Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЛИКТНОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CIVIL SERVICE / DISCIPLINARY POLICY / PERSONNEL POLICY / PERSONNEL TECHNOLOGIES / OFFICIAL TORT / OFFICIAL DISCIPLINE / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добробаба М.Б.

Статья посвящена проблеме обоснования необходимости разработки концептуальных основ дисциплинарной политики в системе государственной службы. Автором определяется сущность дисциплинарной политики как направления кадровой политики. Подчёркивается, что в дисциплинарной политике должно найти воплощение согласованное представление органов государственной власти и гражданского общества о должном состоянии и перспективах развития законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Делается вывод, что в основе реализации дисциплинарной политики должны лежать следующие кадровые технологии: психологический отбор, в том числе с применением полиграфа; наставничество; испытание при поступлении на службу; аттестация государственных служащих; разработка и внедрение модели базовых личностных компетенций; кадровый резерв; ротация; мероприятия, направленные на профилактику и устранение проблемы профессиональной деформации личности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DISCIPLINARY POLICY AS A DIRECTION OF PERSONNEL POLICY IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

The article is devoted to the problem of substantiating the need to develop the conceptual foundations of a disciplinary policy in the public service system. The author defines the essence of disciplinary policy as a direction of personnel policy. It is emphasized that in the disciplinary policy should be embodied a consistent view of public authorities and civil society about the proper condition and prospects for the development of legislation on the disciplinary liability of civil servants. It is concluded that the implementation of disciplinary policies should be based on the following personnel technologies: psychological selection, including using a polygraph; mentoring, testing on admission to the service; certification of civil servants; development and implementation of a model of basic personal competencies; personnel reserve; rotation measures aimed at preventing and eliminating the problem of professional deformation of the personality of public servants.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Список литературы:

1. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др.; отв. ред. В. М. Николаенко.

- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

2. Шелепин, Ю.Е. Инвариантность зрительного восприятия / Ю.Е. Шелепин, В.Н. Чихман, О.А. Вахрамеева и др. // Экспериментальная психология. - 2008. - Т. 1. - № 1. - С. 7-33.

3. Гарунов, М.Г. Дидактический справочник преподавателя высшей школы / М.Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

- 345 с.

jj М.Б. Добробаба, M.B. Dobrobaba,

pj доктор юридических наук, Doctor of Law, Docent,

§ доцент, профессор кафедры Professor of the Department

^ административного и финансового of Administrative and Financial Law

^ права Кубанского государственного of Kuban State University

EQ университета

О

с К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОЛИТИКЕ

S КАК НАПРАВЛЕНИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

55 В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ*

S

О

Аннотация: статья посвящена проблеме обоснования необходимости раз-

^ работки концептуальных основ дисциплинарной политики в системе государ-

ственной службы. Автором определяется сущность дисциплинарной политики как направления кадровой политики. Подчёркивается, что в дисциплинарной политике ^ должно найти воплощение согласованное представление органов государственной

Щ

власти и гражданского общества о должном- состоянии и перспективах развития Щ законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служа-2 щих. Делается вывод, что в основе реализации дисциплинарной политики должны С лежать следующие кадровые технологии: психологический отбор, в том числе с применением полиграфа; наставничество; испытание при поступлении на службу; 62 аттестация государственных служащих; разработка и внедрение.модели базовых

- личностных компетенций; кадровый резерв; ротация;.мероприятия, направленные

ф на профилактику и устранение проблемны профессиональной деформации личности ^ государственных служащих.

{у Ключевые слова: государственная служба, дисциплинарная политика, кадровая

политика, кадровые технологии, служебная деликтность, служебная дисциплина, дисциплинарная ответственность.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00448 «Правовые механизмы обеспечения эффективности дисциплинарной ответственности в системе государственной службы: проблемы формирования».

To the question of disciplinary policy

as a direction of personnel policy in the public

service system

Abstract: the article is devoted to the problem of substantiating the need to develop the conceptual foundations of a disciplinary policy in the public service system. The author defines the essence of disciplinary policy as a direction of personnel policy. It is emphasized that in the disciplinary policy should be embodied a consistent view of public authorities and civil society about the proper condition and prospects for the development of legislation on the disciplinary liability of civil servants. It is concluded that the implementation of disciplinary policies should be based on the following personnel technologies: psychological selection, including using a polygraph; mentoring, testing on admission to the service; certification of civil servants; development and implementation of a model of basic personal competencies; personnel reserve; rotation measures aimed at preventing and eliminating the problem of professional deformation of the personality of public servants.

Keywords: civil service, disciplinary policy, personnel policy, personnel technologies, official tort, official discipline, disciplinary responsibility. S g

i о

a ^

В современном правовом государстве государственная §< ,0

служба нуждается в общественном доверии, формировании и совер- § °

шенствовании ее антикоррупционных механизмов. С 2003 г. в нашей 3 J

стране проходит административная реформа, одним из направлений § §

которой является реформирование государственной службы, в насто- § Ц

ящее время осуществляемое в соответствии с Указом Президента РФ о "§

от 24 июня 2019 г. № 288 «Об Основных направлениях развития го- | s<

сударственной гражданской службы на 2019-2021 годы». К сожале- 3 §

о 5

нию, приходится признать, что в перечне мероприятий, направлен- g 3

ных на развитие государственной службы, не содержится указаний 5 ®

на мероприятия, связанные с укреплением служебной

снижением уровня служебной деликтности в системе государствен- | |

ной службы. § g

Анализ законодательства и правоприменительной практики сви- ^ |

детельствует об отсутствии детально разработанной, практически s 3

реализованной эффективной дисциплинарной политики в сфере

государственно-служебных отношений как направления кадровой по- —

литики, которая, очевидно, должна использовать весь спектр правовых =2

и

и организационных мер воздействия.

При этом существующие программные мероприятия, затраги- i вающие вопросы развития государственной службы, не отличаются Ц системным подходом, а вопросы дисциплинарной ответственности S затрагиваются точечно, лишь в рамках мероприятий по противодействию коррупции в системе государственной службы.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20182020 годы» руководители федеральных государственных органов власти обязаны принять меры, позволяющие обеспечить повышение эффективности привлечения к ответственности за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции лиц, замещающих должности в федеральных государственных органах власти (п. 12). Высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) поручено принять аналогичные меры в отношении лиц, которые замещают должности государственной гражданской службы соответствующих субъектов РФ (п. 13).

Среди направлений развития государственной гражданской .о службы, призванных способствовать повышению эффективности профессиональной служебной деятельности и обозначенных в Указе ^ Президента РФ «Об Основных направлениях развития государствен-ц. ной гражданской службы на 2019-2021 годы», вопросы обеспечения ^ служебной дисциплины в аппарате государственных органов вообще О не упоминаются, при том, что использование потенциала публичной ^ дисциплинарной ответственности может способствовать достижению С целей развития государственной службы.

5 Полагаем, развитие государственно-служебного законодательства ££ должно сопровождаться разработкой концепции дисциплинарной ■5 политики. Термин «политика» не имеет однозначного толкования и может быть определен в широком смысле как «искусство управ-

0 ления» и более конкретно - как «искусство согласования желаемого д. и объективно возможного» [1, с. 121-122]. Публичный характер

1 государственно-служебной деятельности обуславливает необходи-щ

О мость принятия и реализации решений, затрагивающих интересы ® государства и общества.

С; Дисциплинарная политика является направлением кадровой политики в системе государственной службы. Являясь объектом иссле-64 дования социологической науки, в настоящее время кадровая политика в системе государственной службы - самостоятельный институт ® административного права, о чем свидетельствует фундаментальное О исследование Т.В. Щукиной [2].

* Представляется возможным сформулировать понятие концепции ^ дисциплинарной политики как системы официально установленных направлений работы уполномоченных субъектов с кадровым составом государственных органов, имеющих целью снижение служебной де-ликтности в системе государственной службы. Под уполномоченными

субъектами следует понимать кадровые службы государственных органов, органы по управлению государственной службой, субъекты дисциплинарной юрисдикции и иные субъекты, участвующие в дисциплинарном производстве.

В свою очередь, дисциплинарная политика представляет собой комплексную систему работы с аппаратом государственных органов, ориентированную на обеспечение соблюдения служебной дисциплины в рамках провидимой кадровой политики как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

В основе реализации дисциплинарной политики должны лежать следующие кадровые технологии: психологический отбор, в том числе с применением полиграфа; наставничество; испытание при поступлении на службу; аттестация государственных служащих; разработка и внедрение модели базовых личностных компетенций; кадровый резерв; ротация; мероприятия, направленные на профилак- | * тику и устранение проблемы профессиональной деформации личности а § государственных служащих. | °

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государствен- § ^ ной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 20 июля | § 2020 г.) регламентирует необходимость определения показателей 3 | эффективности и результативности служебной деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 14, п. 8 ч. 2 ст. 47, ч. 14 ст. 50), деятельности государствен- § § ных органов (ч. 14 ст. 50). При этом внедрение механизмов оценки з | эффективности и результативности профессиональной служебной » а деятельности государственных гражданских служащих является 8 I одним из приоритетных направлений совершенствования кадровой § | политики на государственной гражданской службе. * д

Для оценки эффективности и результативности профессиональной ? -служебной деятельности гражданских служащих используется систе- §< § ма показателей, одним из которых, рекомендуемых к применению, 8 | является исполнительская дисциплина [3]. ]||

В научной литературе обосновывается, что государственная ~ 8 кадровая политика в системе государственной гражданской службы 65 нуждается в совершенствовании, что требует разработки и последующего внедрения инновационных форм и методов ее реализации ^ [2, с. 516-620; 5, с. 150-221]. а

На наш взгляд, инновационные формы и методы оценки соблю- § дения служебной дисциплины государственными служащими будут д должным образом мотивировать их к недопустимости нарушений д служебной дисциплины. При этом одним из показателей оценки эффективности и результативности служебной деятельности должна

стать фиксация фактов наличия либо отсутствия дисциплинарных проступков и непогашенных (неснятых) дисциплинарных взысканий, что должно фиксироваться в дисциплинарном формуляре.

Видится необходимым в дисциплинарной практике государственных органов присваивать оценочные показатели в баллах отдельным нарушениям служебной дисциплины [5, с. 122-124]. Это позволит делать вывод об уровне служебной деликтности в отдельных государственных органах и их структурных подразделениях. Представляется, что внедрение данной кадровой технологии будет направлено на совершенствование методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, что является одним из мероприятий, обозначенных в «дорожной карте» развития государственной службы. Показатели результативности деятель-.о ности государственных органов напрямую связаны с показателями государственно-служебной деятельности, на что указывают Я. Кайль ^ и В. Епинина [6, с. 59-60].

ц. Систематизация и ежемесячное направление данных о нарушени-^ ях служебной дисциплины в орган по управлению государственной О службой Российской Федерации (субъекта РФ) будет способствовать ^ корректировке вопросов дисциплинарной политики в России - наС правления кадровой политики.

5 Для предотвращения ущемления интересов государства одно-££ временно с совершенствованием института дисциплинарной от-■5 ветственности следует осуществлять совершенствование системы § стимулирования профессиональной служебной деятельности | [4, с. 175].

д. Полагаем, что помимо анализа общей численности государствен-^ ных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за О отчетный период, необходимо выявлять и систематизировать: случаи ^ повторного совершения дисциплинарных проступков; налагаемые С; дисциплинарные взыскания; случаи обжалования дисциплинарных взысканий (в административном и судебном порядке); количество 66 решений, вынесенных в пользу служащих, обжаловавших наложенное взыскание. Полученные данные должны быть учтены законодателем ® при разработке дисциплинарной политики в системе государственной О службы.

* В концепции дисциплинарной политики должно найти воплощение согласованное представление органов государственной власти и гражданского общества о должном состоянии и перспективах развития законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Кроме того, в основе данной концепции должны

лежать принципы установления дисциплинарной ответственности [5, с. 48-67], определяющие содержание законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих, призванные определять материальную и процессуальную составляющие дисциплинарной ответственности в системе государственной службы.

Подводя итог, можно констатировать, что основной задачей дисциплинарной политики является снижение служебной деликтности в системе государственной службы. Для реализации дисциплинарной политики должны в полной мере использоваться существующие кадровые технологии. Одним из обязательных критериев оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности должна стать фиксация фактов совершения дисциплинарных проступков или их отсутствия, а также наличия непогашенных (неснятых) дисциплинарных взысканий. Применение данного оценочного показателя будет способствовать оценке состояния служебной | *

5 а

дисциплины как в структурных подразделениях государственного а § органа, так и в государственном органе в целом. | °

а о

Список литературы: | §

1. Матузов, Н. И. Правовая политика: понятие и приоритеты // |§

М.: Юрист, 2002. - 772 с. * |

| §

2 1

И

га §

3 §

Научная книга, 2011. - 650 с. ,о2

3. Методика оценки эффективности и результативности профессио- ^

Политология для юристов: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. I.: Юрист, 2002. - 772 с. 2. Щукина, Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование / Т.В. Щукина. - Воронеж:

£ i

° га * i

S

нальной служебной деятельности государственных гражданских служащих, реализующих контрольные (надзорные) функции. URL: https://mintrud.gov. § * ru/programms/gossluzhba/16/4/1 (дата обращения: 17.04.2020). § |

4. Щукина, Т.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы модернизации системы материального стимулирования и мо- § тивации в субъектах Российской Федерации: монография / Т.В. Щукина, s В.А. Брусенцева. - Воронеж: Научная книга, 2015. - 223 с.

5. Добробаба, М.Б. Дисциплинарная ответственность в системе 67

государственно-служебных правоотношений: дис. ... д-ра юрид. наук / -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.Б. Добробаба. - Саратов, 2017. - 463 с. S

6. Кайль, Я. Результативность как основной критерий оценки эффектив- ^ ности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской ^ Федерации / Я. Кайль, В. Епанин // Власть. - 2013. - № 9. - С. 59-63. §

А.А. Гришковец,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук,ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета

A.A. Grishkovets,

Doctor of Law, Professor, Leader Researcher of Department of Administrative Law and Administrative Process, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Leader Researcher of Center of investigation of problems territorial government and self-government grishkovecz65@mail.ru

4 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

^ ВЛАСТИ И ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

^ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в статье рассматриваются субъекты, осуществляющие регулиро-

СО вание в сфере экономики. Показана ведущая роль Правительства РФ и федеральных ^ органов исполнительной власти в регулировании экономических процессов в стране. ^ Отмечается, что особенностью современной российской экономики является значи-^ тельное присутствие в ней государства, что не .может не влиять на деятельность 2- органов исполнительной власти. Сделан вывод о том, что ответственные управ-гг ленческие решения в сфере экономики вырабатываются с привлечением бизнес-со* общества. Анализируется деятельность субъектов, осуществляющих регулирование ¡5 в сфере экономики, но не входящих в систему органов исполнительной власти (государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, Агентство стратегических инициатив О по продвижению новых проектов, АО «Федеральная корпорация по развитию малого

С

О

и среднего предпринимательства»), которые создаются государством в публичных

^ интересах. Рассматриваются меры государственного регулирования, направленные щ на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции. ОтО мечается, что в регулировании экономики постепенно расширяется участие субъек-^ тов, хотя и не входящих в систему органов исполнительной власти, но наделенных ^ в силу закона отдельными полномочиями публичной власти.

Ключевые слова: система федеральных органов исполнительной власти, Прави-68 тельство Российской Федерации, исполнительная власть, иные субъекты управления,

--экономика, регулирование экономики, бизнес-сообщество, малое и среднее предпри-

ф нимательство, конкуренция.

Federal bodies of executive power and other subjects are realized state regulation in sphere of economy

Abstract: the article is devoted to subjects of regulation in sphere of economy. The author shows leading rule Government of Russian Federation and other federal bodies of executive power in regulation of economical processes in the country. The feature of modern

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.