К ВОПРОСУ О ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА
Н. И. Некрасова
На протяжении XVIII, XIX и большей части XX в. целью системы образования в России была не только трансляция формального знания, но и нравственное воспитание. Ситуация кардинально изменилась в 1990-е годы прошлого столетия, когда был провозглашен принципиально ложный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний. Ослабление внимания государства и общества к вопросам воспитания привело к слому веками складывающейся в России системы этических принципов, искажению жизненных ориентиров и духовной дезинтеграции общества. Последствия этого слома дают о себе знать сегодня, когда на фоне глобального экономического кризиса в нашей стране проявился кризис более опасный - нравственный, в эпицентре которого оказалась молодежь.
Вне православия нельзя понять феномен русской культуры, частью которой является и педагогика. Принятие христианства стало той отправной точкой, из которой произошла отечественная духовная традиция следования в педагогической деятельности образцам православного воспитания. Учительство на Руси генетически произрастало из монастырей и такого явления, как старчество. Главной составляющей процесса обучения и воспитания в монастырской педагогике была передача живого опыта восхождения к духовным вершинам, а истина истолковывалась, прежде всего, как «правильность внутреннего состояния мыслящего духа» [2, с. 274]. Центральное место в системе монастырской педагогики принадлежало духовному отцу, который имел личный опыт многолетнего трудного самосозидания, преображения собственной природы по образу и подобию Христа. Отношения учителя и ученика понимались как духовное наставничество, что обусловило формирование в русской православной культуре концепции учительства как наставления в праведности. Таким образом, один из главных принципов православного обучения и воспитания состоит в том, что учителю прежде необходимо достичь определенного уровня собственного духовного совершенства.
Вопросу личности современного педагога было уделено особое внимание в приветственном обращении к участникам и гостям XIV Всемирного русского народного собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В частности, он отметил: «Педагогика - это область аскетики... Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо - свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот
285
почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет - как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия». Источником собственного самосозидания для современных педагогов может служить опыт христианских любомудров, которые во все времена были и остаются духовными кормчими и воспитателями своего народа. В этой связи особую актуальность приобретает изучение фактов, явлений, имен духовного, историко-культурного наследия, изучение душеполезной практики отцов и учителей Русской православной церкви.
На белгородчине совершили свой духовный подвиг многие святые и подвижники Русской православной церкви: святитель Ио-асаф, епископ Белгородский и Обоянский, новомученики Российские епископ Никодим (Кононов) и архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Раки-тянский. В сентябре 2011 г. православные отметят 100-летие канонизации святителя Иоасафа - выдающегося просветителя, наставника и проповедника. Восхождение по лестнице духовного совершенства святитель Иоасаф начал в юном возрасте в бытность учеником Киевской духовной академии. Ректором академии при поступлении в нее в 1712 г. будущего святителя был знаменитый проповедник и государственный деятель Феофан Прокопович. Из стен академии вышло целое поколение учеников, проявивших себя впоследствии в общественно-просветительской деятельности. К их числу принадлежит и епископ Иоасаф - ревностный распространитель духовного света и образования среди духовенства и его паствы. Студент философии и богословия Иоаким Горленко, которому в будущем суждено было стать епископом Белгородским Иоасафом, еще обучаясь в богословском классе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября 1727 г.) принял монашество и наречен именем Иоасаф, а в августа 1729 г. еще не окончивший обучение на богословском курсе иеродьякон Иоасаф был определен учителем низшего класса академии - класса аналогии. На свою педагогическую деятельность иеродьякон Иоасаф смотрел как на исполнение нравственного долга, как на послушание. В автобиографических записках об этом периоде своей жизни святитель так и написал: «в том потрудился послушании, пробыв через три года» [1, с. 172]. На выдающиеся способности молодого подвижника обратил
286
внимание архиепископ Киевский Рафаил (Заборовский), назначив его экзаменатором при киевской кафедре. Это была первая должность, на которой будущий святитель столкнулся с темнотою, невежеством и нравственными недостатками приходского духовенства того времени. Подъем нравственной жизни стал одной из главных задач, к решению которой он приложил много усилий. Духовное просветительство, устроение народной жизни на евангельских началах, забота о нравственном состоянии вверенной ему паствы были основными направлениями пастырского служения епископа Иоасафа, который с 1748 по 1754 г. возглавлял обширнейшую Белгородско-Обоянскую епархию. Вся жизнь преосвященного была проникнута аскетическим духом. Постоянная работа над своей духовной личностью, пост и молитва, милостыня и благотворительность - вот главные ступени его восхождения по лествице духовного совершенства.
Сегодня, когда российская педагогика, развивая собственную духовную традицию, стремится использовать опыт православной святоотеческой педагогики, изучение духовной и воспитательной жизнедеятельности подвижников благочестия, в частности святителя Иоасафа, может указать путь духовного обновления образования. В наши дни многие призывают превратить образование в сферу своего рода коммерческих услуг, что совершенно чуждо традициям отечественной педагогики и народному менталитету. Ведь русское слово «образование» происходит от слова «образ», что отражает его главную задачу - возделывание в каждом воспитаннике образа Божия. Образование не может сводиться только к трансляции некой суммы знаний, умений и навыков, его основная миссия - воспитание членов общества в духе моральных норм и фундаментальных ценностей, соответствующих нашей духовной культурной традиции. Именно поэтому образование не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Об этом еще раз напомнил Святейший Патриарх Кирилл в своей приветственной речи: «Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога».
Список литературы
1. Жевахов Н.Д. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обо-янский (1705-1754): Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. Т. 1. Ч. 2.
2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // И.В. Киреевский. Эстетика и критика. М., 1979.
3. Святитель Иоасаф и его сочинения. Киев: типография Киево-Печерской Успенской лавры, 1907.
287