование приобретает значение только тогда, когда оно выступает в качестве исследования, предваряющего историко-генетический анализ: «Предварительное формальное изучение есть первое условие не только исторического, но и литературно-критического изучения... Только после изучения формальной стороны сказки и определения ее исторических корней возможно объективно и научно раскрыть заложенный в сказке интереснейший

и весьма значимый мир народной философии и народной морали в их историческом развитии» [3, с. 148]. В связи с этим вслед за анализом структуры волшебной народной сказки Пропп обратился к ее исследованию с диахронической позиции. Результатом стало установление им контекста, послужившего основанием для интерпретации как волшебной фольклорной сказки, так и других феноменов фольклора. С точки зрения ученого этим контекстом служит этнографическая действительность, а именно такие ее составляющие, как архаические ритуалы и связанные с ними мифологические представления. Особое внимание Пропп уделял двум тесно связанным между собой мифоо-брядовым циклам: циклу инициации и циклу представлений о смерти и потустороннем мире. При этом общей историко-генетической основой единой структуры волшебной фольклорной сказки он считал ритуал инициации и связанные с ним мифологические представления [4].

Научные построения В. Я. Проппа сыграли весьма значительную роль в социально-гуманитарном познании в XX в. Среди европейских философов особое внимание анализу научного наследия Проппа уделяли представители структурализма и постструктурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, У. Эко и др.), оценивавшие его исследования и методологическую систему вполне позитивно и отмечавшие значимость идей ученого для становления и развития структурализма. К. Леви-Стросс, например, писал, что результаты анализа сказочного нарратива, осуществленного Проппом, явились «глубоким предвосхищением» позднейших исследований, проводимых в том же направлении, а «глубина и пророческий характер» основных его идей «вызывают восхищение и безграничную признательность» у гуманитариев, которые неосознанно оказались его последователями [5]. У. Эко ставил Проппа в один ряд с такими исследователями, как Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Л. Ельмслев, разработавшими «метод, который пытается предстать как единый, и это и есть структурализм» [6, с. 273], и характеризовал его труды как «классический» и «достойный всякого уважения» опыт выявления константных моделей сказочного повествования. Но при этом многие философы-структуралисты критиковали методологию Проппа, причисляя ученого к лагерю русских формалистов. Однако его исследования обнаруживают в себе содержательную и методологическую близость в большей степени к исследованиям самих структуралистов. И если, к примеру, Леви-Стросс пользовался уже готовой методологической схемой, имплицируя метод структурного анализа, предложенный Ф. де Сос-сюром, на сферу этнографических исследований, то Пропп сам создавал свою методологию, опираясь на предварительное эмпирическое исследование.

Интересным приложением основных положений концепции архаического фольклора и мифа В. Я. Проппа и его методологии явилась предложенная итальянским писателем и педагогом Дж. Родари методика работы с так называемыми «Картами Проппа». Эти карты представляли собой отдельные карточки с нанесенными на них названиями предложенных Проппом функций (элементов структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.