Научная статья на тему 'К вопросу комплексного использования железных руд Кимкано-Костеньгинского рудного узла и Южно Хинганского марганцево-железорудного поля в Еврейской автономной области'

К вопросу комплексного использования железных руд Кимкано-Костеньгинского рудного узла и Южно Хинганского марганцево-железорудного поля в Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу комплексного использования железных руд Кимкано-Костеньгинского рудного узла и Южно Хинганского марганцево-железорудного поля в Еврейской автономной области»

УДК 553.31 + 553.411 +553. 491 А.М. Жирнов

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД КИМКАНО-КОСТЕНЬГИНСКОГО РУДНОГО УЗЛА И ЮЖНО - ХИНГАНСКОГО МАРГАНЦЕВО-ЖЕЛЕЗОРУДНОГО ПОЛЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (Дальний Восток, Россия)

~П Еврейской автономной области полвека назад было раз-

-Я-М ведано три железорудных месторождения и частично опоисковано и оценено еще несколько месторождений, составляющих Северный железорудный район. Этот район примыкает к транссибирской железнодорожной магистрали на участке между поселками Известковый и Лондоко. Суммарные утвержденные запасы железных руд составляют 750 млн. т, прогнозные ресурсы в целом - около 2 млрд.т. Общая оценка железорудного потенциала района составляет, по разным оценкам, порядка 3 млрд. т железных руд. Руды невысокого качества: тонкозернистые, недостаточно хороши для обогащения, с невысокими содержаниями железа - на уровне 31 - 35%. Но промышленные технологии обогащения руд были разработаны давно и неоднократно.

Месторождения залегают в осадочно-метаморфогенных породах углисто-глинистого и карбонатного состава древнего возраста (венд-нижний кембрий). По данным исследований Л.И. Гурской в нескольких пробах из вмещающих пород месторождений присутствуют в существенных концентрациях благородные металлы: платина - 0,95 г/т, палладий - 0,73 г/т, серебро - 5,6г/т, золото - 0,07 г/т [1]. По нашим данным, в аншлифах железных руд Кимканского месторождения устанавливается тонкая вкрапленность золота. Недавно в железных рудах доказано присутствие платины [7]. Вопрос в том, сколько в среднем содержится этих металлов в рудах и возможно ли попутное извлечение их из руд при металлургическом обогащении? Ведь даже при содержании золота в рудах на уровне 0,1 г/т (обычном для месторождений подобного типа) в 1млрд. т руды будет находиться 100 т золота. Это вдвое больше, чем на По-

кровском месторождении золота, которое отрабатывается компанией «Ариком» уже 10 лет. А еще есть платиноиды и, возможно, серебро.

В настоящее время создан Кимкано-Сутарский горнообогатительный комбинат, осуществляющий с 2006 г. подготовку Кимканского и Сутарского месторождений железных руд к отработке, а также - строительство специального жилого поселка для работников ГОКа.

Этим предприятием выполнена детальная разведка Кимкан-ского месторождения и ведется детальная разведка Сутарского месторождения. Однако нам неизвестно как полно и достоверно организовано исследование железных руд на присутствующие в них золото и платиноиды. Контролирующие органы (Лицензиат, выдавший лицензию, органы Роснедра - по контролю за выполнением лицензий и др.) пока не располагают новыми данными о возможной комплексности руд. Для ГОКа этот вопрос тоже, по-видимому, не достаточно проработан (или наоборот, вполне ясен). Во всяком случае, руководство ГОКа уже приняло решение о строительстве металлургического завода, ориентированного на выпуск только твердого чугуна. Следовательно, вопрос об использовании сопутствующих благородных металлов в рудах не считается целесообразным, или, возможно, изучен недостаточно. Планируемая технология переработки руд до стадии получения твердого чугуна не позволяет извлекать из руд сопутствующие благородные металлы.

Следует иметь в виду, что определение благородных металлов в железных рудах (пробирным и другими методами) во многих обычных лабораториях невозможно. Согласно проведенным исследованиям института ЦНИГРИ, чтобы определить благородные металлы в железных рудах, нужна особая методика пробоподготовки, специальные реактивы и специальная методика проведения лабораторного анализа [5].

Научные институты Дальнего Востока, располагающие мощной лабораторной базой, не проявляют пока интереса к этим месторождениям и к проблеме комплексного использования их железных руд, хотя строительство ГОКа и доизучение указанных месторождений ведется уже несколько лет (4 года).

В 2006-2009 г.г. нашими исследованиями в южной части территории были определены сверхкрупные ресурсы комплексных железных руд в пределах Южно-Хинганского марганцеворудного

поля. Огромное рудное поле, длиной около 60 км, было исследовано с поверхности канавами 50 -70 лет назад. Одно из центральных рудных тел, длиной 4 км, было разведано скважинами до глубины 350-500 м на марганцевые руды. Запасы их были утверждены в ГКЗ СССР в 1956 г. Однако главный объем рудной массы и главную ценность рудного поля составляют, по современной оценке, железные руды, ресурсы которых до глубины 500 м от поверхности (доказанной бурением) оценены в 3 млрд. т, до глубины 1,5 км - в 10 млрд. т [2, 3].

Железные руды Южно-Хинганского рудного поля имеют с поверхности магнетит-гематитовый состав, но уже с глубины 200м в их составе преобладают, по данным аэромагнитной съемки, руды существенно магнетитового состава, т. е. руды более благоприятные для обогащения. Содержание железа в рудах составляет 29 -35%, структура их тонкозернистая, т.е. это руды труднообогати-мые. Но эти руды пригодны для промышленного использования. Они аналогичны рудам близ расположенного Костеньгинского месторождения железа, для которого разработана оптимальная схема промышленного обогащения, т. е они представляют промышленный интерес.

Особое значение имеет комплексный характер железных руд. Во-первых, в них присутствует очень дефицитный и ценный для металлургии марганец. Марганцевый пласт или слой, мощностью в среднем 3м, залегает только с одного края мощного (от 10-20 до 100м) железорудного тела. Во-вторых, в пласте марганцевых руд постоянно присутствуют никель и кобальт, а также серебро - в минимально промышленных концентрациях, что было установлено еще при разведке объекта. В последнее время здесь установлены также золото и платина в промышленно значимых концентрациях -до нескольких граммов на тонну руды, согласно данным технологического исследования ревизионной валовой пробы в 2000 г. (Т.В. Башлыкова) и исследований Н.В. Моисеенко [6]. Прогнозные ресурсы марганцевых руд рудного поля оцениваются на уровне 60-70 млн. т, а никеля и кобальта - на уровне среднего или даже крупного месторождения. В настоящее время, по данным атомноабсорбционного анализа 22 штуфных проб, доказано присутствие золота непосредственно в составе железных руд, до 1-2 г/т и более, в среднем 0,36 г/т - в южной части рудного поля. На северном фланге рудного поля установлена протяженная аномалия урана,

подтвержденная на глубину бурением единичных неглубоких скважин (М.В. Горошко).

В советские годы неоднократно ставился и рассматривался вопрос о строительстве на Дальнем Востоке металлургического комбината на базе железорудных месторождений Еврейской АО и Га-ринского месторождения в Амурской области. Сейчас все эти месторождения приобретены по лицензии английской компанией «Ариком» и с 2006 г. ведется строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината с необходимой инфраструктурой. Ввод в действие первой очереди комбината намечен на 2013 г. с годовой производительностью 5 млн. т руды, затем- с 2014 г. - 10 млн.т. руды в год. Вся производимая руда предназначена на экспорт в Китай (в основном), для чего уже в этом году намечено начать строительство железнодорожного моста через р. Амур (длиной 2100 м) у села Нижне-Ленинское.

Таким образом, сейчас получили решение два важнейших во-проса:1) значительно расширились перспективы железорудного бассейна, способного теперь обеспечить сырьем металлургию на срок более 100 лет; 2) готовится ввод в действие горнообогатительного комбината.

Однако есть проблемы, требующие неотложного решения.

Во-первых, в 2005 г. по лицензии проданы китайской фирме права на пользование недрами на разведанные марганцевые руды и ряд других ближних рудных тел, с вывозом руды за рубеж (пока работы не начаты). Но стоимость марганцевых руд составляет не более 5% от стоимости всех металлов, содержащихся в марганцевожелезных рудах. Поэтому указанная лицензия серьезно ущемляет экономические интересы ЕАО и государства в целом. Эта лицензия должна быть пересмотрена и переутверждена - с условием добычи всего объема марганцево-железных руд и переработки руд на российском металлургическом заводе с полным извлечением из руд всех полезных компонентов (может быть даже - аннулирована).

Во-вторых, строительство металлургического завода с ориентацией на получение полуфабриката, т.е. чугуна, с вывозом его за рубеж, также не отвечает экономическим и социальным интересам Дальнего Востока и России в целом. Тогда мы вынуждены будем покупать сталь, металлопрокат и технику из-за рубежа по многократно увеличенной цене.

Специалисты Дальнего Востока и правительства СССР всегда рассматривали вопрос о строительстве на Дальнем Востоке крупного металлургического комбината с полным технологическим циклом обогащения руд - для получения стали и металлопроката, производительностью 4 - 8 млн. т продукции в год. Сейчас этот вопрос стал еще более актуальным, поскольку установлена комплексность железных руд. А извлечение попутных металлов из железных руд возможно только при металлургическом переделе руд, с получением горячего литья (кстати, в Японии и США есть компании, отработавшие технологию извлечения золота из железных

руд).

Таким образом, вопрос достоверного определения концентрации сопутствующих благородных и других металлов в железных рудах Кимкано-Костеньгинского рудного узла и Южно-Хинганского рудного поля приобретает сейчас важнейшее значение, равно как и вопрос определения оптимальной технологической схемы обогащения железных руд.

В любом случае планируемый металлургический завод необходимо проектировать и строить из расчета переработки руд по полной технологической схеме, предусматривающей выплавку стали различных марок и различного металлопроката (трубы, рельсы и др.), а также извлечение из продуктов металлургического передела всех попутных металлов.

В связи с этим, дальневосточным геологическим и горным институтам в г.г. Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, располагающим хорошей лабораторной базой, следовало бы включить в планы своих работ исследования вещественного состава железных руд в месторождениях Еврейской автономной области с целью комплексного использования этих руд.

---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурская Л.И. Благороднометальное оруденение черносланцевого типа и критерии его прогнозирования. СПб: ВСЕГЕИ, 2000. 208 с.

2. Жирнов А.М. Новый железорудный бассейн России в Еврейской автономной области Дальнего Востока // Руды и металлы. 2008. № 5. С. 16-26.

3. Жирнов А.М., Кузин А.А. Железорудное сырье Еврейской автономной области: современное состояние и перспективы его использования // Региональные проблемы. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2008. № 9. С.45-49.

4. Масловский П.А. Российская металлургия на Дальнем Востоке: от идеологии до реализации // Третий дальневосточный международный экономический

Форум. Т.1. Мат-лы пленарных заседаний и рекомендации круглых столов. Хабаровск, 2008. С. 156- 161.

5. Методические рекомендации по изучению железорудных отвалов и хво-стохранилищ обогатительных фабрик на сопутствующие благородные металлы / А.Н. Шелехов и др. М.: ЦНИГРИ, 1991.

6. Моисеенко Н.В., Щипачев С.В., Санилевич И.С., Макеева Т.Б. Первые находки благородных металлов на Хинганском месторождении марганцевых руд (участок Поперечный) // Геология, минералогия и геохимия благородных металлов Востока России и новые технологии переработки благороднометального сырья. Благовещенск, 2005. С. 72-74.

7. Ханчук А.И., Бердников Н.В., Черепанов А.А., Коновалова Н.С., Авдеев Д.В., Зазулина В.Е. Благородные металлы в черных сланцах сутырской свиты и кимканской толщи (Буреинский массив) // Тектоника и глубинное строение Востока Азии. VI Косыгинские чтения: Докл. Всеросс. конф. Хабаровск. 20-23 янв. 2009 г. Хабаровск, 2009. С. 237- 240. ЕШ

— Коротко об авторах -------------------------------------------------

Жирнов А.М. - доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник,

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.