Научная статья на тему 'К вопросу модернизации общего образования'

К вопросу модернизации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODEL / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич

В статье автором описывается психолого-педагогическая модель креативноразвивающей образовательной среды (КРОС). Обеспечивающей развитие креативности обучающихся с помощью использования широкого спектра педагогических технологий на примере Кронштадтского морского кадетского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of improvement of General education

In article the author describes psychology and pedagogical model of the creative developing educational environment (CDEE). The creativity of the pedagogical technologies which are trained by means of use of a wide range providing development on the example of the Kronstadt sea military school.

Текст научной работы на тему «К вопросу модернизации общего образования»

УДК 371.2

В. А. Губин

К вопросу модернизации общего образования

В статье автором описывается психолого-педагогическая модель креативно-развивающей образовательной среды (КРОС). Обеспечивающей развитие креативности обучающихся с помощью использования широкого спектра педагогических технологий на примере Кронштадтского морского кадетского корпуса.

In article the author describes psychology and pedagogical model of the creative developing educational environment (CDEE). The creativity of the pedagogical technologies which are trained by means of use of a wide range providing development on the example of the Kronstadt sea military school.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, модель, педагогические технологии.

Key words: education, educational environment, model, pedagogical technologies.

В настоящее время сеть общеобразовательных учреждений Российской Федерации представлена большим разнообразием, среди которых особое место занимают кадетские корпуса, Нахимовское и Суворовские военные училища.

Введение новых образовательных стандартов общего образования в образовательную практику учреждений потребовало создания условий для повышения самостоятельности школ, кадетских корпусов, нахимовского и суворовских училищ.

Основное требование к общему образованию - это его гуманистическая направленность на развитие индивидуальности, социальной и профессиональной культуры обучающегося.

Обеспечение сферы образования современными подходами в области теории и практики, инновационными образовательными технологиями будут способствовать реализации новой государственной образовательной политики, направленной на создание оптимально благополучных условий для саморазвития обучающегося.

В интересах решения данной проблемы автором предлагается психолого-педагогическая модель креативно-развивающей образовательной среды (КРОС). Данная среда обеспечивает развитие креативности обучающихся на основе использования широкого спектра педагогиче-

© Губин В. А., 2014

ских технологий (на примере Кронштадтского морского кадетского корпуса (КМКК).

Образовательная среда - среда, в которой осуществляются процессы обучения и воспитания человека.

Образовательная среда КМКК - социальное и пространственно-предметное окружение конкретного учреждения образования, организующее систему внешнего воздействия различных модальностей на обучаемого с целью его личностного и профессионального развития, субъективно переживаемого им как состояние различной степени удовлетворенности от происходящего.

Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов.

КРОС КМКК - индивидуализированная самоорганизующаяся психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, развития творческих способностей обучающихся, их самореализации и личностного роста, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение КМКК.

Главная цель КРОС КМКК - создание условий, максимально благоприятных для подготовки всесторонне образованных, развитых и патриотически настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще.

Требования, предъявляемые к КРОС КМКК:

1. Личностная ориентированность (направленность на личность как цель и высшую ценность образования, признание уникальности и неповторимости каждой личности).

2. Целостность (несводимость интегральных свойств КРОС к сумме свойств всех ее составляющих, появление нового качества).

3. Открытость КРОС для изменений.

4. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов КРОС.

5. Синергетический характер развития (способность к самоорганизации).

6. Вариативность по отношению к индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся.

Центральной частью КРОС является образ обучающегося в динамике его развития. Поэтому в качестве критериев функционирования КРОС должны использоваться качества личности обучающегося, формируемые в ходе саморазвития в данной среде. Данные качества ус-

ловно подразделяются на три группы: когнитивные; креативные; органи-зационно-деятельностные (операциональные).

К когнитивным качествам относятся не столько частные способности, сколько такие интегральные целостные образования, как:

• активность (как результат и главная цель образования);

• индивидуальный стиль познавательной деятельности;

• умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений;

• обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

• наличие развитого (в соответствии с возрастом) критического мышления, эстетического вкуса, художественной интуиции.

Креативные качества включают в себя: ассертивность, вдохновленность, гибкость, изобретательность, инициативность, интуицию, метафоричность, нестандартность, оригинальность, проблемность, прогно-стичность, продуктивность, созидательность, раскованность, самобытность, смекалку, теоретичность.

Организационно-деятельностные качества (опреациональные): умение поставить цель и самоорганизоваться для ее достижения; развитое рефлексивное мышление; стремление к гармонии; навыки самоанализа; навыки самооценки; навыки самовоспитания; умение использовать преимущества своего индивидуального стиля познавательной деятельности; степень и характер мотивации.

Для оценки критериев эффективности КРОС целесообразно выделить интегральный критерий эффективности - уровень личной ориентированности КРОС, степень обеспечения условий для саморазвития и самореализации обучающегося.

В рамках КРОС КМКК создаются креативно-развивающие образовательные маршруты (КРОМ) воспитанников КМКК с учетом возрастных, интеллектуальных, физических и других особенностей (рис. 1).

Рис. 1. Обоснование креативно-развивающего образовательного маршрута воспитанника КМКК

Целевая установка КРОМ воспитанника

Педагог создает оптимальную для ученика образовательную установку, а формирование актуальных проблем обучения и поиск их решения (определение процесса учения) представлены самому учащемуся.

КРОС КМКК ориентирована на развитие:

- познавательных способностей ученика;

- активизацию креативной (творческой) активности и самостоятельной деятельности ученика;

- формирование обучаемости кадет.

Для каждой возрастной категории создается свой КРОМ с учетом категории воспитанников и психологических особенностей их возраста (таблица).

сл

Психологические особенности старшего подросткового возраста и т.д. III Часто болеющие дети II Дети, испытывающие затруднения в учебе 1 Способные воспитанники Психологические особенности младшего подросткового возраста

Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности 1 1 Словесно-логическое мышление на уровне конкретных понятий

Регуляция эмоциональной сферы 1 1 г— Саморегуляция поведения

Формирование самооценки I 1 1 V—г—г— Воля

Общение со сверстниками, освоение новых норм Усвоение умения чтения, письма, арифметических вычислений

1 1

1 1

Формирование характера : Расширение сферы общения

Формирование собственных взглядов, самост.выбор реферативной группы Отношения в учебном коллективе

Развитие логического мышления, способности к самоанализу, оперированию абстрактными понятиями Компетентность

1 1

Самоконтроль и планирование деятельности Уверенность в себе

1 1

Избирательность в учении Самооценка на основе оценивания педагогами достигнутых результатов в учении

Формирование самосознания своего «Я», эгоидентичности

Сензитивность для развития общих и социал. способностей Интерес к развивающим играм

|

Оценочные показатели развития го со сл го СО сл го со сл го со СЛ Оценочные показатели развития

Психологические особенности возраста ранней юности

(1)

^

ф X

т

X н

го ^

с

СП о

О о

О т

О о

Е ?

ГО го

О О

к с;

сГ ф с

к го

ш ф

с; о со

ф

с; Э л Е Ф

О ^

О ф

т ^

о с; о

го а. н о

ю <

ф

а. сп сп О Ш О

а.

го

с; го

а. с Ф о

ш , *

о о 2 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГО 2 о ^

Ф ш = Го

ф ф с; х

ф Ф н

о о

Ь ш О

О о х

*

ш ф

ф

с; ф ч ф с с о о Е ГО

О

ф о

о Е т л н о о

ш ^

т

о н о

> 3

ф ш

ср ° ю о

ш

^ о ® о

I ° ф '

с; ^

¡2

2

1-

<)

о ф

Ф Ч

ш о о X

Я н о

х

X о

к с

с; ш Е СП

л

н о

о 2 ^ -& го

X

(1) о

*

¡л. о

ф ш СТ ш о а. Ф т

о о

X ^

Для реализации главной задачи КРОС КМКК разрабатывается система государственно-патриотической профессиональной ориентации

КМКК

Целевая установка

Подготовка всесторонне образованных граждан

Подготовка всесторонне развитых граждан

Подготовка патриотически настроенных граждан

Ориентация на государственную службу

Ориентация на государственную службу

Военная

Гражданская

Рис. 2. Целевая установка системы государственно-патриотической профессиональной ориентации воспитанников КМКК

Основные направления реализации системы ГППО воспитанников КМКК показаны на рис. 3.

Включение проблем государственной службы в учебные программы; организация экскурсий на предприятия, в учреждения и воинские части; открыти е в кадетском корпусе интернет-фили алов ведущих музеев СПб; отработка системы посе-щени я музеев СПб в соответствии с логикой изуче ния учебных дисциплин

Р егулярная оценка сформированности необходимых профессиональных качеств, способностей, отношений; подготовка кадетами индивидуальных траекторий служебного (личностного) роста после окончания корпуса; регулярная письменная самооценка кадет пригодности к выбранному виду госслужбы

Оценка и самооценка пригодности к государственной службе

Организац ия проектов, рекламирующих идею государственной службы , в системе дополнительного образования; деятельно сть кружков государственно-патриотической направленности; мероприятия воспитательной работы по государственно-патриотическому воспитанию кадет;

проведение государственных и

воинских ритуалов; выступлен ие перед кадетами представителей государственной и в оенной службы

1

Профессиональное самоопределение

Проведение практик кадет в государственных учреждениях, на кораблях и воинских частях; развитие системы самоуправления кадет; исполнение старшинских обязанностей и организация стажи -ровки на старшинских должностях;

анализ и доведение до кадет результатов поступления в вузы; встречи с выпускниками

Рис. 3. Основные направления реализации системы государственно-патриотической профессиональной ориентации воспитанников КМКК

ГППО воспитанников КМКК является составной частью государственно-патриотического воспитания в КМКК (рис. 4).

Конститу ция РФ

Закон об образовании

Требования МО РФ

Устав КМКК

I этап (5-7 класс)

Знакомство с профессиями

II этап (8-9 класс)

Профессиональная ориентация

III этап (10-11 класс)

Профессиональное самоопределение

X

0) □

73 0) Л

л

ф

X

2 п О

д

о

л *

5

Подгон образов

II

Подгот разви

III

овка всестор анного гражд

овка всестор того граждан

Подготовка всесторонне настроенного гражданина

онне анина

оо о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

а с

л

<

ж

о» ы

онне ина

о

■о

т х

А

П.

X А

ТЗ

ы

о ж ы

а с

л

< ж

о» ы

о

о <

АР

о н ш т

> С

от А

Рис. 4. Этапы формирования выпускника КМКК

Таким образом, решение триединой задачи позволит качественно реализовать целевую установку КМКК - подготовка всесторонне образованных, развитых и патриотически настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще (п. 20 Устава ФГКОУ КМКК МО РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.