Научная статья на тему 'К вопросу налогообложения предприятий Калининградской области'

К вопросу налогообложения предприятий Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
TAX / INSURANCE CONTRIBUTIONS / EXTRA-BUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина С. И., Моисеенко Е. В.

Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды со стороны предпринимателей, а также в связи с постоянной изменчивостью законодательства. Страховые взносы начали уплачиваться с 01.01.2010 г. Они заменили единый социальный налог, ранее предусмотренный главой 24 Налогового кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу налогообложения предприятий Калининградской области»

УДК: 368.042

Зорина С.И., доцент, Калининградский филиал ФГБОУВО СПбГАУ Моисеенко Е.В., доцент, Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ

К ВОПРОСУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается вопрос налогообложения предприятий.

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды со стороны предпринимателей, а также в связи с постоянной изменчивостью законодательства. Страховые взносы начали уплачиваться с 01.01.2010 г. Они заменили единый социальный налог, ранее предусмотренный главой 24 Налогового кодекса РФ.

Ключевые слова: налог, страховые взносы, внебюджетные фонды.

Annotation. Relevance of the chosen topic due to the great interest to insurance contributions to social funds from businessmen, and also due to ever-changing legislation. Insurance contributions started to be paid from 01.01.2010, They replaced unified social tax, earlier, under Chapter 24 of the Tax code of the Russian Federation.

Key words: tax, insurance contributions, extra-budgetary funds.

Начисление обязательных страховых взносов осуществляется в следующие внебюджетные фонды: пенсионный (ПФР); медицинский (ФФОМС); фонд социального страхования (ФСС).

Обязательное страхование заключается в том, что плательщику необходимо делать регулярные платежи, а фонду при наступлении страхового случая -производить выплаты, установленные законом. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию.

Существуют следующие виды страховых взносов:

1.Пенсионные взносы, которые подразделяются на взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

2. Медицинские взносы .

3.Взносы в фонд социального страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов ФСС производит выплаты пособий по беременности и родам, пособия на детей и пособия по временной нетрудоспособности (по больничным листам).

4.Взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (Взносы «на травматизм»). [4]

До 2010 г. первые три вида страховых взносов входили в состав единого социального налога. С 2010г. они регулируются Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ. Начисление и уплата взносов «на травматизм» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ.[9]

Согласно ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ, базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами). [3]

База обложения страховыми взносами определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

С 1 января 2014 г. база для начисления страховых взносов установлена в сумме не более 624 тыс. рублей. Выплаты, превышающие лимит, облагаются страховыми взносами по тарифу 10% в ПФР. С сумм годового дохода работника менее либо равного предельной величине базы страховые взносы в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков сохранится в размере 30 % до 2016 года (22% - в ПФР, 2,9% - в ФСС и 5,1% - в ФФОМС), а с сумм выплат, превышающих лимит, - по 10% от суммы превышения.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой, и не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают сами за себя взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, в бюджет ФСС только в добровольном порядке.

При исчислении страховых платежей большинство предприятий применяют

следующие тарифные ставки - ПФР - 22%, ФСС -5,1 %, ФФОМС - 2,9%. Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные ставки. Так, например: для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III групп, сельхозтоваропроизводителей, а также организаций и предпринимателей - плательщиков ЕСХН - в ПФР - 21,0%; ФСС -2,4%; ФФОМС - 3,7%.

Работодатели, заключившие с временно прибывшими в Россию гражданами, трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан России только на финансирование страховой части, не зависимо от года рождения застрахованного.

Приказом Росстата от 22.01.2014 № 43 предусмотрена отчетность внебюджетных фондов, утверждены формы наблюдения за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных фондов - ПФР, ФСС, ФОМС и указания по их заполнению.[1]

Отчетность предоставляется ежеквартально.

Проверки правильности уплаты и исчисления взносов производятся территориальными органами ПФР (пенсионные взносы и взносы на медицинское страхование) и органами ФСС (взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, «на травматизм»).

Выделяют два вида проверок: камеральная и выездная. Данные виды проверок осуществляются с целью контроля соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. [5] Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам. [3]

В 2014г. ПФР реализовало «дорожную карту» по администрированию страховых взносов. «Дорожная карта» - это структурированный план действий, пошаговый сценарий развития пенсионной реформы. С точки зрения фонда и

плательщиков повысился уровень комфортности взаимодействия плательщиков и фондов. Введена единая форма отчетности.

Вместе с тем отчетность продолжает оставаться громоздкой.

По данным опросов ВЦИОН, приведенных в Российской газете (08.04.2014г.), качеством обслуживания в ПФР довольны только 36 % опрошенных [2].

Серьезной проблемой является уклонение от уплаты страховых взносов. Это побуждает государство ужесточать меры воздействия на неплательщиков. Как положительное следует отметить, что день погашения задолженности по страховым взносам с 1 января 2015 г. включен в период начисления пеней и штрафов, так как это соответствует порядку начисления пеней и штрафов по налоговому кодексу. Вместе с тем, следует в законе конкретизировать понятие задолженность. Благодаря созданию внебюджетных фондов, государство более эффективно использует свои финансовые ресурсы.

Библиографический список

1.Информационно-правовой портал Гарант, электронный ресурс http://www.rg.ru/zakon-dok.html, (дата обращения 03/03/16).

2.Колодина И. «Одна на всех, Российская газета», электронный ресурс http://www.rg.ru/pensii.html, (дата обращения 01/12/15).

3.Справочно-консультационная система «Консультант-плюс», электронный ресурс http://www.consultant.ru (дата обращения 04/03/16).

4. Страховые взносы на обязательное страхование 2015, Народная бухгалтерская энциклопедия «Клерк», электронный ресурс http://wiki.klerk.ru/index.php/Страховые_взносы_на_обязательное_страхование/2014 (дата обращения 28/11/15).

5. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями) http://www.consultant.ru/ , (дата обращения 04/03/16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.