Научная статья на тему 'К вопросу о дисфункции системы управления качеством гостиничных услуг в современной России'

К вопросу о дисфункции системы управления качеством гостиничных услуг в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСФУНКЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО / ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА / ИСО / DYSFUNCTION / CONTROL SYSTEM / QUALITY / HOTEL SERVICES / ISO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копытина Е.В.

Статья посвящена раскрытию проблем системы управления качеством гостиничных услуг в России с учетом современных стандартов качества и опыта развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Копытина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM DYSFUNCTION HOTEL SERVICES IN MODERN RUSSIA

Article is devoted the problems of quality management system of hotel services in Russia to meet modern standards of quality and experience of the developed countries.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дисфункции системы управления качеством гостиничных услуг в современной России»

Для решения задачи дифференцированного стимулирования развития предпринимательства в зависимости от видов экономической деятельности региональная администрация может использовать адаптированный проектный подход, в основу которого положен инструментарий оценки инвестиционных проектов. Ддан-ный инструментарий должен быть адаптирован к особенностям задачи развития предпринимательства как объекта управления. Программа развития предпринимательства включает несколько проектов развития (в формате инвестиционных проектов), которые привязаны к видам экономической деятельности (рисунок 2).

Под доходами проекта понимаются статьи, пополняющие бюджет региона, а под расходами - затраты региона. Адаптация осуществляется за счет локализации основных показателей по видам экономической деятельности. Также необходимо учитывать корректировки, которые возможны в результате взаимного влияния различных видов экономической деятельности друг на друга в масштабах региональной экономики. Базовым показателем доходности по каждому проекту может стать совокупная экономическая ставка, по которой обременяется каждый вид экономической деятельности. Тогда использование общего и частных показателей экономического стимулирования трансформируется в единый механизм развития предпринимательства.

Сущность механизма состоит в том, что на основании общей оценки потенциала экономического стимулирования определяется общий объем мер, которые может реализовать региональная администрация для стимулирования развития предпринимательства. Далее общий объем экономических стимулов разбивается по видам экономической деятельности и формализуется в виде проектов развития, которые представляют собой адаптированные инвестиционные проекты. Расчет совокупной экономической ставки по каждому виду экономической деятельности проводится на основании сопоставления региональных целей развития предпринимательства:

З

ЭС

БЭ - З

= ER

кой деятельности.

Рассмотрим показатель интенсивности экономического стимулирования предпринимательской деятельности. Экономический смысл данного показателя сводится к оценке той доли гарантированных поступлений в бюджет, которыми готова пожертвовать региональная администрация сейчас, чтобы обеспечить прирост бюджетных доходов в будущем. Тогда система зависимостей для региональной экономики приобретает следующий вид:

ДПо * ERo

БЭ

о;

ЭС

где

ER1 - совокупная экономическая ставка по виду экономичес-

I От англ. economics rate.

ДП1*ЕЯ1 = БЭ1; ДП^ЕЩ > ДПо*ЕЕо;

где

ДП0 - доходы предпринимательского сектора в текущем периоде;

ERg - экономическая ставка в текущем периоде;

БЭ0 - бюджетный эффект в текущем периоде;

ДП1 - доходы предпринимательства в будущем периоде;

ER¡ - экономическая ставка в будущем периоде;

БЭ1 - бюджетный эффект в будущем периоде.

Данная модель может быть классически разложена на два фактора. То есть, для повышения бюджетного эффекта в будущем необходимо либо увеличить доходную базу предпринимательства при сохранении экономической ставки, либо увеличить экономическую ставку при сохранении объемов доходов предпринимательства.

Литература:

1. Лапаев С.П. Развитие предпринимательства в России (региональный аспект): монография / С. П. Лапаев, А. Ю. Масленникова. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2011.

2. Альхимович И.Н., Найденов Н.Д. Совершенствование взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с бизнесом в развитии экономики регионов // Качество. Инновации. Образование, 2012.

3. Туфетулов А.М., Бандурин А.В. Влияние интеграционных процессов на трансформацию экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности региона. // Транспортное дело России. - №1, 2009 г.

К ВОПРОСУ О ДИСФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Копытина Е.В., старший преподаватель кафедры «Экономика туриндустрии», аспирантка МГИИТ

Статья посвящена раскрытию проблем системы управления качеством гостиничных услуг в России с учетом современных стандартов качества и опыта развитых стран.

Ключевые слова: дисфункция, система управления, качество, гостиничная услуга, ИСО

ON THE QUESTION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM DYSFUNCTION HOTEL

SERVICES IN MODERN RUSSIA

Kopytina E., the post-graduate student, head lecturer, Travel Industry Economics chair, NGIIT

Article is devoted the problems of quality management system of hotel services in Russia to meet modern standards of quality and experience of the developed countries.

Keywords: dysfunction, control system, quality, hotel services, ISO.

В конце XX века произошел резкий скачок в социально-экономическом развитии общества. Он привел к существенному изменению содержания экономических ценностей. В результате произошедшей квалитативной революции, все создаваемые товары и услуги стали рассматриваться через призму качества. Одним из главных итогом в квалитатизации всех сфер жизни является закономерности трансформации «экономики качества и «общества качества» (квали-общество).

За 30-летний период осуществления данной революции произошло три качественных сдвига в механизме конкуренции, оли-

цетворяющих собой три цикла квалитативизации: 1) от ценового фактора, как фактора конкуренции - к качеству товаров (начало 1960-х годов); 2) от качества товаров - к качеству технологий (1970-е годы); 3) от качества технологий к системам качества производств, организаций, фирм (1980-е годы); от систем качества производств, организаций, фирм - к качеству человека, качеству образования, качеству интеллектуальных ресурсов в обществе (1990-е годы) [1]. Изменения в развитии общества в сторону квалитативизации повлекли за собой трансформацию не только менеджмента качества, маркетинговых концепций, но и всей философии бизнеса [2].

В настоящее время ситуация на мировом рынке услуг, в том числе гостиничных, показывает что основным критерием уровня работы предприятия должно быть максимальное удовлетворение потребностей клиентов. Только установив высокие стандарты в обслуживании клиентов, гостиничное предприятие может закрепить и удержать свои позиции на рынке. Появление новой концепции маркетинга взаимодействия позволило увязать между собой основные компоненты производства и реализации продукции (услуг): идею, стратегию, инструментарий и цель. Наиболее оптимальный выбор маркетинговой концепции определяет организацию предпринимательской деятельности в целом.

Глобализация мировой экономики, процессы изменения рыночных условий, имеющаяся в ряде стран специфика экономических процессов, четко обнажают недостаток в новых подходах, методах и инструментах управления качеством создаваемых на предприятиях товаров и услуг. Без учета данной ситуации предприятиям, в том числе гостиничным, довольно трудно приспособиться к постоянно происходящим переменам на рынке гостиничных услуг.

Методология управления качеством услуг объединяет в себе цели, задачи, функции, подходы, принципы, технологии управления. Основная цель применения методов менеджмента качества -осуществление профессиональной, высокоэффективной управленческой деятельности. Предприятия, использующие в своей деятельности предпринимательский, системный, процессный, ситуационный, ресурсный подходы в управление качеством гостиничных услуг являются наиболее эффективными на данном рынке.

Важная составляющая любого бизнеса, в том числе в гостиничной сфере - предпринимательский подход. Он включает: умение искать и находить выгодные деловые возможности, расширять масштабы и сферы деятельности, готовность пойти на риск для достижения деловых целей, инициативность и непрерывное стремление к развитию и новаторству [3].

Однако желание предпринимателя в получении максимальной прибыли при минимальных издержках в значительной степени оказывает негативное влияние на качестве предоставляемых услуг. Необходима оптимальность соотношения затрат и результатов. Согласно стандартам качества ИСО 9000 системный подход в управлении качеством основан на восьми принципах:

• ориентация на заказчика;

• ведущая роль руководства;

• вовлечение сотрудников;

• процессоориентированный подход;

• системный подход к управлению;

• постоянное улучшение;

• подход к принятию решения, основанный на фактах;

• взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Процессный подход в управлении гостиничным предприятием

рассматривается руководителями предприятий как «интеллектуальное» управление. Одной из основных задач процессного подхода является повышение эффективности управления, путем организации деятельности функциональных подразделений (подсистем) предприятия. Где четко определяются ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи.

Именно процессный подход позволяет выделить взаимосвязи и последовательность функций управления качеством. Связующими элементами при данном подходе будут процесс коммуникации и процесс принятия решений.

Разработка, корректировка, уточнение и применение на практике наиболее оптимальных основных и вспомогательных процессов, оказывает благоприятное воздействие на повышение качества предоставляемых услуг. Применение системного подхода в менеджменте качества помогает увязать содержание процесса управления с конкретными ситуационными моментами, с которыми сталкивается предприятие в процессе своей деятельности. Основные составляющие ресурсного подхода: цели, структура, ресурсы. Рациональное соотношение данных составляющих помогает предприятию лавировать и адаптироваться в изменяющихся условиях рыночной среды.

Эффективно функционирующим предприятием в сфере гостиничных услуг, будет то, в котором наиболее оптимально соотнесены ресурсы и сильные стороны. В сочетании с другими подходами содержание ресурсного подхода определяет стратегию и эффективность работы гостиничного предприятия. При применении ресурсного подхода выделяются уникальные признаки предприятия. Реализация выбранной стратегии, с учетом уникального набора ресур-

сов и способностей, позволяет гостиничному предприятию создать конкурентные преимущества.

Основная цель применения ресурсного подхода заключается в разработке стратегии предприятия и его позиционирования с уникальными признаками. В системе управления качеством услуг гостиничного предприятия, задачи ресурсного подхода заключаются в необходимости создания наиболее оптимальной комбинации ресурсов и способностей предприятия. Важными факторами являются -устранение дефицита ресурсов, а так же генерация будущих возможностей и способностей предприятия.

В настоящее время огромным опытом в области внедрения и использования системы менеджмента качества обладают развитые страны. В частности в Японии и США разработаны и успешно внедрены собственные стратегии в системе управления качеством производимых на предприятиях товаров и услуг. Так, например, в Японии ряд предприятий внедрили на своих предприятиях стратегию «Кайзен», включающую следующие принципы:

• фокус на клиентах;

• непрерывные изменения;

• открытое признание проблем;

• пропаганда открытости;

• создание рабочих команд;

• управление проектами при помощи межфункциональных команд;

• формирование «поддерживающих» взаимоотношений;

• информирование каждого сотрудника;

• делегирование полномочий каждому сотруднику.

В целом, «Кайзен» имеет одну важнейшую задачу - удовлетворение потребностей клиента на основе высокого качества продукции. Применяемые принципы и инструменты являются лишь средствами достижения этой цели [4]. В США уделяется огромное внимание контролю качества продукции и услуг на всех стадиях их жизненного цикла.

При этом управление качеством продукции и услуг в США основано на глубоком анализе издержек производства. Не останавливаясь на достигнутых результатах американские фирмы продолжают постоянный поиск новых методов в управлении качеством, в том числе с точки зрения снижения затрат на всех уровнях производства при одновременном повышении качества производимых товаров и услуг.

Огромное внимание в США уделяется так же процессу планирования деятельности предприятия в области объемов продукции (услуг) и качественных показателей. Важной составляющей в управлении качеством производимых товаров и услуг является непрерывное совершенствование управления фирмой в целом. Таким образом, завершая анализ подходов и методов управления качеством товаров и услуг, можно сделать следующие выводы.

В любой сфере предпринимательской деятельности, в том числе в гостиничном бизнесе, качество производимых товаров и услуг играет практически решающую роль при их продвижении на рынке. Для гостиничного предприятия качество гостиничных услуг можно рассматривать как возможность реализации предлагаемых услуг с целью получения максимальной прибыли. Для потребителя качество рассматривается как удовлетворение индивидуальных потребностей при оптимальном его соотношении со стоимостью потребляемых услуг.

Основные задачи управления качеством гостиничного предприятия заключаются в создании более высокого уровня качества предоставляемых услуг, оптимизации процессов управления и производства, повышении эффективности деятельности предприятия.

Квалитатизация общества и определяемое этим подходом такое понятие, как «качество жизни» - механизм, заставляющий гостиничные предприятия повышать качество производимых услуг. Однако существует огромный субъективизм у руководителей отечественных гостиничных предприятий в эффективности внедрения системы управления качеством. В области повышения качества основное направление деятельности руководящего звена предприятия должно быть направлено на отбор квалифицированного персонала, непосредственно обслуживающего клиентов. Но деятельность только в этом направлении, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Следовательно, необходимость внедрения на отечественных предприятиях гостиничного хозяйства системы менеджмента качества является наиболее актуальным. Только полное и правильное понимание менеджерами высшего звена значения системы управления качеством позволит отечественным гостинич-

ным предприятиям достичь мировых стандартов, оптимизировать показатели удельного потребления всей совокупности ресурсов.

Процессы глобализации, повышения роли сферы услуг, в частности гостиничных, несомненно, побуждают к привлечению все новых средств и возможностей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий как на внутреннем так и на мировом рынках. Проблема качества продукции и предоставляемых услуг в рыночной экономике России остается наиболее острой. Несмотря на довольно длительный срок процесса перехода на рельсы рыночной экономики, в России до сих пор не сформировался тот рынок гостиничных услуг, который мы можем наблюдать в Европе и на Западе.

Система качества в российских гостиничных предприятиях остается на крайне низком уровне, что в свою очередь все дальше отталкивает отечественные предприятия в рейтинге наиболее привлекательных. Чтобы более конкретно разобраться в проблемах системы управления качеством необходимо вспомнить, что же такое качество и прежде всего качество услуг.

Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИС0-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества [5].

В статье рассматривается рынок гостиничных услуг. Качественные характеристики услуг в целом были предложены учеными, исследователями А. Парасураманом, В. Зейтамлем и Л.Берри, суть которых состоит в следующем:

• компетентность (фирма обладает требуемыми навыками и знаниями, чтобы оказать услугу);

• надежность (стабильность работы фирмы);

• отзывчивость (система не выходит из строя при непривычных запросах);

• доступность (легкость контакта с сотрудниками фирмы);

• понимание (понимание специфических потребностей клиентов);

• коммуникация (своевременное и доходчивое информирование клиентов);

• доверие (репутация фирмы);

• безопасность (защита от риска (физического и морального);

• обходительность (вежливость, внимательность, дружелюбие);

• осязаемость (материальная привлекательность помещений и формы персонала) [6].

Проблемы системы управления качеством в России можно, непосредственно связать с формами собственности. Самое низкое качество наблюдается в предприятиях, находящихся в собственности государства или муниципалитетов. Эти предприятия функционируют со времен Советского Союза, но удержавшись в условиях рынка, продолжают функционировать опираясь на прошлый опыт, которых мало соответствует требованиям рыночной системы.

В частных предприятиях положение намного лучше, однако, и в них не все совершенно. Но именно владельцы частных предприятий наиболее остро понимают, что их предпринимательских успех напрямую зависит от качества предоставляемых ими услуг.

Проблемы повышения конкурентоспособности, в том числе качества невозможно решить без определения стратегии предприятия, основанной на использовании маркетинговых технологий. Всем понятно, что основной функцией любой услуги, в частности гостиничных, это удовлетворение потребностей потребителя. А в современных условиях стратегия управления должна быть направлена не только на удовлетворение потребностей в настоящий период, но прежде всего на предугадывание новых, постоянно меняющихся запросах потребителей.

То есть необходимо помимо основных критериев качества, ус-

луги должны приобрести уникальные признаки. Так, чтобы в будущем клиент захотел воспользоваться услугами именно этого предприятия, а не предпочел поискать нечто похожее.

Чаще всего качество гостиничных услуг понимают как техническую сторону услуги (наличие комфортной мебели, хорошего санитарно-технического оборудования, кондиционера и т.д.), однако другая сторона качества - это наиболее полное удовлетворение самых разнообразных потребностей клиентов, завоевание и привлечение их в будущем. Особенностью гостиничных услуг является непосредственное взаимодействие персонала гостиницы (чаще всего обслуживающего) с потребителями.

Несмотря на достаточно большое количество ВУЗов, выпускающих специалистов для гостиничного хозяйства, наблюдается острая нехватка квалифицированного персонала. Завышенные требования выпускников, ставят предпринимателей в такие рамки, что им экономически выгодней взять на работу низко квалифицированный и мене оплачиваемый персонал их стран ближнего зарубежья. У персонала гостиниц чаще всего наблюдается отсутствие мотивации к повышению качества своего труда.

Эта особенность подталкивает на изменение стратегии развития в сторону конкретизации совершенствования взаимоотношений как между персоналом гостиничных предприятий и клиентами и так внутренний психологический климат. На сегодняшний день существует Международный стандарт ISO 9000, для соблюдения которого необходимы:

1) оптимальная материальная база;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) вполне квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);

3) оптимальная организационная структура.

К сожалению, лишь незначительная часть отечественных предприятий внедрили или внедряют в своих предприятиях систему качества. Прежде всего, это связано с высокой себестоимость данного процесса. Внедрение системы качества довольно длительный процесс, который может растянуться на годы и получение прибыли в далекой перспективе не вызывает большого желания владельцев отелей вкладывать средства. К тому же требует значительных капиталовложений, но успешное внедрение принесет прибыль намного, чаще во много раз превосходящую затраты.

Успешное внедрение системы качества мы можем наблюдать во многих известных Западных, Восточных, Европейских гостиничных предприятиях (прежде всего гостиничных цепях). Зарубежный опыт доказывает необходимость использования четкой, нацеленной на достижение серьезных успехов системы менеджмента качества. Гостиничные организации, успешно использующие системы качества имеют ряд схожих особенностей, таких как:

1. Стратегический менеджмент. Для повышения качества предоставляемых услуг, система управления построена таким образом, что каждых сотрудник предприятия осознавал свою значимость и чувствовал себя неотъемлемым звеном в цепочке создания и предоставления услуги конечному потребителю.

2. Руководители высшего звена непрерывно проводят оценку качества производимых услуг и направляют деятельность предприятия на поиски все новых методов совершенствования и придания уникальности своим услугам.

3. Помимо удовлетворения потребностей клиентов, такие предприятия уделяют особое внимание на удовлетворение потребностей собственного персонала. Руководители данных предприятий считают, что благоприятный внутренних климат способствует более лояльному отношению персонала к клиентам. А это практически одна из важнейших составляющая сферы услуг.

На Российском рынке гостиничных услуг подобных предприятий явно недостаточно, а чаще всего это предприятия с зарубежным капиталом, западные и европейские гостиничные цепи. Удовлетворение клиента и его удержание это стратегическая цель любого предприятия. Как это сделать - задача, решение которой ложиться на плечи руководителей. Но данную задачу невозможно решить без квалифицированного персонала. Прежде всего, сотрудников, непосредственно общающихся с клиентами. Ведь, как известно первое впечатление клиента складывается именно из такого общения. Серьезным пробелом в отечественной сфере гостеприимства остается нехватка квалифицированных кадров.

В рамках Федеральной целевой программы по развития внутреннего и въездного туризма до 2018 года будет выделено более 300 миллиардов

рублей [7]. Гостиничные предприятия это неотъемлемая состав-

ляющая, без которой развитие туристского бизнеса не возможно. В связи с чем, менеджерам высшего звена придется пересмотреть свои управленческие решения и систему качества в своих предприятиях.

Несмотря на то, что общая модель управления качеством в гостиничной сфере, каждое предприятие использует различные системы управления, внося свои уникальные особенности, характерные только для своего хозяйства. Однако для всех существуют одинаковые критерии управления:

• оптимальное число уровней управления;

• подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;

• производство услуг и организация работы, ориентированные на потребителей.

Основная проблема гостиничного бизнеса в настоящее время, это несоответствие цены и качества. Серьезный перекос в стороны цены - крайне острая проблема. Без решения которой, трудно будет добиться удешевления отечественной гостиничных услуг в России.

Литература:

1. Субетто А.И. Россия и человечество на перевале истории в предверии третьего тысячелетия. Часть 1 //«Академия Тринитариз-ма». - М., Эл. № 77-6567, публ.12234, 04.07.2005.

2. Штальман К. Новая философия бизнеса: В 3-х томах. Москва-Берлин. 1998 г. Том III. Конкуренция и ее границы.

3. Макарушкина М. Предпринимательский подход./ Электронное периодическое издание «Ведомости» (Уеёотоз1з) 28.02.2011, 15:37/ http://www.vedomosti.ru/blogs/mmakarushkina/1422.

4. Веллингтон П. Стратегии кайзен для успешных продаж/ Пер. с англ. под ред. А. Заболотной. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.

5. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ - 1998

6. Маркетинг в индустрии гостеприимства. [Электронный]. Режим доступа: http://csbonsai.com/in/marketing-v-industrii-gostepriimstva

7. «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5625 (249) от 7.11.2011 г.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ

АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кузичкин О.Г., аспирант, Филиал Московского финансово-промышленного университета «Синергия» в г. Бузулук

В статье затронуты вопросы арбитражного управления как сферы антикризисного управления. Показаны основные аспекты государственного антикризисного регулирования и развития национального института банкротства.

Ключевые слова: государство, государственное регулирование, антикризисное управление, банкротство, арбитражное управление.

THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF STATE REGULATION OF CRISIS

MANAGEMENT

Kuzichkin O., the post-graduate student, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Buzuluk branch

The article touched on the scope of arbitration management as crisis management. The basic aspects of public crisis management and

development of the National Institute of bankruptcy.

Keywords: government, government regulation, crisis management, bankruptcy, arbitration control.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности. Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости и т.п.

«Государственное антикризисное регулирование - это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования» [1].

Начало рыночных реформ в России совпало с развитием глубокого системного кризиса охватившего все стороны жизни общества. Основными задачами государственного антикризисного регулирования на этом этапе стали создание национальной системы банкротства, и разработка оперативных антикризисных мер с целью предотвращения банкротства.

Основной целью государства при создании и обеспечении деятельности национальной системы банкротства является обеспечение эффективной работы рыночного механизма. Первоочередными задачами в этой сфере являются следующие:

• создание правовой базы, основанной на принципе свободы принятия экономических решений, которая (1) обеспечит кредиторам гарантии возврата их средств и (2) определит возможность и порядок реабилитации должника;

• обеспечение эффективного судебного рассмотрения дел о банкротстве, основанного на принципах равенства сторон и гарантии обеспечения права частной собственности;

• создание экономико-правового механизма по предотвращению банкротств и обеспечению стабилизации экономики;

• обеспечение социальных гарантий работникам предприятия-должника и другим физическим лицам чье положение может существенно ухудшиться в случае его банкротства;

• обеспечение экономической безопасности государства, регионов и населенных пунктов в случае банкротства отдельных организаций;

К основным видам государственного регулирования в сфере несостоятельности следует отнести:

• правовое регулирование, включающее в себя деятельность государственных органов по созданию законодательства о банкротстве и нормативной базы, обеспечивающей его функционирование;

• административное регулирование, задачей которого является разработка и реализация мер обеспечивающей исполнение законодательства о несостоятельности;

• финансовое регулирование, включающее в себя комплекс различных мер, направленных на оказание финансовой помощи (прямой или косвенной) организациям с целью недопущения их банкротства» [2].

Как было показано в предыдущей главе настоящего диссертационного исследования, на сегодняшний день целесообразно выделить 3 периода в развитии института несостоятельности в России:

• с конца 1992 г. по начало 1998 г. - период действия Закона РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее - первый закон о банкротстве);

• с начала 1998 г. по конец 2002 г. - период действия Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - второй закон о банкротстве);

• с конца 2002 г. по настоящее время - период действия Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - третий или новый закон о банкротстве).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.