Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ ВЕКТОРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГДР'

К ВОПРОСУ О БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ ВЕКТОРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГДР / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИЗРАИЛЬ / ФРГ / ДОКТРИНА «ХАЛЬШТЕЙНА» / ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хдери Карина Юсефовна

Результатом Второй мировой войны стало появление на международной арене двух немецких государств - ФРГ и ГДР. В условиях существования двухполюсного мира недавно созданные государства столкнулись с одинаковыми внешнеполитическими вызовами, связанными с борьбой за международное признание и достижение равноправия. Созданная в советской оккупационной зоне Германская Демократическая Республика не обладала реальным внешнеполитическим суверенитетом, и ее курс выстраивался в кильватере внешней политики СССР. Ближний Восток представлял особый интерес для Москвы, а значит и для Берлина, который был заинтересован в установлении тесных контактов с арабскими странами региона. В то же самое время (в отличие от ФРГ) правительство ГДР никогда не демонстрировало интерес к признанию со стороны Израиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EAST GERMAN FOREIGN POLICY IN THE MIDDLE EAST

As a result of the World War II two German states emerged in the international arena - the Federal Republic of Germany and the German Democratic Republic. In the context of the bipolar world the recently created states faced the same geopolitical challenges - fight for international recognition and equality. The German Democratic Republic, which was created in the Soviet zone of occupation, did not possess the real sovereignty in the field of foreign policy. Its foreign policy course followed the foreign policy of the Soviet Union. The Middle East was of interest for Moscow and thus for Berlin that was interested in establishing tight relations with the Arab states in the region. At the same time (as opposed to the Federal Republic of Germany) the East German government did not demonstrate any interest in international acknowledgement by Israel.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ ВЕКТОРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГДР»

11. Krushanova L.A. Gosudarstvennaya migracionnaya politika SSSR na Dal'nem Vostoke v 1945 - 1960-e gody. Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. - Vladivostok, 2007. - 28 s.

12. Mir posle vojny: dal'nevostochnoe obshchestvo v 1945-1950-e gg./ pod obshch. red. V.L. Larina: otv. red. A.S. Vashchuk. - Vladivostok: Dal'nauka, 2009. -696 s. (Istoriya Dal'nego Vostoka Rossii. T.3. Kn.4.]

13. Chernoluckaya E.N. Prinuditel'nye migracii na sovetskom Dal'nem Vostoke v 1920-1959-e gg. - Vladivostok: Dal'nauka, 2011. - 512 s.

ДРУЗЯКА АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России и специальных исторических дисциплин, Благовещенский государственный педагогический университет (druzyaka12@mail.ru). КОРНЕЙЧУК ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, - заместитель директора Государственного архива Амурской области. ПОПОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - главный архивист Отдела использования архивных документов Государственного архива Амурской области

DRUZYAKA, ANDREY V. - Doctor of History, Professor, Department of Russian History and Special Historical Disciplines,

Blagoveshchensk State Pedagogical University (druzyaka12@mail.ru).

KORNEYCHUK, ELENA N. - Deputy Director of the State Archives of the Amur Region.

POPOVA, IRINA A. - Chief Archivist of the Department for the Use of Archival Documents of the State Archives of the Amur Region.

УДК 94(430.2):327(5-011) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-86-93

ХДЕРИ К.Ю.

К ВОПРОСУ О БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ ВЕКТОРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГДР

Ключевые слова: ГДР, Ближний Восток, Израиль, ФРГ, доктрина «Хальштейна», палестино-израильский конфликт.

Результатом Второй мировой войны стало появление на международной арене двух немецких государств - ФРГ и ГДР. В условиях существования двухполюсного мира недавно созданные государства столкнулись с одинаковыми внешнеполитическими вызовами, связанными с борьбой за международное признание и достижение равноправия. Созданная в советской оккупационной зоне Германская Демократическая Республика не обладала реальным внешнеполитическим суверенитетом, и ее курс выстраивался в кильватере внешней политики СССР. Ближний Восток представлял особый интерес для Москвы, а значит и для Берлина, который был заинтересован в установлении тесных контактов с арабскими странами региона. В то же самое время (в отличие от ФРГ) правительство ГДР никогда не демонстрировало интерес к признанию со стороны Израиля.

KHDERI, K.Y.

TO THE QUESTION OF THE EAST GERMAN FOREIGN POLICY IN THE MIDDLE EAST

Key words: German Democratic Republic, Middle East, Israel, Federal Republic of Germany, Israeli-Palestinian conflict, Hallstein doctrine.

As a result of the World War II two German states emerged in the international arena - the Federal Republic of Germany and the German Democratic Republic. In the context of the bipolar world the recently created states faced the same geopolitical challenges -fight for international recognition and equality. The German Democratic Republic, which was created in the Soviet zone of occupation, did not possess the real sovereignty in the field of foreign policy. Its foreign policy course followed the foreign policy of the Soviet Union. The Middle East was of interest for Moscow and thus for Berlin that was interested in establishing tight relations with the Arab states in the region. At the same time (as opposed to the Federal Republic of Germany) the East German government did not demonstrate any interest in international acknowledgement by Israel.

1. Новый игрок на политической карте мира.

В октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика. 11 октября 1949 г. сопредседатель Социалистической единой партии Германии, созданной в апреле 1946 г. посредством объединения Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СД111), В. Пик был избран парламентом президентом ГДР. 12 октября 1949 г. второй сопредседатель партии О. Гротеволь сформировал временное правительство.

Основные элементы внешней политики нового государства были сформулированы О. Гротеволем в правительственном заявлении. Руководство ГДР провозгласило стремление установить отношения с любым государством, которое было бы готово установить с ней такие же отношения на основе взаимного уважения и равноправия [1, с.5]. В основе внешнеполитической линии Германской Демократической Республики лежали следующие элементы: достижение международного признания со стороны мирового сообщества и интеграция в систему экономических и военно-политических союзов, создаваемых под контролем Москвы (ОВД, СЭВ).

Роль Ближнего Востока во внешней политике Берлина определялась рядом факторов. Среди них, прежде всего, выделим зависимость экономики ГДР от энергоносителей, поставляемых из арабских стран, и экономическую привлекательность их рынков. При этом, не

имея возможности проводить самостоятельную внешнюю политику, ГДР стала проводником советского курса в регионе, который состоял в стремлении расширить коммунистическое влияние в данном стратегически важном уголке земного шара. В целом, на формирование внешнеполитического курса Германской Демократической Республики на Ближнем Востоке оказали влияние следующие ключевые факторы.

Во-первых, вплоть до июня 1953 г. Германская Демократическая Республика не могла проводить независимый внешнеполитический курс, так как ее внешняя политика находилась в ведении Советской контрольной комиссии. В марте 1954 г. советское правительство заявило об упразднении оккупационного режима в ГДР. Таким образом, Восточная Германия получила полный суверенитет, который в реальности оказался формальным. Ведь не стоит забывать, что на территории ГДР оставались советские войска, а в мае 1955 г. страна вошла в Организацию Варшавского Договора, что ограничило возможности ее внешнеполитического маневра.

Во-вторых, серьезнейшим препятствием на пути к нормализации межгосударственных отношений с другими странами стала позиция ФРГ, объявившей себя единственной правопреемницей немецкого национального государства и сдерживавшей своих союзников в их стремлении официально признать ГДР. Этой цели служила разработанная в 1955 г. под руководством статс-секретаря МИД ФРГ «доктрина Хальштейна», направленная на изоляцию ГДР. Отныне Бонн поддерживал отношения только с теми государствами, которые не имели дипломатических отношений с Берлином. Благодаря «доктрине Хальштейна» только государства восточного блока и КНР признали ГДР. Что касается арабских государств, то они превратили данную проблему в инструмент воздействия на ФРГ в контексте арабо-израильского конфликта [2, с. 56]. Всякий раз, как западногерманское правительство занимало произраильскую позицию по ближневосточному конфликту, что было, среди прочего, обусловлено чувством «исторической ответственности» ФРГ в отношении к Израилю, в связи с деяниями, совершенными в годы национал-социализма (Холокост), арабские государства угрожали Федеративной Республике признанием ГДР, что, в свою очередь, могло привести к разрыву западногермано-арабских отношений.

Таким образом, внешнеполитические маневры Германской Демократической Республики были ограничены двумя факторами - наличием социалистического блока во главе с СССР и наличием «доктрины Хальштейна», что впоследствии привело к внешнеполитической изоляции государства на протяжении практически 20 лет.

В-третьих, внешняя политика Восточной Германии отличалась высоким уровнем идеологизации, что оказывало влияние на формирование позиции по ряду внешнеполитических проблем на Ближнем Востоке. Так, как и многие другие коммунистические партии, СЕПГ обвиняла сионизм в шовинизме, а арабское национально-освободительное движение рассматривала в качестве движения в борьбе против империализма. СЕПГ надеялась на распространение социализма в странах арабского мира, именно поэтому впоследствии в вопросе ближневосточного конфликта Восточная Германия безоговорочно занимала сторону арабских стран.

В-четвертых, сдерживающим фактором в развитии отношений с арабскими странами служила экономическая помощь, предоставляемая ФРГ странам Ближнего Востока. Путем ее предоставления Бонн стремился улучшить отношения со странами региона и предотвратить признание ими ГДР. За непризнание Восточной Германии страны «третьего мира» получали своего рода вознаграждение в материальной форме, в случае же признания им грозила приостановка экономической помощи и ответные меры со стороны западных союзников ФРГ. Аналогичным инструментом во внешней политике пользовалась и ГДР, которая взамен предоставляемой помощи требовала собственного международного признания со стороны ее получателей. ФРГ начала использовать подобные инструменты в своей внешнеполитической стратегии еще в 1955 г. Что касается ГДР, то проведение подобного курса наталкивалось на трудности. Это было связано с тем, что восстановление западногерманской экономики началось еще в 1948-1949 гг., в то время как экономические реформы в Восточной Германии были запущены только в 1955-1956 гг.

В то же время, следует учитывать, что, в отличие от западных держав, Германия, а значит и ГДР, не имела колоний в регионе, что способствовало развитию отношений со странами региона.

2. В кильватере внешней политики СССР.

Первый этап во внешней политике Германской Демократической Республики начался с момента ее образования в 1949 г. и продолжился вплоть до 1955 г. В этот период состоялось включение Берлина в экономические и военно-блоковые структуры стран социалистического лагеря.

28 апреля 1947 г. в Нью-Йорке начала работу специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на повестке дня которой стоял вопрос о будущем Палестины. С учетом послевоенной расстановки сил в мире, то или иное решение зависели от позиций двух сверхдержав - СССР и США. Выступая с речью на заседании специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 мая 1947 г., представитель СССР А.А. Громыко заявил, что английский мандатный режим превратил страну в полувоенное полицейское государство, живущее в постоянном напряжении. Далее Громыко напомнил о всех бедствиях, постигших еврейский народ в годы Второй мировой войны, а также подчеркнул необходимость поиска скорейшего решения вопроса дальнейшей судьбы выживших евреев. В мае 1947 г. Москва одобрила создание государства Израиль [3, с.53]. Социалистическая единая партия Германии, которая с момента своего образования в апреле 1946 г. была мощным рычагом влияния в руках Советского Союза, ожидаемо приветствовала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г., предусматривавшую прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 г. и рекомендовавшую создание на ее территории двух государств - еврейского и арабского.

Несмотря на подобную позицию Берлина по вопросу создания государства Израиль, стоит отметить, что ГДР и Израиль никогда не имели официальных дипломатических отношений. Обмен послами не состоялся даже после падения Берлинской стены в ноябре 1989 г.

При этом нельзя не сказать, что контакты между представителями Восточной Германией и евреями были установлены еще до появления на мировой арене двух государств - ГДР и Израиля. Так, в апреле 1948 г. СЕПГ установила первые официальные контакты с представителями еврейского народа в Палестине. В Мюнхене состоялась встреча между Х. Яхилем, на тот момент представителем Еврейского агентства в Палестине, а впоследствии израильским консулом в Мюнхене, и О. Гротеволем - представителем СЕПГ. Инициатором встречи выступил представитель еврейской общины в восточном Берлине Ю. Мейер. В ходе встречи О. Гротеволь заявил о готовности поддержать создание государства Израиль.

Известный историк Ж. Медведев в статье «Сталин и создание Государства Израиль» отмечал, что без поддержки И. В. Сталина еврейское государство на территории Палестины не могло быть создано [4]. Этому были свои причины. Путем поддержки евреев Москва надеялась вытеснить Великобританию из региона и впоследствии заручиться поддержкой будущего еврейского государства. СССР встал на сторону Израиля во время первой арабо-израильской войны (1948-1949 гг.), осудив действия арабских государств. Более того, Москва предоставила Израилю оружие через Чехословакию и в мае 1949 г. поддержала вступление Израиля в ООН [5].

Западные ученые выделяют в развитии отношений между Германской Демократической Республикой и государством Израиль три периода: позитивного нейтралитета (1948-1956 гг.), конфронтации (1956-1985 гг.), движения к сближению (1986-1990 гг.).

Поначалу израильские власти демонстрировали желание установить отношения с СССР и ГДР, на территории которых проживало большое количество евреев. Однако уже в начале 1950-х гг. Тель-Авив начал проводить во внешней политике курс, ориентированный на построение тесных отношений с западными странами. Подобное решение было принято под воздействием двух факторов - обострения «холодной войны» и проведения антиизраильского курса СССР, который неизбежно привел и к ухудшению отношений между Израилем и ГДР. Ведь во внешнеполитической плоскости Берлин полностью зависел от Москвы и был вынужден идти в кильватере ее внешнеполитической линии. Отныне ГДР стала проводником антиизраильского курса Советского Союза.

В начале 1950-х гг. в Чехословакии были выдвинуты обвинения в адрес ведущего чехословацкого функционера Рудольфа Сланского, который был обвинен в «сионистском заговоре». Генеральный секретарь ЦК КПЧ и 13 других высокопоставленных партийных и государственных деятелей, 11 из которых являлись евреями, были арестованы в конце 1952 г. Их обвиняли в государственной измене, выдаче военных тайн, подрывной деятельности,

экономическом саботаже и вредительстве, подготовке покушений на жизнь партийных и государственных лидеров и т. п. На процессе 11 подсудимых были приговорены к смертной казни и казнены 3 декабря 1952 года, 3 получили пожизненное заключение. В этой связи 20 декабря 1952 г. ЦК СЕ111 выпустил документ под названием «Уроки судебного процесса над группой заговорщиков вокруг Сланского», где было сказано о том, что из плана Моргентау-Ачесона, раскрытого в ходе судебного процесса в Праге, со всей очевидностью следует, что американский империализм организует и поддерживает свою шпионскую и подрывную деятельность в народных республиках через государство Израиль с помощью сионистских организаций.

Особо отметим, что в ходе процесса над Р. Сланским всплыло имя П. Меркера, члена Политбюро ЦК СЕПГ. В ноябре 1952 г. он был арестован и обвинен в участии в заговоре в Чехословакии. П. Меркер считал, что евреям следует выплатить компенсации за тот ущерб, который был нанесен им в годы Второй мировой войны. Восточногерманское руководство в ответ заявило, что П. Меркер хочет «раздать всю ГДР», «растратить имущество немецкого народа» и «укрепить сионистско-капиталистический Израиль». П. Меркеру был вынесен обвинительный приговор.

Другим событием, ставшим препятствием для установления и развития отношений между Тель-Авивом и Берлином, стало израильское решение предъявить материальные претензии к обоим германским государствам.

Президент основанного в 1936 г. в Женеве международного объединения - Всемирного еврейского конгресса, представляющего еврейские общины и организации 115 стран и завоевавшего репутацию «дипломатического рычага еврейского народа», Н. Гольдман еще в 1941 г. заявил о необходимости выплаты компенсаций еврейскому народу. 20 сентября 1945 г. уже будущий президент Израиля Х. Вейцман от имени официальной организации государства Израиль, занимавшейся вопросами репатриации в Израиль - «Еврейского агентства для Палестины» (основано 11.08.1929 г. на 16-м конгрессе сионистов, с центральным офисом в Лондоне; официальный представитель евреев у британских властей Палестины) заявил о материальных претензиях и адресовал их четырем державам-победительницам [6, 8. 8]. 12 марта 1951 г. правительство Израиля отправило ноту четырем державам-победительницам, потребовав от ФРГ 1 млрд. долл., а от ГДР 500 млн. долл. в качестве компенсации [7, 8. 238]. Советский Союз и ГДР оставили ноту без ответа. Западные державы-победительницы признали право Израиля на компенсацию, однако посчитали неуместным принятие какого-либо политического решения, которое обязало бы ФРГ выплатить Израилю компенсацию [8, 8. 23]. Вместо этого США, Великобритания и Франция предложили Тель-Авиву начать прямые переговоры с западногерманским правительством.

Отказ ГДР вести какие-либо переговоры с Тель-Авивом касательно репараций объясняется позицией Берлина по отношению к преступлениям, совершенным национал-социалистами в годы Второй мировой войны. Так, если Федеративная Республика объявила себя правопреемницей Третьего рейха и признала вину за совершенные в годы Второй мировой войны преступления, то ГДР заняла позицию отрицания не только нацизма, но и всей германской истории, которая привела к приходу национал-социалистов к власти. В Восточной Германии дискуссии на тему Холокоста были сведены к минимуму. Это вело к тому, что на государственных должностях порой оказывались бывшие преступники [2, с. 46].

Справедливости ради стоит отметить, что бывшие нацистские преступники занимали высокие посты не только в ГДР, но и в ФРГ. В этой связи интересными выглядят результаты научного проекта, инициированного министром внутренних дел Германии Т. Де Мезьером в 2015 г. Согласно его данным, доля бывших нацистских преступников среди сотрудников западногерманского МВД в первые послевоенные годы достигала 54%. После 1961 г. их доля в МВД ФРГ уже не превышала 10%, что говорит об успехе процессов переосмысления исторического прошлого, которые имели место в Федеративной Республике.

С учетом отмеченного, стоит отметить, что правосудие над нацистскими преступниками в ГДР тем не менее происходило, хоть и в урезанном масштабе. В качестве примера можно привести процесс над бывшим членом СС Г. Ангальтом, который в 1964 г. был приговорен к пожизненному заключению.

Более того, Министерство государственной безопасности ГДР (Штази) хранило информацию касательно нацистского прошлого немецких граждан. Этот факт не способствовал многочисленным судебным процессам на территории Восточной Германии. Ведь главная цель подобной информации состояла в изобличении находившихся у власти в ФРГ бывших нацистов и нанесении ущерба международному имиджу западногерманского государства. Например, с 1953 г. по 1963 г. один из важнейших постов в ведомстве федерального канцлера К. Аденауэра занимал Г. Глобке, который не был членом НСДАП, но отвечал за разработку законодательства Третьего рейха в части легализации уничтожения евреев. В ГДР его заочно приговорили к пожизненному заключению как нацистского преступника.

10 сентября 1952 г. ФРГ и Израиль подписали Люксембургское соглашение, которое положило начало процессу реабилитации ФРГ и стало началом сотрудничества между странами. Согласно этому документу, ФРГ обязывалась выплатить Израилю 3 млрд. марок в товарной форме, причем эта сумма предназначалась на закупку таких товаров, которые увеличивали возможности обустройства евреев, эмигрировавших в Израиль. Для регулирования процесса закупок, в ФРГ было открыто торговое представительство Израиля. Для определения товаров, которые ФРГ поставляла в Израиль, была создана специальная комиссия обеих стран. CЕПГ раскритиковала подписание Люксембургского договора. Стало очевидно, что ГДР и Израиль окончательно оказались в разных политических лагерях.

Что касается развития отношений с арабскими странами региона, то в первой половине 1950-х гг. Восточной Германии удалось установить с ними связи в сфере экономики, заключив правительственные соглашения о товарообмене и денежных платежах с Ливаном, Сирией и Египтом. Одновременно с этим там были открыты торговые представительства.

Второй этап во внешней политике ГДР охватывает период с 1955 г. по 1971 г. и характеризуется окончательной интеграцией в созданные Москвой структуры, а также прорывом дипломатической блокады со стороны Запада. Во внешнеполитическом курсе Берлин проводил так называемую двухуровневую дипломатию. Первый уровень затрагивал отношения с ближайшими военно-политическими союзниками, второй - связи с несоциалистическими странами.

20 сентября 1955 г. Восточная Германия формально получила «полный государственный суверенитет». Согласно договору об отношениях между ГДР и СССР, Советский Союз признал независимость ГДР во внешней и внутренней политике, а также то, что находящиеся на территории ГДР советские войска не вмешиваются во внутренние дела страны. Институт Верховного комиссара был упразднен и заменен посольством СССР в ГДР. Тем не менее стоит отметить, что суверенитет Берлина был ограниченным, ведь советские войска на территории страны оставались.

Несмотря на существование «доктрины Хальштейна», Германская Демократическая Республика предпринимала попытки для достижения международно-правового признания, налаживая торгово-экономические и консульские связи с арабскими странами. Так, в 1959 г. О. Гротеволь совершил визит в Египет и Ирак, результатом которого стало учреждение генеральных консульств в Каире и Багдаде. В 1960-х гг. ГДР учредила генеральные консульства в Сирии и Йемене.

В 1964 г. Советский Союз предоставил ОАР финансовую помощь в размере 252 млн. рублей для нужд развития египетской промышленной отрасли. Одновременно с финансовой помощью в Египет прибыла делегация из ГДР. Советский Союз отстаивал позицию о двух германских государствах и делал все возможное для международного признания ГДР.

26 октября 1964 г. газеты «Frankfurter Rundschau» и «New York Times» опубликовали статьи о поставках западногерманского вооружения в Израиль. В ответ арабские государства пригрозили Федеративной Республике разрывом отношений и установлением дипломатических отношений с ГДР. Наряду с этим президент ОАР Г. Абдель Насер пригласил председателя Государственного Совета ГДР В. Ульбрихта посетить Каир с официальным визитом. Боннское правительство стремилось оказать давление на ОАР и предотвратить разрыв отношений с арабскими государствами. В этой связи федеральное правительство заявило о прекращении военных поставок в Израиль. В то же самое время ФРГ пообещала предоставить Египту от 200 до 300 млн. немецких

марок, что лишь на короткий период приостановило процесс международного признания ГДР со стороны Каира.

Несмотря на все вышеперечисленное, визит В. Ульбрихта в Каир состоялся 24 февраля 1965 г., причем его результатом стало установление дипломатических отношений между двумя странами и подписание соглашения об интенсификации научного и культурного обмена.

Руководство СЕПГ полагало, что встреча восточногерманского руководства с одним из самых влиятельных лидеров арабского мира станет сигналом для арабского мира о возможности установления и развития контактов с ГДР. Более того, в 1965 г. Федеративная Республика установила дипломатические отношения с Израилем, что привело к тому, что руководство 13 стран Лиги арабских государств проголосовало за разрыв дипломатических отношений с ФРГ, а руководство шести стран - Египта, Ирака, Йемена, Алжира, Кувейта, Судана сообщило о готовности официально признать ГДР. Таким образом, «доктрина Хальштейна» потерпела поражение, а расчеты восточногерманского руководства оказались верны. Каирский визит В. Ульбрихта привел к международному признанию ГДР арабскими странами.

В 1960-х гг. Германская Демократическая Республика заняла проарабскую позицию по ближневосточному конфликту. Это было очевидным во время Суэцкого кризиса в 1956 г., Шестидневной войны в 1967 г., войны Судного дня в 1973 г. Дело в том, что подобным способом ГДР стремилась к дипломатическому признанию, ведь арабских государств в регионе было 22, а Израиль всего лишь один.

Разразившаяся на Ближнем Востоке в 1967 г. Шестидневная война стала отличным шансом для Берлина добиться поставленных целей в регионе. С началом войны ГДР увеличила объемы поставляемого вооружения и медицинской помощи арабским странам. 7 июня 1967 года Политбюро ЦК СЕПГ приняло решение оказать помощь Египту экстренную военную помощь. Поставки вооружения не прекратились после окончания войны, что стало поворотным моментом в участии ГДР в делах региона [9, с. 35]. Восточная Германия осудила «империалистическую агрессию Израиля» и заявила о солидарности с арабскими государствами в отражении израильской агрессии.

В марте 1967 г. министр иностранных дел ГДР О. Винцер совершил визит в Египет, Сирию, Алжир, Ливан и Ирак, чтобы добиться официального признания ГДР данными государствами. Уже в 1969 г. ГДР установила дипломатические отношения с Ираком, Суданом, Сирией, Южным Йеменом, а в 1973 г. ГДР стала членом ООН.

Таким образом, к началу 1970-х гг. ГДР удалось прорвать внешнеполитическую блокаду, созданную ФРГ, и перевести отношения с рядом стран «третьего мира» из экономической в политическую плоскость. Крах «доктрины Хальштейна» привел к тому, что внешнеполитическая деятельность Берлина начала постепенно расширяться.

Третий период во внешней политике ГДР начался с приходом к власти Э. Хонеккера в 1971 г. и охватывает период вплоть до 1989 г. Этот период характеризуется широким международным признанием Германской Демократической Республики, что стало возможно благодаря разрядке международной напряженности. Если в 1970 г. ГДР была признана только семью несоциалистическими странами, то к 1982 г. она имела отношения с более чем 130 государствами. Восточная Германия особенно пользовалась уважением среди стран арабского мира. В 1989 г. Берлин имел дипломатические отношения с 13 странами Ближнего Востока и ООП. Немалую роль в признании ГДР арабскими государствами сыграла позиция Восточной Германии в палестино-израильском конфликте, а также напряженные отношения Федеративной Республики с арабскими государствами ввиду ее особых отношений с Тель-Авивом.

Контакты между ГДР и ООП были установлены еще в 1964 г. ГДР считала законной вооруженную борьбу палестинцев против израильтян, ссылаясь на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г., где было сказано следующее: «Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы в изложении их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава» [10].

В феврале 1973 г. состоялся официальный визит Я. Арафата в Берлин, где глава ООП был принят со всеми почестями и провел переговоры с ответственным за внешнеполитические вопросы членом Политбюро ЦК СЕПГ Г. Аксеном. А уже в марте 1973 г. он участвовал в переговорах с Генеральным секретарем ЦК СЕПГ Э. Хонеккером, которые впоследствии привели к официальному дипломатическому признанию организации в ГДР. В 1974 г. в Берлине было открыто представительство ООП, в 1982 г. получившее статус дипломатической миссии. Такая внешняя политика ГДР на ближневосточном направлении говорила о стремлении восточногерманского руководства занять лидирующие позиции в регионе и опередить ФРГ. Сотрудничество между Берлином и ООП привело к тому, что Тель-Авив выступил против вступления ГДР в ООН в 1973 г. [2, с. 136]

Активно в этот период развивалось сотрудничество между ГДР и арабскими странами в военной сфере. К примеру, восточногерманские военные советники были направлены в Сирию.

Результатом падения Берлинской стены стала готовность правительства Х. Модрова выплатить компенсацию Израилю. Ввиду того, что Восточная Германия не обладала финансовыми средствами для соответствующих выплат, она открыла границы всем евреям, которые хотели эмигрировать из Советского Союза. В марте 1990 г. председатель правительства ГДР Л. де Мезьер написал письмо премьер-министру Израиля И. Шамиру, где было сказано: «ГДР признает ответственность всего германского народа за прошлое, которая вытекает из глубокой вины фашизма, который от имени немецкого народа совершил ужасные преступления в отношении еврейского народа» [11]. Впервые после окончания Второй мировой войны ГДР заявила о признании ответственности за преступления национал-социалистов.

В целом, на протяжении своего существования Германская Демократическая Республика установила дипломатические отношения с более чем 100 государствами. В условиях существования двухполюсного мира и доктрины «Хальштейна» данный факт можно рассматривать как успех восточногерманского руководства. Как и Советский Союз, в кильватере которого Берлин выстраивал свой внешнеполитический курс, он стремился занять особое положение в отношениях с арабскими государствами, где уже к концу 1960-х гг. присутствовали восточногерманские послы. Средством достижения признания со стороны арабских государств стала позиция Германской Демократической Республики по палестино-израильскому конфликту. Этим объясняется отсутствие интереса у ГДР к признанию со стороны Израиля. Можно сказать, что, в отличие от ФРГ, которая на Ближнем Востоке стремилась развивать отношения как с Израилем, так и с арабским миром, Восточная Германия проводила в регионе одностороннюю внешнеполитическую стратегию.

Литература и источники

1. Павлов Н.В. Внешняя политика ГДР (1949 - 1990) // МГИМО (У) МИД России. 2012. - URL: www.mgimo.ru/study/faculty/mo/keuroam/docs/210929 (дата обращения 05.04.2021).

2. Хдери К.Ю. Германо-израильские отношения в постбиполярный период (1991-2017). Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2019.

3. Воробьев В.П. Роль Советского Союза в создании государства Израиль // 65 лет Великой Победы. Т.9. Заключительные аккорды войны. - М.: МГИМО-Университет, 2010.

4. Медведев Ж. Сталин и создание государства Израиль // Скепсис. Научно-просветительский журнал. -URL: -www.scepsis.net/library/id_1633.html (дата обращения 05.04.2021).

5. Воробьев В.П., Воробьева Е.В. Как Советский Союз спасал евреев в Великой Отечественной войне и способствовал созданию Государства Израиль // Международная жизнь. 2015. №2. - URL: www.interaffairs.ru/jauthor/material/1205 (дата обращения 05.04.2021).

6. Weingardt Markus A. Deutsche Israel- und Nahostpolitik. Die Geschichte einer Gratwanderung seit 1949. - Frankfurt: Campus Verlag, 2002.

7. Wolffsohn M., Bokovoy D. Israel. Grundwissen: Geschichte - Politik - Gesellschaft - Wirtschaft. - Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 1996.

8. Deligdisch J. Die Einstellung der Bundesrepublik Deutschland zum Staate Israel. - Bonn/ Bad Godesberg: Verlag Neue Gesellschaften, 1974.

9. Платошкин Н.Н. Военное сотрудничество ГДР с развивающимися странами Ближнего Востока и Африки // Военно-исторический журнал. - 2015. - № 10.

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 (XXV) от 24 октября 1970 года // ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения 05.04.2021).

11. Deutsch-israelische Beziehungen // Deutsch-Israelische Gesellschaft e.V. Arbeitsgemeinschaft Nürnberg-Mittelfranken. - URL: http://www.dig-nbg-mfr.org/index.php/geschichte/deutsch-israelische-beziehungen (date of access 08.03.2017).

References and Sources

1. Pavlov N.V. Vneshnyaya politika GDR (1949 - 1990) // MGIMO (U) MID Rossii. 2012. - URL: www.mgimo.ru/study/faculty/mo/keuroam/docs/210929 (data obrashcheniya 05.04.2021).

2. Hderi K.Yu. Germano-izrail'skie otnosheniya v postbipolyarnyj period (1991-2017). Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2019.

3. Vorob'ev V.P. Rol' Sovetskogo Soyuza v sozdanii gosudarstva Izrail' // 65 let Velikoj Pobedy. T.9. Zaklyuchitel'nye akkordy vojny. - M.: MGIMO-Universitet, 2010.

4. Medvedev Zh. Stalin i sozdanie gosudarstva Izrail' // Skepsis. Nauchno-prosvetitel'skij zhurnal. -URL: - www.scepsis.net/library/id_1633.html (data obrashcheniya 05.04.2021).

5. Vorob'ev V.P., Vorob'eva E.V. Kak Sovetskij Soyuz spasal evreev v Velikoj Otechestvennoj vojne i sposobstvoval sozdaniyu Gosudarstva Izrail' // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2015. №2. - URL: www.interaffairs.ru/jauthor/material/1205 (data obrashcheniya 05.04.2021).

6. Weingardt Markus A. Deutsche Israel- und Nahostpolitik. Die Geschichte einer Gratwanderung seit 1949. - Frankfurt: Campus Verlag, 2002.

7. Wolffsohn M., Bokovoy D. Israel. Grundwissen: Geschichte - Politik - Gesellschaft - Wirtschaft. - Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 1996.

8. Deligdisch J. Die Einstellung der Bundesrepublik Deutschland zum Staate Israel. - Bonn/ Bad Godesberg: Verlag Neue Gesellschaften, 1974.

9. Platoshkin N.N. Voennoe sotrudnichestvo GDR s razvivayushchimisya stranami Blizhnego Vostoka i Afriki // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2015. - № 10.

10. Rezolyuciya General'noj Assamblei OON № 2625 (HKHV) ot 24 oktyabrya 1970 goda // OON. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (data obrashcheniya 05.04.2021).

11. Deutsch-israelische Beziehungen // Deutsch-Israelische Gesellschaft e.V. Arbeitsgemeinschaft Nürnberg-Mittelfranken. - URL: http://www.dig-nbg-mfr.org/index.php/geschichte/deutsch-israelische-beziehungen (date of access 08.03.2017).

ХДЕРИ КАРИНА ЮСЕФОВНА - - кандидат исторических наук, АО "Мерседес-Бенц РУС", специалист по антикоррупционному законодательству и работе с иностранными сотрудниками (kh_deri@hotmail.com). KHDErI, KARINA Yu. - - Ph.D. in History, Mercedes-Benz RUS JSC, Specialist in Anti-corruption Legislation and Work with Foreign Employees (kh_deri@hotmail.com).

УДК 94:355.58:35.07 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-93-101

БАГДАСАРЯН А.О.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В ВОСПОМИНАНИЯХ

СОВРЕМЕННИКОВ

Ключевые слова: гражданская оборона, Чернобыльская авария, атомная станция, воспоминания, радиационная авария.

В статье, на основании воспоминаний участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, рассмотрена деятельность гражданской обороны по реагированию на радиационную катастрофу. Проанализированы различные оценки ликвидаторов чернобыльской аварии и ветеранов гражданской обороны, выделены недостатки в работе гражданской обороны, проявившиеся во время радиационной катастрофы, и их причины. Показано, что причины этих недостатков были связаны, прежде всего, с отсутствием нормативного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время; несовершенством структуры гражданской обороны, где начальник ГО СССР находился в ранге заместителя Министра, что существенно ограничивало его возможности по отношению к главам ведомств и территориальных образований - руководителям ГО; недостаточным финансированием мероприятий гражданской обороны и слабым оснащением сил ГО.

BAGDASARYAN, A.O.

CIVIL DEFENSE DURING THE LIQUIDATION OF THE CONSEQUENCES OF THE ACCIDENT AT THE CHERNOBYL NUCLEAR POWER PLANT IN THE MEMORIES OF CONTEMPORARIES

Key words: Civil defense, Chernobyl accident, nuclear power plant, memories, radiation accident.

The article, based on the recollections of the participants in the liquidation of the consequences of the Chernobyl nuclear power plant accident, examines the activities of civil defense in response to the radiation disaster. Various assessments of the liquidators of the Chernobyl accident and civil defense veterans on the shortcomings in the work of the civil defense, manifested during the radiation disaster, and their causes are considered. It is shown that the reasons for these shortcomings were associated, first of all, with the lack of normative regulation in the field of protecting the population and territories from emergencies in peacetime; imperfection of the structure of civil defense, where the head of the USSR civil defense was in the rank of deputy minister, which significantly limited his capabilities in relation to the heads of departments and territorial entities - heads of civil defense; insufficient funding of civil defense measures and poor equipment of civil defense forces.

Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года стала серьёзным испытанием для СССР, выявила значительные недочёты в системе государственного управления, в вопросах реагирования на крупномасштабные техногенные катастрофы, предопределила современный облик существующей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, проблема обобщения опыта ликвидации последствий радиационной катастрофы, роли и места Гражданской обороны, несмотря на 35-летнюю давность тех событий, не теряет своей актуальности и сегодня. При этом вопросы реагирования Гражданской обороны на данную чрезвычайную ситуацию являются одними из важнейших направлений для подобных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В существующих на сегодняшний день публикациях действия Гражданской обороны в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, в основном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.