Научная статья на тему 'К вопросу о духовно-культурном формировании молодежи в европейских странах'

К вопросу о духовно-культурном формировании молодежи в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПРАГМАТИЗМ / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПАТРИОТИЗМ / PERSONALITY / YOUTH / MORALITY / CULTURE / CIVIC VALUES / MULTICULTURALISM / PRAGMATISM / EUROPEAN YOUTH POLICY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусаев Ражап Алиевич

В публикации рассматривается некоторые аспекты формирования духовно-нравственной культуры молодого человека, предполагающего освоение гражданских ценностей через образование, социокультурную интеграцию, солидарность, толерантность, мультикультурализм. Формирование гражданственности это и создание государством условия для активизации деятельности в достижении демократии, политических свобод, прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning spiritual and cultural development of youth in the European countries

The article discusses some aspects of the spiritual and cultural development of a young person, which supposes learning of the civil values by education, sociocultural integration, solidarity, tolerance, and multicultural environment. For the formation of the civic consciousness also required conditions for promotion of the youth activities for democracy, political freedoms, and human rights supported by the government.

Текст научной работы на тему «К вопросу о духовно-культурном формировании молодежи в европейских странах»

УДК 1 : 008

Мусаев Ражап Алиевич

научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской Академии Наук dom-hors@mail.ru

К ВОПРОСУ

О ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОМ ФОРМИРОВАНИИ МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Musaev Razhap Aliyevich

Research associate Complex Research Institute, Russian Academy of Sciences dom-hors@mail.ru

CONCERNING SPIRITUAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF YOUTH IN THE EUROPEAN COUNTRIES

Аннотация:

В публикации рассматривается некоторые аспекты формирования духовно-нравственной культуры молодого человека, предполагающего освоение гражданских ценностей через образование, социокультурную интеграцию, солидарность, толерантность, мультикультурализм. Формирование гражданственности - это и со-здание государством условия для активизации деятельности в достижении демократии, политических свобод, прав человека.

Ключевые слова:

личность, молодежь, нравственность, культура, гражданские ценности, мультикультурализм, прагматизм, европейская молодежная политика, патриотизм.

Summary:

The article discusses some aspects of the spiritual and cultural development of a young person, which supposes learning of the civil values by education, sociocultural integration, solidarity, tolerance, and multicultural environment. For the formation of the civic consciousness also required conditions for promotion of the youth activities for democracy, political freedoms, and human rights supported by the government.

Keywords:

personality, youth, morality, culture, civic values, mul-ticulturalism, pragmatism, European youth policy, patriotism.

В развитых демократических государствах Европы отсутствует концепция духовно-культурного, нравственного формирования человека, личности. И это сопряжено с тем, что церковь и религия отделены от государства, а потому различные проекты формирования духовной культуры, нравственного воспитания личности молодежи не имеют государственной поддержки. Они реализуются только на уровне частных, групповых инициатив некоммерческих организаций, а также через миссионерскую деятельность в рамках той или иной конфессии.

Но общества и государство уделяют внимание формированию гражданина на основе общечеловеческих ценностей. В связи с этим большое значение придается формированию системы мультукультура-лизма, в которой мирно сосуществуют люди, социальные группы, идеологически и культурно разноориентированные.

Формирование гражданских ценностей и соответствующего воспитания в Европе сопряжено с образованием, наукой и культурой Просвещения, что базируются на философских воззрения Ж.-Ж. Руссо, который идею воспитания отдельного человека расширил до «идеи воспитания гражданина». В последующие века либерально-демократические идеи получили развитие в сочинениях И. Канта, Г. Песталоцци, И. Фихте и других, достигнув вершины своего культурного становления.

Но уже в ХХ в. идеологическую основу гражданского воспитания составила философия прагматизма (У. Джемс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи). Американский философ Дж. Дьюи в своей теории воспитания развивает гуманистические искания Руссо, Фребеля, Песталоцци, рекомендует готовить подрастающее поколение к жизни только в условиях демократических прав и свобод. Сторонники этой позиции полагают, что опыт демократических отношений необходимо формировать в школьные годы, что должно препятствовать эгоизму и крайнему индивидуализму.

Сегодня воспитание гражданина является приоритетным направлением в работе с молодежью на территории Евросоюза. В его рамках учат молодых людей знать и отстаивать свои права, прививается прагматические качества, нацеленные на «социально-политическую активность молодежи» [1]. Одним из основных документов, регулирующих молодежную политику, здесь является Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни муниципальных и региональных образований. Она регламентирует все сферы жизнедеятельности молодежи, предусматривает социокультурную интеграцию молодежи, ее деятельное участие в развитии гражданских институтов, демократического сообщества.

Содействие бесконфликтной интеграции граждан, молодых людей в европейское общество является общей целью социокультурного формирования молодежи. Чтобы молодой человек перешагнул порог молодости, ему обязательно нужно получить цельное образование, профессиональные навыки, усвоить свои гражданские права и обязанности, пройти курс гражданско-этического воспитания. Такая система социокультурной социализации способствует к переходу молодого человека, освоившего толерантное отношение, плюралистические ценности необходимые для самостоятельной жизни.

Формирование культуры гражданственности в Европе достигается через школу. Именно она является местом, «где молодые люди познают демократию в действии и где их участие в процессе принятия решений находит поддержку, стимулируется и воспринимается всерьез» [2].

Принято считать, что европейские страны и образовательные системы лишены идеологии, то есть деидеологизированы. С другой стороны, в них четко просматривается политизация образовательной системы в процессе гражданского воспитания, что прописано в основных документах и строго соблюдается акторами образовательного процесса.

В качестве духовно-нравственной составляющей молодежной политики современной Европы можно считать высокую степень поощрения молодежи к безвозмездному труду, служению обществу, развитие волонтерских качеств, основанных на гуманизме, милосердии, толерантности.

Другим важным документом, определяющим европейскую молодежную политику, является «Белая книга» Европейской комиссии «Новый импульс для европейской молодежи». Директор Генеральной дирекции по вопросам образования и культуры Европейской Комиссии Пьер Мэрес в своей статье «Воздействие “Белой книги” на молодежную политику в Европе» отмечает, что она принималась, несмотря на противодействие со стороны многих представителей Европейской Комиссии. «Белая книга» считается «диагнозом», который Европейская комиссия «ставит молодежи в начале 21-го столетия». Она устанавливает такой главный приоритет, как «развитие активной гражданственности у молодежи» [3].

Европейский подход к молодежной политике в целом, проблемам ее воспитания и ценностной ориентации исходит из того, что молодежь не является проблемной социальной категорией. Он декларирует, что ей нужно дать все рычаги и возможности для выражения идей, проверки отношения к подобным идеям со стороны других действующих сил гражданского общества.

Европейский подход исходит из того, что молодежи нужно дать максимальные возможности для внесения своего вклада в цивилизационное развитие общества, эффективного участия в общественной жизни и в реализации демократических ценностей. Во главу угла такой политики ставится процесс формирования европейского юношеского самосознания на основе «расширения образовательных возможностей и возможностей культурного (духовного) развития» [4].

Надо отметить, что помимо общих принципов работы с молодежью, в некоторых странах-участницах ЕС есть и свои интересные практики по культурно-нравственному воспитанию молодежи. В первую очередь речь идет о Германии, где действует договор между землями и Федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ. Еще с 1954 г. в Германии существует Федеральное ведомство по проверке материалов, вредных для молодых людей. Решения о вредности того или иного СМИ и медиапродукта выносит Совет, куда входят помимо руководителя Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи, еще 8 членов от общественно-значимых групп и 3 члена от федеральных земель. Члены от общественно-значимых групп назначаются федеральным Министерством по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи из числа представителей искусства, литературы, книготорговли, издателей, учредителей независимых организаций, занимающихся помощью молодым людям, учредителей государственных организаций, учителей и церкви [5].

С 1997 г. в Германии существует и так называемый ДСКМ - орган добровольного самоконтроля в сфере мультимедиа, в функции которого входит «недопущение распространения антизаконных, вредных для молодежи материалов в службах онлайн» [6].

В Италии тоже существует отдельный закон, вводящий жесткие правила для вещателей и запрещающий показывать передачи, наносящие вред психическому и нравственному развитию молодежи.

Достаточно интересен опыт работы духовно-культурного развития молодежи в Турции, где преобладающая часть населения исповедует ислам. Как известно в начале 80-х гг. ХХ в. в результате конфликтов между молодыми консерваторами и коммунистами в Турции погибло много молодых людей. Это обстоятельство формировало в обществе мнение о том, что молодежь является проблемной социальнодемографической группой. В массе своей она не вовлечена в социально значимые мероприятия и проекты.

Вместе с тем в Конституции Турецкой Республики, принятой 7 ноября 1982 г., существуют статьи, затрагивающие проблемы молодежи. Так, в ст. 58 утверждается, что государство предпринимает все необходимые меры для обеспечения «обучения и развития молодежи, которой завещается независимость нашего государства и Республика в свете современной науки, в соответствии с принципами и реформами Ататюрка и против идей, направленных на уничтожение территориальной и неделимой целостности государства» [7].

В соответствии с Конституции Турции в воспитании и развитии молодежи, равно как и в других сферах общественно-политической и социокультурной деятельности, конфессиональные институты отделены от государства. Здесь проявляется ориентация, светский образ жизни, следование определенным европейским стандартам.

Конституция Турецкой Республики декларирует заботу государства о молодежи, заявляя, что «государство принимает необходимые меры для защиты молодых людей от пристрастия к алкоголю, наркомании, преступности, азартным играм и другим вредным привычкам и невежеству» [8].

Нынешний курс руководства Турции ориентирован на вхождение в ЕС и интеграцию в европейское сообщество, что требует усиления гражданских, демократических институтов и формирование либерально-демократических ценностей у молодежи. Вместе с тем здесь достаточно сильны конфессиональные институты, а в период деятельности премьер-министра Турции Т. Эрдогана в обществе стала повышаться роль ислама в политике и культуре.

В конце мая 2013 г. в Турции начались протесты молодежи за сохранение городской экологии, но приобретшие политическую направленность. Манифестанты стали протестовать против сирийской политики Т. Эрдогана, исламизации страны, а также против антитабачных и антиалкогольных инициатив правительства.

Надо отметить и то, что в условиях глобализации, развития информации и средств массовых коммуникаций, турецкая молодежь, как и во всем мире, все больше времени проводит в сети Интернет.

Как говорят эксперты, прежде чем изучить традиционную турецкую культуру сердцем, они читают о ней в интернете. При этом основной проблемой молодежной политики в Турции эксперты считают незнание подрастающим поколением культуры своей страны. Между тем такая ситуация характерна и для мусульманской молодежи многих стран.

Достаточно интересная практика в области духовно-нравственного воспитания и развития молодежи сложилась в некоторых странах СНГ, например, в Казахстане. Основными документами, регулирующими жизнь казахской молодежи являются Закон о государственной молодежной политике, Концепция воспитания и Концепция государственной молодежной политики. В качестве важнейших задач системы образования Республики Казахстан выделяются: «Создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей»; «реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья».

Основными принципами воспитания и развития личности и гражданина выделены: природосооб-разность, культуросообразность, целенаправленность, гуманистическая направленность, этничность, обеспечение преемственности и единства требований, непрерывность воспитания, эффективность социального взаимодействия, социальная адекватность, демократизация, вариативность.

В этой концепции значительное внимание уделяется и эстетическому воспитанию казахской молодежи, что дополняет трактовку духовно-нравственного воспитания. Формирование нравственно-духовных ценностей молодежи осуществляется через приобщение к художественной культуре, приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, призму национального и общечеловеческого.

Схожие молодежные проблемы в духовно-культурном развитии молодежи существуют и для России. Здесь также широко используются европейские элементы воспитания российской молодежи, но при этом применяются традиционные культурные ценности народов российского государства. Для осуществления такого синтеза, с нашей точки зрения, очень важно формировать устойчивое патриотическое самосознание российской молодежи. И оно должно основываться на общероссийском этнокультурном многообразии, учете общероссийских и локально-региональных культурных особенностях и соответствующих формах идентичностей.

Ссылки:

1. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 4 (321).

2. Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия 21 мая 2003 г. Приложение к Рекомендации 128). URL: http://www.juvenjust.org/txt/index.php/t1151.html (дата обращения: 16.07.2013).

3. Пьер Мэрес. Воздействие «Белой книги» на молодежную политику в Европе // FORUM 21. URL: http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No9/N9_White_Paper_ru.pdf (дата обращения: 03.06.2013).

4. Там же.

5. Зарубежный опыт законодательной деятельности по обеспечению защиты детей и подростков в сфере телевидения и радиовещания (по материалам российской и зарубежной печати) // Аналитический вестник ГД Фс РФ. 2002. Вып. 23.

6. Там же.

7. Аналитический вестник ГД ФС РФ ...

8. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.