Научная статья на тему 'К вопросу модернизации образовательных услуг на рынке высшего образования'

К вопросу модернизации образовательных услуг на рынке высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / РЫНОК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION MARKET / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышёва Н.И.

В статье рассмотрен один из аспектов повышения эффективности предоставления образовательных услуг в системе высшего образования. На современном этапе продвижение конечного образовательного продукта в вузовской среде предполагает знание и понимание психологических особенностей целевой аудитории обучаемых. Учет специфики потребителей образовательных услуг позволит более эффективно реализовать многогранный рыночный потенциал института высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article describes one of aspects of improving the efficiency of educational services in higher education. At present stage, promotion of final educational product in University environment involves knowledge and understanding of psychological characteristics of target audience of students. Taking into account the specifics of consumers of educational services will make it possible to more effectively realize the multifaceted market potential of Institute of higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу модернизации образовательных услуг на рынке высшего образования»

phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — Vol. 20. — P. 13-21.

2. Khalyn, V. G. Virtualization of information and logistics infrastructure of regional logistics distribution centers (on example of LLC SKLP) // Vestnik of Rostov State Economic University (RINH). — 2014. — № 3 (47). — P. 53-55.

3. Khalyn, V. G. Innovative management of warehousing on principles of logistics in system of commodity circulation // Vestnik of Rostov State Economic University (RINH). — 2011. — № 34. — P. 74-82.

4. Khalyn, V. G. Restructuring of information system of regional distribution complexes based on application of innovative logistics tools // TERRA ECONOMI-CUS. — 2011. — № 1. — P. 2.

Н. И. Чернышёва

К ВОПРОСУ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрен один из аспектов повышения эффективности предоставления образовательных услуг в системе высшего образования. На современном этапе продвижение конечного образовательного продукта в вузовской среде предполагает знание и понимание психологических особенностей целевой аудитории обучаемых. Учет специфики потребителей образовательных услуг позволит более эффективно реализовать многогранный рыночный потенциал института высшего образования.

Ключевые слова

Модернизация, образовательные услуги, рынок высшего образования, преподаватели, студенчество, обучение.

N. I. Chernyshyova

FOR UPGRADES EDUCATIONAL SERVICE ON HIGHER EDUCATION MARKET

Annotation

Article describes one of aspects of improving the efficiency of educational services in higher education. At present stage, promotion of final educational product in University environment involves knowledge and understanding of psychological characteristics of target audience of students. Taking into account the specifics of consumers of educational services will make it possible to more effectively realize the multifaceted market potential of Institute of higher education.

Keywords

Modernization, educational services, higher education market, teachers, students, training.

Введение

Современная эпоха модернизации вузовского образования в России предопределила не только спектр учебно-методических детерминант при обучении студенческой молодёжи, но и обозначила необходимость учёта специфики психологических особенностей студенческого

возраста, в том числе специфики познавательных процессов этой возрастной категории. Как следствие, в целях повышения конкурентоспособности высших учебных заведений возникает необходимость селективной трансляции образовательных услуг для обучаемых в высших учебных заведениях государства.

Материалы и методы

Студенчество — отдельная возрастная категория, пограничный этап юности и взрослости (18-25 лет). Это достаточно сложный период, в течение которого молодёжи надлежит освоить систему поведенческих навыков, скорректировать психические реакции и сформировать направленность личности в целях оптимального прохождения этапа от юношества до взросления. Именно в этот период — период активной социализации студентов — особую роль обретает благоприятная психолого-педагогическая среда вуза, в которой на протяжении всего периода обучения формируется профессиональный и личностный рост будущего выпускника.

Знание и понимание психологических особенностей студентов поможет преподавателям выстроить более эффективно учебно-воспитательный процесс в университете. Это достигается посредством таких методов, как наблюдение, сравнение, эксперимент, а также фасилитации и лонгитюдных методов, которые весьма эффективны при длительном преподавании и, соответственно, наличии возможности фиксировать профессиональный и личностный рост студента в процессе обучения в вузе.

Специфика психологии студенческого возраста:

1) высокая мотивация (смена статуса, обретение профессионального смысла);

2) высокая социальная активность (волонтёрство, студенческие отряды, педагогические отряды вожатых);

3) заключительный этап формирования всех психических процессов;

4) гармонизация Я-идеального и Я-реального;

5) стабилизация характера;

6) оптимальный период интеллектуальной активности и возможности ее реализовать;

7) пик творческой реализации, спортивных рекордов, технических достижений;

8) в заочной форме преимущественно начало трудовой биографии, создание семьи.

Психологическая помощь студентам необходима. Практика показывает, что порой студент не в состоянии справиться с текущими проблемами сессии, что в крайних случаях приводит к суицидальным исходам. Наличие психолога в университете помогло бы избежать летальных исходов и комплекса проблем, которые особенно заметны для студентов-первокурсников: освоение нового ритма жизни; трудности, связанные с жилищными условиями; проблемы с оплатой обучения; сдача сессии; адаптация к новому коллективу в группе и т. д. У большинства студентов эти этапы преодоления протекают без осложнений, но часть студентов попадает в группу риска, не имея возможности самостоятельно справиться с их разрешением. Как следствие, студенты перестают посещать занятия, ухудшается успеваемость, порой они бросают учёбу в вузе.

Задача психолога — помочь студенту успешно преодолеть данную группу временных трудностей. Как правило, психолого-педагогическое сопровождение студентов проводится в вузе в аудиторной и консультационной форме.

Многолетний педагогический опыт позволил выделить ряд факторов, актуализирующих психолого-педагогическую работу в вузе со студенческим составом.

Во-первых, студент приходит в университет после сдачи ЕГЭ — это в прямом смысле слова психотравма, которая создает в педагогической работе группу проблем. Прежде всего, с педагогической точки зрения, это пробелы в знаниях вследствие усиленной и углубленной подготовки к сдаче программы ЕГЭ.

Затем — проблемы с узким, клиповым, блочным мышлением. Старшеклассники преимущественно работают с блочными заданиями однородного типа, что в конечном итоге сужает границы мышления. Старшеклассник, привыкая

работать в блочном, кейсовом режиме, теряет навыки абстрактного мышления. К тому же формируется автоматизм восприятия группы заданий, причем сопровождаемый достаточно длительным регулярным периодом обучения, что в определенной степени формирует у студента туннельное мышление. Для педагогов вуза требуется длительный период для психолого-педагогической реабилитации студента.

Речевые навыки студентов составляют особую группу проблем. Как правило, каждый преподаватель-гуманитарий в вузе слышит жалобы студентов, что они все понимают, а сказать не могут, то есть в результате длительно используемого кейсового, блочного мышления формируется некое уподобление миру домашних животных. Итог — студенты не умеют свободно и грамотно излагать свои мысли. Примечательно, что речь — это ключевой индикатор развития высших психических функций. На ликвидацию этой проблемы уходит два, а порой и три курса студенческого обучения. С этой точки зрения очень эффективной формой реабилитации студента является проведение студенческих конференций на интересную для них тематику. В ходе подготовки прочитывается множество разнообразных по речевой стилистике источников, начиная с интернет-ресурса и заканчивая монографической литературой, изложенной в официальном деловом научном стиле с использованием соответствующего научного лексикона. Как следствие, уже на второй и третьей конференции наблюдается стремительный прорыв студента в речевых навыках. Этому в значительной степени способствуют и консультационные встречи с преподавателями в ходе подготовки к конференции, на которых студент учится устной форме общения с аудиторией и параллельно, соответственно, письменному выражению мыслей в деловом научном стиле. Эта форма работы со студентами зареко-

мендовала себя весьма эффективно и с точки зрения совершенствования речевых навыков грамотного общения в вузовской среде, и, что немаловажно, с точки зрения обретения уверенности студентом, обретения веры в себя.

Значительную группу проблем составляет школьная психотравма, с последствиями которой студенты приходят в колледжи и университеты. Общеизвестная практика прессования школьников оценками, всевозможными формами итоговой и промежуточной аттестации устойчиво формирует у школьников группу невротических расстройств, в основе которых присутствует страх, вызванный долгосрочными факторами стресса. Как следствие, в вуз приходит пассивный, безынициативный, закомплексованный студент с посттравматическими последствиями. Именно поэтому у преподавателей вуза уходят два-три года на реабилитационный период студента, чтобы впоследствии появилась возможность в полной мере раскрыть потенциал личности. Для этого существует линейка диагностических тестов и тренингов, которые наиболее полно помогут раскрыть студенческий потенциал. Это — миссия психолога в вузе. Плодотворное профессиональное взаимодействие психологической службы в вузе со студенческим и преподавательским составом повысит показатели оценки качества не только учебного, но и научного и воспитательного сектора работы университета.

Существенным фактором реабилитации молодёжи является возможность проявить свою гражданскую позицию в соответствующей институциональной среде вуза, основанной на активной политике функционирования студенческих отрядов. Другими словами, активная социализация молодёжи обладает значительным регулирующим потенциалом при формировании базовых смысловых конструктов ценностей, и вместе с тем эта форма занятости студенчества формирует у молодежи такой важный критерий профессионального и личностного

роста, как социальный интеллект. Этот критерий представляется особо значимым в сфере профессиональной коммуникации для эффективного взаимодействия членов коллектива. Таким образом, вовлечённость студентов в институциональные сообщества вуза и его партнеров способствует формированию и освоению у молодёжи необходимых психолого-педагогических компетенций.

В 2018 г. Ростов-на-Дону примет на своей площадке форум студенческих отрядов со всей России. Студенческие отряды — реальная сила молодежи России. У студентов есть возможность выбора сферы реализации собственных интересов в педагогических, строительных отрядах, в работе патриотических советов и поисковых студенческих отрядах и клубах, проявление себя в почётной волонтерской миссии. Примечательно, что в декабре 2017 г. в Москве впервые состоялся слет волонтеров-добровольцев, собравший более 15 тысяч активистов со всей России. Общеизвестно, что помогая другим людям, приходит обретение собственной силы.

Наряду с этими формами общественной деятельности для студента существует целый комплекс творческой организации досуга. Культурный и спортивный Центр вуза дает максимальные возможности для раскрытия спортивного, вокального, хореографического, поэтического, художественного потенциала в соответствующих секциях, студиях и командах КВН.

Таким образом, активное вовлечение студентов в мир творческого и позитивного досуга является доступной и эффективно себя зарекомендовавшей формой реабилитации (коррекции) студенческих проблем, с которыми они на начальных этапах приходят в аудитории.

Психолого-педагогическая работа преподавателями вуза осуществляется посредством реализации базовых постулатов педагогической психологии.

Методика обучения современного студента предполагает учёт ряда осо-

бенностей, которые в комплексе направлены на наиболее полное раскрытие личностного, интеллектуального и творческого потенциала студента.

Результаты психолого-педагогической модернизации при трансляции образовательного продукта обучаемым можно выделить в следующие позиции, применение которых повысит эффективность предоставления образовательных услуг в вузе: развивающее обучение; междисциплинарный подход в обучении; интерактивность, иллюстративность обучения; коллективные и групповые методы работы (деловые игры, викторины, дебаты); научность и доступность, по-сильность обучения; системность и систематичность (формирование иерархической ступени при освоении ЗУН); мотивация обучения и творчества; профессиональная направленность обучения; гуманизация обучения; воспитание в системе обучения; положительный эмоциональный фон обучения.

Развивающее обучение в вузе направлено на формирование у студента заинтересованности в предмете, позволяет студенту избавиться от страха на семинарских, практических и лабораторных занятиях, погрузиться в атмосферу совместного творческого взаимодействия педагога и студентов. Преподавателю стоит помнить, что состояние страха блокирует восприятие материала. Поэтому современная эпоха вузовского образования все в большей степени уходит от авторитарного стиля в работе со студентами и переходит к педагогике сотрудничества. Преподавательский арсенал форм работы существенно пополнился использованием деловых игр, викторин, круглых столов, кейс-технологий, предполагающих групповые, коллективные формы подготовки заданий, семинары-проекты и т. д.

В рамках педагогики все более популярным становится использование междисциплинарного подхода. К примеру, при чтении курса экономической теории органично вписывается в пред-

метный профиль использование философии, логики, истории экономики, социологии, психологии, математики. В активе кафедры экономической теории стали регулярными бинарные лекции во взаимодействии с преподавателями кафедры математики.

Инновационность образования обеспечила возможность активировать интерактивный потенциал инструментов, позволяющих повысить эффективность учебного процесса. Как следствие, при университетах формируется мультимедийная база лекций, становится возможным многогранное расширение границ при проведении семинарских, практических и лабораторных занятий. Скучный процесс ведения традиционных лекционных занятий остался в XX в. Технологии XXI в. обеспечили возможность проведения занятий по международным стандартам.

Научность, доступность и посиль-ность обучения способствует формированию интереса у студента к учебному процессу. Общеизвестно, что сложный, непонятный материал способствует потере интереса к предмету, учащаются пропуски занятий, и, наоборот, интересный, доступный материал, возможность в рамках учебного курса проявить научную активность, выступить на конференциях, завоевать медали, дипломы, в значительной степени мотивирует студентов к учебному процессу, а главное — дает возможность поверить в свои силы, поверить в себя!

Системность и систематичность обучения при эффективно организованном учебном процессе дают положительные результаты, способствуют достижению компетенций при формировании комплекса знаний, умений и навыков.

Обсуждение

Примечательно, что переход на рейтинговую систему обучения в полной мере способствует формированию у студентов систематичного усвоения и закрепления материала [4]. Принцип систематичности обучения способству-

ет закреплению у студентов поведенческих навыков в подготовке к семинарским занятиям, к научным вузовским форумам, конференциям, формирует высокий уровень мотивации в достижении учебных и научных задач и амбиций студентов. Вузовский учебный и научный потенциал в полной мере обеспечивает возможность раскрыть способности каждому студенту. Институциональные формы международного, всероссийского и межрегионального вузовского взаимодействия профессорско-преподавательского состава, сообщества методистов, практиков, молодых ученых и студентов позволят максимально эффективно производить и транслировать образовательные услуги на рынке высшего образования.

Принцип мотивации обучения органично воплощается в системе рейтинга — каждый студент получил возможность самостоятельно формировать порог своей оценки, организовывать свой учебный график, то есть студент вступил в новую эпоху, при которой не внешние субъекты его контролируют и организуют (деканат, кураторы, тьюторы), а сам студент выстраивает график своей учебной активности, и к середине семестра даже самые пассивные студенты приходят к пониманию, что недобор баллов до минимально необходимого уровня (как правило, в вузах эта граница составляет 49-50 баллов) приведет к зоне фиаско, преодолевать которую будет значительно сложнее, чем организовать текущий режим семестровой активности.

Знание и понимание этой специфики рейтинга и является базовой ступенью мотивации для студентов, а более высокие учебные и научные показатели определяются амбициозностью личности студента, его профессиональной направленности и, безусловно, ролью преподавателя в формировании заинтересованности у студентов предметом и в педагогическим мастерством преподавателя, позволяющим раскрыть потенциал каждого студента, помочь ему справиться с предшествующим анамне-

зом психологических проблем, а порой и текущих, чтобы время обучения в университете стало наиболее эффективным в личностном и профессиональном становлении выпускника. Принцип гуманизации обучения фактически означает переход к педагогике сотрудничества, трансформацию стилей взаимодействия педагога и обучаемого — от авторитарного к либеральному, толерантное отношение преподавателей к студентам, доминирование технологий воспитания молодёжи в вузовской среде.

Заключение

Воспитание молодёжи в системе обучения становится неотъемлемым компонентом вузовского образования. Воспитание начинается с лекционных бесед о роли вуза в регионе, о значимости выбранного профиля обучения в карьерном росте выпускника, о патриотическом долге молодого поколения в развитии государства, о роли института во-лонтерства в современную эпоху социальной трансформации ценностей. При вузах работают патриотические молодёжные советы, формируются поисковые отряды, активно проводятся молодёжные социальные флешмобы, возвращается добрая советская традиция шеф-ствования над детскими домами и т. д.

Совокупность вышеназванных постулатов способствует формированию положительного психолого-педагогического климата обучения, при котором формируется комфортная институциональная среда для студента, включающая учебный, научный, творческий и досуговый сектор. Эта благоприятная вузовская среда способствует комплексной психологической реабилитации студента, высокой мотивации вовлеченности молодежи в вузовский социум, способствующий раскрытию всестороннего студенческого потенциала.

Таким образом, в данной статье акцент сделан на построении наиболее эф-

фективной трансляции образовательных услуг для обучаемых, что обеспечивает более высокие показатели рейтинга вуза на рынке высшего образования.

Библиографический список

1. Донцов, Д. А., Донцова, М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. — 2013. — № 2.

2. Карелкин, Е. Н. Социально-педагогические особенности студенческой молодежи // Вестник Краснодарского Университета МВД России. — 2014 — № 4 (26).

3. Семёнов, Ю. Н., Шурухин, Б. В. Формирование рынка образовательных услуг // Экономические науки. — 2013. — № 15.

4. Чернышёва, Н. И. Балльно-рейтинговая система вуза как инструмент формирования самоорганизации обучающихся // Качество образования и балльно-рейтинговая система в вузах : материалы межрег. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2017.

Bibliographic list

1. Dontsov, D. A., Dontsova, M. V. Psychological peculiarities of youth (student) age // Educational Technologies. —

2013. — № 2.

2. Karelkin, E. N. Socio-pedagogical peculiarities of students // Bulletin of Krasnodar University of MIA of Russia. —

2014. — № 4.

3. Semionov, Yu. N., Shurukhin, B. V. Formation of market of educational services // Economis sciences. — 2013. — № 15.

4. Chernyshyova, N. I. Score-rating system as tool for self-organization of learners // Quality of education and score-rating system in universities : materials of interregional scientific and practical conf. — Rostov-on-Don, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.