Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906-1917 гг. )'

К вопросу о деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ / УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / HISTORY OF PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHERS SEMINARIES / TEACHERS INSTITUTES / TEACHER TRAINING COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочурина Светлана Анатольевна

В статье представлены некоторые аспекты истории педагогического образования в России 1906-1917 гг. Показаны основные направления деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров в условиях введения всеобщего начального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ACTIVITIES OF THE EDUCATION MINISTRY IN TEACHER TRAINING (1906-1917)

This paper presents some aspects of the history of teacher education in Russia 1906-1917s. It shows main activities of the Ministry of national education in teacher training in terms of universal primary education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906-1917 гг. )»

УДК 37.014.5(470+571)" 1906/1917"

С. А. Кочурина

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1906-1917 ГГ.)1

В статье представлены некоторые аспекты истории педагогического образования в России 1906-1917 гг. Показаны основные направления деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров в условиях введения всеобщего начального обучения.

Ключевые слова: история педагогического образования, учительские семинарии, учительские институты, педагогические курсы.

Социально-экономическое развитие российского государства в начале ХХ в. явилось ведущей предпосылкой модернизации общего и педагогического образования в России [1]. Проблема подготовки учителей образованным российским обществом стала восприниматься как одна из важнейших и требующих незамедлительного решения. Острая потребность развития системы педагогического образования, как и всей образовательной сферы, обозначилась еще в конце ХК в., но получила широкую поддержку только после начала активного обсуждения вопроса о введении всеобщего обучения.

Постановка Государственной Думой вопроса о введении всеобщего обучения способствовала росту школьной сети в России. В 1909 г. Министерством народного просвещения был составлен план развития начального образования, однако он быстро перестал удовлетворять потребностям времени и темпам школьного строительства. В январе 1911 г. по инициативе Министерства народного просвещения (МНП) в стране была проведена однодневная перепись учебных заведений, на основании которой ведомство приступило к пересмотру прежних и разработке новых планов развития школьного образования. В соответствии с полученными статистическими данными на конец 1915 г. в 1916 г. количество открытых школьных комплектов должно было составить 132 365. В течение следующих 10 лет предполагается открыть еще 103 391 новых комплектов, чтобы их число достигло 235 756 и тем самым приблизилось к реализации задачи по введению в стране всеобщего начального обучения. Также в 1915 г. министерство пришло к выводу о необходимости составления новой программы развития сети высших начальных училищ [2]. В начале 1916 г. такая программа сроком на 10 лет была разработана.

Распространение школ и повышение качества образования требовали изменений в системе подготовки учителей. Интенсивное увеличение чи-

сленности начальных школ повысило дефицит специально подготовленных педагогических кадров. В этом контексте особое внимание необходимо было уделить вопросу подготовки учительских кадров как для уже существующих школ, так и для запланированных к открытию.

Вопрос о подготовке достаточного числа учителей серьезно обсуждался в МНП уже на стадии разработки законопроекта о введении всеобщего начального обучения. По итогам первых заседаний специального Совещания 9 и 16 сентября 1906 г. было сформулировано общее мнение участников по этому вопросу: «Введение всеобщего обучения не должно встретить затруднений в недостатке учителей». Здесь же отмечалось, что «в настоящее время предложение учительского труда превышает спрос на него», а многократный рост числа средних учебных заведений в стране «еще более увеличивает учительский контингент», готовый взять на себя преподавание в начальной школе [3, л. 35 об.].

По всей видимости, до постановки задачи введения всеобщего обучения вопрос о подготовке учителей начальных школ не воспринимался министерством как проблема, требующая специального изучения и планирования. При более детальном разборе основных положений закона на заседании 25 сентября 1906 г. этот вопрос вызвал дискуссию между участниками Совещания. Выяснилось, что МНП не располагает точными сведениями ни о числе вакантных учительских мест, ни о потенциальных возможностях обеспечить эти места правоспособными кандидатами. В ходе дальнейшего обсуждения были выявлены и другие проблемы, касающиеся различных аспектов положения учительства в России. В частности, товарищ министра О. П. Герасимов был вынужден заявить, что «в настоящее время при крайне неблагоприятных условиях учительского труда нельзя жаловаться на безусловный недостаток учителей. В одних местах их много, даже с избытком, в других мало. Вообще же учесть количество учителей раньше

1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Свидетельство МК-3486.2011.6.

введения всеобщего обучения очень трудно. При улучшении положения учителя люди найдутся» [3, л. 46, 46 об.]. Дальнейший обмен мнениями привел к обсуждению уже конкретных вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров. Товарищ министра заверил, что «грандиозных» затрат на развитие педагогического образования не потребуется. Кроме того, МНП предполагает открыть «в скором времени» 17 учительских семинарий. Если спрос на учителей возрастет, то семинарии могут ежегодно делать выпуски не по 20, а по 30 человек. Особые надежды ведомство возлагало на частную инициативу, которая в условиях демократизации российского общества должна была «свободно проявить» себя в деле учреждения специальных педагогических учебных заведений [3, л. 47]. Все эти аргументы были призваны окончательно развеять сомнения участников Совещания в существовании каких бы то ни было серьезных проблем в деле подготовки учительских кадров.

Между тем государственная власть признала важную роль педагогических учебных заведений в системе образования. Число учительских институтов и семинарий после первой российской революции начинает постепенно увеличиваться. Так, если с 1872 по 1907 г. в России были учреждены и сохранялись действующими только 10 учительских институтов, то к 1913 г. их число достигло 33, а в 1915 г. - 43. Количество учащихся учительских институтов выросло с 619 в 1903 г. до 2249 в 1913 г. Число окончивших учительские институты за период с 1875 по 1913 г. составляло 5979 человек [4].

Несмотря на то, что абсолютное число выпускников заметно увеличивалось, потребность в учителях росла значительно быстрее. По переписи 1911 г. убыль учителей начальных училищ достигала 10 %. Среди наиболее распространенных причин, по которым учителя покидали школу за период с 1911 по 1913 гг., были переход на другую службу и в другие ведомства, выход в отставку или поступление в учебные заведения. Женщины чаще всего бросали учительское поприще, выходя замуж. Кроме того, среди причин указывались: поступление на военную службу, по болезни или смерти, по решению администрации, по семейным обстоятельствам, а также «по неизвестным причинам» [5, л. 84].

Образовательный ценз учителей начальной школы не отвечал высоким критериям. К 1911 г. только незначительная доля учителей - около

0.5 % - имели высшее образование, со средним профессиональным и педагогическим образованием (выпускники учительских институтов, учительских семинарий и 8-го класса женских гимназий) числилось 25 134 человека (22 204 мужчины и 2 903 женщины), работали только 16.5 % [6]. Значитель-

ная часть народных учителей (около 50 %) получала право на преподавание ускоренным способом по специальному испытанию - на педагогических курсах или по экзамену на звание народного учителя [5, л. 83]. В городских училищах ситуация была еще более неблагополучной. Нередко преподавателями назначались учителя без требуемого образовательного ценза. Около 83 % составляли учителя с начальным педагогическим образованием или неквалифицированные преподаватели. Если к 1 января 1912 г. среди учителей городских училищ только 45 % имели специальное образование, то уже в 1913 г. таких кандидатов не хватало даже для пополнения «ежегодной убыли в составе учебного персонала городских училищ» [7].

Заметное продвижение в разрешении насущных вопросов педагогического образования началось с вступлением в должность министра народного просвещения графа П. Н. Игнатьева в 1915 г. Для проведения более эффективной политики в образовательной сфере при МНП был создан специальный совещательный орган «из авторитетных деятелей по народному образованию» - Ученый комитет. При нем было организовано Бюро по вопросам средней и начальной школы. Бюро должно было заниматься разработкой законов, учебных программ, положений о правах, званиях учителей средних и начальных учебных заведений, организацией новых учебных заведений (в том числе профессионального характера), педагогических съездов, курсов и др.

Бюро являлось коллегиальным органом, в составе которого были представители различных педагогических организаций и органов управления народным образованием, в том числе представители местных самоуправлений, учителя, заведующие отделами народного образования, депутаты Государственной Думы и т. д. Среди основных вопросов, которые необходимо было разрешить в первую очередь, - задачи всеобщего обучения и строительство школьной системы. В этой связи вопрос о подготовке учительских кадров получил активное обсуждение на съезде попечителей учебных округов, созванном МНП. Министр П. Н. Игнатьев обратил внимание попечителей на принятие необходимых мер по содействию «к скорейшему созданию достаточных кадров народных учителей». Попечителям рекомендовалось направить «все усилия и заботы к улучшению постановки дела преподавания в учительских семинариях и учительских институтах, а также на педагогических курсах» [8].

Таким образом, при гр. Игнатове МНП сделало попытку привлечения к управлению народным образованием «сведущих» людей с целью проведения реформ образования. Были предприняты меры по поиску наиболее приемлемого решения проблемы крайней недостаточности педагогических ка-

дров для нужд народного образования в России. В первую очередь министерство признало темпы развития сети педагогических учебных заведений недостаточными. По официальным подсчетам, чтобы только закрыть вакантные места, необходимо было ежегодно обеспечивать подготовку 23 575 учителей. Для обеспечения школ учителями в предстоящие 10 лет в соответствии с планами введения всеобщего обучения требовалось ежегодно выпускать 11 787 кандидатов на учительские должности в начальные училища. Для этого количество учительских семинарий необходимо было увеличить до 393 при условии, что ежегодный выпуск каждой семинарии должен составлять в среднем 30 учителей. К концу 1915 г. в стране работало только 168 учительских семинарий и школ. Соответственно, за 10 лет требовалось открыть еще 225 педагогических учебных заведений такого типа. Проектируемые показатели развития сети педагогических учебных заведений оказались довольно масштабными.

В условиях Первой мировой войны МНП вынуждено было искать дополнительные меры, которые бы позволили сократить расходы на решение проблемы нехватки учительских кадров и в то же время ускорить подготовку школьных работников. Снизить довольно значительные траты государства на нужды педагогического образования предполагалось путем повсеместного учреждения, наравне с семинариями и институтами, специальных педагогических курсов. Такие курсы создавались с целью ускоренной подготовки учителей начальных и высших начальных училищ. Качество и уровень подготовки слушателей курсов, безусловно, уступали подготовке в специализированных учебных заведениях, но эти меры частично сглаживали остроту проблемы. Число открытых курсов по подготовке учителей начальных училищ должно было составить не менее 150. За счет чего количество семинарий, предполагаемых к открытию, сокращалось с 225 до 180 из расчета, что по числу выпускников 45 семинарий заменят 150 педагогических курсов [5, л. 83, 83 об.].

В результате проведенных министерством статистических исследований в течение предстоящих 10 лет введения всеобщего обучения требовалось ежегодно открывать 18 учительских семинарий и 15 педагогических курсов. По действующему на тот момент штату содержание одной семинарии обходилось государству в 34 800 руб., а содержание курсов - в 6 000 руб. Таким образом, ежегодно дополнительные расходы МНП на развитие сети педагогических учебных заведений только для подготовки учителей начальной школы должны были составить значительную для военного времени сумму - 716 400 руб. [5, л. 83 об.].

Острая потребность в педагогических кадрах заставила МНП пойти на увеличение числа специализированных учебных заведений даже больше расчетного. В 1916 г. ведомство инициирует открытие пяти новых учительских институтов и 25 учительских семинарий. А по плану на 1917 г. министерство посчитало «неотложным открытие... по крайней мере, такого же числа указанных учебных заведений, какое разрешено открыть в 1916 г., т. е. 5 учительских институтов и 25 учительских семинарий». Потребность в открытии такого количества названных учебных заведений объяснялась тем, что «. кандидатами на учительские должности, выпускаемыми наличным институтами и семинариями, министерство не в состоянии заместить учительские вакансии во вновь открывающихся училищах, а равно пополнить естественную убыль в учительском персонале существующих уже учебных заведений» [5, л. 141, 141 об., 142]. Расходы казны на содержание в 1917 г. 48 учительских институтов по смете составляли 1 624 592 рублей. Кроме того, в связи с предполагаемым утверждением новых штатов этих учебных заведений, сумма увеличивалась до 4 242 720 рублей [5, л. 85].

Параллельно Учебное бюро при МНП предпринимало альтернативные меры, которые могли бы способствовать подготовке или привлечению в школы по возможности большего числа учителей. В марте 1916 г. министерство разрешило утверждать в штатных должностях неполноправных учителей высших начальных училищ [9, л. 11]. В мае 1916 г. было принято Положение о курсах для подготовки офицеров к преподавательской деятельности, которые давали возможность комиссованным офицерам получить в короткий срок звание учителя высшего начального училища и занять вакантные должности в школах [9, л. 96, 96 об.]. Бюро пересмотрело действующий закон о праве на получение звания учителя (учительницы) начального училища [9, л. 28]. Дополнительное развитие получило женское педагогическое образование. В связи с широким распространением женских высших начальных училищ было признано необходимым открытие в 1915 г. первого женского учительского института. После чего министерство приступило к разработке специального Положения для таких учебных заведений [10]. Однако все эти меры носили ограниченный характер и не могли существенным образом изменить ситуацию.

К 1917 г. дефицит педагогических кадров только усилился. Большинство воспитанников, окончивших педагогические учебные заведения и подлежащих мобилизации, направлялись вместо классов в военные училища. Тяжелое материальное положение учителей начальной школы в значительной мере сказалось на престиже учительской про-

фессии. Число желающих получить учительскую профессию значительно сократилось, а в некоторых учебных заведениях наблюдался даже недобор учащихся на казенные места.

Эффективное решение проблем подготовки учителей требовало значительного увеличения государственных расходов на улучшение материального положения учителей, изменения штатного расписания, увеличения финансирования и создания хорошей материальной базы профильных учебных заведений и специальных курсов. В условиях военного времени и экономического кризиса это было практически невозможным. Мешали сложности материально-бытового характера: отсутствие средств на аренду зданий, изъятие помещений под воинский постой, плохое обеспечение учебно-методическими пособиями, эвакуация учебных заведений.

Таким образом, несмотря на приложенные усилия и чрезвычайные меры, Министерство народного просвещения в силу ряда субъективных и объективных причин (частая смена руководства, активная внешняя политика России, рост революционного движения в стране, системный кризис образовательной сферы) не сумело своевременно решить ключевые задачи развития педагогического образования. Увеличение числа учительских институтов, семинарий и курсов не могло решить всех проблем подготовки педагогических кадров. План введения всеобщего обучения в России должен был подкрепляться не только расширением сети педагогических учебных заведений, но и серьезными преобразованиями в профессионально-педагогической сфе-

ре. Необходимо было установить преемственность между высшими и педагогическими учебными заведениями, интегрировать систему педагогического образования в общую структуру профессионального и высшего образования путем изменения статуса учительских семинарий и институтов. Одной из главных идей подобной реформы являлось создание стройной системы подготовки учителей путем реорганизации учительских институтов в высшие, а учительских семинарий - в средние педагогические учебные заведения.

Реформирование педагогических учебных заведений должно было стать составной частью общей концепции модернизации всей российской системы образования. Это требовало комплексного решения сопутствующих задач - создания правой базы для широкого участия в решении вопросов народного образования общественных организаций, профессиональных объединений земских и городских учреждений. Для этого необходимо было разработать соответствующее законодательство и провести общероссийскую реформу в области местного самоуправления, унифицировать систему подготовки учителей.

Процесс буржуазной модернизации государства и общества в начале XX в. не смог эффективно разрешить доступными методами проблему качественной и своевременной подготовки учителей для активно развивающейся школьной сети и реализовать все предложенные временем возможности. Вся система образования в России требовала более глубокого и структурного реформирования.

Список литературы и источников

1. Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). Вып. 11 (101). С. 40-56.

2. Составление сети высших начальных училищ. 16 апреля 1915 года // Русская школа. 1915. № 9-10. С. XXI—XXVI.

3. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 186. Д. 2168.

4. Левченко М. И. Учительские институты в дореволюционной России. Магнитогорск, 1949. С. 204—205.

5. РГИА. Ф. 733. Оп. 183. Д. 59.

6. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. М., 1981. С. 64.

7. Малиновский Н. П. Педагогические учебные заведения // Русская школа. 1916. № 10—11. С. 38—39.

8. Съезд попечителей учебных округов // Русская школа. 1915. № 3. С. 47—52.

9. РГИА. Ф. 733. Оп. 211. Д. 14.

10. РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 9. Л. 1 об.

Кочурина С. А., кандидат исторических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 03.10.2011.

S. A. Kochurina

ON THE ACTIVITIES OF THE EDUCATION MINISTRY IN TEACHER TRAINING (1906-1917)

This paper presents some aspects of the history of teacher education in Russia 1906-1917’s. It shows main activities of the Ministry of national education in teacher training in terms of universal primary education.

Key words: history of pedagogical education, teachers seminaries, teachers institutes, teacher training courses.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.