Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРАТАКИ / ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / УЩЕРБ / КОЛЛИЗИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марков А.М., Горлушкин Д.Е.

В статье автор рассматривает угрозы транспортной сфере и транспортной инфраструктуре в условиях трансформации международных отношений и проведения Россией специальной военной операции на Украине. В заключение делает вывод о необходимости совершенствовании законодательства и устранении коллизий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марков А.М., Горлушкин Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUE OF TRANSPORT SAFETY TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the author examines the threats to the transport sector and transport infrastructure in the context of the transformation of international relations and Russia's special military operation in Ukraine. In conclusion, he concludes that it is necessary to improve legislation and eliminate conflicts.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_179

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE ISSUE OF TRANSPORT SAFETY OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE

OF THE RUSSIAN FEDERATION

МАРКОВ Алексей Михайлович,

преподаватель ФГБОУ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». 117638; Россия, г. Москва, ул. Азовская, д. 2. E-mail: sidorov1061@yandex.ru;

ГОРЛУШКИН Дмитрий Евгеньевич,

студент Института РУТ МИИТ.

127055, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9.

E-mail: sidorov1061@yandex.ru;

Markov Alexey Mikhailovich,

teacher All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice of Russia)" Moscow. 117638; Moscow, Moscow, Azovskaya str., 2, E-mail: sidorov1061@yandex.ru;

Gorlushkin Dmitry Evgenievich,

Student Institute of RUTH MIIT. 9 Obraztsova str., Moscow, 127055, Russia. E-mail: sidorov1061@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье автор рассматривает угрозы транспортной сфере и транспортной инфраструктуре в условиях трансформации международных отношений и проведения Россией специальной военной операции на Украине. В заключение делает вывод о необходимости совершенствовании законодательства и устранении коллизий.

Abstract: in the article, the author examines the threats to the transport sector and transport infrastructure in the context of the transformation of international relations and Russia's special military operation in Ukraine. In conclusion, he concludes that it is necessary to improve legislation and eliminate conflicts.

Ключевые слова: безопасность, кибератаки, транспорт, логистика, ущерб, коллизия.

Keywords: security, cyberattacks, transport, logistics, damage, collision.

Для цитирования: Марков А.М., Горлушкин Д.Е. К вопросу о безопасности транспорта транспортной инфраструктуры Российской Федерации//Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 179-181. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_179.

For citation: Markov A.M., Gorlushkin D.E. On the issue of transport safety transport infrastructure of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 179-181. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_179.

Статья поступила в редакцию: 14.05.2023

Транспорт в настоящее время составляет огромную часть мировой экономики. По оценке экспертов «Организации экономического сотрудничества и развития» к 2030 году инвестиционные потребности мировой транспортной инфраструктуры, включающей аэро- и морские порты, железные дороги, а также трубопроводы, составят 11,3 трлн долл. Предполагается, что более 44% этого объема должны составить инвестиции в железнодорожную инфраструктуру (порядка 5 трлн долл.)1.

В настоящее время охват потенциальных кибератак в секторе транспорта, транспортной инфраструктуры и логистики, (далее - Т и ТИиЛ) увеличивается, а характер риска становится все более разнообразным, при этом главный источник уязвимостей - не системы, а люди. Причем затраты на взлом существенно сократились. В этих условиях, чтобы противостоять киберрискам в отраслях Т и ТИиЛ, необходимо предпринять активные действия по трем направлениям: технологии, регулирование, а также люди и процессы. В 2020 году количество вакансий ИКТ достигло 4 млн. Ущерб от кибератак за 2021 год достиг 50 млн долл. США2. Цифровизация широко распространилась среди компаний в сфере транспорта и логистики (Т и ТИиЛ), усовершенствовав весь цикл процессов в отрасли. Это способствовало беспрецедентному повышению эффективности, направленному на расширение каналов дохода.

Транспортная сфера играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, поэтому неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре и логистике является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Однако, как показывают исследования3, значение и роль транспорта сопровождается ростом числа происшествий, которые в свою очередь ведут к человеческим жертвам. Безопасность на транспорте в настоящее время является одной из первостепенных задач органов государственной власти, которую нужно решать в ближайшее время.

Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и инфраструктуры, действующей на территории страны. Более того, транспортная сеть России - одна из наиболее обширных в мире, она включает в себя: воздушные линии - 600 тыс. км; автомобильные дороги общего пользования - 1 498 тыс. км; железнодорожные пути сообщения - 86 156 тыс. км. Пассажирооборот за 2022 год составил 479,0 млрд пассажиро-км, что составляет 104,1% от показателей 2021 года. В структуре пассажирооборота первое место занимает воздушный вид транспорта - (228) 47% от числа всех перевозок. На втором месте железнодорожный вид транспорта - (124) 36,3%, а на третьем месте автотранспорт - (87,8) 21,6%4.

Проблема обеспечения транспортной безопасности в развитии современных информационных систем. Электронный ресурс. Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/70640-problemy-obespecheniya-transportnoj-bezopasnosti-razvitii-sovremennykh-informacionnykh (дата обращения: 11.04.2023).

2 Новые угрозы транспортной безопасности. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.secuteck.ru/articles/novye-ugrozy-transportnoj-bezopasnosti (дата обращения: 10.04.2023).

3 Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической Академии. № 3, 2021. С. 82-91; Дмитриев С.Н. Правовое регулирование транспортной безопасности // Транспорт Российской Федерации № 3, 2014. С. 29-35; Ивакин В.И. Современные особенности осуществления государственного контроля (надзора) за транспортной безопасностью// Таврический научный обозреватель № 3, 2015. С. 11-119 и др.

4Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/Wps/wcm/connect/rosstat_main/Транспорт России: информационно-статистический бюллетень за 2022 год. (дата обращения: 12.05.2023).

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

Анализ популярных видов транспорта в России показал, что авиатранспорт - самый безопасный вид транспорта. Поскольку вероятность погибнуть составляет 1:8000000. По статистике самолет является самым безопасным видом транспорта, так как на 1,5 млрд км приходится всего 0,5 смертей1. Так при полетах этот параметр составляет всего лишь 0-0,7 чел. На втором месте по надежности идет железнодорожный транспорт. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км, т. е. смертность в поездах превышает смертность в самолетах на 0,3 чел. На третьем месте находится автотранспорт - самый опасный вид транспорта. На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 чел. По данным статистики за 2022 год в Российской Федерации погибли 14 тыс. человек2. За пять месяцев 2023 года в России погибло от ДТП 3 504 чел., из них 179 детей. Ежегодно на дорогах мира погибает около 1,2 млн чел., что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах3. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 чел. на 160 млн км. Согласно статистике можете смело пользоваться авиатранспортом, он действительно самый надежный. Протяженность территории и важность обеспечения безопасности транспортных коммуникаций России в условиях трансформации миропорядка требует необходимость наличия соответствующей нормативно-правовой базы и государственных силовых структур, которая обеспечивала бы транспортную безопасность.

Вопросы безопасности киберпространства являются новым вызовом для национальной и международной безопасности. С появлением Интернета национальная безопасность охватывает не только водное и воздушное пространство, традиционные земельные площади, но и «информационные границы». Транспортная безопасность должна обеспечиваться и в информационных сетях объектов транспортной инфраструктуры, ввиду того, что даже замкнутая система, не имеющая доступа во внешнюю сеть, может стать объектом атаки.

Есть множество факторов уязвимости транспорта и логистики. Во-первых, более широкое использование операционных технологий (ОТ), новых коммуникационных и беспроводных каналов, напрямую связанных с цифровыми экосистемами компаний транспорта и логистики, делают компании легкой целью для хакеров. Во-вторых, это устаревшее регулирования и стандартов в области информационных технологий, недостаточная осведомленность в области кибербезопасности и, наконец, едва ли не самый существенный фактор - нехватка квалифицированных кадров, способных обеспечить защиту.

Кибератаки в секторе транспорта и логистики раньше происходили раз в несколько лет. Теперь, похоже, одна-две из них организуются каждый месяц. Некоторые из них масштабны. К примеру, кибератака в мае 2021 года, пратически на неделю остановила работу компании Со!оша! Р1реИпе, которая поставляет нефтепродукты почти для половины восточного побережья США. Компания заявила, что сумма выкупа и потери из-за нарушения деятельности могли достигнуть 50 млн долл. и более. Другие кибератаки, даже направленные на крупные транспортные компании, которые страдали уже не раз, привлекают меньше внимания прессы, но часто включают в себя дезорганизацию систем электронной почты и логистики.

Кроме того, хакеры все чаще пытаются украсть данные, хранящиеся в сетях, которые жизненно необходимы для модернизации и развития отрасли Т и ТИиЛ, поскольку они обеспечивают более эффективное и качественное обслуживание населения. Эти сети позволяют внедрить цифровые улучшения, такие как автоматизированные заказы, отслеживание груза и доступ к информации аккаунта. Хотя подобные плюсы для клиента чрезвычайно ценны, они требуют хранения больших объемов конфиденциальной информации, собранной через онлайн-платформы, телефонные приложения и прочие мобильные устройства, которые из-за отсутствия строгих протоколов киберзащиты являются одними из самых ненадежных каналов.

Компании транспорта и логистики могут предпринять три действия, чтобы усовершенствовать свои внутренние навыки в области кибербезопасности. Во-первых, в корпоративной культуре следует перейти от невнимания к вопросам кибербезопасности к признанию острой необходимости бороться с угрозами. В каждом подразделении идея укрепления кибербезопасности по всей организации должна быть явным и ключевым аспектом. Частые тренинги, повышающие уровень осведомленности о кибербезопасности, могут серьезно способствовать формированию коллектива, осознающего риски. Нужно подчеркивать меры, которые могут принять отдельные сотрудники, чтобы обеспечить защиту от хакеров, такие как защита паролей и внимание к подозрительной деятельности в сетях компании.

Во-вторых, это повышенное внимание к управлению киберрисками стоит использовать, чтобы привлечь специалистов по кибербезопасности из университетов и частного сектора. Логистические компании могут привлечь лучших специалистов по кибербезопасности, сообщив им, что у них будет возможность разработать программы киберзащиты с нуля, используя последние технологии и заменяя устаревшие системы. Кроме того, компаниям также можно рассмотреть вариант получения консультаций у непредвзятых поставщиков оборудования, которые не стремятся продать свои технологии.

Наконец, надо найти среди технологических сотрудников компании людей, которые готовы заняться инициативами в области кибер-безопасности и которые продемонстрировали основные способности, необходимые успешным кандидатам. Повышение квалификации этих сотрудников и предложение им компенсации, а также меры поощрения в зависимости от должности за освоение требуемых навыков могли бы позволить компаниям ТиЛ быстро восполнить как минимум часть недостающей рабочей силы в кибербезопасности.

Транспорт и транспортная инфраструктура4 России представляет собой системообразующую отрасль. В сложившейся современной обстановке межгосударственных отношений находится в условиях трансформации. В этих условиях, мы полагаем, что под транспортной безопасностью следует понимать, как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства при которых обеспечиваются жизнь и здоровье граждан. При этом к актам незаконного вмешательства относятся противоправные действия

1 Справочно: за основу берется смертность (количество погибших людей) на 160 000 000 км пройденного пути.

2 Демина Т. С начала года на российских дорогах погибли 14 тыс. чел. Электронный ресурс. Режим доступа: геа!поеугетуа дата обращения: 12/05/2023).

3 Официальный сайт МВД РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://мвд.рф/contacts (дата обращения: 14.05.20223).

4 Объекты транспортной инфраструктуры (мосты, аэродромы, вокзалы и иные технологические комплексы); Транспортные средства (воздушные суда, суда морского и речного плавания, железнодорожный подвижной состав и т.д.).

(бездействие), в том числе террористические акты, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий1.

Многочисленные теракты и покушения на объекты транспорта в 2000-х гг. стали проблемой, решение которой не могло обойтись без государственного воздействия, правового регулирования и контроля (надзора) со стороны государственных органов2. Для решения указанной проблемы были приняты важные государственные управленческие решения: создан Национальный антитеррористический комитет; принят Федеральный закон «О противодействии терроризму» и внесены многочисленные изменения в российское законодательство; ратифицированы Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма и протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма; определен источник финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом.

Однако, как показала история, принятых государственных управленческих решений оказалось недостаточно. Преступное вмешательство в работу транспорта продолжилось. В 2010 году было принято решение о создании комплексной системы организационных и технических мероприятий, направленных на повышение защищенности населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. В короткие сроки была разработана и утверждена программа, приоритетным направлением которой стало «совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы3 Более того в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, имеют место факты нанесения ущерба транспортной инфраструктуре государства. В этих условиях необходимо ужесточить систему мер государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности на транспорте и устранить юридические коллизии. Так, например статья 12.2 «Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения ТБ» федерального закона «О транспортной безопасности» (ФЗ о ТБ) № 16 от 09 февраля 2007г. Законодатель не посчитался с тем, что ст. 27.1, 27.7 и 27.9 КоАП РФ не предусматривают столь экзотические виды досмотра, которые, кстати, в любой ипостаси могут применяться и сейчас - лишь бы были установлены соответствующие факты и имелись процессуальные основания для этого в каждом конкретном случае. Причем ФЗ о ТБ возлагает организацию досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также некие «наблюдения, обследования и собеседования в целях обеспечения ТБ» на субъекты ТИ и перевозчиков4 [5, ст. 12.2]. Да, авторы закона не забыли сослаться на особые правила, которые должны быть разработаны для реализации вновь изобретенных ими мер обеспечения административного производства. Но чтобы утвердить такие правила, потребуется существенная корректировка КоАП РФ.

Таким образом, в действующем законодательстве Российской Федерации понятие транспортная безопасность, прежде всего, направлено на предотвращение и сведение к минимуму таких угроз, как террористические акты и иные противоправные действия, нарушающие стабильную работу транспортного комплекса и объекты логистики и составляющие угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Библиогра фия:

1. Демина Т. С начала года на российских дорогах погибли 14 тысяч человек. Электронный ресурс. Режим доступа: realnoevremya дата обращения: 12/05/2023).

2. Дмитриев С.Н. Правовое регулирование транспортной безопасности // Транспорт Российской Федерации № 3, 2014. С. 29-35;

3. Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. №3, 2021. С.82-91;

4. Ивакин В.И. Современные особенности осуществления государственного контроля (надзора) за транспортной безопасностью// Таврический научный обозреватель №3, 2015. С.11-119.

5. Новые угрозы транспортной безопасности. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.secuteck.ru/articles/novye-ugrozy-transportnoj-bezopasnosti (дата обращения: 10.04.2023).

6. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

7. О Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении: Решение Совета глав правительств СНГ (принято в п. Бурабай 29 мая 2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 10.05.2023).

8. О транспортной безопасности: Федеральный закон Российской Федерации №16 от 09.02.2007г. (с изм. и доп. от 30.03.2023).

9. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/contacts (дата обращения: 14.05.20223).

10. Проблема обеспечения транспортной безопасности в развитии современных информационных систем. Электронный ресурс. Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/70640-problemy-obespecheniya-transportnoj-bezopasnosti-razvitii-sovremennykh-informacionnykh (дата обращения: 11.04.2023).

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/

12. Транспорт России: информационно-статистический бюллетень за 2022 год. (дата обращения: 12.05.2023).

References:

1. Demina T. Since the beginning of the year, 14 thousand people have died on Russian roads. Electronic resource. Access mode: realnoevremya accessed: 12/05/2023).

2. Dmitriev S.N. Legal regulation of transport security // Transport of the Russian Federation No. 3, 2014. pp. 29-35;

3. Zaikova S.N. Transport security in the Russian Federation: concept and system // Bulletin of the Saratov State Law Academy. No. 3, 2021. pp.82-91;

4. Ivakin V.I. Modern features of the implementation of state control (supervision) over transport security// Tauride Scientific Review No. 3, 2015. pp.11-119.

5. New threats to transport security. Electronic resource. Access mode: https://www.secuteck.ru/articles/novye-ugrozy-transportnoj-bezopasnosti (date of appeal: 04/10/2023).

6. On the creation of an integrated system for ensuring public safety in transport: Decree of the President of the Russian Federation No. 403 dated March 31, 2010 [Electronic resource]. Access mode:

7. On the Strategy of Ensuring transport security in the territories of the member States of the Commonwealth of Independent States when Carrying out International Transportation: Decision of the Council of Heads of Government of the CIS (adopted in Burabay on May 29, 2015). [Electronic resource]. URL: http://cis.minsk.by / (date of application: 10.05.2023).

8. On transport security: Federal Law of the Russian Federation No. 16 of 09.02.2007. (with amendments and add. from 30.03.2023).

9. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. [electronic resource]. Access mode: https://мвд.рф/contacts (date of application: 14.05.20223).

10. The problem of ensuring transport security in the development of modern information systems. Electronic resource. Access mode: https://wiselawyer.ru/poleznoe/70640-problemy-obespecheniya-transportnoj-bezopasnosti-razvitii-sovremennykh-informacionnykh (date of reference: 11.04.2023).

11. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/

12. Transport of Russia: information and statistical bulletin for 2022. (accessed: 12.05.2023).

1 О Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении: Решение Совета глав правительств СНГ (принято в п. Бурабай 29 мая 2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 10.05.2023).

2Справка: 1994 год - рейсовый автобус в Москве; 1996 год - троллейбусы 12-го маршрута на Пушкинской площади и 48-го маршрута на проспекте Мира в Москве; 2000 год -маршрутное такси в Будённовске (Ставропольский край); 2003 год - пассажирские автобусы в Грозном и в Северной Осетии; 2004 год- в результате срабатывания взрывных устройств, пронесенных на борт террористками-смертницами, разбились два пассажирских самолета: Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга - Авиаэкспресс; 2007 год - произошли спланированные взрывы на станциях метро Санкт-Петербурга; 2013 год - в Волгограде произошли взрывы на железнодорожном вокзале и др.

3 О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

4 См.: О транспортной безопасности: федер. закон Рос. Федерации от 09 февраля 2007г. № 16 (с изм. от 30.03.2023) Ст. 12.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.