Научная статья на тему 'К вопросу о феномене массового героизма'

К вопросу о феномене массового героизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЙНА / ПОБЕДА / ГЕРОИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / МОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ореховский Анатолий Васильевич

В статье рассматривается актуальная для современной России проблема межнациональных отношений. На примере фактов, имевших место во время Великой Отечественной войны, раскрывается героизм многонационального советского народа как феномен его массового сознания, стержнем которого были социальнонравственные ценности. Автор говорит о необходимости сохранения памяти о Великой Победе, гордость за которую должна стать основой для толерантных отношений в многонациональном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting the phenomenon of mass heroism

The article considers the issue of ethnic relations which is relevant for contemporary Russia. The facts of Great Patriotic war show the heroism of the multinational Soviet people as a phenomenon of its mass consciousness, the core of which were social and moral values. The author speaks of the need to preserve the memory of the Great Victory, the pride of which should be the basis for tolerant relations in the multinational Russian society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о феномене массового героизма»

УДК 316.758

К вопросу о феномене массового героизма

© А.В. Ореховский МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматривается актуальная для современной России проблема межнациональных отношений. На примере фактов, имевших место во время Великой Отечественной войны, раскрывается героизм многонационального советского народа как феномен его массового сознания, стержнем которого были социально-нравственные ценности. Автор говорит о необходимости сохранения памяти о Великой Победе, гордость за которую должна стать основой для толерантных отношений в многонациональном российском обществе.

Ключевые слова: победа, война, героизм, социальная ценность, мораль, патриотизм, историческая память.

Введение. Героизм — это экстраординарное для истории поведение, которое сохраняется в памяти поколений данного социума (этноса, народа, государства). Некоторые из исторических героев остаются в памяти народов на века и тысячелетия, превращаясь в образцы поведения в экстремальных ситуациях, формируя национальный характер. Реже примеры проявления коллективного героизма сохраняются в памяти всего человечества (например, «триста спартанцев» — античных героев Греции). Массовый героизм — поистине уникальное событие в человеческой истории.

Одно из таких явлений — феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны, которая, как ни одна война в истории, разбудила готовность к самопожертвованию в миллионах советских людей, вставших на защиту Отечества. Анализ этого уникального явления и является целью данной статьи.

Несомненно, решающую роль в зарождении этого феномена сыграл сам характер войны с фашистским агрессором — не на жизнь, а на смерть, против реальной угрозы ликвидации Советского Союза как страны и цивилизации, уничтожения ее народов. Чрезвычайная ситуация борьбы с беспощадным и могучим противником, поставившим СССР и его народы на грань уничтожения, сплотила советских людей в их общем выборе: или война до победы, или гибель. В полной мере это осознание пришло не сразу, а после жестоких поражений в начале войны, зверств немецко-фашистских оккупантов на занятых территориях [1].

Политика власти в консолидации общества. Тяжелое время вынудило военно-политическое руководство страны обратиться к отечественной истории и культуре, напомнить о многовековой борь-

бе народов Руси и России за свою независимость, возродить боевые традиции русской армии. В качестве примера приведем слова из речи В. Сталина на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 г., которую он произнес перед войсками, уходящими на фронт: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» [2]. В дальнейшем были учреждены полководческие ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Нахимова и Ушакова.

Восстановлению преемственных связей с героическим прошлым России способствовало также введение в 1942 году новой формы с золотыми погонами и покроем, напоминавшей форму дореволюционной русской армии. Данное решение никакой целесообразностью не диктовалось, да и для экономики военного времени было обременительно, но укреплению, возрождению исторической памяти, несомненно, способствовало.

Массовый героизм как социально-нравственная ценность. На наш взгляд, необходимо рассматривать явление массового героизма во время Великой Отечественной войны как социально-нравственную ценность в массовом сознании советского народа. Для этого необходимы определенные критерии, установленные на основе социально-нравственных ценностей как отношений, в ходе которых массовое сознание социального объекта подвергается оценке в соответствии с тем, как оно удовлетворяет потребности субъекта. Именно значимость тех или иных объективных явлений для жизни общества, людей обозначается в массовом сознании понятием «социальная ценность». В философском значении под социальными ценностями понимается отражение в сознании людей их социально-духовных отношений с окружающим миром, объединенных общим свойством удовлетворять разнообразные интересы и потребности людей, социальных групп, этносов, конфессий и общества в целом.

Социально-нравственные ценности, к которым относится и Победа, функционируют в системе исторически определенных общественных отношений и выражают эти отношения [3, с. 278]. Их действие проявляется также в военной действительности, в конфликтах различных эпох и во время Великой Отечественной войны в частности.

Ценностные отношения по-своему определяют жизнь общества, задают определенную программу образа жизни людей. Социально-нравственные ценности реализуются, утверждаются и воспроизводятся в обществе благодаря активной деятельности людей.

В Великой Отечественной войне русские, украинцы, белорусы и другие народы Советского Союза, веря своей армии, активно помогали ей. При приближении фашистов крестьяне в селах угоняли скот,

население городов и поселков выводило из строя предприятия, мосты и т. д., уходило в леса, формировало партизанские отряды, создавало народное ополчение.

Особое значение имеет такое социально-моральное качество победителей, как патриотизм многонационального советского народа. Патриотизм — сознательная и предметная, деятельная любовь к Отечеству в интересах его улучшения и защиты; готовность к любым жертвам и подвигам во имя Родины.

История Великой Отечественной войны содержит немало примеров массового героизма советских воинов — сынов и дочерей разных народов, плечом к плечу сражавшихся с фашизмом, заслонивших собой Отчизну. Такое самопожертвование до сих пор остается неразгаданным феноменом для многих историков и политиков Старого и Нового Света. Массовый героизм многонационального народа был ответом вероломному врагу. Символом воинской доблести и патриотизма стали подвиги героев-панфиловцев, молодогвардейцев Краснодона, защитников легендарного Бреста и городов-героев.

По сведениям работников музея Брестской крепости, представители более 30 национальностей принимали участие в ее обороне. Волю и чувства гарнизона хорошо передают прощальные, предсмертные слова: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.7.41 г.» [4, с. 213]. Гаврилов Петр Михайлович, майор, татарин, Герой Советского Союза, один из немногих оставшихся в живых защитников крепости, начальник героического гарнизона, вспоминает: «Когда я говорю о своих боевых друзьях, когда я вижу широко распахнутые детские глаза, мне хочется рассказать всю правду подвига армянина рядового Ашота Бабаларяна, грузина рядового Вано Зедгенидзе, русского капитана Ивана Зубачева, дагестанца рядового Хасана Салереева, еврея полкового комиссара Ефима Фомина, азербайджанца Абдуллы оглы. Они, обыкновенные, сумели стать великими духом богатырями. Родина, как мать и как Солнце, была для них одна» [4, с. 215].

Генерал В.И. Чуйков вспоминал подвиг украинского комсомольца Михаила Паникаха, которого называли сталинградским Данко. На рубеж, который он защищал со своими товарищами, устремились фашистские танки. Один из них прорвался к нашим окопам. Паника-ха замахнулся на него бутылкой с зажигательной смесью. Но в это мгновение пуля разбила бутылку, и пламя охватило красноармейца. Словно пылающий факел, бросился он на вражескую машину, разбил о ее люк вторую бутылку, и пламя поглотило танк вместе с отважным воином [4, с. 66].

Еще одним примером массового героизма служит оборона одного из обычных сталинградских домов на площади В .И. Ленина, ставшего известным всему миру как символ бесстрашия, интернационализма, нерушимости военного братства, — Дома Павлова. В составе не-

большой группы бойцов, державших здесь оборону в течение 58 дней, были представители многих республик. Сержант Яков Павлов говорил: «Разве взять наш дом фашистам? Ведь его защищает весь Советский Союз» [5, с. 285].

Благородные цели освободительной войны позволили наладить отношения между государством и Русской православной церковью, которая в годы сражений заняла последовательную патриотическую позицию. В обращении митрополита Московского и Коломенского Сергия к русскому народу отмечалось: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями» [6, с. 6]. Русская православная церковь с первых дней войны всеми способами пыталась облегчить участь советских воинов, добиться победы над врагом. Например, сотрудничество армии и церкви в период битвы за Москву выражалось в сборе денег на нужды армии — было собрано более 3,5 млн руб., создана на церковные средства танковая колонна из 40 единиц техники «Дмитрий Донской». РПЦ благословляла советских воинов на выполнение своего священного долга. В рядах Красной армии и партизанских отрядах сражались многие представители духовенства.

Массовый героизм широко проявлялся не только на фронте, но и в тылу. Только за первые пять месяцев с начала войны на восток было эвакуировано 1 523 промышленных предприятия, в том числе 1 360 крупных заводов и фабрик. И уже к концу 1941 года многие из них начали производить военную продукцию, темпы выпуска которой непрерывно нарастали. За всем этим стоит титанический труд миллионов советских людей — женщин, стариков и подростков на самых различных участках оборонной работы. «Все для фронта, все для Победы!», «В труде — как в бою!» — под такими лозунгами работали в тылу рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, ученые, преодолевая величайшие трудности, самоотверженно создавая оружие Победы. Их напряженные трудовые будни были настоящим подвигом. Воины действующей армии получали все необходимое для борьбы с фашистскими захватчиками. Достаточно сказать, что в ходе войны наша страна производила ежегодно в среднем свыше 27 тыс. самолетов, около 24 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 24 тыс. полевых орудий [2].

Говоря о феномене массового героизма, нельзя не вспомнить партизан. Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 года. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд «Красный Октябрь». Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены званий Героев Советского Союза. Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодо-

рожных коммуникаций на большой территории в тесном сотрудничестве с Вооруженными силами страны. Партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную поддержку советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды. К концу 1943 года в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине — 43,5 тыс., в Ленинградской области — 35 тыс., в Орловской области — более 25 тыс., в Крыму — более 11 тыс., в Литве — около 10 тыс., в Эстонии — 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 года — 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено званий Героев Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров [7].

Победа далась нам неимоверно дорогой ценой: 27 млн граждан потеряла наша страна в годы Великой Отечественной. Такой безмерной цены за свою свободу и независимость не платил ни один народ в истории. Это смог вынести только советский народ благодаря огромному потенциалу социально-политической, военной, демографической, генетической и духовной прочности.

Смертельная опасность, нависшая над страной с началом войны, привела в действие глубинные психологические механизмы, которые не раз в российской истории спасали страну, находившуюся на краю пропасти. Были мобилизованы все моральные силы народа, задействованы вековые традиции, проявилась готовность к самоотверженности, самоотречению и самопожертвованию во имя спасения своей страны. Массовый героизм проявляли не сотни и тысячи, а миллионы людей, не только на фронтах, но и в тылу. Идеология претерпела резкую трансформацию, от классово-космополитических установок и переориентировавшись на национально-государственные, патриотические.

Вывод. Осмысление Великой Победы как социально-нравственной ценности, несомненно, способствует укреплению и развитию духовности молодых россиян. Отношение к Победе изменяется в соответствии с происходящими в обществе идеологическими, политическими процессами [8, 9]. Если мы сумеем сохранить в обществе святость Великой Победы, значит, еще не все потеряно. Значит, мы способны противостоять тем, кто мечтает лишить нас духовного стержня. И сможем наверняка преодолеть все имеющиеся современные трудности, если твердо встанем на патриотические позиции, на которых стояли солдаты Великой Отечественной войны, на которых всегда остается российская армия, многонациональный российский народ.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сталин И.В. Речь на Красной площади 7 ноября 1941 года. Сочинения. Т. 15. Москва, Писатель, 1997, с. 84-86.

[2] URL: http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2010/2010-04-1.html (дата обращения 12.01.2015).

[3] Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект. Москва, Книга и бизнес, 2005.

[4] Смирнов А.Ф. Несокрушимое единство: Советский народ в годы Великой Отечественной войны. Москва, Молодая гвардия, 1982.

[5] Степанов А. С. Безумство храбрых: о молодежи 1917-1991 годов. Москва, Алгоритм, 2008.

[6] Матишов Г.Г., ред. Коренной перелом в Великой Отечественной войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа. Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 6-7 июня 2013 г. Ростов-на-Дону, Изд-во ЮНЦ РАН, 2013.

[7] Подвиг народа. URL: http://www.podvignaroda.mil.ru (дата обращения 24.04.2015).

[8] Кузнецов В.Н., ред. Смысл Великой Победы. Москва, Книга и бизнес, 2010.

[9] Итоги Второй мировой. Покушение на Великую Победу. Москва, Алгоритм, 2005, с. 6.

Статья поступила в редакцию 06.02.2015

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Ореховский А.В. К вопросу о феномене массового героизма. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 06/2015. URL: http://hmbul.bmstu.ru/ catalog/hum/polit/264.html

Ореховский Анатолий Васильевич — канд. филос. наук, доцент кафедры «Политология» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: orehovskiy46@yandex.ru

Revisiting the phenomenon of mass heroism

© A.V. Orekhovskiy Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article considers the issue of ethnic relations which is relevant for contemporary Russia. The facts of Great Patriotic war show the heroism of the multinational Soviet people as a phenomenon of its mass consciousness, the core of which were social and moral values. The author speaks of the need to preserve the memory of the Great Victory, the pride of which should be the basis for tolerant relations in the multinational Russian society.

Keywords: Victory, war, heroism, social values, morality, patriotism, historical memory.

REFERENCES

[1] Stalin I.V. Rech na Krasnoy Ploschadi 7 noyabrya 1941 goda [Speech on the Red Square on November 7, 1941]. Oeuvre, vol. 15. Moscow, Pisatel Publ., 1997, pp. 84-86.

[2] http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2010/2010-04-1.html (accessed 12.01.2015).

[3] Kuznetsov V.N. Ideologiya: Sotsiologicheskiy aspect. [Ideology: The Sociological Aspect. Textbook]. Institute of Social-Political Studies. Sociological Faculty of Lomonosov Moscow State University. Moscow, Kniga i biznes Publ., 2005.

[4] Smirnov A.F. Nesokrushimoe edinstvo: Sovetskiy narod v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Unconquerable Unity: The Soviet people during the Great Patriotic War]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1982.

[5] Stepanov A.S. Bezumstмo khrabrykh: o molodezhi 1917-1991 godov [Madness of the Braves: The Youth of 1917-1991 years]. Moscow, Algo-ritm Publ., 2008.

[6] Matishov G.G., ed. Korennoy perelom v Velikoy Otechestvennoy voyne: k 70-letiyu osvobozhdeniya Dona i Severnogo Kavkaza [Radical change in the Great Patriotic War: for the 70th Anniversary of the Liberation of the Don and the North Caucasus]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy kon-ferentsii (Rostov-na-Donu, 6-7 iyunya 2013 g. [Proceedings of the International Scientific Conference (Rostov-on-Don, June 6-7, 2013.)]. Rostov on Don, Publishing House of SSC RAS, 2013.

[7] Podvig naroda. Available at: http://www.podvignaroda.mil.ru (accessed 24.01.2015).

[8] Kuznetsov V.N., ed. Smysl Velikoy Pobedy [The Meaning of the Great Victory]. Moscow, Kniga i biznes Publ., 2010.

[9] Itogi Vtoroy mirovoy. Pokushenie na Velikuyu Pobedu [Outcomes of the Second World War. Encroachment on the Great Victory]. Moscow, Algo-ritm Publ., 2005, p. 6.

Orekhovskiy A. V., сandidate of philosophical sciences, associate professor at the Department of Political Science at Bauman Moscow State Technical University. е-mail: orehovskiy46@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.