Научная статья на тему 'К вопросу о евразийской интеграции'

К вопросу о евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗЭC / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / EURASIAN INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ENERGY POLITICS / CUSTOMS UNION / FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахмедова Гузал Рустамовна

В данной статье автор анализирует основные направления и перспективы сотрудничества государств СНГ в рамках Евразийского Экономического Сообщества. Интеграционный потенциал сотрудничества велик, однако реализация этого потенциала требует значительных усилий участников процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Eurasian Integration

In this article the author analyses the main directions and perspectives of cooperation among member countries of CIS in the framework of Eurasian Organization. The potential of this cooperation is great, but realization of this potential demands considerable efforts from the participants of the process.

Текст научной работы на тему «К вопросу о евразийской интеграции»

ПРОБА ПЕРА

К ВОПРОСУ О ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Г.Р. Ахмедова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В данной статье автор анализирует основные направления и перспективы сотрудничества государств СНГ в рамках Евразийского Экономического Сообщества. Интеграционный потенциал сотрудничества велик, однако реализация этого потенциала требует значительных усилий участников процесса.

Ключевые слова: евразийская интеграция, ЕврАзЭс энергетическая политика, таможенный союз, зона свободной торговли.

Современный глобализирующийся мир сталкивается с рядом серьезных вызовов и угроз, решение которых во многом зависит от коллективных усилий и воли всего мирового сообщества. Такая ситуация неизбежно предполагает участие в их разрешении как можно большего числа субъектов международных отношений, в том числе и региональных организаций, которые выступают ныне как новые акторы международных отношений. Их деятельность, бесспорно, способствует развитию многостороннего сотрудничества как внутри объединений, так и за их пределами, обеспечению стабильности и безопасности на всех уровнях — локальном, региональном и глобальном, сохранению и поддержанию культурно-цивилизационной специфики. История развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве свидетельствует о том, что интеграционный потенциал сотрудничества велик, но его использование на настоящий момент явно отстает от необходимого. Все возрастающий интерес со стороны политиков, авторитетных ученых и широкой общественности многих стран мира к взаимодействию и интеграции государств Центрально-Азиатского региона, имеющих общие исторические и культурные корни, свидетельствует о том, насколько востребованы стали проекты интеграционных объединений, например, Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), в современных условиях.

Сегодня Россия, Узбекистан и Казахстан, являясь крупнейшими государствами, приняли на себя роль лидеров евразийского региона. Во многом это связано с исторической осью развития этих стран, выгодным геополитическим положением, огромными ресурсами и потенциалом, международной стратегией и авторитетом на мировой арене. Они утвердили и развивают партнерские взаимосвязи, для которых характерны стабильность, динамичность, взаимное доверие и открытость. Высокий уровень сотрудничества имеет объективную мотивацию, связанную не только с общей протяженностью границ, активным взаимодействием сопредельных регионов, но и с общностью исторических, хозяйственных, духовных ценностей этих народов. Из всех членов СНГ, помимо России, Узбекистан и Ка-

захстан завоевали репутацию самых активных участников содружества. Оба государства — как Узбекистан, так и Казахстан — представляют большой интерес для Москвы по ряду важных параметров, что предопределяет значимость устойчивого и активного развития отношений добрососедства, сотрудничества и партнерства между Российской Федерацией и странами Центрально-Азиатского региона.

В условиях развития евразийских интеграционных процессов актуализируются теоретические вопросы евразийского учения, которое носит комплексный, системный характер. Классическое евразийство сформировалось в начале 20-х гг. XX столетия как историософская концепция и общественно-политическое движение в среде русской эмиграции. Ученые — специалисты из разных областей знания — были объединены несколькими генерирующими идеями, где одной из главных было представление о России как особом культурном, историческом и географическом субъекте, не принадлежащем ни Европе, ни Азии, но представляющем собой совершенно самостоятельный культурно-исторический тип, «срединную цивилизацию». Как в свое время русские ученые-евразийцы, так и многие современные эксперты и политики воспринимают Россию и государства Центральной Азии как сложившиеся, исторически состоявшиеся сообщества народов. Для укрепления формирующихся столетиями связей между дружественными народами, живущими на евразийском пространстве, прилагаются большие усилия президентами всех этих стран. Евразийские стратегии президентов содержат долгосрочные приоритеты взаимовыгодного сотрудничества с евразийскими партнерами на основе уважения суверенитета и поддержания мира и стабильности в данном регионе. Руководствуясь такими подходами, Генеральный секретарь ЕврАзЭc Т. Мансуров подчеркивает: «Наше будущее в мировой политике XXI в. будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы реализовать наш евразийский статус, утвердившись в мировом сообществе в качестве эффективного политического, экономического и культурного моста между Западом и Востоком континента. Мы убеждены, что без развития сотрудничества и партнерства Казахстану и России вряд ли удастся эффективно использовать преимущества евразийских государств. Наши отношения ориентированы на дальнейшее углубление взаимовыгодного многопланового сотрудничества, и условия этому благоприятствуют: по всему спектру вопросов наши интересы близки или совпадают, что обусловлено не только богатейшей общей историей, но и реальным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным, оборонным и научно-техническим сотрудничеством» [3. С. 25].

В евразийской концепции, выдвинутой Н.А. Назарбаевым, подлинная интеграция предполагает безусловное соблюдение и уважение суверенитета и независимости государств, их равноправие. Наиболее перспективной формой многостороннего взаимодействия здесь может стать формирование Евразийского союза государств на основе осознанного волеизъявления заинтересованных стран, стремящихся в максимальной мере сблизиться друг с другом при решении практически идентичных проблем переходного периода. Россия и Казахстан сегодня представляют собой ядро интеграционных процессов в СНГ, и именно в Москве евразийская инициатива Казахстанского президента была воспринята с особым интересом.

Российско-казахстанские отношения в рамках евразийского проекта основываются на осознании важности сотрудничества и при необходимости соблюдении единой экономической стратегии. Понимание и совпадение взглядов на евразийский проект руководства обеих стран способствовало его вхождению в жизнь, а в дальнейшем — его популярности, основанной на реалистичности и дальновидном прагматизме. В своем выступлении на первом Евразийском медиа-форуме в 2001 г. президент Н.А. Назарбаев привел цифры, характеризующие многообразие мира и противоречивость современного развития. Свои мысли он пояснил следующим образом: если условно принять все население Земли за деревню со 100 жителями, то в этом населенном пункте будут проживать 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев и 8 африканцев, из которых 80% не имеют нормальных жилищных условий, половина живет в условиях недоедания или без полноценного питания. Если учесть, что примерно полмиллиарда человек на планете переживают межнациональные, межрелигиозные и другого рода конфликты, то становится понятно, насколько серьезна проблема, стоящая сегодня перед мировым сообществом. При этом стоит отметить, что наибольшая доля всех страданий приходится на народы Евразии. Поэтому вполне закономерно, что этот регион может и должен стать ареной для межцивилизационного диалога, который, в свою очередь, определит характер исторического процесса и сыграет прогрессивную роль в развитии человечества [1].

При многообразии организаций и объединений, которые появились после распада Советского Союза на постсоветском пространстве (СНГ, ЕЭП, ШОС, ГУАМ и др.), на сегодняшний день наиболее действенной и эффективной в экономической сфере является все же ЕврАзЭс. ГУАМ, у которого заявлена большая экономическая составляющая, в основном нацелен на решение политических вопросов; ОДКБ — это военно-политическая организация; ШОС — создана как организация региональной безопасности, сфера ее деятельности предусматривает, прежде всего, решение вопросов национальной безопасности, борьбу с реакционными идеологическими течениями и террористическими организациями. СНГ сегодня рассматривается как зонтичное объединение. Заметное пересечение интересов и дублирование функций наблюдалось у ЕврАзЭс и Организации ЦентральноАзиатского Сотрудничества (ОЦАС), что привело к интегрированию ОЦАС в ЕврАзЭа Причины тому — сложившиеся реалии, функциональная и содержательная направленность указанных организаций; ведь параллельно решались одни и те же задачи в одном и том же регионе с одним и тем же количеством участников.

В 2004 г. Россия, Белоруссия, Казахстан инициировали создание Единого Экономического Пространства (ЕЭП), куда предполагалось вхождение ряда стран постсоветского пространства, но оно не сформировано, в то время как ЕврАзЭc реально существует и проводит активную интеграционную политику. Таким образом, можно считать, что ЕврАзЭc — единственная организация на постсоветском пространстве, имеющая сугубо экономическую направленность и разрабатывающая единую экономическую политику.

Первым шагом к единой экономической политике явилось создание зоны свободной торговли. Такая зона на сегодняшний день в рамках Сообщества уже создана, в ней обеспечено свободное передвижение товаров, произведенных на территории государств-участников. Второй шаг — создание Таможенного Союза. Решение этой задачи находится в стадии разработки и организационно-правового оформления. На заседании Межгосударственного совета на уровне глав государств, который состоялся 23 июня 2007 года в Минске, был подписан ряд документов и соглашений по Таможенному Союзу. По мнению специалистов, Таможенный Союз позволит разрешить ряд экономических проблем, связанных с перемещением граждан ЕврАзЭс товарооборотом и т.д. Однако при создании Таможенного союза возникают определенные трудности объективного характера. Прежде всего они касаются изменения в тарифах и регулирования тарифной политики. Предполагается, что эту деятельность государство передает на межгосударственный уровень. В то же время регулирующий орган находится под контролем государства, подчиняется определенным правилам, соответствующим нормам международного права. В связи с этим первоочередной задачей является выработка единого законодательного подхода к созданию единого таможенного и правового поля. Он получил название «Основы таможенного законодательства» и находится на стадии рассмотрения, после его одобрения и экспертных проработок руководством ЕврАзЭc он вступит в законную силу. Закон должен пройти согласование и в ЦБ, и в Таможне, и на уровне правительства.

Помимо единой тарифной политики разрабатываются такие механизмы, как техническое регулирование, технический регламент, определяющие требования к качеству товаров. В августе 2007 г. было подписано соглашение о Едином товарном знаке. Если он присуждается или ставится на товар, это означает, что товар может обращаться на территории ЕврАзЭc без дополнительной сертификации и лицензирования. Преимущества членов ЕврАзЭc на товарных рынках заключаются в больших возможностях для доступа к ним. Кроме того, членство дает больше шансов на помощь от партнеров. Например, пуск крупного энергообъекта в Таджикистане стал возможным только при объединении и консолидации усилий нескольких стран. Важно отметить, что сотрудничество стран — участниц ЕврАзЭc взаимовыгодное. В рамках проекта обсуждался и вопрос создания единой валюты. В программных документах отмечается, что единая валюта — это финальный акт создания единого экономического пространства и введение единой валюты не имеет определяющего значения в деле экономической интеграции. Она может быть введена в отдаленной перспективе.

За время существования ЕврАзЭc многие проекты уже получили практическое воплощение в жизнь. Так, в 2003 г. Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, произошло присоединение Узбекистана, слияние с ОЦАС и создан Евразийский Банк Развития. Как отмечал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, «...только при коллективных усилиях страны с переходной экономикой в состоянии осуществить успешную интеграцию. При этом подчеркивается, что интеграция в сфере экономики — это создание совместной собственности. Нередко можно слышать мнение

о возрождении в сфере экономики тех связей, которые были на территории Советского Союза. В них было много полезного: при недостатке ресурсов в одном месте их можно было взять в другом. Но при СССР собственность была единой, и тогда сделать это было возможно. Поэтому создание единой собственности — это ключ к экономической интеграции. Если мы способны создать совместную собственность, мы готовы к интеграции. Для этого у нас должно быть единое или схожее законодательство по вопросам организационной деятельности... Сегодня разработан закон о защите инвестиций. Когда инвестор готов вложить свои деньги, он должен быть уверен, что все договоренности будут соблюдаться. Наша задача — создание единой собственности, единой правовой основы, единой тарифной политики. Это главные условия для экономической интеграции, к которой мы стремимся» [2. С. 139].

Особенно актуальной сегодня становится энергетическая политика стран Евразийского сообщества. Энергетическая политика в значительной степени определяется наличием или отсутствием на территории государства ресурсного потенциала энергетики. Страны ЕврАзЭc обладают огромным топливно-энергетическим потенциалом, развитой энергетической инфраструктурой и выгодным геополитическим положением. Это обеспечивает основу для гарантированного энергоснабжения экономики и социальных нужд государств, входящих в сообщество, и возможностей для эффективной торговли энергоресурсами на внешних рынках, включая услуги по транзиту. В целом можно констатировать, что государства-члены в значительной степени преодолели последствия системного экономического кризиса после распада СССР и перехода к новым условиям хозяйствования. Создание Единого энергетического пространства ЕврАзЭc призвано решать те экономические задачи, которые не удалось решить в рамках СНГ. Объединение рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также природного газа, расширение оперативного пространства для инвесторов позволяет последним существенно снижать коммерческие и политические риски, придает дополнительные импульсы темпам роста экономики, позволяет развивать эффективную специализацию национальных экономик и их кооперацию.

На практике торговля энергетическими ресурсами на международном уровне ограничена различными барьерами. По разным причинам государства вынуждены направлять значительные ресурсы и средства на развитие собственного производства энергии, порою более дорогой по сравнению с доступной на мировом рынке и даже в соседних странах. Это объясняется целями национальной энергетической безопасности, что зачастую мотивируется стремлением обеспечить развитие и защитить интересы предприятий и компаний национального энергетического комплекса. Для успешного развития энергетики в странах с переходной экономикой, как отмечают эксперты, необходимо соблюдение целого ряда условий, которые во многом зависят от проводимой этими странами внутренней и внешней политики в сфере энергетики:

— широкий приток зарубежных инвестиций, требуемых для поддержания в рабочем состоянии и развития топливной, генерирующей и передающей базы энергетики;

— наличие надежных источников поставок или рынков сбыта энергоресурсов;

— обеспечение безопасного и недискриминационного транспорта и транзита энергоносителей через территории третьих стран;

— разработка и осуществление согласованной политической линии на международных рынках энергоносителей и т.д. [4].

На сочинском саммите в августе 2006 года главами государств — членов ЕврАзЭc была поставлена задача разработать концептуальные подходы к формированию общего энергетического рынка государств — членов сообщества. В дополнение к разрабатываемой правовой базе органы ЕврАзЭc реализуют конкретные программы, направленные на обеспечение прогнозируемых уровней энергопотребления и экспортных поставок энергетических ресурсов. Сегодня эти программы поэтапно осуществляются в соответствии с принятым планом формирования общего энергетического рынка стран Евразийского Экономического Сообщества [4]. Речь идет о реконструкции и расширении газотранспортной системы с участием инвестиций и технической поддержки всех государств — членов ЕврАзЭс создании совместных предприятий России и Казахстана на базе Оренбургского ГПЗ; строительстве гидроэлектростанции в Таджикистане; развитии системы линий электропередачи между странами — участниками ЕврАзЭс координации развития проектов по экспорту углеводородного сырья (Европа, Китай, Иран и страны СНГ); развитии деятельности совместных предприятий по обеспечению топливом атомных электростанций на территории государств ЕврАзЭc (с участием России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии).

В перспективе число государств — участников ЕврАзЭс очевидно, увеличится. Быть членом Сообщества становится выгодно. Интеграция позволяет быстрее решать многие экономические и социальные вопросы. Сейчас, например, в ЕврАзЭc идет разработка целевых программ, связанных с медицинским оборудованием, новейшими технологиями. Реализовать грандиозные проекты стало возможным только при тесном взаимодействии всех стран Сообщества.

Анализ современного состояния и прогноз перспективного развития политической и общеэкономической интеграции показывает, что Евразийское Экономическое Сообщество относится к региональной организации такого типа, который предполагает соответствующее нормативно-правовое обеспечение процесса. Очевидно, что в нынешних рамках не удастся реализовать в полной мере процедуры и механизмы, аналогичные применяемым в Европейском Сообществе. Наиболее приемлемым представляется нормативно-правовое обеспечение создания единого энергетического пространства в рамках ЕврАзЭc на основе международных договоров, предусмотренных правилами ВТО, с учетом национальных интересов каждой страны.

Евразийское Экономическое Сообщество стало международной экономической организацией, наделенной функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Международное признание свидетельствует о динамичном развитии Евразийского Экономического Сообщества: 7 декабря 2007 года Гене-

ральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о сотрудничестве между ООН и Евразийским Экономическим Сообществом. Новый статус сотрудничества с ООН позволит ЕврАзЭс более активно использовать международный опыт, научные разработки и финансовые инвестиции по ключевым направлениям.

Сотрудничество между странами, входящими в Евразийское Экономическое Сообщество, в период кризиса укрепляется и наращивается. Эти вопросы обсуждались на бизнес-форуме «Инвестиции, инновации, интеграция» 15 апреля 2009 года в московском Центре международной торговли с участием представителей деловых кругов стран, входящих в сообщество. Из-за негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику государств — членов этой организации, их правительства предпринимают скоординированные усилия по преодолению его последствий, что подтверждает учреждение Антикризисного фонда ЕврАзЭс.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Выступление Президента Республики Казахстан на первом Евразийском медиа-форуме // «Казахстанская правда». — Алматы. — 26 апреля 2001.

[2] Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. — Алматы: Атамура, 2003.

[3] Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в контексте евразийской цивилизации // Материалы 15 Междисциплинарной дискуссии «Будущее России, СНГ и евразийской цивилизации». — М., 2005.

[4] Рапота Г. Только интеграция обеспечит устойчивое развитие и безопасность // «Мировая энергетика». — 2007. — № 3.

TO THE QUESTION OF THE EURASIAN INTEGRATION

G.R. Akhmedova

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

In this article the author analyses the main directions and perspectives of cooperation among member countries of CIS in the framework of Eurasian Organization. The potential of this cooperation is great, but realization of this potential demands considerable efforts from the participants of the process.

Key words: Eurasian integration, Eurasian Economic Community, energy politics, customs union, free trade zone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.