Научная статья на тему 'К вопросу о двух концепциях феномена милосердия'

К вопросу о двух концепциях феномена милосердия Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
77
13
Поделиться
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Логунова Е. Г.

Милосердие — один из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. К сожалению, оно редко выступает глубинным чувством, связывающим различных членов общества. Вместе с тем, следует отметить, что к нему должна обращаться любая социальная теория и практика, которая претендует на завершенность. Поэтому актуальность данной работы обосновывается необходимостью глубокого осмысления феномена милосердия как важнейшего понятия и категории нравственной системы общества.

On two concepts of the charity phenomenon

Charity is one of the most sublime and beneficial attributes of the humane society. Unfortunately, it rarely serves a deep sense connecting the various members of society. At the same degree, it should be noted that it should apply to any social theory and practice, which pretend to be complete. Therefore, the relevance of this article substantiates the need for deeper understanding of the charity phenomenon as the most important concepts and categories of the moral system of society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о двух концепциях феномена милосердия»

№ 3 (21) МАРТ 2012

дискуссия |

журнал научных публикаций %

Е. Г. Логунова, аспирант, кафедра политологии, социологии и права, Ижевский государственный технический университет, г. Ижевск, Россия, gerrusskih@gmail.com

К ВОПРОСУ О ДВУХ КОНЦЕПЦИЯХ ФЕНОМЕНА МИЛОСЕРДИЯ

Милосердие как явление довольно широко обсуждается в научном сообществе, но до сих пор остается слабо разработанным и сложным для восприятия социально-философским феноменом. Попытаемся провести тщательный и всесторонний анализ милосердия, формы его проявления и роль в современном обществе.

Как отмечают многие исследователи, систематическую и полную информацию о причинах, признаках и последствиях милосердия получить трудно. Для одних милосердие связано с работой благотворительных организаций, другие вспоминают институт сестер милосердия времен Первой мировой войны, а для третьих — это деятельность социальных работников. Милосердие окружено знаковой аурой, которая затрудняет его изучение.

Еще одна трудность в исследовании милосердия заключается в том, что многочисленные дискуссии так и не ответили на главный вопрос о том, что такое милосердие? Существуют две основные точки зрения на милосердие: эволюционная и социально-нравственная. С позиции эволюционной концепции, милосердие рассматривается как общебиологический принцип альтруизма, а с позиции социальной — как важнейший нравственный феномен, возникающий и развивающийся в рамках человеческого общества. Обратимся к рассмотрению каждой из них.

Для одних милосердие связано с работой благотворительных организаций, другие вспоминают

институт сестер милосердия времен Первой мировой войны, а для третьих - это деятельность социальных работников.

Основоположник эволюционного подхода Ч. Дарвин полагал, что милосердие и сочувствие являются результатами эволюционных процессов. С развитием эволюционной теории термин «милосердие» оказался источником многих разногласий. Существует представление, что естественный и половой отбор могут приводить к аффективному состоянию, которое способствует формированию желания оказывать помощь другим. В противоположность этому, Дарвин рассматривал проявление сочувствия как самый развитый человеческий инстинкт. В труде «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин утверждал, что «сочувствие усиливается путем естественного отбора; сообщества, в которых существует наибольшее количество сопереживающих членов, будут процветать лучше и способствовать появлению на свет большего потомства»1. Важность исследования биологических оснований милосердия заключается в том, что человеческая способность сострадать важна не только как основание помощи, она также является основой общности, способом познания другого — как высшей ценности. Испытывая милосердие, человек не столько думает о себе, сколько о том, кто страдает. Истинное милосердие, возникающее совершенно естественно, заставляет нас помогать человеку ради него самого. Таким образом, согласно представлениям эволюционных философов и психо-

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

логов, милосердие может являться важным элементом, отвечающим за сохранение всего генофонда. По их мнению, именно милосердие заставляет нас вести себя так, чтобы создавать максимально благоприятные условия для выживания. С позиции сторонников эволюционного подхода все человечество обязано древним людям своей предрасположенностью к милосердному поведению, которое обеспечит его передачу грядущим поколениям. Однако если верно, что есть борьба за существование, то встает вопрос: откуда берется бескорыстный альтруизм в отношении незнакомых людей? Ответ на этот вопрос дал сам Дарвин, считавший, что милосердные личности выживают успешнее, чем немилосердные.

По мнению исследователей Д. Гоэтц, Д. Келтнера и Э. Саймон-Томас, эволюционный подход к милосердию основывается на трех аргументах2.

Первый аргумент в пользу милосердия основывается на том, что оно является способом защиты и сохранения потомства. Наши гены располагают нас к заботе о тех, кто, как и мы, являются их носителями.

Второй аргумент в пользу милосердия приводится в теории полового отбора, детализирующей процессы, по которым отбираются предпочтения полового партнера мужского и женского полов по определенным характерным чертам. Здесь акцент делается на милосердие как способность чувствовать эмоции и действовать бескорыстно. В своих ранних исследованиях Дарвин утверждал, что существуют опреде- -

ленные преимущества в порождении особей с чувством милосердия. Более склонными к проявлению милосердия, чувствующими страдания и нужду другого, являются те партнеры, которые больше посвящают себя воспроиз-

Феномен человеческого милосердия лежит в основе коллективной и индивидуальной нравственности.

привязанности, которые создают заботливые взаимоотношения.

Третий эволюционный аргумент заключается в том, что склонность к милосердию является важным критерием в формировании совместных отношений с незнакомыми людьми. Милосердие превратилось в системный комплекс эмоциональных состояний, таких как привлечение симпатии, благодарности, гнева и вины, которые позволяют незнакомым особям инициировать, поддерживать и регулировать взаимно бескорыстные отношения.

Следовательно, с позиции эволюционной концепции, милосердие может рассматриваться как биологическое качество высокоразвитых животных и первобытных людей, отвечающее за кооперацию всего генофонда планеты. Таким образом, возможно, милосердие имеет генетические корни и естественное происхождение.

С позиции социальной концепции, милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. Однако оно сегодня редко рассматривается как качество, присущее человеку. Тем не менее, милосердие как аксиологический императив продолжает оставаться общечеловеческой ценностью, которую трудно исключить из социальной жизни. Милосердие является одним из центральных атрибутов гуманного общества, без которого трудно представить дальнейший прогресс человеческого общества. Милосердие пробуждает в людях сочувствие - и формирует между ними связи, основанные на бескорыстной взаимопомощи.

С давних пор были известны случаи помощи среди животных, рассматривающиеся как проявление просо-циальных форм. По мнению многих фило-

водству потомства, обеспечению защиты, софов, феномен человеческого милосердия

№ 3 (21) МАРТ 2012

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

лежит в основе коллективной и индивидуальной нравственности. Автор предлагает рассмотреть милосердие как социально-нравственный принцип.

Милосердие лежит в основе многих духовных и этических традиций. Однако многие влиятельные теоретики, от И. Канта до Э. Рэнд, относились к милосердию критично, считая, что оно является субъективным и ненадежным моральным качеством, которое противоречит индивидуальным достижениям человека. По мнению И. Канта, милосердие прекрасное чувство, но оно «всегда слепо и слабо»3.

Приверженцы социальных оснований милосердия рассматривают его как индивидуальный опыт восприятия чужого стра-дания4. П. Шейвер, Д. Шварц, Д. Керсон и К. О'Коннор видят в нем совокупность страданий и любви5. К. Бэтсон обращается к милосердию как врожденному человеческому качеству6.

По мнению К. Кларка, милосердие — это категория, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: восприятие чужого страдания, сопереживание чужой боли и реакция на страдания7. Заметим, что процесс осознания чужого страдания требует эмоциональной чувствительности по отношению к другому. Таким образом, милосердие связано с категорией эмпатии, но выходит за ее рамки и предполагает ответное действие.

С точки зрения социальной концепции, милосердие возникло одновременно с рождением человеческого общества — из родоплеменных отношений, когда человек, подчиняясь законам видового сообщества, вынужден был заботиться о ближних. «Упавшего — подними», «замерзшего — отогрей», «голодного — накорми», «слабого — защити» — вот простые нравственные законы милосердия.

Таким образом, милосердие как общечеловеческий феномен зарождается на ранних стадиях развития человеческого общества из чувства взаимопомощи. Подобное мнение разделяет П. А. Кропоткин, строивший свою этическую концепцию

Милосердие возникло одновременно с рождением человеческого общества -из родоплеменных отношений, когда человек, подчиняясь законам видового сообщества, вынуж ден был заботиться о ближних.

на инстинкте общечеловеческой солидарности, взаимной помощи и общитель-= ности8.

Данный нравственный базис вырабатывается во время спокойной и стабильной жизни общества, а не в период смут, войн, разрушений и других социальных и природных катаклизмов. Милосердные и сострадательные чувства вырабатываются для того, чтобы в будущем в случае необходимости безусловно и точно сработать9. При этом сам человек может и не понять, что заставило его поступить именно так, а не иначе. Развитие способности к милосердию происходит в раннем детском возрасте. По мнению сторонников социальной концепции, милосердие может формироваться только в человеческом обществе в процессе контактного общения между его членами. Если в свое время этого не произошло, то в будущем компенсировать это будет уже невозможно. Человек, способный к милосердию, будет знать по своему личному опыту, что такое боль, сможет понять, что другому тоже может быть больно, но он никогда не сможет ощутить боль другого человека как свою собственную. Необходимо отметить, что милосердие является одним из базовых социально-нравственных качеств индивида. Тем не менее, неразвитость данного качества не говорит о полной моральной несостоятельности личности, особенно, если в качестве морального регулятора выступает чувство долга, удерживающее поступки в рамках социально приемлемых или социально одобряемых форм.

С позиции социальной концепции, сущность милосердия состоит в том, что оно представляет собой важнейшую нравственную ценность, которая должна направлять общество, предписывать вектор поведения. По мнению Д. Майерса, изучающего оказание помощи людям, существуют две социальные нормы, мотивирующие милосердие10:

1. Норма взаимности заключается в том, что милосердие является ответной реакцией на доброжелательное отношение к другому. Индивиды более склонны помогать

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

в том случае, если знают, что получат вознаграждение. Стоит отметить, что, совершая милосердные поступки, человек вырастает в собственных глазах. Это позволяет ответить на вопрос: почему люди проявляют доброту по отношению к незнакомым, которых никогда больше не увидят.

В обыденной жизни стабильные взаимоотношения больше обязывают к проявлению милосердия и сочувствия, чем ни к чему не обязывающие знакомства. Однако люди порой совершают хорошие поступки и платят добром за то добро, которое им сделали. Если у людей нет возможности оказать ответную услугу, то они могут испытывать чувство неловкости, принимая помощь. Именно поэтому индивиды с развитым чувством собственного достоинства не спешат обращаться за помощью.

2. Норма социальной ответственности, как правило, проявляется по отношению к тем, кто явно зависим и не способен ответить взаимностью — дети, немощные, инвалида: — те, кто воспринимаются нами как неспособные участвовать в равноценном обмене и кому нужно помогать без оглядки на какую бы то ни было компенсацию в будущем. Норма взаимности напоминает о том, что в социальных отношениях необходим баланс между «отдаю» и «получаю». Норма социальной ответственности отличается от норм взаимности безвозмездным характером оказываемой помощи. Если рядом с нами находится удрученный, расстроенный человек, то нормальная реакция — это сочувствие. Испытываемый душевный дискомфорт, появляющийся при виде страданий другого, побуждает нас избавиться от тревожного чувства посредством оказания помощи.

Таким образом, с позиции социальной модели, в одних случаях оказание помощи продиктовано эгоизмом (помощь оказывается для того, чтобы получить вознаграждение), а в других случаях истинным милосердием (единственная цель оказываемой помощи — благополучие другого человека).

Наиболее актуальной и реалистичной выглядит социальная модель милосердия, которая исходит не только из общей человеческой нравственности, диктующей оказывать помощь ближнему ради сохра-

нения рода, но и представляет собой более сложную, разноплановую сознательную и разумную человеческую деятельность, актуализирующуюся только в рамках человеческого сообщества и в нем приобретающую нравственную ценность и цельность.

1. Darwin C. (2004). The descent of man, and selection in relation to sex. London, England: Penguin Books. (Original work published 1871). P. 130.

2. Jennifer L. Goetz, Dacher Keltner and Emiliana Simon-Thomas. Compassion: An Evolutionary Analysis and Empirical Review. University of California, Berkeley. 2010. Р. 351.

3. Kant I. (1960). Observations on the feeling of the beautiful and the sublime (J. T. Goldthwait, Trans.). Berkeley: University of California Press. (Original work published 1764). Р. 58.

4. Ekman P. (2003). Emotions revealed: Recognizing faces and feelings to improve communication and emotional life. New York, NY: Holt. Hoffman M. L. (1981). Is altruism part of human nature? Journal of Personality and Social Psychology, 40. Р. 121-137.

5. Shaver P. R., Schwartz J., Kirson D., & O'Connor, C. (1987). Emotion knowledge: Further exploration of a prototype approach. Journal of Personality and Social Psychology, 52. Р. 1061-1086.

6. Batson C. D. (1991). The altruism question: Towards a social social-psychological answer. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

7. Clark C. (1997). Misery and company: Sympathy in everyday life. Chicago: The University of Chicago Press.

8. Кропоткин П. А. Взаимная помощь как фактор эволюции. М., 1918.

9. Старцева Т Н. Сострадание как фактор гуманизации общественных отношений. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». 2010. Т 23 (62). № 1. С. 179.

10. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007.

11. Филончик О. А. Природа как ценностное основание жизнедеятельности аборигенов сибири // Дискуссия: журнал научных публикаций. № 9 (17) ноябрь 2011. Екатеринбург, 2011. С. 89-92.

12. Севостьянова Е. О. Формирование у дошкольников базовых этических представлений // Дискуссия: журнал научных публикаций. № 1 (19) январь 2012. Екатеринбург, 2012. С. 155-162.