Рудь Всеволод Георгиевич,
соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарской академии МВД России, г Краснодар
К ВОПРОСУ О ДЕТЕРМИНАЦИИ НАСИЛИЯ В ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ИЗУЧЕНИЮ жестокости и агрессии несовершеннолетних, совершающих преступления, уделяли свое внимание многие ученые, которые полагают, что основной потребностью лиц, виновных в совершении насильственных преступлений, выступает защита от агрессии среды 1 , в которой находится ребенок. По мнению других ученых, в случаях преступного поведения несовершеннолених, на первый план выступают потребности в социальном общении, в признании, в безопасности, в сохранении и повышении своего престижа или статуса, в лидерстве, в доминировании2 .
Исследовательский интерес к феноменам агрессии и жестокости у несосершеннолетних определяется высокой социальной значимостью и общественной опасностью преступных посягательств на личность. Преступления против личности входят в группу деяний, которые в криминологической литературе обозначаются как «общеуголовная преступность» и составляют наиболее устойчивую часть преступности. В отличие от других видов правонарушений преступления против личности, совершаемые несовершеннолетними, в большинстве случаев совершаются в области неформального межличностного об-
щения для решения индивидуальных эмоционально значимых проблем в сфере досуга и быта.
Преступления этого вида включают в себя три отдельных группы: - насильственные (убийства, причинения вреда здоровью, истязания, изнасилования и хулиганство); - корыстно-насильственные (разбой, насильственный грабеж); - корыстные (кражи, мошенничество, ненасильственный грабеж).
Статистические данные о состоянии преступности несовершеннолетних в последние годы свидетельствуют об устойчивом росте количества насильственных преступлений. Так, с 1995 по 2001 годы в России доля грабежей, совершенных несовершеннолетними, выросла примерно на треть, разбоев и убийств - почти на половину, фактов причинения тяжкого вреда здоровью - на 30 %3.
Анализ преступности несовершеннолетних за 2003 год в Краснодарском крае также свидетельствует о росте уровня преступности несовершеннолетних, что проявилось в расследовании 2587 преступлений, совершенных лицами моложе 18 лет, что на 35,8 % больше чем в 2002 году (1905 преступлений).
На 19,5 % выросли групповые преступления несовершеннолетних. Обращает на себя внимание увеличение: на 31 % число разбоев и грабежей (с 255 до 334), причинение вреда здоровью на 117,7 %
1 Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М. 1996, С. 126.
2 Барановский Н.А. Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения. Минск. 1993. С.101.; Позднякова М.Е. Неудовлетворенность социальных потребностей - важный фактор наркотизации//Актуальные проблемы девиантного поведения. М., 1995. С. 26.
3 Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М. 2002. С. 104.
165
(с 62 до 135), хулиганства на 51,5 % (с 99 до 150). Обращает внимание увеличение на 12 % убийств, совершенных несовершеннолетними - с 25 до 28, угонов транспорта на 54,7 % (с 75 до 116), а также преступлений, связанных с наркотиками - на 51,5 % (с 136 до 206 случаев).
Количество несовершеннолетних участников преступлений в 2003 году увеличилось в сравнении с 2002 годом на 6 %, т.е. с 2770 до 29481 .
Произошедшие в последние годы количественные и качественные изменения характеристик преступности несовершеннолетних обуславливают необходимость специального криминологического исследования личности современного насильственного несовершеннолетнего преступника.
Так, в результате проведенного криминологического исследования в Азовской, Белореченской и Кизилюртовской воспитательных колониях установлено, что отбывают наказание: за убийства - 11,5 %, разбойных нападений - 20 %, изнасилований - 9,3 %, грабежей - 9,6 %, за причинение тяжкого вреда здоровью 9,6 %, краж - 34,8 % и за совершение других преступлений - 5,2 %.
Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. По нашим исследованиям 53,3 % несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в воспитательных колониях, совершали общественно опасные деяния и в возрасте до 14 лет, так в возрасте 8-11 лет совершали 13 %, в 12-13 лет - 40,3 %. Практика показала, что основными видами преступлений, совершаемыми подростками в школах, являются преступления, связанные с причинением вреда здоровью подростков со стороны их сверстников их сверстников. В течение 2003 года в крае вынесено 476 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении подростков, совершивших преступления, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Следует отметить, что у лиц младшего подросткового возраста насильственные проявления преобладают над корыстными: у 10 -12-летних они оставляют 18,3 % и 13,8 %, а у 13-14-летних - 33% и 27,2 %. Однако у 15-16-летних несовершеннолетних корыстные преступления начинают преобладать над насильственными. В качестве мотивов преступления эти лица называют чаще всего поводы, провоцирующие агрессию, например, допущенную кем-то несправедливость - 20 %, жизненные обстоятельства, обусловившие состояние фрустрации («плохие условия жизни») - 34 %, желание иметь деньги - 21 %, недостаточный контроль со стороны родителей - 22 %, негативное влияние старших лиц - 18 %, зависть - 4 %, затруднились ответить - 1 %.
Виды насильственных преступлений несо-
вершеннолетних отличаются общностью многих характеристик и главное сходство их в корнях форми-рова-ния и дальнейшего развития. Несмотря на то, что их удельный вес в общей структуре преступности несовершеннолетних не очень велик, степень тяжести и общественной опасности этих деяний, угрожающих наиболее значимым общественным ценностям - жизни, здоровью и безопасности людей, определяют актуальность изучения данной категории преступлений несовершеннолетних. Так, проводя исследования данной категории несовершеннолетних, анализируя их жизненный путь и биографические данные, особенности и условия семейного воспитания, в которых приобретался первичный опыт агрессивного взаимодействия, приходим к выводу, что факторы семейного неблагополучия способствовали формированию жестокости и агрессивности у многих несовершеннолетних. К их числу также можно отнести нравственную и эмоциональную обстановку в семье, ее конфликтность. Наблюдая насилие, испытывая его на себе, подростки усваивают эти образцы поведения, приобретают убежденность в их эффективности, но пока еще на только вербальном уровне. Но личностное практическое освоение этих моделей поведения осуществляется в вырабатывании привычек, навыков и стереотипов и главным образом в неформальной обтановке.
Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, там же отрабатываются и технические приемы агрессивного взаимодействия. Однако наиболее распространенной сферой реализации агрессии у подростков является не собственные неформальные группировки, а анонимные или случайные общения с лицами более слабыми по возрасту, силе и беззащитности. Мотивами такого поведения несовершеннолетних является самоутверждение, групповая солидарность. Нейтрализация данных мотивов возможна, по нашему мнению, только правовым воспитанием общества и индивидуальным подходом к самим подросткам
Соотношение личностных и ситуационных факторов и их роль в детерминации агрессивно-насильственных преступлений несовершеннолетних имеет непосредственно важное значение при определении и вынесении наказания за совершенные ими преступления, что по нашему мнению, должно быть отражено взаимосвязано в уголовном и уголовно-процессуальном законах. Сложившаяся в настоящее время ситуация в России не позволяет говорить о реальном снижении в ближайшее время криминальной активности несовершеннолетних. Кроме неблагоприятных социально-экономических факторов, к этому выводу позволяют прийти и социально-демографические изменения в подростковой среде.
1 Отчет о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году. Краснодар. 2004. С. 45.
166
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2004 • №4(6)