Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности субъектов предупреждения экономической преступности, обосновывается, что предупреждением преступлений, в том числе и в экономической сфере является деятельность органов государственной власти, направленная на недопущение совершения преступлений путем их обнаружения и раскрытия, ликвидации причин и условий совершения преступлений, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калинина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ACTIVITIES OF ECONOMIC CRIME PREVENTION ENTITIES

The article deals with the legal regulation of the activities of economic crime prevention entities, justifies that the prevention of crimes, including in the economic sphere, is the activities of state authorities aimed at preventing the commission of crimes by detecting and revealing them, eliminating the causes and conditions of crimes, providing preventive influence on persons with unlawful behavior.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-87-91 © С.В. Калинина, 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Светлана Викторовна Калинина,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности субъектов предупреждения экономической преступности, обосновывается, что предупреждением преступлений, в том числе и в экономической сфере является деятельность органов государственной власти, направленная на недопущение совершения преступлений путем их обнаружения и раскрытия, ликвидации причин и условий совершения преступлений, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственная политика, экономическая преступность, субъекты профилактики, общественная опасность, предупреждение преступлений, обеспечение законности.

ON THE ISSUE OF THE ACTIVITIES OF ECONOMIC CRIME PREVENTION ENTITIES

Svetlana V. Kalinina,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities Law Enforcement Bodies,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotatsiya. The article deals with the legal regulation of the activities of economic crime prevention entities, justifies that the prevention of crimes, including in the economic sphere, is the activities of state authorities aimed at preventing the commission of crimes by detecting and revealing them, eliminating the causes and conditions of crimes, providing preventive influence on persons with unlawful behavior.

Keywords: legal regulation, state policy, economic crime, subjects of prevention, public danger, crime prevention, ensuring the rule of law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Калинина С.В. К вопросу о деятельности субъектов предупреждения экономической преступности. Криминологический журнал. 2021;(1):87—91.

Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 г. [8], согласно которой одной из 25 внутренних угроз экономики страны является преступность, в том числе экономическая.

Формы и виды экономических преступлений многообразны, но особо значимыми среди них выделяются совершенные в финансово-кредитной сфере, во внешнеэкономической деятельности, в сфере потребительского рынка, в области сделок с недвижимостью, а также уплаты налогов и иных платежей (гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности») [2]. На сегодняшний день такая преступность приобретает все большую общественную опасность и их предупреждение является одним из основных направлений государственной политики.

В ряде исследований, посвященных анализу вопросов противодействия преступности, отмечаются

в качестве одной из проблем терминологическая несогласованность и противоречивые интерпретации основных понятий в некоторых законодательных актах: иногда термины «предупреждение», «противодействие» и «борьба» рассматриваются как синонимы [18, с. 45-49].

Понятие «профилактика правонарушений» закреплено в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон) как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Возможно ли применить данное определение к предупреждению преступлений экономической направленности?

Для ответа на этот вопрос, проведем краткий анализ Закона, который содержит определение правонарушения, под которым понимается преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность.

Что же касается сферы экономики, то в этом же нормативном правовом акте указано, что профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; обеспечение экономической безопасности и др. (ст. 6) [4].

Следовательно, если законодатель ставит знак равенства между правонарушением и преступлением в данном Законе, а основное направление профилактики включает в себя предупреждение правонарушений, то можно сделать вывод, о том, что предупреждение экономических преступлений будет содержать такой же комплекс мер, что и профилактика правонарушений.

Субъектами профилактики правонарушений, в соответствии со ст. 5 Закона, являются: федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры Российской Федерации; следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.

Законом определены организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений, конкретизированы полномочия субъектов профилактики правонарушений.

Так, например, в системе федеральных органов исполнительной власти [5] основным субъектом предупреждения экономической преступности будет является Правительство Российской Федерации [1], которое возглавляет всю систему исполнительных органов, а также решает задачи общего руководства: экономикой, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политикой, социально-культурной сферой, обеспечения законности, борьбы с преступностью и др.

В свою очередь, в ведении Министерства финансов Российской Федерации [9] (далее — Минфин России) находятся вопросы бюджетной, налоговой,

страховой, валютной, банковской деятельности, таможенных платежей и др. Следовательно, Минфин России осуществляет функции по контролю и надзору, обеспечения законности и противодействия преступности в данной сфере деятельности, установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, а также выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам [11] и осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

Далее по иерархической лестнице — подведомственная Минфину России — Федеральная налоговая служба Российской Федерации [10] (далее — ФНС России) осуществляют контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства; ведет единый государственный реестр юридических лиц, осуществляет регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств [13] и др.

Как отмечается О.Ю. Исаевым и В.Д. Ларичевым [17] в подготовке этих нормативных актов в ряде случаев принимают непосредственное участие сотрудники МВД России. В настоящее время в структуре Центрального аппарата МВД России действует Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ГУЭБиПК МВД России), осуществляющее в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Следовательно, в предупреждении экономических преступлений участвуют подразделения органов внутренних дел, например, посредством участия в проведении различных проверок совместно с контролирующими органами [12].

Относительно таких субъектов предупреждения экономических преступлений как органы государст-

-^рг-

венной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, стоит отметить, что в пределах своей компетенции они принимают нормативные правовые акты по непосредственному оперативному управлению финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности регионального и местного значения.

Выделенные нами нормативные правовые акты являются лишь частью правовой основы регулирования деятельности субъектов предупреждения экономической преступности, поскольку функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ, государственных программ субъектов, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией данных программ, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений (ст. 29 Закона о профилактике правонарушений). Данные программы разрабатываются с целью реализации основных направлений профилактики правонарушений, утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и приобретают тем самым нормативный, общеобязательный характер [19].

В системе по координации работы по профилактике противодействия преступности, текущей деятельности правоохранительных органов осуществляется вертикальная модель взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации [3] с иными правоохранительными органами, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. В структуре правоохранительных органов прокурор обеспечивает участие представителей Следственного комитета в рамках координационных совещаний в целях обеспечения его участников необходимой информацией о текущей следственной деятельности подразделений Следственного комитета Российской Федерации, контроля хода расследования так называемых резонансных дел, разработки и принятия коллегиальных решений о конкретных способах противодействия преступности (в сфере незаконного оборота наркотиков, экономики, налогообложения) с участием следственных работников Следственного комитета Российской Федерации, в юрисдикцию ко-

торых входит предварительное расследование дел данной категории [16].

Полномочия органов прокуратуры в предупреждении экономической преступности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и выражаются обеспечении надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами и координации деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации [6].

Стоит отметить, что Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», установлена реализация основных направлений профилактики правонарушений, осуществляется посредством применения в соответствии специальных мер профилактики (предупреждения) правонарушений (преступлений) административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений, которые в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность субъектов предупреждения экономической преступности направлена на обнаружение и ликвидацию причин, вызывающих экономические преступления, и условий, облегчающих или способствующих их совершению. Представляется, что более эффективным является не преодоление последствий уже совершенных противоправных действий, а их предотвращение, т.е. превентивная составляющая. Необходим комплексный под-

ход к предупреждению экономических преступлений, включающий в себя взаимодействие всех субъектов системы профилактики правонарушений, что представляется возможным только при высокой степени координации и слаженности их деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ.1996. № 25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

4. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

6. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.

7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

8. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2017, 15 мая.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.

10. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант Плюс».

12. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. 2009, 16 сент.

13. Приказ Минфина России от 30 сентября 2016 г. № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // СПС «Консультант Плюс».

14. Джафаров Н.К., Калинина С.В., Кардашев-ский В.В. и др. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.

15. Административная деятельность полиции: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

16. ЕгоровЮ.В., Соколов Д.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Р.Ш. Валиева // СПС Кон-сультантПлюс.

17. Исаев О.Ю., Ларичев В.Д. Понятие и характеристика основных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики в современных условиях // Общество и право. 2010. № 1.

18.Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. № 8. С. 45-49.

19. Соловьева Ю.И. Профилактика правонарушений // СПС КонсультантПлюс.

Bibliographic list

1. Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 17 dekab-rya 1997 g. № 2-FKZ «O Pravitel'stve Rossiyskoy Fed-eratsii» // SZ RF. 1997. № 51. St. 5712.

2. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // SZ RF.1996. № 25. St. 2954.

3. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 403-FZ «O Sledstvennom komitete Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2011. № 1. St. 15.

4. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy

v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF 2016. № 26 (ch. I). St. 3851.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 9 marta 2004 g. № 314 «O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti» // SZ RF. 2004. № 11. St. 945.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 18 aprelya 1996 g. № 567 «O koordinatsii deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov po bor'be s prestupnost'yu» (vmeste s «Po-lozheniyem o koordinatsii deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov po bor'be s prestupnost'yu») // SZ RF. 1996. № 17. St. 1958.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 9 marta 2004 g. № 314 «O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti» // SZ RF. 2004. № 11. St. 945.

8. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» // Rossiyskaya gazeta. 2017, 15 maya.

9. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 iyunya 2004 g. № 329 «O Ministerstve finansov Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2004. № 31. St. 3258.

10. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 30 sentyab-rya 2004 g. № 506 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Fed-eral'noy nalogovoy sluzhbe» // SZ RF. 2004. № 40. St. 3961.

11. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 21 noyabrya 2011 g. № 957 «Ob organizatsii lit-senzirovaniya otdel'nykh vidov deyatel'nosti» // SPS «Konsul'tant Plyus».

12. Prikaz MVD Rossii № 495, FNS Rossii № MM-7-2-347 ot 30 iyunya 2009 g. «Ob utverzhdenii poryadka vzaimodeystviya organov vnutrennikh del i nalogovykh

organov po preduprezhdeniyu, vyyavleniyu i prese-cheniyu nalogovykh pravonarusheniy i prestupleniy» // Rossiyskaya gazeta. 2009, 16 sent.

13. Prikaz Minfina Rossii ot 30 sentyabrya 2016 g. № 169n «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta predostavleniya Federal'noy nalogovoy sluzhboy gosudarstvennoy uslugi po gosudarstvennoy registratsii yuridicheskikh lits, fizicheskikh lits v kachestve individ-ual'nykh predprinimateley i krest'yanskikh (fermer-skikh) khozyaystv» // SPS «Konsul'tant Plyus».

14. Dzhafarov N.K., Kalinina S. V., Kardashevskiy V.V. i dr. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del: Ucheb. posobiye. M.: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2017.

15. Administrativnaya deyatel'nost' politsii: Ucheb-nik dlya studentov vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2019.

16. Egorov Yu. V., Sokolov D. V Kommentariy k Fed-eral'nomu zakonu ot 28 dekabrya 2010 g. № 403-FZ «O Sledstvennom komitete Rossiyskoy Federatsii» (posta-teynyy) / Pod red. R.Sh. Valiyeva // SPS Konsul'tant-Plyus.

17. Isayev O.Yu., Larichev V.D. Ponyatiye i kharak-teristika osnovnykh sub"yektov preduprezhdeniya pres-tupleniy v sfere ekonomiki v sovremennykh uslovi-yakh // Obshchestvo i pravo. 2010. № 1.

18. Migushchenko O.N. Sistema profilaktiki pravo-narusheniy v Rossiyskoy Federatsii: terminologich-eskaya bessistemnost' // Rossiyskiy sledovatel'. 2017. № 8. S. 45-49.

19. Solov 'yeva Yu.I. Profilaktika pravonarusheniy // SPS Konsul'tantPlyus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.