РАЗДЕЛ «ПОЛИТОЛОГИЯ» / SECTION «POLITICAL SCIENCE»
ВОПРОСЫ взаимодействуя европейского союза И СТРАН АТР / INTERACTION BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND ASIA-PACIFIC COUNTRIES
Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia
2014. Т. 7. С. 12-17
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 327
К вопросу о диверсификации направлений сотрудничества между Австралией и Европейским союзом
А. В. Буденкова
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация. В статье обозначены основные проблемы, характерные для двусторонних отношений между Австралией и ЕС. Автор анализирует сдвиги и тенденции, происходящие во внешнеполитической деятельности Австралии в отношении ЕС на современном этапе.
Ключевые слова: Австралийский союз; Европейский союз; двусторонние отношения; асимметрия торгово-экономических отношений; расширение направлений сотрудничества.
Область внешнеполитических приоритетов Австралийского союза (АС) исторически и географически преимущественно связана со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Ни Австралия, ни ЕС никогда не ставили друг друга на ключевые позиции в иерархии своих внешнеполитических интересов. Тем не менее двусторонние отношения с Европейским союзом имеют немалое значение для внешнеполитической деятельности Австралии в целом и в особенности ее экономического развития.
На первый взгляд, Австралию и Европу связывают только «европейское происхождение» австралийского государства и ранее приоритетные (до 60-х гг. ХХ в.) связи с Великобританией. Со второй половины ХХ в. двусторонние отношения между Австралийским союзом и Объединенным Королевством, а также европейскими странами начинают постепенно слабеть. Не последнюю роль в этом процессе сыграли удаленность Австралии от Европы и послевоенный военно-политический союз Австралии с США (1951 г.). К тому же Великобритания отказалась от системы преференциальной торговли со странами Британского содружества, в том числе и с Австралией, в пользу дальнейшего развития эконо-
мических отношений со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 1961 г. Великобритания подала просьбу о вступлении в ЕЭС, в результате чего австралийское правительство приложило максимум усилий для активизации региональных связей и поиска новых рынков сбыта.
Тенденция к истощению двусторонних отношений между Австралией и европейскими странами присутствовала вплоть до последнего десятилетия ХХ в. На сегодняшний день круг дискуссионных проблем, привлекающих внимание исследователей, остался неизменным, однако в двусторонних отношениях Австралии и ЕС на рубеже веков произошли некоторые изменения. Среди основных тем, которые чаще всего проявляются в ходе научных дискуссий, необходимо выделить следующие: асимметрия в отношениях между Австралией (средней силой в мировой экономике) и ЕС (союзом крупных экономик), ограничение развития двусторонних отношений между Австралией и ЕС торгово-экономической сферой, центральное положение Великобритании в отношениях между Австралией и Европой.
По данным рейтинга стран мира по уровню валового внутреннего продукта, в 2012 г. Австралия занимала лишь 12-е место среди мировых экономик, с размером ВВП 1 520 608 млн американских долларов [1]. Совокупный ВВП стран ЕС в 2012 г. составил 16 577 500 млн американских долларов, и, таким образом, воспринимаемый в качестве единого целого, на сегодняшний день ЕС является первой по величине экономикой мира, опережая США, Китай и Японию. Однако если в 2002 г. экономические показатели ЕС в 21 раз превышали австралийские [4, с. 114], то через десятилетие речь идет о сокращении разрыва в два раза. К тому же с 2006 г. объемы торговли между Австралией и ЕС увеличиваются ежегодно на 0,2 %, составив 81,4 млрд австралийских долларов (австр. долл.) в 2011 г. [3, с. 5]. Объемы австралийского экспорта в ЕС возросли на четверть за первое десятилетие XXI в., с 21 млрд австр. долл. (2001 г.) [4, с. 114-115] до 27,9 млрд австр. долл. (2011 г.) [3, с. 5]. Эти, безусловно, положительные тенденции, ведущие к сокращению разрыва между экономиками Австралии и ЕС, не решают проблему асимметрии. Одновременно с экспортом товаров и услуг за десять лет увеличился и объем их импорта из ЕС, а соответственно и торговый дефицит, который стал в два раза больше и составил 25,6 млрд австр. долл. в 2011 г. [3, с. 5] (2001 г. - 12,9 млрд австр. долл. [4, с. 114-115]).
Кроме того, Австралия по-прежнему больше нуждается в ЕС, чем ЕС в Австралии. Торговля со странами - членами ЕС составляет 13,4 % от общего объема торговли товарами и услугами Австралии. Среди рынков сбыта Европейского союза Австралия занимает 13-е место и вносит 2 % в общий объем торговли стран ЕС. В качестве импортера Австралия лишь на 25-м месте и объем импорта из Австралийского Союза составляет 0,8 % от общего объема [5]. Основные направления австралийского товарного экспорта в страны ЕС - это уголь, золото, семена масленичных культур и маслосодержащие плоды, алкогольные напитки. В целом в экспортных направлениях превалирует торговля сырьем и сельскохозяйственной продукцией. Импортирует же Австралия преимущественно готовые товары, в частности медикаменты (включая ветеринарные препара-
ты), автомобили для перевозки пассажиров, оборудование для гражданского строительства, воздушные суда [3, с. 6]. При этом имеет место тенденция к снижению экспорта австралийских промышленных товаров. Доля экспорта промышленных товаров от общего количества экспорта в 1993 г. составляла 49 %, в
2003 г. - 34 %, в 2011 г. - 14,3 % [3, с. 24]. Экономическая значимость ЕС для Австралии подтверждается и ростом инвестиционных потоков из Австралии, которые увеличились практически в 3 раза за 10 лет с 134,5 млрд австр. долл. (2001 г.) [4, с. 116] до 391,898 млрд австр. долл. (2012 г.) [5].
Проблема асимметрии торгово-экономических отношений между Австралией и Европейским союзом осложняется политикой протекционизма и нечестной конкуренции при экспорте сельскохозяйственной продукции в третьи страны со стороны ЕС. Для Австралии, которая экспортирует преимущественно сырье и сельскохозяйственную продукцию, вопросы честной конкуренции на рынках третьих стран очень актуальны. Изначальным препятствием для Австралии всегда служила единая сельскохозяйственная политика Европейского союза (ЕСХП). Борьба с такой практикой осуществлялась Австралией через Кернскую группу, Всемирную торговую организацию (ВТО), публичную критику торговой политики ЕС в рамках дискуссии об оказании помощи и торговле на экономическом форуме в Давосе. Среди частных случаев ограничительной торговой практики можно выделить относительно положительно решившийся в пользу Австралии вопрос о торговле сахаром. В октябре 2004 г. ВТО по жалобам от Австралии, Бразилии и Таиланда обнаружила, что субсидиарная экспортная схема ЕС по торговле сахаром идет вразрез с обещаниями уменьшить подобную поддержку. В 2005 г. министры сельского хозяйства ЕС договорились сократить минимальную цену на свеклу до 39 % от величины 2006 г. на четыре года. По сахарному протоколу Ламейской конвенции 19 стран, экспортирующих сахар в ЕС, могли пострадать от уменьшения цен на европейском рынке. Такие планы ЕС привели к решению ВТО против сахарного режима в апреле 2005 г. В результате в 2006 г. ЕС решил провести реформу сахарных субсидий, первую за 40 лет.
Достаточно интенсивно развивающиеся в текущем тысячелетии торгово-экономические отношения между АС и ЕС в целом являются и основой для двусторонних отношений Австралии и Европы. В конце ХХ в. в процессе переговоров был создан определенный каркас (1982 г. - соглашение о трансфере ядерных материалов, 1994 г. - соглашение о научно-техническом сотрудничестве (расширено в 1999 г.), 1994 г. - соглашение о винных наименованиях, 1999 г. - соглашение о взаимном признании относительно подтверждения соответствия сертификатов и маркировки), который на современном этапе способствовал дальнейшей диверсификации отношений. На рубеже веков было положено начало серии продолжающихся политических диалогов, таких как Азиатский диалог (1998 г.), диалог по вопросам безопасности (март 2002 г.), диалог по оказанию помощи и вопросам развития (апрель 2004 г.). Одним из ключевых политических инструментов двусторонних отношений между Австралией и ЕС стали министерские консультации. Инициированные
в 1976 г., со временем они приобрели статус ежегодных и официальных встреч. Тематический диапазон министерских консультаций достаточно широк. В первую очередь это форум для жесткого диалога по вопросам торговли, помимо этого, они стали местом для обсуждения и одобрения новых функциональных соглашений и договоренностей, а также дискуссий по вопросам безопасности. После событий 11 сентября 2001 г. Австралия и ЕС стали уделять особое внимание вопросам совместной борьбы с терроризмом, упрочению антитеррористического потенциала, сотрудничеству между полицейскими департаментами и миротворческим операциям. На консультациях часто обсуждаются вопросы об оказании помощи при стихийных бедствиях и обеспечении помощи развивающимся государствам (особенно в АТР), вопросы незаконной миграции, торговли людьми, вопросы беженцев.
В 1997 г. Австралия и Европейский союз подписали Совместную декларацию об отношениях. Декларация охватывает преимущественно политическую и экономическую области сотрудничества, предоставляя канву для проведения консультаций и диалогов, в том числе диалогов по научно-техническому сотрудничеству, сотрудничеству в сфере образования, по вопросам охраны окружающей среды и вопросам безопасности [7]. В 2003 г. был подписан новый документ «Австралия и Европейский союз: программа по сотрудничеству», акцент в котором был сделан на вопросах стратегии и безопасности, торговле, образовании, науке и технологии, транспорте, окружающей среде, сотрудничестве по развитию, миграционных вопросах и беженцах [2]. В октябре 2010 г. во время своего визита в Брюссель премьер-министр Австралии Джулия Гиллард выступила с предложением о заключении двустороннего рамочного соглашения между Австралией и ЕС, которое позволит закрепить достигнутые результаты на новом уровне. Официальные переговоры по рамочному соглашению начались 31 октября 2011 г. в Канберре и продолжаются по настоящее время.
Укрепляя отношения с Европой, австралийское правительство не делает преимущественной ориентации на Великобританию. Вполне естественно, что исторически сложившаяся взаимосвязь Австралии и Объединенного Королевства достаточно крепкая, однако последние тенденции свидетельствуют о смещении Британии с центральной позиции в отношениях Австралии и ЕС. Так, импорт товаров в 2012 г. из стран ЕС распределился следующим образом: 26 % - Германия, 16 % - Великобритания, 13 % - Италия, 9 % - Франция, 7 % - Испания, 6 % - Швеция, 4 % - Нидерланды, 4 % - Бельгия, 16 % -другие страны ЕС [6]. Помимо этого Австралия активно сотрудничает с Германией, Польшей, Италией, Испанией в научно-технической сфере, о чем свидетельствуют отчеты Австралийской торговой комиссии.
В 2012 г. Австралия и ЕС отметили 50-летие официальных дипломатических отношений. За период полувекового сотрудничества, особенно два последних десятилетия, круг вопросов, решаемых в рамках двусторонних отношений, значительно расширился. Закрытие офиса австралийской радиовещательной корпорации АВС в Брюсселе в 2004 г. после 30 лет вещания могло бы внести сомнения в фактическое присутствие заинтересованности австра-
лийцев новостями из ЕС. Однако специальные корреспонденты таких крупнейших австралийских газет, как Age, the Australian, the Financial Review, базирующиеся в Европе, в полном масштабе продолжили информировать австралийцев о европейских делах. Взаимный интерес европейцев и австралийцев подтверждается, прежде всего, объемами инвестиционных потоков как из Австралии в ЕС, так и из ЕС в Австралию. При этом в 2011 г. 28 % прямых инвестиций в Австралию поступили из ЕС, 24 % - из США, 10 % - из Японии, а Австралия направила в ЕС 30 % от зарубежных инвестиций в целом (35 % было инвестировано в США) [6]. Одним из показателей взаимной заинтересованности может служить и факт активного создания неправительственных и некоммерческих организаций в конце ХХ в. - первом десятилетии XXI в. Например, помимо неправительственной организации «Австралийский бизнес» в Европе (1975 г.) в конце 1990-х гг. были открыты центры по изучению ЕС в крупнейших австралийских университетах, Австралийский совет открыл направления сотрудничества для Европы, был создан Европей-ско-австралийский деловой совет (1999 г.).
Несмотря на то что остаются нерешенными некоторые проблемы (хотя даже в них можно отметить положительные сдвиги), очевидно, что нет оснований для выводов о спаде активности в отношениях между Австралией и Европейским союзом, сокращении направлений сотрудничества или снижении интереса австралийцев к Европе. В конце XX - начале XXI в. Австралия постепенно расширяет области сотрудничества с ЕС, не оставляя попытки минимизировать отрицательный эффект объективных факторов, влияющих на развитие двусторонних отношений между Австралией и Европейским союзом.
Список литературы
1. Глобальный рейтинг стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий, гуманитарные технологии и развитие человека : эксперт.-аналит. портал. - URL: http://gtmarket.ru/ rat-ings/rating-countries-gdp/ rating-countries-gdp-info (дата обращения: 25.08.2013).
2. Australia and the European Union: an agenda for cooperation, 2003 [Electronic resource] // Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade : official website. - URL: http://www.dfat.gov.au/geo/european_union /au_eu_ agenda_coop_0303.pdf (accessed: 25.08.2013).
3. Australian Trade with Europe (Including the European Union) 2011. - Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. - Canberra, 2012. - 92 p.
4. Cotton J. Trading in alliance security: Australia in world affairs / J. Cotton, J. Ravenhill. - Oxford : University Press, 2007. - 404 p.
5. EU economy fact sheet [Electronic resource] // Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade : official website. - URL: http://dfat.gov.au/geo/ europe-an_union/ (accessed: 25.08.2013).
6. EU insight. Delegation of the European Union to Australia. February 2013 [Electronic resource] // The official website of the European Union. - URL: http://eeas.europa.eu/delegations/australia/documents/eu_australia/20130213_eu_australia_econ omic_relations. pdf (accessed: 25.08.2013).
7. Joint Declaration on Relations between European Union and Australia, June 1997 [Electronic resource] // Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade :
official website - URL: http://www.foreignminister.gov.au/ releases/2007/Joint_Statement. pdf (accessed: 25.08.2013).
Diversification of Cooperation Areas between Australia and the European Union
A. V. Budenkova
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract. The article identifies the main problems in Australia - the European Union relations. The author analyzes contemporary shifts and trends in Australian foreign policy toward the EU.
Keywords: Commonwealth of Australia, European Union, bilateral relationship, asymmetry of trade relations, diversification of cooperation areas.
Буденкова Анна Валентиновна
кандидат исторических наук, доцент,
кафедра маркетинга
Сибирский федеральный университет
660074, г. Красноярск,
ул. Акад. Киренского, 26A-428
тел.: 8(3912)497838
e-mail: anna_budenkova_@mail. ru
Budenkova Anna Valentinovna
Candidate of Sciences (History),
Associate Professor, Department of Marketing
Siberian Federal University
26A-428, Acad. Kirensky st.,
Krasnoyarsk, 660074
tel.: 8(3912)497838
e-mail: anna_budenkova_@mail.ru