Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ'

К ВОПРОСУ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / СВОБОДЫ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афзалетдинова Гульнара Хасановна

В статье проанализировано соотношение публичных и частных интересов при введении чрезвычайного положения с общетеоретических позиций (в случае возникновения угроз безопасности государства: попытках насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, массовых беспорядках и другие), с целью достижения баланса в правовом регулировании. Обосновывается законность и необходимость временного ограничения прав и свобод граждан, затрагивающих частные интересы. Целью данной статьи выступает научное осмысление и анализ используемых правовых средств, применяемых при введении чрезвычайного положения. Задача, разрешаемая автором, состоит в определении сущности и выявлении признаков вышеуказанных разновидностей правовых режимов, направленных на защиту публичных и частных интересов при введении чрезвычайного положения. Проанализированы нормы федерального законодательства, Постановления Конституционного Суда РФ, содержащие исключительные режимы, выступающие разновидностью правовых режимов. Автором статьи использованы общенаучные и специальные методы познания. Теоретико-правовое исследование использования правовых средств при введении чрезвычайного положения позволит не допустить нарушения и умаления прав и свобод человека и гражданина, окажет помощь в законотворческой и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EMERGENCY POSITION AS A VARIETY OF EXCLUSIVE LEGAL REGIMES

The article analyzes the correlation of public and private interests when imposing a state of emergency (in case of threats to the state’s security: attempts to change the constitutional system of the Russian Federation violently, riots and others), with the aim of achieving a balance in legal regulation and social justice. It justifies the legality and the need for a temporary restriction of the rights and freedoms of citizens affecting private interests. The purpose of this article is the scientific understanding and analysis of the legal means used in the introduction of a state of emergency. The task solved by the author is to determine the nature and identification of signs of the above varieties of legal regimes aimed at protecting public and private interests during the introduction of a state of emergency. The norms of federal legislation, the Decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation, containing exceptional regimes, acting as a kind of legal regimes, are analyzed. The author of the article used general scientific and special methods of cognition. A theoretical and legal study of the use of legal means in the introduction of a state of emergency will prevent violations and derogations of the rights and freedoms of man and citizen, and will assist in lawmaking and law enforcement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ»

1.5. К ВОПРОСУ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ

КАК РАЗНОВИДНОСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Афзалетдинова Гульнара Хасановна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра криминалистики. E-mail: a.gulnara1303@gmail.com

Аннотация: В статье проанализировано соотношение публичных и частных интересов при введении чрезвычайного положения с общетеоретических позиций (в случае возникновения угроз безопасности государства: попытках насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, массовых беспорядках и другие), с целью достижения баланса в правовом регулировании. Обосновывается законность и необходимость временного ограничения прав и свобод граждан, затрагивающих частные интересы. Целью данной статьи выступает научное осмысление и анализ используемых правовых средств, применяемых при введении чрезвычайного положения. Задача, разрешаемая автором, состоит в определении сущности и выявлении признаков вышеуказанных разновидностей правовых режимов, направленных на защиту публичных и частных интересов при введении чрезвычайного положения. Проанализированы нормы федерального законодательства, Постановления Конституционного Суда РФ, содержащие исключительные режимы, выступающие разновидностью правовых режимов.

Автором статьи использованы общенаучные и специальные методы познания. Теоретико-правовое исследование использования правовых средств при введении чрезвычайного положения позволит не допустить нарушения и умаления прав и свобод человека и гражданина, окажет помощь в законотворческой и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: права, свободы, законные интересы, исключительные режимы, публичные интересы, частные интересы.

TO THE QUESTION OF EMERGENCY POSITION AS A VARIETY OF EXCLUSIVE LEGAL REGIMES

Afzaletdinova Gulnara Khasanovna, PhD at Law. Position: senior lecturer. Place of employment: Ufa Law Institute of MIA Russia. Department: Criminalistics chair. E-mail: a.gulnara1303@gmail.com

Annotation: The article analyzes the correlation of public and private interests when imposing a state of emergency (in case of threats to the state's security: attempts to change the constitutional system of the Russian Federation violently, riots and others), with the aim of achieving a balance in legal regulation and social justice. It justifies the legality and the need for a temporary restriction of the rights and freedoms of citizens affecting private interests. The purpose of this article is the scientific understanding and analysis of the legal means used in the introduction of a state of emergency. The task solved by the author is to determine the nature and identification of signs of the above varieties of legal regimes aimed at protecting public and private interests during the introduction of a state of emergency. The norms of federal legislation, the Decisions of the Constitutional Court of the Russian Federa-

tion, containing exceptional regimes, acting as a kind of legal regimes, are analyzed.

The author of the article used general scientific and special methods of cognition. A theoretical and legal study of the use of legal means in the introduction of a state of emergency will prevent violations and derogations of the rights and freedoms of man and citizen, and will assist in lawmaking and law enforcement.

Keywords: rights, freedoms, legitimate interests, exclusive regimes, public interests, private interests.

Разнополярность интересов в российском обществе, наличие межэтнических, межнациональных и правовых конфликтов, возникновение обстоятельств, указывающих на попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, возможность вооруженного мятежа, массовых беспорядков и террористических актов в отдельных регионах страны актуализирует вопрос о соотношении общегосударственных и личных интересов или о публичных и частных интересах в правовом регулировании.

В качестве одной из целей правового регулирования в государстве можно отметить соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов личности, которые согласно Основного закона государства представляют высшую ценность, т.е. обеспечение частных интересов. В то же время функционирование государства направлено на защиту конституционного строя, сохранение территориальной целостности и другое, то есть публичных интересов. Обеспечить последние зачастую невозможно без временного ограничения некоторых прав и свобод граждан, перечень которых закреплен на законодательном уровне. На государство возложена обязанность по обеспечению общественного порядка и осуществлению грамотной организации общества, чтобы максимально соблюдать и защищать права и свободы граждан, которые также заинтересованы в установлении общественного порядка. Поэтому одной из основных задач государства выступает урегулирование противоречий и конфликтов, их разрешение.

Таким образом, публичные и частные интересы выступают объектами правовой охраны, правового регулирования и используются при оценке действий субъектов на предмет их правомерности.

Потребности общества, развитие и совершенствование общественных отношений, обусловливают необходимость и своевременность выработки эффективно функционирующих правовых инструментов и правовых механизмов, направленных на грамотное соотношение публичных и частных интересов, способностью публичных интересов выражать интересы каждого индивида и выступать адекватным «ответом» государства на динамично развивающиеся общественные отношения.

Как известно, ни одно общество не может предоставить личности безграничную свободу, а ограничение тех или иных прав и свобод личности, ввиду определенных обстоятельств, может признаваться легитимным у одной части общества, встречая не понимание и внутренний протест у другой части общества, при этом вводимые ограничения должны конечно же соответствовать конституционным требованиям о соразмерности их ограничения, хотя данное требование является относительным. То есть законодатель данным конституционным положением легализует возможность ограничения прав и свобод граждан в определенных целях. В данном случае необходимо обратить внимание на важность регулятивной функции государства, кото-

рая обеспечивает сбалансированность интересов личности, общества и государства, способствует, чтобы общественные интересы выступали отражением интересов подавляющего большинства и не позволяет имеющимся социальным конфликтам и противоречиям достичь масштабов, угрожающих безопасности всего общества и государства или их отдельной части. Регулятивная функция права осуществляется посредством использования правовых средств различного свойства и направлена на стремлении обеспечить баланс частных и публичных интересов. Регулятивная функция права и правовое регулирование детерминированы интересами личности, общества и государства, их комплексным характером. Правовые средства, используемые регулятивной функцией права для достижения социально значимого результата, опираются и учитывают публичные интересы и интересы отдельно взятой личности и способствуют приближению к балансу этих двух сфер и интересов.

Используемые в механизме правового регулирования правовые средства, юридический инструментарий направлены на удовлетворение частных интересов, а также достижение целей, отражающих интересы всего общества. Используемые в правовом регулировании юридические средства выражают сущностную характеристику интересов отдельной личности и общества в целом, тем самым оказывая влияние на динамику развития общественных отношений посредством правовых норм, в которых и содержатся правовые средства, тем самым, воплощается государственная воля общества. Таким образом, в правовой жизни имеет место тесное переплетение и взаимовлияние интересов личности, общества и государства, которые находят отражение в частных и публичных интересах и приоритетах правовой политики.

При введении чрезвычайного положения правоприменительными органами используются различные правовые средства, в том числе и исключительные режимы [Афзалетдинова, 2014: 342].

Законодатель в конкретной норме права преследует цель охраны и защиты преимущественно публичных либо частных интересов. Необходимо учитывать закрепленный в праве механизм удовлетворения интересов субъектов. В зависимости от преимущественного использования правовых средств, типа правового регулирования будет определяться механизм реализации правового интереса. Так, преобладающее использование законодателем в нормативно-правовом акте правовых приостановлений, ограничений и запретов применяется при введении чрезвычайного положения, для реализации мер и временных ограничений. Согласно ст. 11 Федерального конституционного закона (далее - ФКЗ) от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, правовые ограничения (на свободу передвижения, осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности и другие) [3], имеющие временный характер, которые направлены на обеспечение публичных интересов в целях защиты жизни каждой отдельно взятой личности и безопасности конкретного публично-территориального образования. Анализируемая норма права, содержащая определенный укрупнённый блок правового регулирования - исключительный режим, преимущественно выражает публичный либо частный интерес и в целях

установления юридической природы интереса, необходимо определить вид правоотношения, используемые правовые средства, способ правового регулирования. Отмеченные направления использования исключительных режимов напрямую связаны с их признаками [Афзалетдинова, 2015: 15]. Установление запретов или ограничений проведения собраний, митингов и демонстраций и другое, применяемое при введении чрезвычайного положения, направлено на удовлетворение публичных интересов, поскольку используемые запреты установлены в пользу интересов всего общества.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что содержащиеся в исключительных режимах правовые ограничения могут быть направлены на обеспечение и защиту как публичных интересов, так опосредованно и частных интересов. Например, ограничения при введении комендантского часа, заключающиеся в использовании правовых запретов в определенное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах, применяемые согласно п. «б» ст. 11, при наличии обстоятельств, указанных в п. «а» ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» направлены на защиту жизни и здоровья людей и общества, проживающего на определенной территории.

Процессуальные нормы, содержащие комплексное правовое средство - исключительные режимы, выражают публичные интересы и складываются на основе материальных норм, защищающих права, свободы и законные интересы.

Нормы публичного права направлены на обеспечение и защиту общественных интересов, закрепляют преимущество общественных интересов над частными, субъекты действуют в рамках предписаний, что обеспечивается посредством различных правовых средств. Вопросы, связанные с приближением к обеспечению баланса публичных и частных интересов актуализируются в процессе правового регулирования с использованием норм, регламентирующих введение чрезвычайного положения.

В некоторых случаях сложно провести четкую грань между частными и публичными интересами, граница между данными сферами может быть подвижна и устанавливаться исходя из анализа конкретных норм законодательства. Вместе с тем, законодательно закрепленная возможность ограничения прав и свобод граждан, в том числе в процессе реализации исключительных режимов, может привести к возможности нарушения баланса интересов либо непосредственно к нарушению данного баланса, что обусловлено противозаконными и не достаточно профессиональными действиями (бездействиями) должностных лиц соответствующих государственных органов, следствием чего может выступать нарушение прав, свобод и законных интересов граждан. Так, в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЭ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» сотрудники полиции обязаны принимать при чрезвычайных ситуациях меры по спасению граждан, охране имущества и т.д. [4], т.е. обеспечению частных интересов.

Следует остановиться на постановлениях Конституционного Суда РФ, в которых прямо или косвенно устанавливаются критерии обеспечения баланса частных и публичных интересов и пределы реализации интересов, а решения вышеуказанного органа судебной власти выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ, выступая гарантом соблюдения прав и свобод граждан, в том числе при

их ограничении, придерживается позиции обеспечения баланса публичных и частных интересов. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» [5], согласно п. 2.2 отмеченного постановления в правовом регулировании необходимо обеспечение определенного баланса между правами населения муниципальных образований и правами лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые находятся под охраной государства. Право собственности с одной стороны должно обеспечивать свободу в экономической сфере, а с другой стороны - может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционных ценностей, выражающих общее благо и представляющих важность для каждого человека, проживающего на определенной территории.

Для стремления к обеспечению баланса частных и публичных интересов в рассматриваемой сфере общественных отношений необходимо, чтобы цели ограничения прав и свобод не только соответствовали юридическим нормам, но и были социально оправданы. Вводимые ограничения должны быть адекватны целям, указанным в нормативных актах и не противоречить требованиям справедливости. В случае ограничения федеральным законом того или иного права правоприменительные органы не должны допускать нарушений прав при превышении используемых мер и ограничений. При защите публичных интересов, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оправдано ограничение прав и свобод, если вводимые ограничения направлены на обеспечение социально необходимого результата.

При введении чрезвычайного положения необходимо соблюдать следующие правила:

- должна исключаться вероятность несоразмерного ограничения прав и свобод гражданина, последние должны соответствовать основаниям и пределам правомерного ограничения прав и свобод;

- в случае ограничения прав и свобод, в соответствии с конституционно определенными целями, правоприменительные органы должны использовать необходимые и соответствующие целям меры;

- вводимые правовые ограничения прав и свобод должны быть направлены на защиту публичных интересов и соответствовать социально необходимому результату;

- установленные правовые ограничения имеют целевой характер и должны быть обусловлены защитой конституционных ценностей (общего блага);

- вводимые ограничения должны соответствовать нормативно закрепленным целям введения чрезвычайного положения и охраняемым интересам, т.е. обладать признаком правомерности и достаточности оснований для их введения;

- правоприменительными органами не должны использоваться чрезмерные, противозаконные меры и злоупотребление правом, применяемые меры и правовые средства должны отвечать требованиям необ-

ходимости и соответствовать конституционно провозглашенным целям.

В рассмотренном постановлении Конституционного Суда РФ проанализировано соотношение и соблюдение публичных и частных интересов, на предмет баланса интересов, производимое посредством оценки важности содержащихся положений для государства, общества, личности и субъектов хозяйственной деятельности.

При анализе соотношения публичных и частных интересов, в решениях Конституционного Суда РФ находит отражение:

- законность, оправданность и цель ограничения частных прав и свобод;

- на достижение какого социально необходимого результата (защиту общего блага) направлены публичные интересы;

- соразмерность вмешательства в частные права и применяемых государством правовых ограничений, необходимость обеспечения публичных интересов.

Правовое воздействие государства на личность при осуществлении различных видов деятельности производится в целях обеспечения баланса публичных и частных интересов, для которого необходимо формировать у каждой отдельно взятой личности понимание необходимости ограничения прав и свобод для обеспечения общего блага, составляющего содержание публичных интересов. Поскольку общее благо отражает публичные интересы, представляющее ценность для каждой отдельно взятой личности, допускается ограничение прав и свобод последних, в целях обеспечения публичных интересов. Ограничение прав и свобод производится не в пользу какого-то определенного лица, а для обеспечения общего блага, в котором находит отражение благо конкретного лица. Так соотносятся частные и публичные интересы при введении чрезвычайного положения, направленные на обеспечение социальной справедливости.

В правовых нормах, в частности в Конституции Российской Федерации, ФКЗ «О чрезвычайном положении» и других нормативных актах, регламентирующих порядок введения и действия чрезвычайного положения и связанных с ним правовых ограничениях закрепляется иерархия интересов, сформулированная законодателем в интересах всего общества и государства, то есть выражающего общее благо, а также отдельно взятой личности, причём немаловажное место отводится вопросам легитимности данной иерархии со стороны большинства субъектов общества.

Обеспечение баланса публичных и частных интересов посредством использования правовых режимов при введении и действии чрезвычайного положения проявляется в обеспечении охраны и защиты частных интересов, установлении пределов ограничения прав и свобод граждан при закреплении публичных интересов, недопустимость злоупотребления правом, приближение к достижению социальной справедливости.

Таким образом, в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности необходимо, чтобы обеспечение и защита общественных и государственных интересов находила понимание, поддержку у подавляющего большинства носителей частного интереса, то есть используемые правовые средства были не только законными, но и легитимными. Специфическая правовая конструкция - исключительные режимы позволяет законодательным и правоприменительным органам обеспечивать защиту публичных интересов, посредством того, что общее благо в виде обеспече-

ния безопасности и защиты конституционного строя Российской Федерации, которое обозначено законодателем в качестве цели введения чрезвычайного положения, представляет ценность и для каждого жителя, проживающего на соответствующей территории. Установленная в ФКЗ «О чрезвычайном положении» возможность временного ограничения прав и свобод граждан и возложение дополнительных обязанностей не являются противозаконными мерами, потому что направлены на защиту публичных интересов. Исключительные режимы являются одним из правовых средств, позволяющих обеспечивать баланс публичных и частных интересов в праве, в том числе и при введении чрезвычайного положения, при котором необходим особый порядок правового регулирования и использование специфического сочетания правовых средств для стабилизации общественных отношений. В целях обеспечения баланса интересов необходимо: выстраивание иерархии публичных и частных интересов и закрепление её в нормативно-правовых актах; использование в правовом регулировании в законодательно установленных целях правовых ограничений прав и свобод граждан; закрепление пределов ограничения прав и свобод для защиты публичных интересов и недопустимость злоупотребления правом в процессе правоприменительной деятельности; соблюдение установленной правовой процедуры (закрепленной в статьях 4-7 ФКЗ «О чрезвычайном положении») при введении и действии чрезвычайного положения.

На сотрудников органов внутренних дел РФ возложены дополнительные обязанности при введении специфического правового регулирования в процессе введения и действия чрезвычайного положения. Данная статья имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку сотрудникам полиции необходимо помнить, что их назначением выступает защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или им может представлять угроза при введении чрезвычайного положения. В связи с чем, в процессе правоприменительной деятельности необходимо обеспечивать баланс публичных и частных интересов или стремиться к его достижению.

Список литературы:

1. Афзалетдинова Г.Х. Исключительные правовые режимы как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 341-346.

2. Афзалетдинова Г.Х. Основные направления

использования исключительных режимов в отраслях публичного и частного права // Бизнес в законе (экономико-юридический журнал). 2015. № 1. С. 15-19.

3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23, ст. 2277.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 7, ст. 900.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска»» // СПС «Консультант Плюс».

Reference list:

1. Afzaletdinova G.Kh. Exceptional legal regimes as a means of regulating integration processes in the field of international relations // Gaps in Russian legislation. 2014. №. 6. P. 341-346.

2. Afzaletdinova G.Kh. The main directions of the use of exceptional regimes in the branches of public and private law // Business in law (economic and legal journal). 2015. No. 1. P. 15-19.

3. Federal constitutional law of 30.05.2001 No. 3-FKZ (as amended on 07/03/2016) "On the state of emergency" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2001. No. 23, Article 2277.

4. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on April 1, 2019) "On the Police" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2001. No. 7, Article 900.

5. Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 20, 2010 No. 22-P "On the case of the verification of the constitutionality of part 8 of article 4 and parts 2, 3 and 4 of article 9 of the Federal Law" On the peculiarities of alienation of real estate owned by the state of the Russian Federation or in municipal ownership and leased by small and medium-sized enterprises, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation "in connection with the complaint of the administration of the city of Blagoveshchensk" "// ATP" Consultant Plus " .

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,71%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.