К вопросу о дефиците казны Приморского края Худоногова А. В.
Худоногова Анна Вячеславовна /Khudonogova Anna Vjacheslavovna - студент, кафедра финансов и кредита, экономический факультет,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: предметом исследования является состояние бюджета Приморского края. Статья составлена с целью рассмотрения бюджета региона, а также необходимостью обозначить пути решения некоторых проблем, с которыми столкнулась казна Приморья.
Ключевые слова: дефицит, бюджет, кредит, расходы, рост расходов, покрытие дефицита, планирование бюджета.
Основная проблема бюджета Приморского края состоит в том, что в 2015 году его дефицит бюджета составит более 7 млрд. рублей, за 2014 год дефицит увеличился на 1,7 млрд. рублей. Выросли расходы на образование, преподавательскую сферу и здравоохранение [4].
Администрации края провела проверку и выявила неэффективное расходование бюджетных средств в муниципалитетах, и это привело к тому, что треть территорий края столкнулась с нехваткой субвенций для выплаты заработной платы [1].
Как сообщила директор департамента финансовых ресурсов Приморья Татьяна Казанцева, в связи с таким положением планируется покрыть дефицит за счёт кредита, взятого у кредитных организаций на сумму 10 млрд. рублей или более. Также возможна ситуация взять в долг у федерального центра 6 млрд. рублей.
Период погашения кредитов должен закончиться не позднее 26 ноября 2015 года.
Как отметил депутат комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания Приморского края Александр Бехтер, на следующий год бюджет будет социально ориентирован, а также обещает быть очень напряженным. Финансирование таких сфер, как образование и здравоохранение, только увеличится, - сообщил парламентарий [1].
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский одобрил большинство предложений комитета по социальной политике и защите прав граждан и ряд поправок комитета по продовольственной политике и природным ресурсам, - отметила заместитель директора департамента финансовых ресурсов Наталья Снитко [1].
По программе «Развитие здравоохранения в Приморском крае» планируется рост финансирования на 315 млн. рублей. В общем, увеличены расходы на 305 млн. рублей. Также сумма в размере 150 млн. рублей пойдёт на закупку и установку модульных фельдшерско-акушерских пунктов.
Намечается рост расходов на строительство и ремонт больниц, а именно Дальнегорская центральная районная больница- 40 млн. рублей, строительство детской поликлиники в Большом камне - 10 млн. рублей, помимо этого, на оказание высокотехнологичной помощи пойдёт 20 млн. рублей, на содержание вертолётов санавиации - 50 млн. рублей, на приобретение медицинского оборудования - 93 млн. рублей.
В сфере образования планируется увеличить расходы на 216 млн. рублей, выплаты за рождение третьего ребёнка на 50 млн. рублей, поддержку сельского хозяйства планируется пополнить суммой в 100 млн. рублей.
Некоторые расходы связаны с созданием ведомств в администрации Приморского края. В связи с этим на содержание нового департамента туризма необходимо дополнительно потратить 13 млн. рублей, а также потребуется 15 млн. рублей в связи с появлением туристического информационного центра [4].
Есть утверждённый план мероприятий, который гласит, что относительно доходов:
- проведен анализ действующих в настоящее время налоговых ставок по налогу на транспорт, по результатам которого подготовлен проект закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Приморского края «О транспортном налоге», в соответствии с которым предполагается увеличение ставок;
- разработан проект закона Приморья «О внесении изменений в Закон Приморского края «О патентной системе налогообложения на территории Приморского края», предусматривающий увеличение размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности;
- проходит подготовка законопроекта относительно перехода на исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества от кадастровой стоимости;
- решено в 2014-2015 годах выделять на выплату дивидендов не меньше 25 процентов чистой прибыли акционерных обществ, которая рассчитывается по показателям консолидированной финансовой отчетности, относительно акционерных обществ, у которых акции хранятся в собственности Приморского края, а с 01 января 2016 года - не менее 35 процентов.
Каждый год Администрацией края оценивается эффективность льгот, которые установлены региональным законодателем.
В части расходов:
- с целью оптимизации расходов краевого бюджета, Администрация края поставила задачу по их снижению при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных потребностей Приморского края в размере не менее 5 процентов;
- с целью оптимизации расходов краевого бюджета, предусмотренных на содержание и осуществление деятельности органов исполнительной власти Приморского края, Администрация края провела анализ полномочий и функций, исполняемых органами исполнительной власти Приморского края, чтобы выявить и ликвидировать избыточные и аналогичные, а также возможности передачи отдельных функций органов исполнительной власти для осуществления подведомственными краевыми учреждениями.
При создании проекта бюджета на 2015 год и на будущий период 2016 и 2017 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики необходимо уделить особое внимание решению таких основных задач как:
1. Обеспечение долгосрочной стабильности и устойчивой бюджетной системы Приморского края как основного принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, установленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Обеспечение долгосрочной стабильности и устойчивой бюджетной системы Приморья, реалистичности бюджета, увеличение эффективности распределения денежных средств в бюджете необходимо для обеспечения макроэкономической устойчивости, сбалансированного экономического роста, повышения уровня климата для инвестирования, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, роста уровня жизни населения, для тесной увязки стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями.
Чтобы решить данные задачи, необходимо найти возможности для повышения качества и объективности построения плана бюджетных ассигнований и доходов бюджета.
2. Оптимизация структуры расходов краевого бюджета.
Использование возможностей для увеличения общего объема расходов краевого бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года задач и создающих условия для экономического роста.
Главными источниками на сегодняшний день приходятся:
- деятельное использование механизмов частно-государственного партнерства, которые позволяют привлечь инвесторов и услуги частных компаний для решения государственных задач;
- повышение эффективности бюджетных расходов в общем, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных работников.
3. Развитие программных и целевых управленческих методов.
Государственные программы Приморья должны стать основным механизмом. С его помощью увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Конечная эффективность «программных» бюджетов зависит от качества государственных программ, контрольных механизмов за их реализацией.
Доля государственных программ Приморского края нуждается в доработке. Для начала необходимо обеспечить взаимосвязь установленных целей и ограничений по бюджету, их увязку с главными параметрами оказания государственных услуг, использование всего ассортимента регулятивных инструментов.
Таким же принципам должны соответствовать другие программно-целевые механизмы, а именно «дорожные карты» изменений в социальной сфере, которые должны быть скоординированы по срокам реализации модернизационных мер, объемам финансирования и темпам достижения целевых показателей по оплате труда.
Государственные программы Приморского края будут устанавливать общие требования к определению механизмов взаимодействия органов государственной власти Приморского края и органов самоуправления на местах.
В условиях подготовки и рассмотрения плана краевого бюджета
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов необходимо правильно выявить приоритеты, также еще раз дать оценку содержанию государственных программ Приморского края, доработать при необходимости, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями краевого бюджета, и только после этого утвердить.
Рис. 1. «Социальный бюджет Приморского края на 2015 год» [5]
4. Улучшение системы внутреннего контроля с изменением его ориентации на оценку и аудит
эффективности
исполнения
государственных
программ.
5. Повышение прозрачности
бюджетов и
бюджетного процесса.
Гражданам необходимо знать, куда направлены налоги, которые они
уплачивают. Это
требует высокого уровня прозрачности
бюджета и бюджетного процесса.
В соответствии с этими целями необходимо продолжить создание интернет-портала «Управление общественными финансами», на котором будет выкладываться систематизированная важная информация о формировании и исполнении бюджета Приморского края.
6. Улучшение межбюджетных отношений.
Из-за расширения типов муниципальных образований возникает задача совершенствования методик распределения межбюджетных трансфертов, при этом сохраняя уже достигнутые принципы прозрачности и справедливости работающего краевого законодательства в этой части [3].
Кроме того, в части предоставления субсидий муниципальным образованиям, ставится задача внедрения основного принципа эффективного финансового менеджмента - осуществлять расходы (передачу субсидий муниципальным образованием) непосредственно в момент их возникновения.
По словам В. Усольцева, первого вице-губернатора Приморского края по вопросам финансов, департаментами проведена оптимизация расходов и качественное управление средствами краевого бюджета, что позволило сократить расходы и обеспечить экономию в условиях осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд [2].
В итоге, бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни в Приморском крае, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития края.
Согласно проекту бюджета на 2015 год, предложено утвердить следующее: доходы бюджета - 80,8 млрд. рублей (+3,53 % к уровню 2014 года), расходы - 86,3 млрд. рублей (-3,16 %), дефицит запланирован на уровне 6,8 %, что в абсолютном выражении составит 5,5 млрд. рублей (-49,81 % к уровню 2014 года) [1].
Литература
1. [Электронный ресурс]: Региональное информационное агентство PrimaMediaMedia, новости финансов. Режим доступа: http://primamedia.ru/news/economics/10.ll.2014/399675/primore-zaymet-u-bankov-bolee-10-mlrd-rubley-na-pokritie-defitsita-byudzheta-v-201.html (Дата обращения 28.04.2015).
2. [Электронный ресурс]: Новости, Дальневосточный Федеральный округ. Режим доступа:
http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=567989&sec=1671 (Дата обращения 27.04.2015).
3. [Электронный ресурс]: Портал управления общественными финансами. Режим доступа:
http://ebudgetprimorsky.m/Show/Content/3 (Дата обращения 27.04.2015).
4. [Электронный ресурс]: Новости экономики. Режим доступа:
https://news.mail.m/imegions/fareast/25/ecommics/20338643/ (Дата обращения 28.04.2014).
5. [Электронный ресурс]: Приморская газета. Бюджет Приморского края на 2015 год: социальные расходы в цифрах. Режим доступа: http://primgazeta.ru/news/the-budget-of-the-primorsky-territory-for-2015-social-spending-in-figures (Дата обращения 29.04.2015).