Научная статья на тему 'К вопросу о диагностике нажимного диска сцепления автомобилей ваз'

К вопросу о диагностике нажимного диска сцепления автомобилей ваз Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЖИМНОЙ ДИСК / PRESSURE PLATE / ТРАНСМИССИЯ / TRANSMISSION / ПОВЕРХНОСТЬ ТРЕНИЯ / FRICTION SURFACE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Драчёв А.Н., Кодинцев Н.П., Голубина С.А.

В данной работе показано, что разработанная диагностика нажимного диска сцепления позволяет выявить степень износа выходящих из строя поверхностей, а также ремонтопригодность данной детали и способ восстановления сработавшихся частей диска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Драчёв А.Н., Кодинцев Н.П., Голубина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о диагностике нажимного диска сцепления автомобилей ваз»

1 2 3

Драчёв А.Н. , Кодинцев Н.П. , Голубина С.А.

1 2 3

Студент; к.т.н., доцент; старший преподаватель; кафедра автомобиле - и тракторостроение, Калужский филиал Московского государственного технического

университета имени Н.Э. Баумана

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ НАЖИМНОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ

АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ

Аннотация

В данной работе показано, что разработанная диагностика нажимного диска сцепления позволяет выявить степень износа выходящих из строя поверхностей, а также ремонтопригодность данной детали и способ восстановления сработавшихся частей диска.

Ключевые слова: нажимной диск, трансмиссия, поверхность трения. Keywords: Pressure plate, transmission, the friction surface.

Сцепление предназначено для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя от трансмиссии и последующего их плавного соединения, необходимого при трогании автомобиля с места и после переключения передач во время движения, также сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок.

Вращающиеся детали сцепления относят или к ведущей части, соединенной с коленчатым валом двигателя, или к ведомой части, разобщаемой с ведущей при выключении сцепления. В зависимости от характера связи между ведущей и ведомой частями различают фрикционные, гидравлические и электромагнитные (порошковые) сцепления. Наиболее распространены фрикционные сцепления, у которых крутящий момент передается с ведущей части на ведомую силами трения, действующими на поверхностях соприкосновения этих частей. Крутящий момент передается через сцепления без преобразования — момент на ведущей части М1 равен моменту на ведомой части М2.

/ ? / /7

Рисунок 1 - Схема фрикционного сцепления 1 - кожух, 2 - нажимной диск, 3 - маховик, 4 - ведомый диск, 5 - упругие пластины, 6 -пружины, 7 - рычаги, 8 - муфта выключения с подшипником, 9 - вилка, 10 - педаль, 11 -

пружина, 12 - тяга

Фрикционное сцепление показано на рисунке 1. К ведущей части относят маховик 3 двигателя, кожух 1 и нажимной диск 2, к ведомой — ведомый диск 4. Нажимной диск 2 соединен с кожухом 1 упругими пластинами 5 или какой-то другой подвижной связью. Это обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха на нажимной диск и перемещение нажимного диска 2 в осевом направлении при включении и выключении сцепления. Кроме того, во фрикционном сцеплении выделяют группу деталей, осуществляющих включение — выключение и привод сцепления.

Включение сцепления происходит под действием силы, создаваемой пружинами 6, а выключение — в результате преодоления этой силы при повороте рычагов 7 (обычно их три или четыре) относительно точек их крепления к кожуху 7. Рычаги 7 вращаются вместе с кожухом, поэтому для передачи на них воздействия от невращающихся деталей используется муфта выключения с выжимным подшипником 8. Муфта перемещается вилкой 9. К приводу сцепления относят педаль 10, тягу 12, пружину 11, вилку 9.

Если педаль 10 отпущена, то сцепление включено, так как ведомый диск 4 зажат между маховиком 3 и нажимным диском 2 усилием пружин 6. При нажатии на педаль 10 сцепление выключается, так как муфта выключения с подшипником 8, перемещаясь вдоль оси по направлению к маховику, поворачивает рычаги 7 и нажимной диск 2 отодвигается от ведомого диска 4[1].

На рисунке 2 изображен нажимной диск с кожухом в сборе. Существует две основные причины выхода из строя нажимного диска: износ поверхности трения М и износ опорного пояса в месте С.

Рисунок 2 - Нажимной диск с кожухом в сборе 1 - кожух сцепления с пластинами, 2 - диск нажимной, 3 - скоба, 4 - пружина нажимная сцепления, 5 - кольцо упорное, 6 - шайба пружинная, 7 - кольцо стопорное, 8 - болт нажимного диска, 9 - втулка, 10 - кольцо упорное кожуха, 11 - втулка, 12 - болт

Износ поверхности трения нажимного диска оценивается замерами штангенциркулем или высотомером. За величину износа поверхности трения принимается размер между поверхностью нажимного диска, находившейся в контакте с фрикционной накладкой и поверхностью не находившейся в контакте с накладкой. Диски после длительной эксплуатации могут иметь неплоскостность (коробление) поверхности трения,

которое представляет собой коническую поверхность и оценивается с помощью лекальной линейки и щупа (рис. 3).

Рисунок 3 - Замер коробления нажимного диска 1 - лекальная линейка, 2 - нажимной диск, А - величина зазора между поверхностью трения и кромкой линейки, Б - величина износа поверхности трения от контакта с

накладкой, К = А - Б

Величина износа опорного пояса определяется в соответствии с рисунком 4, с помощью шаблона и набора щупов, а также стандартного радиусомера для Я=2,5мм. При размере «И» более 0,2 мм опорный пояс рекомендуется восстановить проточкой конических поверхностей на глубину не более 1 мм с обеспечением размера диаметра К в зависимости от модели диска с плавным сопряжением конических поверхностей радиусом Я=2,5-0,25 мм и с шероховатостью Яа = 2,5 мкм[2].

Рисунок 4 - Определение величины износа опорного пояса 1 - нажимной диск, 2 - шаблон, И - величина износа опорного пояса Таким образом, разработанная диагностика нажимного диска сцепления позволяет выявить степень износа выходящих из строя поверхностей, а также

ремонтопригодность данной детали и способ восстановления сработавшихся частей

диска.

Литература:

1. Назначение и основные виды сцепления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://,^^^аи1;ор1а2та.ги/?р=71 (дата обращения: 27.03.2016)

2. Тимашев В.П., Малинин В.А., Гурылев С.А. Справочное пособие по ТО и ремонту однодисковых сцеплений с диафрагменной пружиной. Ярославль, 2005, 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.