Научная статья на тему 'К вопросу о феномене эпического романа: новая монография о русской классической литературе'

К вопросу о феномене эпического романа: новая монография о русской классической литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская классика / эпический роман / И.А. Гончаров / И.С. Тургенев / Л.Н. Толстой / Ф.М. Достоевский / Russian classics / epic novel / I.A. Goncharov / I.S. Turgenev / L.N. Tolstoy / F.M. Dostoevsky

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анна Александровна Федотова

Читателям предлагается рецензия на новую коллективную монографию о феномене эпического романа, вышедшую под научной редакцией доктора филологических наук В.Г. Андреевой (ИМЛИ РАН) и представляющую собой результат работы известных в России специалистов по русской классике: помимо В.Г. Андреевой авторами стали А.В. Гулин, Н.Л. Ермолаева, С.К. Казакова, Ю.В. Лебедев, В.И. Мельник, Н.Г. Михновец. Автор рецензии анализирует структуру монографии, подчеркивает широту охвата материала, а также привлекательный для читателя и вто же время перспективный научный подход к исследуемой проблематике. В монографии подробно разбираются наиболее значительные романы русской литературы второй половины XIX в. Кажущийся на первый взгляд разнородным литературный материал осмыслен с единой методологической точки зрения, а ключевым для монографии теоретическим понятием выступает термин «эпический роман». В рецензии охарактеризован круг проблем, поднятых в монографии, выделены удачные и нетривиальные наблюдения авторов новой книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Анна Александровна Федотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Phenomenon of the Epic Novel: A New Monograph on Russian Classical Literature

Readers are invited to review a new collective monograph on the phenomenon of the epic novel, published under the scientific editorship of a DSc in Philology V.G. Andreeva (IWL RAS) and which is the result of the work of well-known specialists in Russian classics in Russia. Besides V.G. Andreeva, the authors of the monograph are A.V. Gulin, N.L. Ermolaeva, S.K. Kazakova, Yu.V. Lebedev, V.I. Melnik, N.G. Mikhnovets. The author of the review analyzes the structure of the monograph, emphasizes the breadth of coverage of the material, as well as an attractive for the reader and at the same time promising scientific approach to the issues under study. The monograph examines in detail the most significant novels of Russian literature of the second half of the 19th century. The seemingly heterogeneous literary material is comprehended from a single methodological point of view, and the term “epic novel” is the key theoretical concept for the monograph. The review characterizes the range of problems raised in the monograph, highlights the successful and non-trivial observations of the authors of the new book.

Текст научной работы на тему «К вопросу о феномене эпического романа: новая монография о русской классической литературе»

https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-2-122-131

https://elibrary.ru/RLCOHP

Рецензия на книгу

УДК 821.161.1.09"19"

© 2023. А. А. Федотова

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского г. Ярославль, Россия

К вопросу о феномене эпического романа: новая монография о русской классической литературе 1

Аннотация: Читателям предлагается рецензия на новую коллективную монографию о феномене эпического романа, вышедшую под научной редакцией доктора филологических наук В. Г. Андреевой (ИМЛИ РАН) и представляющую собой результат работы известных в России специалистов по русской классике: помимо В. Г. Андреевой авторами стали А. В. Гулин, Н. Л. Ермолаева, С. К. Казакова, Ю. В. Лебедев, В. И. Мельник, Н. Г. Михновец. Автор рецензии анализирует структуру монографии, подчеркивает широту охвата материала, а также привлекательный для читателя и вто же время перспективный научный подход к исследуемой проблематике. В монографии подробно разбираются наиболее значительные романы русской литературы второй половины XIX в. Кажущийся на первый взгляд разнородным литературный материал осмыслен с единой методологической точки зрения, а ключевым для монографии теоретическим понятием выступает термин «эпический роман». В рецензии охарактеризован круг проблем, поднятых в монографии, выделены удачные и нетривиальные наблюдения авторов новой книги.

Ключевые слова: русская классика, эпический роман, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.

Информация об авторе: Анна Александровна Федотова, доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, ул. Республиканская, д. 108/1, 150000 г. Ярославль, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9629-6154 E-mail: gry_anna@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 15.03.2023 Дата одобрения статьи рецензентами: 08.04.2023 Дата публикации статьи: 25.06.2023

Для цитирования: Федотова А. А. К вопросу о феномене эпического романа: новая монография о русской классической литературе // Два века русской классики. 2023. Т. 5, № 2. С. 122-131. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-2-122-131

1 Рецензия на книгу: Феномен эпического романа в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский: монография / В. Г. Андреева, А. В. Гулин, Н. Л. Ермолаева, С. К. Казакова, Ю. В. Лебедев, В. И. Мельник, Н. Г. Михновец ; под науч. ред. В. Г. Андреевой. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. 512 с. https://doi.org/10.34216/russian-epic-novel-2022

Dva veka russkoi klassiki,

vol. 5, no. 2, 2023, pp. 122-131. ISSN 2686-7494

Two centuries of the Russian classics,

vol. 5, no. 2, 2023, pp. 122-131. ISSN 2686-7494

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Book Review

© 2023. Anna A. Fedotova

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Yaroslavl, Russia

On the Phenomenon of the Epic Novel: A New Monograph on Russian Classical Literature1

Abstract: Readers are invited to review a new collective monograph on the phenomenon of the epic novel, published under the scientific editorship of a DSc in Philology V. G. Andreeva (IWL RAS) and which is the result of the work of well-known specialists in Russian classics in Russia. Besides V. G. Andreeva, the authors of the monograph are A. V. Gulin, N. L. Ermolaeva, S. K. Kazakova, Yu. V. Lebedev, V. I. Melnik, N. G. Mikhnovets. The author of the review analyzes the structure of the monograph, emphasizes the breadth of coverage of the material, as well as an attractive for the reader and at the same time promising scientific approach to the issues under study. The monograph examines in detail the most significant novels of Russian literature of the second half of the 19th century. The seemingly heterogeneous literary material is comprehended from a single methodological point of view, and the term "epic novel" is the key theoretical concept for the monograph. The review characterizes the range of problems raised in the monograph, highlights the successful and non-trivial observations of the authors of the new book.

Keywords: Russian classics, epic novel, I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, L. N. Tolstoy, F. M. Dostoevsky.

Information about the author: Anna A. Fedotova, PhD in Philology, Associate Professor, Department of Russian Literature, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 108/1 Republican St., 150000 Yaroslavl, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9629-6154 E-mail: gry_anna@mail.ru Received: March 15, 2023 Approved after reviewing: April 08, 2023 Published: June 25, 2023

For citation: Fedotova, A. A. "On the Phenomenon of the Epic Novel: A New Monograph on Russian Classical Literature." Dva veka russkoi klassiki, vol. 5, no. 2, 2023, pp. 122-131. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-2-122-131

1 Book review: Andreeva, V. G., editor. Fenomen epicheskogo romana v russkoi literature vtoroi poloviny XIX veka: I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, L. N. Tolstoi, F. M. Dostoevskii: kollektivnaia monografiia [The Phenomenon of the Russian Epic Novel of the Second Half of the 19th Century: I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, L. N. Tolstoy, F. M. Dostoevsky: A Collective Monograph]. Kostroma, Kostroma State University Publ., 2022. 512 p.

Новая коллективная монография «Феномен эпического романа в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский», вышедшая под научной редакцией доктора филологических наук В. Г. Андреевой (ИМЛИ РАН), представляет собой результат работы известных в России специалистов по русской классике. Среди авторов, написавших главы для научного труда, помимо В. Г. Андреевой, — А. В. Гулин, Н. Л. Ермолаева, С. К. Казакова, Ю. В. Лебедев, В. И. Мельник, Н. Г. Михновец. Поддержку работе ученых оказал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

Масштаб монографии впечатляет. В ней подробно разбираются одни из наиболее значительных произведений русской литературы второй половины XIX в.: романы Л. Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение»; «Обрыв» И. А. Гончарова; романы И. С. Тургенева «Дым» и «Новь»; роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и др. Кажущийся на первый взгляд разнородным литературный материал осмыслен с единой методологической точки зрения, а ключевое для монографии теоретическое понятие — «эпический роман» — детально рассмотрено во введении.

По мнению авторов монографии, понятие «эпический роман» не следует вписывать в один ряд со ставшими уже традиционными формулировками типа «психологический роман», «идеологический роман», «общественный роман» и т. д. «Эпический роман» мыслится в исследовании как «жанровая надстройка» [Феномен: 10], которая утверждает «особую глубину и цельность русских романов» [Феномен: 10]. Для «эпического романа» характерны такие основополагающие признаки, как присутствие объективного и беспристрастного автора, значительный охват событий, изображение жизни народа, масштабность конфликта, наконец, присутствие православных идеалов и норм поведения, с учетом которых, как правило, и оцениваются герои. Немаловажную роль в формировании феномена русского эпического романа имеет идея соборности,

В книге подчеркивается: «Русский герой неотделим от народа, прецедентная картина мира ассоциируется с понятием "хоровое", с тем, что в России называлось "всем миром"» [Феномен: 11].

Обоснованная и доказанная в монографии идея о том, что самобытность русского классического романа заключается в его эпическом характере, дает авторам возможность целостно взглянуть на этот уникальный не только в русской, но и в мировой литературе феномен. Русский эпический роман рассматривается как с точки зрения его национального своеобразия и исторической специфики, так и в жанровом ракурсе, и — шире — в аспекте поэтики в целом.

Первая глава монографии — «Идея национального и всечеловеческого единения в эпосе Л. Н. Толстого» — начинается с параграфа, который, на наш взгляд, является знаковым для осмысления толстовского творчества: «Образ земли как одна из эпических основ художественных миров романов Л. Н. Толстого». В посвященной Толстому исследовательской традиции среди констант, определяющих эпический характер творчества писателя, выделяются мотивы смерти и рождения, войны и мира как особого состояния единения людей. Автор параграфа предлагает дополнить этот ряд мотивом земли, который, как доказывается в монографии, является одним из центральных смысло-образующих мотивов не только в «Войне и мире», но также в романах «Анна Каренина» и «Воскресение». Комплексное исследование мотива

земли, который на глубинном уровне, безусловно, связан с мировоззрением Толстого, позволяет говорить о нем как о значимой эпической основе всего романного творчества автора. Интересным и важным звучит вывод В. Г. Андреевой о преемственности между ранними и поздними произведениями Толстого, ведь общепринятой, скорее, является идея о принципиальных отличиях между различными периодами деятельности писателя.

Второй параграф главы о Толстом «А. С. Хомяков и «мысль народная» в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"» продолжает размышления о специфике эпического романа в творчестве писателя. Ю. В. Лебедев рассматривает «Войну и мир» в рецептивном аспекте и подчеркивает, что генетически основные идеи Толстого о философии истории восходят к трудам знаменитого русского теоретика славянофильства А. С. Хомякова. По мнению ученого, наиболее близка Толстому идея Хомякова о том, что «Православная Церковь в отличие от католической и протестантской» представляет собой «союз взаимной христианской любви верующих душ»» [Феномен: 61]. Именно христианская любовь превращает толпу разъединенных между собой людей в нравственную общность, которой и является русский народ.

С точки зрения христианской антропологии рассматривается в следующем параграфе и образ императора Александра I в «Войне и мире». В монографии проводится анализ мастерски использованного Толстым приема взаимодействия различных точек зрения на героя, благодаря которым складывается целостный и неоднозначный образ государя. В итоге анализа звучит обоснованный вывод о том, что писатель «демонстрирует глубинную связь Александра I и православного народа, где царь и знает, и чувствует свой народ, а народ поддерживает государя, понимая, что его личные решения во многом и будут выражать народную волю» [Феномен: 83].

Четвертый и пятый параграфы толстовской главы монографии — «Богучаровский бунт в романе-эпопее "Война и мир"» и «Декабристы в эпическом отображении Л. Н. Толстого и Н. А. Некрасова». Сделанный в монографии акцент на событиях «богучаровского бунта» кажется нам весьма удачным, так как посвященные ему эпизоды романа-эпопеи необходимы Толстому для того, чтобы показать реальную сложность народной жизни. Анализ показывает многогранность авторского понимания народных героев, однако в целом А. В. Гулин приходит к выводу о том,

что «авторская позиция Толстого в "мятежном" богучаровском эпизоде, подобно тому, как это происходит во всем огромном романе, ясно отражала авторскую философскую концепцию — во многом утопическую» [Феномен: 96]. Интерес вызывают также размышления о сходствах и различиях в изображении декабристского движения у Толстого и Некрасова, о причинах невозможности для Толстого написать отдельное эпическое произведение на материале событий восстания 1825 г.

Заключительные параграфы главы, посвященной творчеству Толстого, завершают комплексное рассмотрение романов писателя с точки зрения присутствия в них эпического начала. В параграфе «"Анна Каренина" — эпический роман из современной жизни» доказывается, что, несмотря на совмещение элементов разных литературных родов, произведение, несомненно, относится к эпическому роману, и среди важных показателей последнего — как наличие специфической для этого жанра авторской точки зрения, так и присутствие религиозного сознания. Эпическую же природу романа «Воскресение», рассмотренную в параграфе «Роман "Воскресение" как эпический: авторский подход к изображению фактов современности и их оценка» определяет тот факт, что «отдельное, индивидуальное» предстает в нем как «включенное в общее, народное» [Феномен: 128].

Значимым представляется и последний параграф первой части монографии «Образ эпической героини в романе "Воскресение"». Он представляет собой комплексный анализ важного в художественной концепции романа образа Марьи Павловны Щетининой в ее взаимодействии с другими персонажами «Воскресения»: Владимиром Ивановичем Симонсоном, Катюшей Масловой, Дмитрием Нехлюдовым. Эпичность образа определяется тем, что «Толстой поднимает свою героиню на своеобразный пьедестал над другими образами, отмечая ее чуткость, жертвенность, деятельную силу, постоянную готовность прийти на помощь и жизнь по законам любви и добра» [Феномен: 150].

Вторая глава монографии «Эпическая традиция в освоении русскими классиками второй половины XIX века» посвящена рецептивным аспектам формирования эпической традиции в русской литературе интересующего авторов периода. В ней рассматриваются такие важнейшие эпические источники отечественной классики, как древнегреческий миф, фольклор и дантовский эпос. Например, в параграфе «От древнегреческого мифа к русским литературным архетипам в романах

И. А. Гончарова» проводится анализ «Обыкновенной истории» с точки зрения реализации в ней мифа об Эдипе, а среди источников «Обломо-ва» выделяются фольклорные прототипы главного героя — Емеля или Иван-дурак. Роман «Обрыв» анализируется авторами монографии как в ракурсе актуализации в нем Гончаровым религиозных и мифологических сюжетов, так и с точки зрения создания писателем собственных литературных архетипов.

В сопоставительном аспекте рассмотрено творчество русских классиков в параграфе «Дантовский эпос в русской литературе: Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский». Актуальными и новаторскими по существу кажутся выраженные в монографии идеи о том, что «Божественная комедия» Данте, ее трехчастная структура и поэтика оказались особенно востребованными теми отечественными писателями, которые поднимали в своем творчестве проблему русского человека, причем преимущественно в религиозном аспекте, с точки зрения личного духовного спасения.

Заключительный параграф второй главы «Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой: преемственность эпической традиции» посвящен фактически неизученному до сих пор в литературоведении вопросу художественных связей Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого. В разделе монографии подробно анализируется вопрос о сложном и порой неоднозначном отношении Толстого к Гоголю, которое, тем не менее, проходило под знаком большого сходства мироощущений двух писателей, что, как показано в параграфе, наиболее явно отразилось в многочисленных идейных перекличках «Мертвых душ» и «Воскресения».

В третьей главе монографии «Эпическое и романное в художественных мирах И. А. Гончарова» в интересующем авторов исследования аспекте изучаются различные грани поэтики и проблематики творчества И. А. Гончарова. Так, с точки зрения актуализации архетипическо-го образа камня рассматриваются произведения писателя «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» в параграфе «Многозначность образа камня в романной трилогии И. А. Гончарова». Весьма интересны наблюдения в параграфе «Светское и "изящное" общество в романах и очерках И. А. Гончарова», автор которого на основании анализа художественных и публицистических произведений писателя приходит к выводу о неизменной симпатии, испытываемой Гончаровым к светскому, аристократическому обществу, не исчезнувшей и в 1870-

е гг., времени все большей демократизации русской жизни. В параграфе «Человек и мир в русском романе: метаморфозы героев «Обыкновенной истории»» предложен новый вариант интерпретации финала романа Гончарова «Обыкновенная история», согласно которому «в финале произведения герои не преобразились, а вернулись к собственному "я", которое по разным причинам долгое время находилось под спудом» [Феномен: 298-299].

Параграф «Поэтика эпического образа у И. А. Гончарова» вновь возвращает читателя к основной для монографии проблеме. Автор параграфа, В. И. Мельник, закономерно отмечает, что в последние годы происходит расширение трактовки категории эпического, когда наряду с жанрово-родовым пониманием эпическое стало интерпретироваться как специфика художественного мышления того или иного автора. В параграфе высказывается идея о том, что для Гончарова как писателя, несомненно, эпического склада, особенно важна приобщенность его героев к цикличной природной жизни, а также утверждение ритмической повторяемости как основы всех жизненных процессов.

Параграф «Человек играющий в эпосе И. А. Гончарова» посвящен вопросу о межродовых связях произведений Гончарова, в частности о взаимодействии эпического и драматического начал в его творчестве. Этот широкий вопрос поставлен Н. Л. Ермолаевой в монографии в новом для исследований произведений Гончарова аспекте и заключается в анализе так называемого «человека играющего», т. е. героя, для которого характерно отчетливо игровое поведение.

Большой интерес представляют и заключающие главу параграфы, в которых анализируется наименее изученный из всей трилогии Гончарова роман — «Обрыв»: «Романный герой в эпическом дискурсе: к проблеме рецепции романа "Обрыв"» и «Частный интерес и общее благо: отзвук эпохи великих реформ в романе "Обрыв"». В первом из них С. К. Казаковой системно исследуется вопрос рецепции «Обрыва» современниками, во втором роман рассматривается в общем историческом контексте эпохи его написания.

В четвертой главе монографии «Обобщения эпического характера в романах И. С. Тургенева», полностью написанной В. Г. Андреевой, рассматриваются наименее изученные на данный момент аспекты романного творчества Тургенева. Как справедливо замечает В. Г. Андреева, Тургенев, на первый взгляд, достаточно сильно отличается от Толстого

и Гончарова, эпичность мышления которых не может быть подвергнута сомнению. Тем важнее обоснованный в монографии вывод о том, что «важнейшие идейные и художественные находки Тургенева, на которые до сих пор ученые не обращали значительного внимания, обуславливают в его романах выход к национальному эпосу» [Феномен: 375].

Так, в первом параграфе главы «Преемственность поколений в романах И. С. Тургенева» доказывается идея о том, что «лиричные и краткие романы Тургенева являются эпическими по своей сути, формирующими (наряду с романами Гончарова, Толстого, Достоевского) незыблемые духовно-нравственные ценности православного мира, которые и стали основой эпического романа» [Феномен: 380], а одной из главных идей, организующих эпичность романов Тургенева, является идея преемственности.

Анализируя относительно мало изученный современным литературоведением роман Тургенева «Дым» в параграфе «Радикализм и аполитизм в романе "Дым"», В. Г. Андреева приходит к выводу о том, что социально-политическая проблематика в «Дыме» отступает перед более глубокими вопросами, что наряду с линией совмещения общенародного и личного обеспечивает эпичность этого произведения.

В третьем параграфе ««Новь» И. С. Тургенева: народная тема как основа романа» и в заключительном параграфе главы «Эпический синтез в позднем творчестве И. С. Тургенева» рассмотрен один из наиболее сложных для современного читательского восприятия итоговый роман Тургенева, каждый герой которого «измеряется именно эпической, народной меркой — способностью к честному, скрупулезному труду и близостью к земле» [Феномен: 430].

На наш взгляд, знаково и даже глубоко символично, что монография, посвященная феномену эпического романа в русской литературе XIX в., важной идеей которой является утверждение духовно-нравственных истоков этого феномена, начинается с главы, посвященной эпосу Толстого, а заканчивается — главой, в центре внимания которой Достоевский, писатель, чьи религиозные прозрения воплотились в совершенно новой и уникальной для отечественной и мировой классики романной форме. Показательно и название этой главы, которое демонстрирует масштаб творчества автора: «Эпический взгляд Ф. М. Достоевского на Россию, русское общество и человека».

Глава состоит из трех параграфов. В первом из них «Эпический разворот сюжета вины от сна Прохарчина к сну Дмитрия Карамазова» Н. Г. Михновец анализируется сквозной для творчества писателя «сюжет» вины, неразрывно связанный с темой нравственного прозрения человека и важнейшей для творчества Достоевского идеей о том, что «все за всех виноваты», наиболее отчетливо выраженной в романе «Братья Карамазовы». Второй параграф «"Пугачевцы" Е. А. Салиаса в рецепции Ф. М. Достоевского: к вопросу об эпичности русского романа» посвящен реакции писателя на роман графа Е. А. Салиаса-де-Тур-немира, который современники считали фактически равным эпопее Толстого. В заключительном параграфе главы и монографии в целом «"Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского: "муки раздвоения" на пути к "мировой гармонии"» исследованию подвергается последний роман писателя, заканчивающийся «торжественным исповеданием веры в христианское братство людей и в их бессмертие» [Феномен: 506].

Таким образом, новая коллективная монография представляет собой значительное явление в современном литературоведении. Ее характерными чертами являются серьезная научная база и глубокая теоретическая обоснованность, масштаб поднятых проблем, широта рассмотренного материала, несомненная новизна и наличие актуальных и нетривиальных наблюдений о подвергающихся исследованию классических литературных текстах. Монография «Феномен эпического романа в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский», безусловно, заслуживает пристального внимания каждого специалиста по отечественной классике.

Список литературы

Феномен эпического романа в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский: коллективная монография / под ред. В. Г. Андреевой. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2022. 512 с.

References

Andreeva, V. G., editor. Fenomen epicheskogo romana v russkoi literature vtoroi poloviny XIX veka: I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, L. N. Tolstoi, F. M. Dostoevskii: kollektivnaia monografiia [The Phenomenon of the Russian Epic Novel of the Second Half of the 19th Century: I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, L. N. Tolstoy, F. M. Dostoevsky: A Collective Monograph]. Kostroma, Kostroma State University Publ., 2022. 512 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.