Научная статья на тему 'К вопросу о диагностике гендерных характеристик автора криминалистически значимого анонимного или псевдонимного текста'

К вопросу о диагностике гендерных характеристик автора криминалистически значимого анонимного или псевдонимного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
423
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ТЕКСТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТЕРЕОТИП / ГЕНДЕР / AUTHOR / TEXT / MODELLING / STEREOTYPES / GENDER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Громова Анастасия Викторовна

На основе анализа современных достижений в области гендерной лингвистики и практического опыта работы предложен подход к моделированию гендерных характеристик автора криминалистически значимого текста, основанный на анализе стереотипных представлений автора, нашедших отражение в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Громова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DIAGNOSIS OF GENDER CHARACTERISTICS OF THE AUTHOR OF FORENSICALLY SIGNIFICANT ANONYMOUS OR PSEUDONYMOUS TEXT

In this paper, based on the analysis of current developments in the field of gender linguistics and practical experience there was suggested an approach to the modelling of gender characteristics forensically significant author of the text, based on the analysis of stereotypes website, which is reflected in the text.

Текст научной работы на тему «К вопросу о диагностике гендерных характеристик автора криминалистически значимого анонимного или псевдонимного текста»

УДК 81.38/42

А. В. Громова

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОГО АНОНИМНОГО ИЛИ ПСЕВДОНИМНОГО ТЕКСТА

На основе анализа современных достижений в области гендерной лингвистики и практического опыта работы предложен подход к моделированию гендерных характеристик автора криминалистически значимого текста, основанный на анализе стереотипных представлений автора, нашедших отражение в тексте.

Ключевые слова: автор, текст, моделирование, стереотип, гендер.

Современная наука все больше внимания уделяет исследованию вопросов, связанных с человеком. Не является исключением и такая область человеческой деятельности, как раскрытие и расследование преступлений. Источником информации о личности преступника выступают любые следы, возникающие в процессе его деятельности. Если в качестве следа, оставленного им, выступает письменная или устная речь, отражающая личностные характеристики ее автора, то к ее анализу привлекаются лица, обладающие специальными знаниями в области филологии, лингвистики.

В данной статье рассматриваются особенности проведения автороведческих исследований, описаны подходы к решению диагностических задач по определению гендера автора анонимного или псев-донимного текста, необходимость решения которых связана с формированием оперативно-следственных версий относительно установления неизвестного лица, совершившего противоправные действия (вымогательство, угроза, клевета, мошенничество, экстремизм и др.).

Автороведческие исследования проводятся по материалам нерукописных анонимных или псевдо-нимных текстов, имеющих криминалистическую значимость, - публикациям, письмам, текстам, размещенным в сети Интернет, и другими, зафиксированным на бумажных, фото-, аудио- или видеоносителях. Объектом автороведческого исследования является текст и зафиксированное в нем использование автором языковых средств в процессе коммуникации.

Задачи диагностического характера в рамках производства автороведческих исследований решаются с целью ответа на вопрос о том, какие половозрастные, индивидуально-личностные и другие характеристики неизвестного автора выражены в представленном тексте. Знание данных характеристик в совокупности с результатами иных оперативно-розыскных мероприятий преследует цели определения и/или сужения круга подозреваемых лиц.

Рост «речевых» преступлений (клевета, угроза, вымогательство, экстремизм и др.), развитие каналов передачи информации (сотовая связь, интернет, различные средства аудио- и видеозаписи) ак-

туализируют потребность правоохранительных органов в разработке соответствующего современным реалиям экспертно-криминалистического обеспечения. В 2012 г. на базе Экспертно-криминалистического центра МВД России разработаны методические рекомендации для диагностики индивидуально-личностных характеристик автора текста [1], в которых с опорой на криминалистические традиции и достижения филологических дисциплин текст рассматривается как интеллектуальный след, продукт целенаправленной деятельности, выступающий носителем информации о личности нарушителя. При этом речь идет о текстах, исключающих индивидуализирующие признаки почерка. Новизна указанных рекомендаций заключается как в расширении круга решаемых экспертами вопросов, так и в существенном дополнении подходов к решению типовых диагностических задач по выявлению пола (гендера) и возраста анонимного автора.

Диагностика характеристик автора текста рассматривается как потенциальная модель, проецируемая в результате проведенного экспертом анализа созданного автором текста. В соответствии с задачами данной статьи остановимся более подробно на рассмотрении одного из базовых криминалистически значимых параметров диагностики -определении гендера автора анонимного текста.

В настоящее время существует большое количество работ, направленных на определение языковых особенностей мужского и женского поведения, ставящих целью выявление классифицирующих признаков мужской и женской речи (А. В. Кирилина, М. В. Томская, В. Ф. Енгалычев, В. П. Белянин, Е. С. Ощепкова, Е. В. Константинова, Е. И. Горош-ко, Н. В. Уфимцева и др.). Анализ публикаций в области гендерной лингвистики показывает, что исследователи дифференцируют следующие базовые параметры мужского и женского речевого поведения:

- тематический (женские темы - семья, здоровье, образование; мужские - политика, наука, спорт, профессия);

- коммуникативно-прагматический (женское коммуникативное поведение - ориентация на коо-

перативные стратегии, фатические речевые акты, эмпатию, коммуникативную гибкость; мужское -конкурентные стратегии, коммуникативное лидерство, императивные речевые акты, авторитарность);

- синтаксический (синтаксические особенности женской речи характеризуются наличием подчинительных связей, восклицательных и вопросительных предложений, пассивных, эллиптических и инвертированных конструкций; для мужской речи характерны сложно-сочинительные связи, активные конструкции);

- стилистический (стилистика речи женщин отличается повышенной экспрессивностью, интенсификацией позитивной оценки, концентрацией эмоционально-оценочной лексики и уменьшительных суффиксов; стилистические особенности мужской речи характеризуются концентрацией профессиональной терминологии, стилистически нейтральной и негативной эмоционально-оценочной лексики, инвектив) [2].

Учитывая пограничный характер большинства приписываемых определенному полу языковых проявлений, выявление классифицирующих признаков мужской и женской речи представляет известные трудности. Зачастую проблема многих исследований в области лингвистического изучения гендера заключается либо в недостаточной апелляции к связи речи с когнитивными механизмами, либо, наоборот, в уходе от фактических речевых проявлений в область сознания человека и особенностей его формирования, обусловленных гендером. В связи с этим выявляемые учеными характеристики часто представляются неконкретными или неполными и, как следствие, нерелевантными для практики.

В то же время, несмотря на имеющиеся проблемы, нельзя не признать обоснованность общепризнанного мнения о существовании различий в речевом поведении мужчин и женщин. Проявление признаков, обусловленных полом, отражается на всех уровнях языковой системы, включая компоненты языковой компетенции: от языковой способности до основных механизмов речемыслительной деятельности (порождения, восприятия и понимания высказывания). Научно доказано, что основополагающим фактором появления речевых различий мужчин и женщин оказываются особенности устройства головного мозга, специализация его правого и левого полушарий, их функциональная асимметрия [3].

Гендерные проявления находят свое отражение в адекватных формах поведения и в соответствующих нормах и наборах стереотипов, что также отражается и в речевой (текстовой) деятельности личности. Автор при описании предметов и собы-

тий опирается, с одной стороны, на свое отношение к ним, а с другой - на стереотипные представления о них. Возможность моделирования гендера автора базируется на коммуникативно-когнитивном подходе к тексту, когда языковое значение материализует ментальный образ, когда учитываются корреляции внешнего языкового выражения с представлениями автора, закрепленными в сознании стереотипами.

В современных гуманитарных концепциях стереотипы рассматривают как упрощенные знания, схематические стандартизированные образы или представления об объекте, предмете, ситуации, действии и т. д., обычно обладающие эмоциональной окраской и высокой устойчивостью, которые, тем не менее, претерпевают изменения со сменой поколений. Например, стереотипы о поведении, чертах характера, внешности, событиях, фактах, отношениях между ними и т. д., служащие когнитивными образцами и помогающие человеку адаптироваться в мире и обществе (Е. В. Егорова-Ган-тман, К. В. Плешаков, В. Б. Байбакова и др.). По мнению В. Ф. Петренко, стереотипы, являясь одной из образных, эмоционально насыщенных форм значений, формируются в процессе обучения и развития индивида и поднимаются до уровня системно организованной «имплицитной теории личности» [4].

Таким образом, под стереотипом понимается устойчивое представление, складывающееся как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации (социального опыта), что закономерно проявляется в любой, в том числе текстовой деятельности субъекта. При изучении отношения «автор - текст» речевые единицы рассматриваются в качестве репрезентантов стереотипа. Через вербальное воплощение знаний автора о мире передается индивидуально-авторское восприятие, на которое в известной степени влияет совокупность личностных характеристик и половозрастные установки.

Так как феномен гендерных различий закрепляется набором ролевых стереотипов с присущей им оценочной составляющей, для диагностики гендерного стиля автора необходимо обнаружение в тексте стереотипов, коррелирующих с представлениями о мужском/женском поведении, маркированными социальными предписаниями и ожиданиями.

С учетом базовых социальных ролей, детерминированных половой принадлежностью, а именно: мужчина/женщина, муж/жена, отец/мать, стереотипное восприятие женщины связано с понятием женственности и ассоциируется с зависимостью/ подчинением, физической красотой, сексуальной привлекательностью, эмоциональностью, чувствительностью, заботой о других, замужеством и ма-

теринством. Рядом исследователей подчеркивается, что именно материнство является ключевой ролью женщины, ее предназначением, которое определяет специфику всего остального [6]. Мужчина же в типовом представлении соотносится с понятием мужественности и ассоциируется с силой/ борьбой, интеллектуальным превосходством, рациональностью, агрессивностью, сексуальной активностью, независимостью, властностью и др.

Необходимо отметить, что гендерные характеристики, проявляемые в тексте, претерпевают влияние ряда факторов: уровня социального и культурного развития, принадлежности автора к определенной возрастной группе, условий создания текста, фактора адресата и др., которые определяют наличие и актуализацию тех или иных стереотипов (авторских представлений о реалиях).

Так, известно, что среди маргинальных слоев общества наиболее сложно выделить и разграничить мужские и женские признаки, речь становится схожей и малоразличимой. Однако также установлено (по данным экспериментального исследования Е. И. Горошко), что наименьшие гендерные различия обнаруживаются у лиц с высшим образованием, занятых интеллектуальной деятельностью [5]. Выявлено, что в текстах пожилых граждан, как правило, различия между мужской и женской речью размываются, так как с возрастом снижается интенсивность и динамичность эмоций у женщин, а у мужчин логичность рассуждений подменяется ворчливостью и ригидностью суждений, сближая тем самым женские и мужские признаки в тексте [6].

Создавая текст, автор также всегда ориентируется на читателя. Как указывает Е. Д. Назарова, в существующих гендерных исследованиях вопрос о различиях в поведении мужчин и женщин решается преимущественно в зоне адресанта [2]. Соглашаясь с исследователем, считаем, что доминирующее внимание к говорящему ограничивает возможности выявления гендерных особенностей при коммуникации. Автор для достижения своих це-

лей, как правило, выбирает формальные и содержательные средства с учетом пола реального или моделируемого им адресата.

Исходя из того, что то или иное представление, актуализированное в системе авторских знаний и предпочтений в определенной ситуации и зафиксированное с помощью значений языковых форм, проявляет отношение автора к актуально воспринимаемым объектам, для решения диагностических задач предложен методический подход, основанный на соотношении языковых знаков с реальными знаниями и опытом, которыми обладает автор.

Данный подход базируется на построении ассоциативно-смысловых полей и анализе выраженной авторской модальности внутри каждого из выявленных полей. В ходе данного анализа происходит выделение, оценка и интерпретация представлений автора, зафиксированных с помощью речевых средств, определяется характер авторского отношения к ним, актуализированный в контексте. Например, если при анализе субъективной модальности в выделенном поле «семья» выявлены признаки смягчения неприятной ситуации, отсутствия категоричности, апелляции к эмоциональной сфере адресата, внимания к близким людям, страх потери детей, одиночества, актуализации семейных отношений и их значимости, то они, как правило, соотносятся с представлениями о женском гендере.

Таким образом, анализ субъективной модальности внутри дифференцированных в тексте ассоциативно-смысловых полей позволяет охарактеризовать отношение автора к актуализированным в тексте представлениям о ситуациях или объектах действительности. С учетом корреляции выявленного авторского отношения к определенным реалиям и выраженных в тексте других характеристик (например, возраст, уровень культуры, социальный статус, профессиональные навыки, коммуникативная компетенция, личностные особенности) выдвигается гипотеза о гендерной принадлежности автора криминалистически значимого текста.

Список литературы

1. Назарова Т. В., Ермолова Е. И., Ростовская А. В., Манянин П. А., Громова А. В. Диагностика индивидуально-личностных характеристик автора нерукописного текста: метод. рекомендации. М.: ЭКЦ МВД России, 2012. 151 с.

2. Назарова Е. Д. Гендер адресата как прагматический фактор коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 18 с.

3. Пермякова О. В. Явление гендерной стилизации в современной женской литературе (на материале французского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2007. 19 с.

4. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. 177 с.

5. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского стиля письма // Гендерный фактор в языке и коммуникации: сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 446. М., 1999. С. 44-60.

6. Ермолаев А. К. Моделирование личности по тексту: обобщение опыта оперативно-розыскной работы: автореф. дис. ... филол. наук. Барнаул, 1999. 21 с.

Громова А. В., кандидат филологических наук, эксперт.

Экспертно-криминалистический центр УМВД России по Томской области.

Ул. Елизаровых, 48/10, Томск, Россия, 634012.

E-mail: gromova_85@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.07.2013.

A. V. Gromova

ON THE DIAGNOSIS OF GENDER CHARACTERISTICS OF THE AUTHOR OF FORENSICALLY SIGNIFICANT ANONYMOUS

OR PSEUDONYMOUS TEXT

In this paper, based on the analysis of current developments in the field of gender linguistics and practical experience there was suggested an approach to the modelling of gender characteristics forensically significant author of the text, based on the analysis of stereotypes website, which is reflected in the text.

Key words: author, text, modelling, stereotypes, gender..

References

1. Nazarova T. V., Ermolova E. I, Rostovskaya A. V. Manyanin P. A,. Огогтша A. V. Diagnostics individual’s personal characteristics nerukopisnogo text guidelines. Moscow: Russian Ministry of Internal Affairs Forensic Science Center, 2012. 151 p. (in Russian).

2. Nazarcra E. D. Gender recipient as a pragmatic communication factor: Author. dis. cand. Phil sci.. Science. Moscow, 2009. 18. p. (in Russian).

3. Permjakova O. V. Phenomenon of gender in the modern styling of women’s literature (in French and Russian languages): Author. dis. cand. Phil sci. Science. Perm, 2007. 19 p. (in Russian).

4. Petrenko V. F. Introduction to experimental psychosemantics: a study of forms of representation in ordinary consciousness. Moscow, 1983. 177 p. (in Russian).

5. Goroshko E. I. Features male and female writing style / / Gender in language and communication: Sat Scientific. tr. Moscow State Linguistic University. MY. 446. Moscow, 1999. pp. 44-60 (in Russian).

6. Yermolaev A.K. Modelling personality in the text: the generalization of experience operational and investigative work: Author. dis. cand. Phil sci. Science. Barnaul, 1999. 21 p. (in Russian).

Forensic Center AMIA Russia’s Tomsk region.

Ul. Elizarovykh, 48/10, Tomsk, Russia, 634012.

E-mail: gromova_85@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.