Писарев В.Н., Прохоров Н.Г.
К ВОПРОСУ О ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Оборонная продукция до ее передачи государственному заказчику подлежит оценке соответствия. Формы оценки соответствия устанавливаются в государственном контракте (договоре) с учетом суммарного риска недостоверной оценки соответствия и вреда при создании и применении оборонной продукции в мирное время, а также ее технической сложности и значимости для нужд обороны страны и безопасности государства.
Принятие Закона РФ «О техническом регулировании» обусловило переход к новому этапу в развитии законодательных основ подтверждения соответствия продукции, в том числе и оборонного назначения. Законом установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям по безопасности, устанавливаемым в технических регламентах в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.
Целью же добровольной сертификации продукции является подтверждение соответствия сертифицируе-мой продукции требованиям технических условий, стандартов, иных документов, перечень которых определяет заявитель. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
В развитие Закона РФ «О техническом регулировании», постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 года № 1036 утверждено Положение об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, в соответствии с которым предполагается развивать деятельность по сертификации продукции.
Следует отметить, что сертификация продукции для оборонной продукции является практически неприемлемой процедурой в силу противоречия принципа добровольной сертификации продукции и особенности оценки соответствия оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и деятельности ВП МО РФ, осуществляющих сопровождение разработки и производство оборонной продукции, а также ее приемку.
Например, по данным системы добровольной сертификации «Военный Регистр» (далее - «Военный Регистр») за 13 лет существования деятельности по сертификации продукции в Военном Регистре было выдано порядка 300 сертификатов, при этом действующих в настоящее время - 162 сертификата (в настоящее время в Военном Регистре аккредитовано всего 8 органов по сертификации продукции). То есть, в среднем получается менее 7-ми объектов сертификации в год на каждый орган. Правда есть еще деятельность, связанная с инспекционным контролем сертифицированной продукции (подтверждение сертификата), к которой обращаются не более 30% заявителей. А если учесть то, что доля оборонной продукции сертифицированной в Военном Регистре составляет менее 50%, то загрузка ОСП по сертификации оборонной продукции уменьшится более, чем в двое.
Из многообразия продукции, определенной НД «Военного Регистра, основными видами продукции поставляемой для сертификации, являются:
1. Продукция, изготовленная вне рамок государственного оборонного заказа (ГОЗ), но претендующая на поставку Минобороны России и другим силовым ведомствам.
2. Продукция, подлежащая сертификации по требованию Заказчика (электронные карты поверхности Земли, средства индивидуальной защиты, элементная компонентная база импортного производства и др.);
3. Любая продукция, по кодам ЕКПС ВС (10-99 группы) и кодам ОКП, соответствующая области аккредитации ОСП, в сертификации которой по разным причинам заинтересован Заказчик.
Сертификация продукции в Военном Регистре, проводится на соответствие требованиям:
а) НТД системы ОТТ, ОТУ, ТУ, государственных и отраслевых стандартов, а также документов Военного Регистра, используемых при разработке, производстве, обслуживании и утилизации ВВТ;
По инициативе заявителя при добровольной сертификации могут подтверждаться технические характеристики продукции, установленные в технических заданиях (ТЗ) на опытные образцы или технических условиях (ТУ) на серийно выпускаемую продукцию.
Анализ представляемых заявителем ТУ на оборонную продукцию, подлежащей сертификации, показал, что в своем большинстве они не соответствуют по форме изложения ГОСТ 2.114, а по содержанию -НД, устанавливающим требования и методы оценки соответствия требованиям. Например, в них отсутствуют :
- указания о группе исполнения продукции «УХЛ» или «О» по ГОСТ РВ 20.39.304-98 или приводится группа исполнения по ГОСТ 151509-96, распространяющаяся на НХП;
- классификация продукции по группе применения в конкретном образце ВВТ;
- полный объем требований по надежности и стойкости к воздействию механических, климатических и специальных факторов, агрессивных сред и т. п. или этот объем информации представляет собой симбиоз требований на оборонную продукцию и НХП;
- перечень и методики испытаний на надежность и стойкость к воздействию механических, климатических и специальных факторов, агрессивных сред и т.п. или ссылки на НД по методам испытаний .
Для того чтобы удовлетворить предполагаемого заказчика приходится убеждать заявителя в проведении корректировки ТУ или раскрытия этих требованиях в программах и протоколах испытаний.
Следует отметить, что сертификационные испытания должны проводится в аккредитованных либо зарегистрированных в Военном Регистре испытательных лаборатория (ИЛ).
В силу незначительного объема работ по сертификации продукции в Военном Регистре, ИЛ не заинтересованы в своей аккредитации, поскольку опыт показывает, что имели место случаи, когда за 3 года деятельности в качестве аккредитованной ИЛ не было ни одного обращение на проведение сертификационных испытаний. Поэтому в ВР РД 03.002 сделано допущение, что к сертификационным испытаниям по согласованию с центральным органом Военного Регистра может быть допущена не аккредитованная ИЛ, но отвечающая требованиям технической компетентности по ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009. Процедура такого согласования предполагает подготовку со стороны ОСП доказательной базы по соответствию ИЛ требованиям ГОСТ ИСО 17025-2009. Таким образом, ОСП берет на себя ответственность за техническую компетентность ИЛ, а это наличие:
- нормативной и методической база проведения испытаний и аттестации испытательного оборудования ;
і
- квалифицированного персонала;
- условий проведения испытаний (состояние помещений);
- испытательного оборудования и процедуры поддержания его в требуемых условиях;
- поверенных (откалиброванных) средств измерений.
При этом в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009 также должна оцениваться и система менеджмента качества ИП.
Одной из актуальных в настоящее время задач в области оценки соответствия является задача оценки соответствия изделий электронной компонентной базы иностранного производства (ЭКБ ИП) для применения в ВВТ.
В соответствии с «Инструкцией по контролю Министерством обороны РФ применения ЭКБ ИП в системах, комплексах и образцах военной техники» (приказ министра обороны РФ № 1555 от 20.06.2012 г.)
ограниченное применение ЭКБ ИП в изделиях ВТ допускается по результатам сертификационных испытания ЭКБ ИП в составе изделия ВТ.
Указанная Инструкция регламентирует следующие действия:
1. Головной исполнитель ОКР ВВТ на этапе разработки рабочей конструкторской документации опытного производства организует под контролем ВП мероприятия по оценке соответствия планируемой к применению ЭКБ ИП включая:
экспертизу обоснованности и правильности выбора ЭКБ ИП;
сертификационные испытания ЭКБ ИП в составе изделия ВТ на соответствие эксплуатационным характеристикам, установленным к изделию ВТ в ТТЗ на выполнение ОКР по его разработке (модернизации ), по результатам экспериментальной отработки или предварительных испытании изделия ВТ.
2. Экспертизу обоснованности и правильности выбора ЭКБ ИП проводит Филиал ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России в порядке и методами, установленными в ГОСТ РВ 15.1.215-92 и ГОСТ РВ 20.57.310-98.
3. Сертификационные испытания номенклатуры ЭКБ ИП проводят в испытательных технических центрах (лабораториях), аттестованных в установленном порядке (по РДВ 319.02.70-2008), по программам согласованным Филиалом ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России.
4. Испытания номенклатуры ЭКБ ИП в составе изделия ВТ проводят в порядке, установленном
ГОСТ РВ 15.307-2002 и методами, установленными в ГОСТ РВ 20.57.304-98 - ГОСТ РВ 20.57.304-309-98.
5. Результаты работ по п. 2-4 оформляют в виде заключений, совместных решений, протоколов испытаний в соответствии с ДС, нормативно - правовых актов МО и ФСБ.
ОСП АНО «ИнИС ВВТ» имеется положительный опыт сертификации ЭКБ ИП в составе изделия ВТ. Указанная сертификация проводилась в следующей последовательности:
1. Подготовка совместно с заявителем и утверждение Решения о проведении испытаний ЭКБ в составе изделия, содержащего перечень изделий и модель внешних факторов;
2. Разработка совместно с заявителем Программы сертификационных испытаний ЭКБ в составе изделия и согласования ее с Филиалом ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России.
3 Представление сведений о привлечении испытательной лаборатории, аттестованной в установленном порядке.
4. Подготовка Программы работ по сертификации ЭКБ в составе изделия ОСП.
5. Проведение испытаний изделия с привлечение штатного эксперта ОСП и оформление Акта о сертификации ЭКБ в составе изделия.
6. Оформление и выдача Сертификата соответствия с приложением «Перечень ЭКБ ИП (с номерами), подтвердивших сертификацию на соответствие требованиям (ТТЗ, ТУ).
Проведение сертификационных испытаний комплекта ЭКБ ИП в составе разрабатываемых изделий дает существенный экономический эффект по сравнению с автономными сертификационными испытаниями каждого элемента ЭКБ ИП в отдельности.
2