Научная статья на тему 'К вопросу о единстве человека и компьютера. Миф или реальность?'

К вопросу о единстве человека и компьютера. Миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о единстве человека и компьютера. Миф или реальность?»

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕХНИЦИЗМА И АНТИТЕХНИЦИЗМА А.Е. Забавников

Существующие традиции оптимизма и пессимизма в технике или техницизма и антитехницизма не могут адекватно отразить онтологические, гносеологические или методологические аспекты сущности техники, технизации общества. Если техника обладает свойствами обеих концепций, то необходимо выйти из узких рамок как оптимизма, так и пессимизма в оценке техники и рассматривать этот феномен в единстве и за пределами этих двух подходов. В гносеологическом аспекте это будет диалектический метод познания данного явления, т. е., познание во всем многообразии форм его проявления.

Например, неоднозначно выражает свое отношение к технике М. Хайдеггер, представляя экзистенциальное направление в философии техники. На основе размышлений над созданием вначале атомной бомбы, а затем использования атомной энергии и в мирных целях он делает вывод, что нашему веку грозит утрата корней. Многие ученые считали, что наука - путь к счастью человечества. Но в этом утверждении было мало размышления над смыслом атомного века. Современная техника, основанная на естествознании, стала возможной благодаря тому, что в течение последних столетий в основных представлениях о мире идет переворот, человек оказался пересаженным в другую действительность. Эта

радикальная революция мировоззрения произошла в философии Нового времени. Отсюда и современное отношение человека к миру. Природа теперь - объект, открытый для атак «вычисляющей мысли». Это, в основе своей техническое, отношение к миру возникло в XVII в., в Европе. Поэтому сейчас главная проблема науки и техники: каким образом мы сможем обуздать и как мы научимся управлять этими невероятно гигантскими атомными энергиями так, чтобы гарантировать человечеству, что эти энергии внезапно в каком-нибудь месте на вырвутся, не уничтожат все, даже в случае отсутствия военных действий. Человек не будет отдан во власть техники, только если он решительно противопоставит калькуляции «осмысляющее мышление». Нельзя и вслепую нападать на мир техники. Мы зависим от нее, но внезапно, и не осознавая этого, мы оказываемся настолько крепко связанными ею, что попадаем к ней в «рабство». Но возможно и другое. Мы можем пользоваться техникой, оставаясь при этом свободной от нее, так что можем в любой момент отказаться от нее. То есть мы можем использовать эти средства по назначению, но при этом оставить их как то, что не имеет отношения к нашей сущности. Это отношение к технике как одновременно «да» и «нет» миру техники можно назвать «отрешенностью» от вещей.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА

А.Л. Дрозд

Любая цивилизация сильна культурой труда, умением работать. В основе их лежит научное (не уморительно-догматическое, а проистекающее из опыта человечества) мировоззрение, непрерывное обновление знаний. Человечество в лице множества развитых стран стремительно меняет свой социальный облик. В эпоху НТР этому способствует величайший по глубине процесс бурного развития науки. В настоящее время происходит пересмотр кардинальных научных концепций, расширяющий границы нашего познания. Изменяется подход к уже существующим картинам мира (философской, научной, религиозной). В настоящее время формируется совершенно новая, на данный момент глубоко не изученная виртуальная картина мира.

Кибернетика и синергетика позволили глубже и по-иному осмыслить процессы самоорганизации материи и ее ноосферы. Возрастание дина-

мизма социальных процессов и их эволюция требуют объяснений, философских обобщений и новых мировоззренческих ориентиров.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе даже представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого «информационного ресурса» [1].

Процесс информатизации, который на уровне обыденного сознания неправомерно поднима-

стся как компьютеризация этих сфер, в действительности представляет собой сложный и закономерный процесс расширения сферы действия и ускорения информационных процессов. Эти процессы скрыты от поверхностного наблюдения, заслонены быстрыми успехами и распространением компьютерных технологий, но они являются определяющими в этих успехах. Было бы наивно думать, что человечество просто увлеклось новой игрушкой, а производители этих техноло-

гий извлекают прибыли их этого увлечения (хотя, конечно, элемент моды в этом всеобщем компьютерном буме тоже присутствует) [2].

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С. и др. Инфосфера. М., 1996.

ФИЛОСОФСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЗНАНИЯ И ВЕРЫ Т.В. Ряховская

Человеку свойственно веровать, и можно сказать, что самый глубинный слой нашей жизни, слой, поддерживающий и несущий на себе все прочие, образуется посредством верований.

Вера полагает Бога существующим или не существующим. Она помещает нас в ситуацию утверждения или отрицания, в обоих случаях однозначную, и поэтому, находясь в ней, мы не теряем ощущения стабильности.

Но если человек познает, если он занимается наукой или философией, то, вероятно, потому, что с некоторых пор пребывает в сомнении по поводу важных для него вещей и стремится обрести уверенность на этот счет. Познание рождается в сомнении, и породившая его сила не исчезает. Но, познавая, мы как раз утрачиваем дарованную уверенность, в которой пребывали до сих пор. Познание. Этот особый вид человеческой деятельности, зависит от целого ряда условий, поскольку человек никогда не начинает познавать ни с того ни с сего, вдруг.

Точно так же обстоят дела со всеми великими видами умственной работы человека - религией, поэзией, философией и т. д. И в процессе этой умственной работы мы создаем «внутренние

миры» в нашем воображении, благодаря нашей фантазии: мир поэтический, мир научный, где так называемое научное мышление является не чем иным, как точной фантазией.

С этими мирами соседствует и мир религиозный, в основе которого лежит вера. А так как мир религиозный, то и вера здесь выступает как отношение человека к Богу, к Божественной реальности. Рассмотрение религиозного отношения как веры в познавательном аспекте образует проблему «вера и знание».

Вера неотделима от знания о существовании Бога, знания о Божественной реальности. Вера как таковая конституируется этим знанием. В то же время знание образует лишь компонент целостного феномена религиозной веры. Другим компонентом можно считать - при всей условности различения -отношение к инкорпорированному в веру знанию.

С философской точки зрения вера представляется как определенное тотальное проявление в жизни человека, как особое экзистенциальнодуховное, познавательное и эмоциональное состояние человека, которое соотносится верующими людьми с существованием Бога.

ПОСТИЖЕНИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА СМЕНЫ ПАРАДИГМ Т.В. Доброхотова

Кардинальные перемены в российском обществе в конце XX века неизбежно вызвали кризис социально-гуманитарных наук. «Переоценка ценностей», попытка создать новую универсальную типологию общественной организации привели к обострению противоречий между сторонниками двух основных типов теорий - концепции

линейно-стадиального типа и концепции локальных цивилизаций. Активизация дискуссии по проблемам типологии цивилизаций связана с традиционным для отечественной философии вопросом о роли и месте России в мировом цивилизационном процессе. В наши дни этот теоретический спор приобретает особую значимость, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.