Научная статья на тему 'К вопросу о деятельной сущности человека'

К вопросу о деятельной сущности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1733
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Долгодворов В. А.

Настоящая статья посвящена одной из актуальных проблем философии: проблеме сущности человека. Сущность человека обусловлена его деятельностью, которая представляет собой единый процесс объективации потенций (навыков, знаний, умений, привычек, воли, характера и т.д.) и субъективации искусственного окружающего мира, материальной и духовной культуры. Поэтому главным "богатством", наиболее существенным признаком человека является его нужда в других людях, в опредмеченных сущностях актуального и всех предшествующих поколений людей. Реализуется это богатство в процессе деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельной сущности человека»

К вопросу о деятельной сущности человека В.А. Долгодворов

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. Настоящая статья посвящена одной из актуальных проблем философии: проблеме сущности человека. Сущность человека обусловлена его деятельностью, которая представляет собой единый процесс объективации потенций (навыков, знаний, умений, привычек, воли, характера и т.д.) и субъективации искусственного окружающего мира, материальной и духовной культуры. Поэтому главным "богатством", наиболее существенным признаком человека является его нужда в других людях, в опредмеченных сущностях актуального и всех предшествующих поколений людей. Реализуется это богатство в процессе деятельности.

Abstract. The present paper is devoted to one of the urgent problems of philosophy: to problem of essence of the person. The essence of the person is caused by his activity, which represents joint process of objectivation of potentials (skills, knowledge, habits, will, character, etc.) and subjectivation of the artificial environmental world, material and spiritual culture. The most essential attribute of the person is his need in other people, in subjectivized essence of all previous generations of the people.

1. Введение

Проблема человека, его действительной сущности, особенностей его природы, места во Вселенной, смысла и предназначения его жизни - центральная проблема философии во все времена. Уже в первом приближении к проблеме сущности человека становится очевидной непосредственная связь между его деятельностью и сущностью, которая выступает как высшее проявление движения на социальном уровне. Человек здесь необходимо становится субъектом окружающей действительности; он - главная производительная и потребительная сила.

Человек, являясь субъектом истории, источником деятельности и активности, в то же время есть результат природы и общества, поэтому его сущность всегда проявляется в рамках природной и социальной необходимости. Возникает сложная система взаимосвязей деятельности, необходимости, свободы и активности, причем системообразующим компонентом выступает деятельность человека.

2. Объективные основания человеческой деятельности

Фундаментальным и объективным основанием человеческой деятельности является то, что она есть высшее проявление движения материи, т.е. движения на социальном уровне. Основными характеристиками этого высшего уровня движения являются:

• во-первых, сохранение, удержание в нем в качестве необходимого условия всеобщих закономерностей движения и взаимодействия материальных образований, что обеспечивает взаимосвязь социальной формы движения с движением материи вообще;

• во-вторых, всеобщее свойство материи - отражение - проявляет себя на этом уровне как познавательная деятельность человека (или любой другой социальной системы);

• в-третьих, на этом высшем уровне происходит не только адекватное взаимовлияние материальных объектов, но и такое их взаимодействие, когда источником его выступает социальная система различных степеней общности, от человека до общества в целом, в результате чего происходит превращение этой системы в субъект окружающей действительности;

• в-четвертых, социальная система воздействует на внешний мир новыми, возникшими в ходе социогенеза, присущими ей свойствами, средствами, составляющими в своей совокупности производство материальных и духовных оснований жизнедеятельности этой системы;

• в-пятых, воздействие на окружающую действительность происходит таким образом, что внутренняя природа социальной системы, ее особенности и свойства в той или иной форме и мере подобия, сходства воспроизводятся в окружающей действительности так, что результатом этого взаимодействия является очеловеченная природа, второе "Я" субъекта, искусственный окружающий мир.

Очевидно, что необходимыми условиями существования и развития человеческой деятельности является существование независимого от субъекта внешнего мира. Все эти проявления человеческой деятельности не существуют и не могут существовать обособленно, и ни одна из них, взятая отдельно от других, не может адекватно характеризовать как деятельность, так и сущность человека.

Человек есть часть природы. Однако этот справедливый по сути принцип французских материалистов-просветителей нуждается в существенном дополнении: человек - это особая ее часть. Процессы эволюционных преобразований и перестроек морфофизиологической структуры и психической организации животных предков человека обеспечили высокоразвитым антропоидам биологическую основу для качественно нового, высшего типа взаимосвязи с природой. Эпиморфоз (этот термин ввел в научный оборот академик И.И. Шмальгаузен (1939), обозначив им высшую стадию биологического процесса, которая обеспечила становление человека) завершился переходом приматов на новую ступень развития: антропосоциогенез, при котором социальные закономерности постепенно становятся определяющими.

Поскольку человек есть часть самой природы, ему необходимо удовлетворять свои естественные потребности, осуществлять обмен веществ с природой. Это такая необходимость, выйти за пределы которой человек не может. Однако уже этот обмен происходит различно у животных и людей. К. Маркс писал, что "...продукт животного непосредственным образом связан с его организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту" (Маркс, Энгельс, 1956). Если животное изменяет вещества природы лишь внутри организма, то человек, прежде чем потребить, изменяет природное вещество вне своего организма. Эти внешние изменения происходят таким образом, что человек извлекает из себя и отделяет свои внутренние силы, потенции, т.е. знания, умения, навыки, эмоции, способности, волю, то, что составляет его сущность. Принадлежащие человеку потенции вносятся в объект и опредмечиваются, застывают в нем, превращая одни предметы в другие. Но эти другие уже не являются предметами только природы. Они содержат в себе опредмеченную сущность человека. Продукт его деятельности становится его опредмеченной сущностью, а сущность человека в продукте получает объективное существование. В процессе деятельности происходит объективация сущности человека.

Без процесса опредмечивания, объективации потенции человека не проявляются и, следовательно, лишены реально-действительного существования. Они скрыты в субъекте и потому существуют лишь как реально возможные силы, способности и т.д. Им присущи все закономерности диалектической возможности, в том числе и вероятностные свойства. Без объективации они исчезают, не принося пользы ни самому человеку, ни окружающим его людям. Более того, наличие нереализованных потенций вступает в противоречие с внутренней природой человека, что порождает субъективное состояние неудовлетворенности и, следовательно, несвободы.

Объективация означает процесс освобождения потенций человека от субъективной формы существования, утверждения человека в действительности. При этом осуществление выступает как самоутверждение, ибо объективация есть деятельность самого человека. Такое понимание объективации, во-первых, распространяется на всю совокупность человеческих потенций; во-вторых, оно означает, что в процессе объективации осуществляется сознательное освоение человеком действительности; в-третьих, оно предполагает единство объективации и субъективации.

3. Субъективные основания человеческой деятельности 3.1. Объективация сущности человека

Человек, отделяя от себя и объективируя свои навыки, умения, знания и т.д., не теряет их, не "убавляет" своей сущности, наоборот, закрепляет их, делает их более устойчивыми и совершенными, ибо в процессе опредмечивания объект, сопротивляясь воздействию субъекта, оказывает влияние на субъект и тем способствует его развитию и изменению.

Каждая реализация имеющихся потенций не является простым повторением, а происходит в новых предметных и пространственно-временных условиях, что также способствует совершенствованию потенций. Поскольку в процессе объективации происходит непосредственное общение субъекта со средой, постольку человек познает ее свойства и закономерности и реализует результаты познания во все новых актах деятельности. На основе добытых знаний, умений и навыков человек создает орудия труда и деятельности, которые представляют собой овеществленные сущности людей и служат человеку в качестве проводников его усилий на природу. Орудия труда становятся искусственными органами человеческой деятельности и усиливают его возможность влияния на окружающую действительность, свободного противостояния ей. Следовательно, чем интенсивнее и разностороннее процессы объективации, тем совершеннее становится сущность человека, тем большими возможностями самореализации он располагает. Благодаря этому развитие деятельной сущности человека имеет асимптотический характер.

Объективированные сущности людей приобретают новое свойство: пространственно-временную самостоятельность, что обеспечивает использование результатов деятельности не только непосредственными их субъектами, но и другими людьми и даже следующими поколениями людей. Это превращение человеческой сущности из "в-себе-бытия" в объективированную сущность для себя и других лежит в основе становления и развития всех общественных отношений, в результате чего сама деятельность человека

приобретает социальное качество. Поскольку вещество природы выступает теперь не как непосредственная природная субстанция, а как результат объективации сущностных сил современников и предшествующих поколений, то оно выступает в качестве субстанции общественной. Поэтому деятельность и пользование ее плодами как по своему содержанию, так и по способу существования, носит общественный характер.

Пространственно-временная самостоятельность результатов деятельности, представляющих собой единство природного вещества и объективированных сущностей многих поколений людей позволяет человеку аккумулировать его опыт, силы, знания, навыки, умения, чувства, волю, мысли, что приводит к возникновению целого мира созданных людьми вещей, предметов, процессов, в своей совокупности называемых культурой в широком смысле. Этот мир представляет собой искусственную среду человека, которая постоянно изменяется благодаря взаимодействию ее с естественной природой и субъектами деятельности; она есть искусственное продолжение человеческих органов действия и "чувствования", это универсальный инструмент, универсальное средство, универсальное условие и основание человеческого бытия.

Искусственный мир окружает человека. В то же время искусственный окружающий мир сам окружен природой, погружен в нее. Вклиниваясь между человеком и природой, этот мир не изолирует от нее человека, наоборот, он обеспечивает человеку универсальность общения с естественной природой. И чем более развит этот мир, тем больше "точек соприкосновения" человека с природой, тем успешнее использует человек ее законы в своих целях, тем успешнее противостоит ей, "сотрудничает", "содружествует" с ней.

Но этот мир - не результат деятельности обособленных индивидов. Он есть продукт промышленности и общественного состояния, притом в том смысле, что это исторический продукт, результат деятельности всех предшествующих поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующего, продолжало развивать результат его деятельности, его способ общения с естественной природой.

3.2. Субъективация искусственного окружающего мира

Деятельность человека не может быть односторонним процессом опредмечивания его сущности. Чтобы стать способным к опредмечиванию, человек должен иметь в качестве его внутренних потенций то, что он мог бы опредметить.

Уже в процессе объективации, как мы показали раньше, происходит совершенствование внутренних потенций человека. Однако "уникальность вида Homo sapiens обусловлена тем, - отмечает академик Н.П. Дубинин (Дубинин, 1971), - что, в отличие от животных, этот вид, наряду с генетической программой, имеет вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколении. Эту программу можно назвать программой социального наследования".

Эта вторая, социальная программа наследования закодирована в искусственном окружающем мире (культуре) в его предметах, средствах и условиях деятельности, которые, как мы уже отмечали, с одной стороны - естественно природные явления, а с другой - объективированные сущности прошлых поколений людей. Человек, чтобы стать человеком, должен усвоить эти объективированные сущности, сделать их внутренними для самого себя, освободить их от их предметного носителя, распредметить, субъективировать их.

Социальное наследование представляет собой процесс превращения объективного во внутреннее субъекта. Поэтому такой процесс мы называем субъективацией. Однако понятие "субъективация" шире понятия "социальное наследование". Отражаемый этим понятием процесс субъективации не ограничивается только усвоением социального опыта, но включает в себя и познание субъектом все новых сторон, свойств, закономерностей действительности в результате собственного опыта субъекта.

Механизм усвоения богатства искусственного окружающего мира - это деятельность во всевозможных видах и формах. В процессе деятельности человек использует предметы, средства и условия, его окружающие и необходимо приобретает навыки, знания, умения и т.д., адекватные заложенным предшественниками в искусственном окружающем мире и, таким образом, усваивает, субъективирует сущность своих предшественников. Следовательно, деятельность суть единство опредмечивания, объективации и субъективации, обогащения искусственного окружающего мира (культуры) и человеческой сущности.

Социальное наследование становится возможным и действительным благодаря деятельности и сознанию. В этом процессе выступает человек не как tabula rasa, о которой в свое время говорили стоики, а позже Д. Локк, а несет на себе влияние взаимодействия между индивидом и родом в качестве конечного продукта длинной цепи предшествующих поколений, находит себя в универсальной связи с общественным бытием. (Уже отношения новорожденного ребенка являются социальными отношениями, отношениями не к физическому миру, а к окружающим его людям. А первые предметы, которые он видит вокруг себя - это

опредмеченные сущности других людей, это результат всей предшествующей эволюции человечества, это элемент культуры, искусственного окружающего мира.) Эта неразрывная связь человека с обществом и является тем механизмом, с помощью которого происходит процесс социального наследования, превращения объективного, заключенного в искусственном окружающем мире, во внутреннее его как субъекта.

В свою очередь, сознание есть результат человеческой деятельности. Субъективация есть в то же время процесс становления и развития, совершенствования сознания и познания. Сознание как высшая форма отражения, как результат социально-исторической практики человека, в процессе деятельности обеспечивает ему обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира в идеальных образах, представляет идеальную сторону его деятельности. Благодаря сознанию, человек выделяет себя из окружающей среды и противопоставляет себя ей как субъект. Участие сознания в процессе деятельности означает выработку алгоритмов повторяющихся и подобных видов и форм деятельности, переход от метода проб и ошибок к преимущественно эвристическим методам определения необходимого действия, обеспечивает целеполагание, возможность выбора оптимальных путей и средств достижения цели, возникновение и развитие науки, теоретического осмысления действительности, "превращения" ее в мысль и реализацию идеальных замыслов в действительность в результате практического освоения природы в интересах человека.

Сознание есть средство познания. Чем глубже и всестороннее люди познают закономерности естественной, социальной и собственной природы, тем большими возможностями они располагают для достижения необходимых им результатов. И, наоборот, если знания людей неадекватны объективной действительности, то результаты их деятельности окажутся целиком во власти случайности, а царство свободы может быть отодвинуто на небеса, как это произошло в религиозном сознании.

Познавательная, духовная деятельность человека означает выработку все новых идей, адекватно отражающих не только существующую действительность, но и те ее свойства и взаимосвязи, которые существуют лишь как возможные. В основе такого процесса лежит отражение имеющегося социального опыта, способность сознания к абстрагированию и оперированию абстракциями, в результате чего возникает возможность создавать новые идеи. В выработке таких идей заключается одно из важнейших свойств сознания: его активность, которая позволяет человеку предвидеть будущее и на этой основе создавать реальные цели изменения окружающей действительности, а в практике - превращать возможное в действительное. И в этом смысле "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (Ленин, 1976).

3.3. Подлинное богатство человека

Вместе с тем, создание новых идей и их объективация означает обогащение культуры, расширение подлинного богатства человека. Культура становится не просто совокупностью предметов, но и единством все более совершенствующихся материальной и духовной сторон ее. Формируется, функционирует и развивается общественное сознание, духовная сфера человеческого богатства и деятельности. Духовная деятельность человека выступает средством усвоения социальной программы наследования, и в этом отношении она есть процесс субъективации искусственного окружающего мира, т.е. одна из сторон человеческой деятельности вообще. В сферу духовной деятельности вовлекаются и объекты внешней естественной природы. Однако это вовлечение возможно только средствами искусственного окружающего мира и через этот мир.

Известно, что в процессе опредмечивания человек удваивает себя реально, деятельно, и созерцает самого себя. Такое созерцание самого себя есть самосознание индивида, осознание человеком его собственной природы, своей роли и места в естественной и социальной действительности, оценка своего поведения, мотивов и т.д. Как в свое время сказал М.И. Сеченов, "самосознание дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т.е. отделять все свое внутреннее от привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним - словом, изучать акт собственного сознания", т.е. познавать самого себя. Самосознание и самопознание обеспечивают человеку возможность согласовывать свои действия с требованиями действительности, контролировать свои поступки и ответственность за них как перед различными социальными общностями, так и перед собой. От уровня развития самосознания зависит и осознание человеком своей свободы. Однако идеальные образы сознания и самосознания в значительной части относятся к сфере удовлетворения повседневных, будничных интересов и потребностей индивидуума и его близких. Такое сознание и соответствующее ему самосознание К. Маркс называл обыденным. При этом его уровне люди еще не выходят за пределы "сознания вообще", не становятся сознательными борцами за преобразование природы и общества.

Только поднимаясь до понимания задач класса, общества в целом, до понимания личных и групповых интересов в неразрывной связи с общественными интересами, поднимаясь до понимания необходимости сообразовывать свою деятельность с интересами общества и действием объективных законов общественного развития, человек становится подлинным субъектом истории, творцом, сознательным борцом

за преобразование природы и общества. Такое состояние сознания и самосознания есть высший его уровень, и только при достижении этого уровня деятельность человека становится социально активной и свободной. Но "знание лишь приоткрывает дверь в здание свободы, позволяя заглянуть внутрь, вводит же туда только труд" (Косолапое, 1975).

Деятельность есть процесс, в котором человек реализует свою главную, собственно человеческую потребность: потребность в сущностях других людей. В то же время, объективируя свою сущность через искусственный окружающий мир, он удовлетворяет тем потребность других людей в его опредмеченной сущности. Так возникают собственно социальные отношения, новая социальная организация жизнедеятельности, при которой каждый человек, каждое поколение людей вносит свой вклад в искусственный окружающий мир в процессе его количественного накопления и качественного совершенствования. Следовательно, не естественные потребности, как в учении Платона, не аристотелевский "социальный инстинкт" и не "общественный договор" Ж.-Ж. Руссо, а человеческая деятельность, в процессе которой возникают и реализуются человеческие потребности в объективированных сущностях других людей, лежит в основе возникновения и развития общества. Всякое проявление человеческой жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими - является проявлением и утверждением общественной жизни.

В процессе деятельности возникает и развивается личность человека как его социальное качество, как носитель общественных отношений. Личность человека выступает здесь как диалектическое единство объекта и субъекта истории, ибо как само общество производит человека как человека, так и он производит общество. Поэтому спор о генетической первичности личности и общества не имеет смысла. Как не прав был Аристотель, утверждавший, что "природа государства стоит впереди природы семьи и индивида...", так не правы были Гоббс и Руссо, утверждавшие, что общество вторично по отношению к естественному состоянию людей, которые вынуждены передавать контроль над своими действиями возникшему при этом государству, отчуждая таким образом собственную свободу. В действительности же возникновение общества и личности не имеют генетического первенства. Они возникли и развиваются как результат и условие существование друг друга и деятельности людей.

Человек усваивает не отдельные объективированные элементы сущности, но универсальные знания, навыки, умения, обычаи, традиции, привычки, чувства и т.д., интегрированные в искусственном окружающем мире. Но если усвоенное универсально и носит общественный характер, то так же универсально и общественно то, чем обогащает искусственный мир актуальный человек. Таким образом, он является универсальным субъектом и объектом общественных отношений, и именно в этом смысле следует понимать тезис Маркса о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений, и его положение о том, что общество, какова бы ни была его форма, есть продукт взаимодействия людей, что общество - это сам человек в его общественных отношениях (Маркс, 1956). Деятельность и обусловленные ею потенции есть родовая сущность человека, есть его социальная сущность.

В этой связи очевидна несостоятельность попыток представить дело так, что отвержение мира, отстранение от общества - это и есть в человеке специфическое человеческое. Человек вне общества невозможен. Для того, чтобы быть человеком, ему надо иметь человеческие потребности и человеческие средства их удовлетворения. А это возможно только в процессе деятельности, организованной по-человечески. Последняя всегда есть двуединый процесс объективации своих потенций и субъективации искусственного окружающего мира, представляющего собой опредмеченные сущности всех предшествующих поколений людей. Этот мир - явление общественное, и отношение к нему есть общественное отношение. Для индивидуума вне общества эти условия невозможны, значит, невозможен человек вне общества. Поэтому человек по природе своей есть общественное существо.

Социальное качество человека, его личность как совокупность общественных отношений представляет собой его подлинное человеческое богатство. Действительно богатый человек богат универсальностью своих связей с природой и обществом, богат универсальностью проявления своей деятельной сущности, способностей, производительных сил, творческих дарований, господством как над внешней, так и над своей внутренней природой. А это значит, что он богат своими потребностями, и прежде всего потребностями в других людях, в обмене с ними сущностными силами и свойствами. Действительно богатый человек нуждается во всей полноте искусственного окружающего мира, мира объективированных сущностей других людей, других поколений.

В этом процессе общения-деятельности возникает новая производительная сила, интегрирующая исторически определенные силы индивидуумов, богатство их искусственного окружающего мира, их социальную организацию, их сознание и знание. Эта сила бесконечно увеличивает возможности общения человека с природой, свободного взаимодействия с ней. Она обеспечивает расширенное воспроизводство искусственного окружающего

мира, подлинного человеческого богатства и самой человеческой сущности. Человек получает универсальное средство всесторонней самореализации личности и ее самоутверждения. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится остаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления.

Нет таких высот в развитии личности и общества, где бы завершился этот процесс. Каждое данное состояние есть ступенька к следующему, более совершенному проявлению социальной активности, уровню развития общества и личности. Весь процесс социального развития приобретает асимптотический характер: результат развития и действительное состояние человека и общества бесконечно приближается к постоянно возрастающим возможностям и совершенствующимся идеалам.

Легко заметить, что человеческая деятельность в ее действительном человеческом бытии есть свободная деятельность. В самом деле, такая деятельность есть реализация сущности человека, удовлетворение его человеческой потребности в других людях, их опредмеченных, объективированных сущностях. Она протекает как процесс, в котором познанные (усвоенные, субъективированные) законы естественной природы и искусственной, "очеловеченной" природы планомерно используются человеком для определенных целей, как основанное на познании необходимости господство человека как над самим собой, так и над внешней природой. Как известно, именно такой процесс называется свободой. Очевидно, не каждый индивидуум располагает действительной свободой, но только тот, кто самоосуществляет себя в деятельности.

Свободная деятельность направлена на удовлетворение человеческих потребностей. Следует различать потребности человека и человеческие потребности. Если в первые включаются и биологические потребности, то вторые, как мы отмечали, - это потребности в других людях, которые удовлетворяются в процессе деятельности, направленной на обогащение искусственного окружающего мира, на создание подлинного человеческого богатства, на самореализацию человеческой сущности. При этом биологические потребности в процессе антропосоциогенеза, оставаясь необходимыми, отступают на задний план, а определяющими становятся социальные потребности. Если животное производит лишь под влиянием непосредственной биологической потребности, то человек, в истинном смысле слова, только тогда и производит, когда он свободен от нее.

Однако не удовлетворение потребностей за счет труда других, не отказ от земного бытия, как предлагает религия, не аскетическое ограничение потребностей, с идеей которого выступали Мюнцер, Морелли, Мабли и даже не сведение потребностей к минимуму, на чем настаивали Т. Мор и Г. Уинстенли, обеспечивают освобождение человека от его биологических потребностей. Все эти рецепты ведут к потере человеком его человеческого бытия и подмене подлинного человеческого богатства богатством вещей. В результате вместо подлинной свободы возникает псевдосвобода. Действительное освобождение возможно лишь в процессе активной деятельности. Только этот путь делает человека человеком, субъектом как окружающей, так и своей собственной природы. Только на этом пути человек обретает подлинную свободу как результат и необходимое условие его деятельности.

4. Заключение

Таким образом, сущность человека обусловлена и определяется его деятельностью, которая представляет собой двуединый процесс объективации навыков, знаний, умений, эмоций, физических и духовных усилий, интуиции, воли, характера и т.д. и субъективации искусственного окружающего мира, материальной и духовной культуры. В этом двуедином процессе возникает социальное бытие, бытие человека, различных социальных общностей и общества в целом, а человек является субъектом этого процесса. Человек, чтобы быть человеком, должен удовлетворять свою потребность в опредмечивании себя, своей сущности для себя и людей. Он нуждается в искусственном окружающем мире и эта потребность есть его действительное подлинное богатство. Действительно богатый человек нуждается во всей полноте искусственного окружающего мира. Эта нужда его в других людях, их опредмеченных сущностях есть подлинная человечность. В процессе деятельности человек и реализует это свое богатство.

Литература

Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека. Вопросы философии,

№ 1, с.36, 1971. Косолапов Р.И. Социализм. М., Мысль, с.18, 1975.

Ленин В.И. Субъективная логика или учение о понятии. В кн.: Полн. собр. соч. М., Политическая литература, т.29, с.194, 1976.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1874 года. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е издание,

М., Политиздат, т.42, ч.1, с.41-174, 1956. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Там же, с.565, 1956.

Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.-Л., АН СССР, с.139, 1939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.