DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_268
К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ И ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ON THE DEFINITION AND THE LEGAL NATURE OF FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY
ЧУЕВА Арина Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». E-mail: [email protected];
Chueva Arina Sergeevna,
Ph.D., Assistant Professor of Administrative and Financial Law at kuban State University. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье приводятся существующие в научной доктрине понятия финансово-правовой ответственности, аргументируется собственное мнение автора по поводу дефиниции данной правовой категории (в широком и узком смыслах), рассматриваются ее особенности, правовая природа, подвиды, делается акцент на тесное взаимодействие института финансово-правового принуждения, в том числе финансово-правовой ответственности с институтом финансового контроля.
Abstract: the article presents the concepts of financial and legal responsibility existing in the scientific doctrine, argues the author's own opinion on the definition of this legal category (in a broad and narrow sense), considers its features, legal nature, subspecies, and focuses on the close interaction of the institute of financial and legal coercion, including financial and legal responsibility with the institute of financial control.
Ключевые слова: юридическая ответственность, финансово-правовая ответственность, государственное принуждение, финансово-правовое принуждение, финансовый контроль.
Keywords: legal responsibility, financial and legal responsibility, state coercion, financial and legal coercion, financial control.
Дата направления статьи в редакцию: 18.12.2020
В теории права под юридической ответственностью традиционно понимается обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпеть меры государственного принуждения на основании соответствующих нормативных предписаний [3]. Следовательно, юридическую ответственность нельзя рассматривать «в отрыве» от государственного принуждения, так как она является его частью, одной из его правовых форм.
Важно одно - основная цель юридической ответственности заключается в охране правопорядка в обществе и государстве, охране каждой отдельно взятой личности, ее прав и свобод от противоправных посягательств.
Действительно, государственное принуждение это явление государственное, так как напрямую сопряжено с государственной властью. Кроме того, государственное принуждение имеет правовую форму, что находит свое выражение в аспекте правоприменительной деятельности. Однако в финансовом праве принуждение имеет свою специфику.
Так, под финансово-правовым принуждением следует понимать оказание воздействия уполномоченными органами государства (их должностными лицами) на поведение участников финансово-правовых отношений в бюджетной, налоговой, банковской сферах, а также в сфере обязательного социального страхования посредством применения к ним мер принудительного характера, содержащихся в санкциях финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них (участников финансово-правовых отношений) неблагоприятных последствий имущественного, либо организационного характера с целью борьбы с правонарушениями и их отрицательными последствиями, а также охраны общественных отношений в области финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Как видно, финансово-правовое принуждение явление комплексное, так как включает в себя меры принуждения, создающие условия для работы финансово-правового механизма в различных областях.
На наш взгляд, ни одна отрасль права, и финансовое право в этом плане не исключение, не может обойтись без государственного принуждения и без наличия собственного самостоятельного соответствующего института юридической ответственности.
В то же время, следует отметить что, несмотря на широкое использование термина «финансово-правовая ответственность» в юридической литературе, а также значимость данного вида юридической ответственности в «судьбе» такого правового государства, каким является Российская Федерация, к сожалению, в современном российском законодательстве определение данной категории отсутствует. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, неимением общего системного акта, в котором бы закреплялись положения нормативного характера, имеющие отношение одновременно ко всем подвидам финансово-правового принуждения, в том числе ответственности. Потому, на сегодняшний день, вопрос о природе финансово-правовой ответственности является одним из дискуссионных среди представителей науки финансового права.
Полагаем, что в настоящее время назрела необходимость обособления финансово-правовой ответственности в отдельный (самостоятельный) вид юридической ответственности. В то же время, мы отдаем себе отчет в том, что данный процесс достаточно трудоемкий, требующий обоснования, так как термином «финансово-правовая ответственность» обозначается также группировка ее
Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
подвидов, среди которых:
• ответственность за нарушение бюджетного законодательства (бюджетная ответственность);
• ответственность за нарушение налогового законодательства (налоговая ответственность);
• ответственность за нарушение банковского законодательства;
• ответственность в сфере обязательного социального страхования.
Учитывая, что в научной и учебной юридической литературе отсутствует единство мнений относительно определения понятия и видов юридической ответственности, все же такие ее виды, как уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская являются в достаточно полной мере исследованными и разработанными [8]. В связи с этим, далее нами будет предпринята попытка сформулировать понятие финансово-правовой ответственности, а также выделить ее основные черты как самостоятельного правового явления. Однако, прежде, считаем целесообразным рассмотреть наиболее авторитетные трактовки категории «финансово-правовая ответственность», существующие в научной доктрине.
Итак, по мнению Н.И. Химичевой финансово-правовая ответственность представляет собой ограничение прав лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с совершением финансового правонарушения в целях наказания нарушителя субъективных интересов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения им иных правонарушений [6].
С.В. Запольский определяет финансово-правовую ответственность как форму государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, заключающуюся в применении компетентными органами государственной власти к правонарушителю финансово-правовых норм обременений имущественного характера [4].
В своей монографии «Дискуссионные вопросы теории финансового права» данный ученый отмечает следующее: «В науке финансового права предприняты неоднократные попытки сформулировать концепцию финансово-правовой ответственности. При этом разные авторы своеобразно подходят к масштабу этой ответственности, включая в нее все, вплоть до уголовной ответственности за вред финансовому хозяйству. С позиций конструкции финансовых обязательств представляется, что меры иной отраслевой принадлежности оправданы только тогда, когда само вменяемое в вину действие должника существенно превышает пределы самодействия, установленные налоговым, бюджетным, банковским законодательством, а до этого предела должны применяться секундарные полномочия контрагента другой стороны в финансовом обязательстве. В целом водоразделом должен служить характер правонарушения, а именно какой правовой интерес пострадал: публичный или частный» [1]. С подобной точкой зрения С.В. Запольского вряд ли стоит не согласиться.
Продолжая наше исследование, отметим, что А.Ю. Ильин под финансово-правовой ответственностью понимает применение к правонарушителю мер государственного принуждения - санкций, установленных финансово-правовыми нормами [2].
По мнению Е.М. Ашмариной под финансовой ответственностью понимается вид юридической ответственности, представляющий собой совокупность общественных отношений, возникающих между государством, в лице его специальных органов, и правонарушителем вследствие совершения последним виновных действий (бездействия), за которые полагается претерпевать соответствующие неблагоприятные последствия денежного характера (финансовые санкции), установленные финансовым законодательством [5].
На основании вышеизложенного представляется возможным выделить следующие признаки финансово-правовой ответственности.
Во-первых, она представляет собой форму государственного принуждения, так как реализация властных полномочий осуществляется через уполномоченные органы власти (их должностных лиц).
Во-вторых, наступает в случае совершения финансового правонарушения (т. е. противоправного деяния, которое является следствием несоблюдения финансово-правовых норм).
В-третьих, материализуется в форме правового отношения, которое, как правило, является следствием обнаружения финансового правонарушения.
В-четвертых, реализуется в соответствии с закрепленным на законодательном уровне процессуальным порядком.
В-пятых, ее целями являются: охрана правопорядка в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; восстановление социальной справедливости; наказание правонарушителя; предупреждение совершения финансового правонарушения вновь (как субъектом, уже совершим его, так и иными лицами).
В-шестых, отличается своим субъективным составом. Речь идет о физических и юридических лицах как субъектах финансово-правовой ответственности.
Определившись с признаками финансово-правовой ответственности, считаем целесообразным сформулировать ее дефиницию.
Итак, на наш взгляд, данную правовую категорию представляется возможным рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
Так, в широком смысле, под финансово-правовой ответственностью предлагаем понимать обязанность претерпевания лицом,
совершившим противоправное деяние, являющееся следствием несоблюдения финансово-правовых норм в бюджетной, налоговой, банковской сферах, а также в сфере обязательного социального страхования и выражающееся в совершении виновных действии (бездействия)), неблагоприятных правовых последствий, установленных финансовым законодательством.
В узком смысле, финансово-правовая ответственность представляет собой применение к лицу, совершившему финансовое правонарушение санкций нарушенной финансово-правовой нормы.
Санкция, как структурный элемент нормы финансового права, традиционно характеризует правовые последствия, которые наступят для субъекта в случае ее нарушения. Иными словами, санкция это, так называемая, «обратная связь» государства на нарушение финансового законодательства, форма его (государства) реагирования.
В заключение, считаем необходимым отметить, что при исследовании вопроса, касающегося теоретико-правовых аспектов финансово-правовой ответственности, нельзя оставить без внимания институт финансового контроля, так как применение финансово-правового принуждения, в том числе финансово-правовой ответственности, обусловлено, прежде всего, результатами контрольной деятельности уполномоченных субъектов.
Так, финансовый контроль представляет собой урегулированную соответствующими нормами права деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных органов, организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленную на проверку соблюдения законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и точности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных, иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера [7].
Особая значимость финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:
• соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной (местной) власти, а также предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;
• экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства (муниципальных образований).
Наконец, основными целями финансового контроля являются следующие:
• выявление незаконного использования денежных средств;
• соблюдение финансовой дисциплины;
• выявление, пресечение и предупреждение незаконных действий (бездействий), связанных с оперированием денежных средств;
• принятие мер, направленных на устранение нарушений, которые были выявлены в процессе осуществления финансового контроля.
Библиография:
1. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография. М., 2008. С. 131-132.
2. Ильин А.Ю. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 82.
3. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4-е изд., М., 2013. С. 425.
4. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / С.В. Запольский [и др.]; под общ. ред. С.В. Запольского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 160.
5. Финансовое право. Практикум: учебное пособие для вузов / Е.М. Ашмарина [и др.]; под ред. Е.М. Ашмариной, Е.В. Тереховой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. С. 41.
6. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 174.
7. Чуева А.С., Агабабян В.Э. Научно-теоретические подходы к разработке дефиниции «финансовый контроль» // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов, по материалам VI международной научно-практической конференции 10 декабря 2017 г. Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2017. С. 54-57.
8. Чуева А.С., Шапиро И.В. К вопросу о понятии и особенностях муниципально-правовой ответственности (ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления) // Всероссийский научный журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Издательство: Наука и образование (Краснодар), 2019. № 8. С. 123.
References (transliterated):
1. Zapol'skij S.V. Diskussionnye voprosy teorii finansovogo prava: monografiya. M., 2008. S. 131-132.
2. II'in A.YU. Finansovoe pravo: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / A.YU. II'in, M.N. Kobzar'-Frolova, I.G. Leneva, V.A. YAgovkina; pod red. A.YU. Il'ina. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2014. S. 82.
3. Rasskazov L.P. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd., M., 2013. S. 425.
4. Finansovoe pravo: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / S.V. Zapol'skij [i dr.]; pod obshch. red. S.V. Zapol'skogo. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2017. S. 160.
5. Finansovoe pravo. Praktikum: uchebnoe posobie dlya vuzov / E.M. Ashmarina [i dr.]; pod red. E.M. Ashmarinoj, E.V. Terekhovoj. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2020. S. 41.
6. Finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. N.I. Himicheva. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Norma: INFRA-M, 2012. S. 174.
7. CHueva A.S., Agababyan V.E. Nauchno-teoreticheskie podhody k razrabotke definicii «finansovyj kontrol'» // Nauka Rossii: celi i zadachi. Sbornik nauchnyh trudov, po materialam VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 10 dekabrya 2017 g. Izd. NIC «L-ZHurnal», 2017. S. 54-57.
8. CHueva A.S., SHapiro I.V. K voprosu o ponyatii i osobennostyah municipal'no-pravovoj otvetstvennosti (otvetstvennosti organov i dolzhnostnyh lic mestnogo samoupravleniya) // Vserossijskij nauchnyj zhurnal: Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Izdatel'stvo: Nauka i obrazovanie (Krasnodar), 2019. № 8. S. 123.