Научная статья на тему 'К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс'

К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
образование / воспитание / единство / неотделимость образования от воспитания / институциональный дискурс / документальная база / education / upbringing / unity / inseparability of education from upbringing / institutional discourse / documentary base

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Рябова Е.Л.

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме, касающейся взаимодействия между системой воспитания и системой образования. Аргументируется тезис о неотделимости одной системы от другой. Показано, что названная проблема не сводится только к теоретическим аспектам: поиски её разрешения имеют и прямой практический смысл. На уровне государства и общества такие поиски вышли на верхний институциональный уровень. Отмечены основные вехи эволюции концептуальных подходов к вопросу о синтезе между образованием и воспитанием, зафиксированы перемены во взглядах на этот вопрос со стороны ведущих органов власти в постсоветской России. Базой исследования стали наиболее значимые регулятивные документы, относящиеся к обозначенной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the unity of education and upbringing: institutional discourse

The article is devoted to an actual pedagogical problem concerning the interaction between the upbringing system and the education system. The thesis about the inseparability of one system from another is substantiated. It is shown that the problem of interaction between upbringing and education is not limited to theoretical aspects, the search for its solution has a direct practical meaning. At the level of the state and society, such searches have reached the upper institutional level. The main milestones in the evolution of conceptual approaches to the synthesis of education and upbringing are noted, changes in the views on this issue on the part of the leading authorities in post-Soviet Russia are recorded. The most significant regulatory documents related to the designated topic became the basis of the study.

Текст научной работы на тему «К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс»

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, кандидат социологических наук1 профессор, главный редактор Международного издательского центра «Этносоциум».

К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс

В течение долгого времени стержневым принципом российской педагогики являлось признание неразрывности единства между образованием и воспитанием. Без воспитательного компонента система образования теряет устойчивость, лишается возможности выполнять свою важнейшую функцию, связанную с цивилизационным, культурным воспроизводством социума, не обеспечивает связь времён, передачу новым поколениям познавательного опыта, нравственно-этических норм и эталонов, смысловых ценностей и приоритетов.

Состоявшаяся в 90-е годы XX века смена модели политического и социально-экономического развития привела российское общество к переосмыслению и трансформации ценностных, мировоззренческих ориентиров. Результаты трансформации оказались двоякими. С одной стороны, произошёл отказ от догматических, схематизированных представлений о закономерностях общественного развития; с другой стороны, в условиях фронтальной критики былого государственно-общественного устройства ослабла прочность прежних норм гражданского самосознания, пошатнулось морально-психологическое состояние общества. Деформации в сфере общественного сознания сказались в первую очередь на умонастроениях молодёжи, вызвав в её среде нарастание негативизма, пренебрежения к устоявшимся ментально-поведенческим нормативам.

Ведущей идеологией 90-х годов стала апологетика «всесильного» рынка. Вслед за другими сферами общественной жизни в «свободное плавание» по волнам рыночной стихии было отправлено и отечественное образование. Университетам и институтам была дана команда зарабатывать деньги, набирая студентов на платное обучение. Повсеместно расширялась номенклатура специальностей, для чего чаще всего не имелось ни юридических оснований, ни подготовленных преподавателей. Принимая молодых людей на платное обучение, вузы занижали требования к уровню их подготовки. Возникло множество коммерческих вузов, процедура лицензирования и

аккредитации была формальной. На этом фоне выявилась тенденция к вытеснению традиционного системного воспитания из образовательных заведений, к отделению образования от воспитания.

Образование стало ассоциироваться со «сферой услуг», с коммерциализацией. Это вызвало немалую обеспокоенность у педагогического сообщества. Зазвучали голоса в пользу сохранения проверенной временем системы воспитания, очищения процесса нравственного и интеллектуального становления юношества от хаотизации. Призывы такого рода находили отклик в концептуально-нормативных документах: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» [2, с. 23].

Однако проблемы, связанные с падением внимания к воспитательной деятельности, должным образом не разрешались. Среди тех, от кого зависело принятие решений в сфере образования, возобладало мнение о ненужности, бесполезности комплексных воспитательных проектов, распространяемых на всех школьников и студентов. Так, к примеру, в 1998 году на рассмотрение в Госдуму был внесён проект Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Направленный на сдерживание пороков, лившихся с телеэкранов, этот законопроект надолго задержался в парламентских стенах. Его приняли только в декабре 2010 года, а в силу он вступил ещё позднее - в сентябре 2012 года [9].

Ситуацию, сложившуюся в те годы в сфере образования и воспитания, наглядно высветили два официальных документа - постановление правительства Российской Федерации № 751 от 4 октября 2000 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и принятый в конце декабря 2012 года Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Развёрнутых положений, касающихся воспитательной работы, ни в том, ни в другом документе не было.

В правительственном постановлении фразы о воспитании подрастающего поколения присутствовали в форме малосодержательных риторических оборотов: «формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции», «обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда», «воспитание здорового образа жизни» [5]. Декларативный характер постановления лишал его сколько-нибудь существенного практического значения. В марте 2014 года этот документ был при-

знан утратившим юридическую силу [7].

Понятие «воспитание» не получило приоритетного звучания и в первоначальном тексте Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», хотя здесь этому понятию было отведено больше места, чем в правительственном постановлении 2000 года. Так, статья 3 Закона включила в перечень основных принципов государственной образовательной политики «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде». В статье 48 Закона сказано: «Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни» [10].

При этом, по логике авторов документа, для воспитательных мероприятий вполне достаточны топические, локальные рамки. Статья 121 Закона устанавливает, что «воспитание обучающихся осуществляется на основе программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями самостоятельно». Констатируется, что этим организациям даётся право «предусмотреть применение примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы» [10]. Это значит, что они вправе и не предусматривать такого применения.

Примечательно, что критические замечания, касавшиеся отсутствия в законопроекте о российском образовании «положений, обеспечивающих духовно-нравственное и патриотическое воспитание», высказывались ещё на стадии его обсуждения. В стенах Совета Федерации говорилось, что причина такого отсутствия связана с «проблемой коллизионности образовательного законодательства» [4]. Под «коллизионностью» в данном случае подразумевалось «осложняющее проникновение» в суть и содержание законопроекта сторонних, иностранных элементов и влияний. Такое проникновение обуславливалось вполне определённым концептуальным вектором, зафиксированным в доктрине российского образования, принятой в 2000 году. Он был обозначен как курс на «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство и широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ» [5].

В Совете Федерации отмечалось, что большое число поправок,

■ внесённых в проект Закона об образовании, не освободило его от

«внутренней противоречивости, декларативности норм, не подкрепленных правовыми механизмами реализации», от «пробелов, мешающих развитию системы образования» [4].

К моменту обсуждения законопроекта об образовании проблемы, касавшиеся организации воспитательной работы, стояли весьма остро: под влиянием апологетики рынка само понятие «воспитание» подавалось как анахронизм. Ориентированное на «рыночные ценности» образование отторгало воспитательную функцию как некий отживший рудимент. Престиж учительской профессии опускался до критически низкого уровня. Телевидение тех лет внедряло в сознание подростков представление о мире как о нескончаемом празднике удовольствий. Из телепрограмм исчезли учебные и воспитательные передачи, классическая литература, народная музыка. Школа не могла компенсировать эти потери: учебные часы, отпущенные на изучение русского языка, литературы и истории, были сильно урезаны. В юные умы внедрялся стереотип «успешности», которому школьные педагоги заведомо не соответствовали. Не признавая авторитета педагогов, ученики оказывались закрытыми и для воспитательного воздействия, и для знаний, которые несли им преподаватели. Рядовому учителю было не под силу соревноваться с коммерческой пропагандой, призывавшей незрелые умы «взять от жизни всё», но не призывавшей их к упорному труду, концентрации усилий, выстраиванию жизненной стратегии.

Провалы в сфере школьного воспитания вели к неотвратимому снижению качества вузовской подготовки будущих специалистов. Президент В.В. Путин отмечал в послании Федеральному Собранию: «Более половины выпускников не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским периодом почти утроился приём в вузы, и число поступающих в них практически сравнялось с числом выпускников средних школ. Ну, кому это надо?» [6].

В верхах российской власти усиливалось понимание проблем, накопившихся в образовательных учреждениях страны. В одном из концептуальных документов перекосам в системе образования была дана трезвая оценка: «Произошедший в 90-х годах общесистемный кризис сильно затормозил позитивные изменения. Государство ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны»

[3]. Были предприняты некоторые меры для поддержки образова-| _

ния, в частности - увеличились бюджетные расходы на его развитие.

Однако те, кто ассоциировал образование со «свободным рынком», не торопились сдавать свои позиции. Характерные заявления звучали из Министерства образования и науки: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом» [1]. В подобных тезисах просматривалось непонимание современных, научных методик совершенствования образовательной системы, требовавших определения точного вектора её движения, привлечения плановых начал и ограничения власти рыночной стихии.

В широких общественных слоях отсутствие со стороны профильного ведомства полноценного внимания к теме воспитания вызывало растущее неприятие. Реагируя на эту ситуацию, правительство в мае 2015 года приняло распоряжение под названием «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Появление этого документа стало своеобразной заявкой на «реабилитацию» категории «воспитание». Назвав воспитание детей «стратегическим общенациональным приоритетом», «Стратегия» определила своей целью «развитие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности» [8].

В тексте документа появились обороты и выражения, которые в 1990-е годы не использовались в официальной лексике: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [8].

Ряд положений «Стратегии» получил отчётливо выраженную патриотическую окрашенность. В документе говорится о необходимости усилить внимание со стороны государства «поддержке общественных институтов, являющихся носителями духовных ценностей, единства, преемственности и непрерывности воспитания», «развитию высоконравственных личностей, разделяющих российские традиционные духовные ценности», «формированию у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, уважения к русскому языку как государственному». Поставлены задачи «формирования у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите её интересов, ответственности за

будущее России на основе развития программ военно-патриотического воспитания, повышения качества преподавания гуманитарных учебных предметов, осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны». Упоминается «поддержка семейного воспитания, содействия укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами» [8].

Вместе с тем, «Стратегия» содержит тезис, с точки зрения теории воспитания выглядящий весьма уязвимым: указывается на важность «создания условий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей» [8]. Этот тезис не свободен от налёта иллюзорности: Интернет, вмещающий безграничный объём разновекторной информации, не может гарантировать однозначно положительную направленность «воспитания и социализации детей». Он не в состоянии заменить школу, целенаправленно формируя у детей верный вкус и устойчивую шкалу ценностей. В отличие от школьных учителей, Интернет не способен системно выполнять ни воспитательную, ни образовательную функцию. Образованность не равна механическим знаниям, она равна умению видеть и понимать суть явлений, способности сопоставлять, анализировать, обобщать. Этим навыкам могут научить только заинтересованные и профессиональные наставники, владеющие специальными методиками, досконально знающие свои учебные предметы и разбирающиеся в специфике детской психологии.

В июле 2020 года текст Федерального Закона «Об образовании» подвергся частичному редактированию. В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» появился пункт, посвящённый понятию «воспитание». Оно раскрыто с патриотических позиций и объяснено как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [11].

Внесение в используемый в Законе об образовании понятийный

ряд термина «воспитание» стало ещё одним значимым шагом в деле восстановления его прав. Следует ждать и других шагов в этом направлении. Сегодня, когда Россия оказалась перед лицом непростых внешнеполитических вызовов, такие шаги становятся императивом. Сложившаяся геополитическая ситуация требует от государства максимальной концентрации наличных сил и ресурсов. На этом фоне тема воспитания молодых поколений приобретает новую, повышенную актуальность. Сложно парировать враждебные умыслы внешних сил без достижения и закрепления психологического единства российского общества, без активизации патриотического воспитания молодёжи.

Центральные и региональные органы власти стоят перед необходимостью оперативно подготовить и запустить проекты, обеспечивающие организационное, кадровое и содержательное наполнение воспитательной работы. Несмотря на то, что реальное состояние воспитательной работы пока не вполне соответствует уровню задач, вставших перед страной, поводов к унынию нет. Воспитательный потенциал российской педагогики не исчез, не растворился во времени и пространстве. Для его полного восстановления следует продумать и реализовать систему последовательных практических мер. Эту работу целесообразно сосредоточить на организационной платформе, способной объединить усилия ведущих специалистов-педагогов и авторитетных общественных деятелей, получивших признание благодаря заслугам в социальной, политической, культурной, информационной, военной сферах. Для представителей родительского сообщества, профсоюзов, этнокультурных, религиозных, волонтёрских, ветеранских, молодёжных организаций следует открыть возможность для подачи как концептуальных, так и практических предложений.

Потенциальные ресурсы российской педагогики велики, но реализоваться на практике они могут лишь при выполнении таких условий как опора на российские педагогические традиции, на опыт отечественной системы воспитания и обучения. Настало время дистанцироваться от схоластических экспериментов, проводимых по заимствованным извне образцам и методикам.

Библиографический список

1. Выступление Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на совещании с главными редакторами региональных СМИ и руководителями пресс-служб органов управления образованием субъектов Российской Федерации. // URL: http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/768/ (Дата обращения: 23.01.2022).

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного раз-вития и воспитания личности гражданина России: Стандарты ФГОС. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // URL:

http://www.mma.ru/article/id10055 (Дата обращения: 23.01.2022).

4. О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29694/ (Дата обращения: 23.01.2022).

5. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000. // URL: https://docs.cntd.ru/ document/901771684 (Дата обращения: 23.01.2022).

6. Послание президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2004 года. // URL: http://grani.ru/Politics/Russia/President/m.88331.html (Дата обращения: 24.01.2022).

7. Постановление Правительства РФ № 245 от 29 марта 2014 года «О признании утра-тившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». // URL: https://base.garant.ru/70626874/ (Дата обращения: 23.01.2022).

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015. // URL: https://14482.maam.ru/maps/news/130385.html (Дата обращения: 21.01.2022).

9. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоро-вью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010. // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_108808/ (Дата обращения: 19.01.2023).

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (Дата обращения: 19.01.2023).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 № 304). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (Дата обращения: 19.01.2023).

References

1. Speech by the Minister of Education and Science of the Russian Federation A.A. Fursenko at a meeting with editors-in-chief of regional media and heads of press services of educational authorities of the constituent entities of the Russian Federation. // URL: http://mon.gov.ru/ ruk/ministr/dok/768/ (01.23.2022).

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia: GEF standards. Moscow: Education, 2009. 23 p.

3. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010. // URL: http://www.mma.ru/article/id10055 (01.23.2022).

4. On the Concept of the Draft Federal Law "On Education in the Russian Federation". // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29694/ (Date of access: 01/23/2022).

5. On the national doctrine of education in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation No. 751 dated 04.10.2000. // URL: https://docs.cntd.ru/doc-ument/901771684 (01.23.2022).

6. Address of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly, 2004. // URL: http://grani.ru/Politics/Russia/President/rn.88331.html (01.24.2022).

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 245 dated March 29, 2014 "On the recognition of certain acts of the Government of the Russian Federation as invalid". // URL: https://base.garant.ru/70626874/ (01.23.2022).

8. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of 05/29/2015. // URL: https://14482.maam.ru/maps/news/130385.html (01.21.2022).

9. Federal Law "On the protection of children from information harmful to their health and development" No. 436-FZ of December 29, 2010. // URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_108808/ (01.19.2023).

10. Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ of December 29, 2012. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (01.19.2023).

11. Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ (as amended on July 31, 2020 No. 304). // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (01.19.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.