Научная статья на тему 'К вопросу кадастра и мониторинга земель трансграничных территорий (на примере России и Казахстана)'

К вопросу кадастра и мониторинга земель трансграничных территорий (на примере России и Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТР / МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ДЕМАРКАЦИЯ / ДЕЛИМИТАЦИЯ / CADASTRE / LAND MONITORING / TRANSBOUNDARY TERRITORIES / DEMARCATION / DELIMITATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Батин Павел Сергеевич, Дубровский Алексей Викторович, Малыгина Олеся Игоревна

В статье дано описание проблемы проведения демаркации границы между соседними государствами. Предложен ряд мероприятий с применением современных геотехнологий, цель которых заключается в уточнении прохождения государственной границы. Представлена технологическая последовательность действий при демаркации границы. Дано обоснование необходимости осуществления экологического мониторинга трансграничных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Батин Павел Сергеевич, Дубровский Алексей Викторович, Малыгина Олеся Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CADASTRE AND MONITORING OF LANDS OF TRANSBOUNDARY TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN)

The article describes the problem of demarcating the border between neighboring states. A number of measures with the use of modern geotechnologies have been proposed, the purpose of which is to clarify the passage of the state border. The technological sequence of actions during border demarcation is presented. The rationale for the need for environmental monitoring of trans-boundary territories is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу кадастра и мониторинга земель трансграничных территорий (на примере России и Казахстана)»

УДК 528.4

К ВОПРОСУ КАДАСТРА И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)

Павел Сергеевич Батин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант, тел. (383)361-01-09, e-mail: batin86@mail.ru

Алексей Викторович Дубровский

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, зав. научно-производственной лабораторией «Дигитайзер», тел. (383)361-01-09, e-mail: avd5@ssga.ru

Олеся Игоревна Малыгина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-01-09, e-mail: 131379@mail.ru

В статье дано описание проблемы проведения демаркации границы между соседними государствами. Предложен ряд мероприятий с применением современных геотехнологий, цель которых заключается в уточнении прохождения государственной границы. Представлена технологическая последовательность действий при демаркации границы. Дано обоснование необходимости осуществления экологического мониторинга трансграничных территорий.

Ключевые слова: кадастр, мониторинг земель, трансграничные территории, демаркация, делимитация.

TO THE QUESTION OF THE CADASTRE AND MONITORING OF LANDS OF TRANSBOUNDARY TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN)

Pavel S. Batin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D. Student, phone: (383)361-01-09, e-mail: batin86@mail.ru

Alexey V. Dubrovsky

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Head of the Research and Production Laboratory "Digitizer", phone: (383)361-01-09, e-mail: avd5@ssga.ru

Olesya I. Malygina

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Senior Lecturer, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)361-01-09, e-mail: 131379@mail.ru

The article describes the problem of demarcating the border between neighboring states. A number of measures with the use of modern geotechnologies have been proposed, the purpose of which is to clarify the passage of the state border. The technological sequence of actions during

border demarcation is presented. The rationale for the need for environmental monitoring of transboundary territories is given.

Key words: cadastre, land monitoring, transboundary territories, demarcation, delimitation.

Вопросы, связанные с трансграничными территориями, регулируются как нормами законодательства государства, так и нормами международного права. Кадастровые работы на трансграничных территориях сопряжены со следующими трудностями: в первую очередь это использование разных систем координат у сопредельных государств [1]. Эта проблема решается отчасти наличием демаркационной зоны, которая проходит на определенном расстоянии от демаркационной линии, разделяющей два государства. Демаркационная линия носит временный характер, разделяет два государства или территории с разными сферами влияния различных государств. Часто демаркационные линии проводят с целью установления ограничений на использование определенных территорий. В последующем демаркационная линия (или зона) при проведении определенных видов работ может быть преобразована в государственную границу. Примером демаркационной линии является линия разграничения, проведенная в Германии в 1945 г. и поделившая одно государство на два: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика. В 1990 г. эта демаркационная линия была упразднена и две части Германии были воссоединены (рис. 1, а). Еще одним примером демаркации является демаркационная линия, разделяющая Северную и Южную Кореи вдоль линии 38-параллели (рис. 1, б).

Рис. 1. Примеры демаркационных линий:

а) демаркационная линия между ГДР и ФРГ; б) демаркационная линия между Северной и Южной Кореей

Согласование линии прохождения государственной границы решается на уровне государств. В целом на приграничных территориях кадастр ведется в соответствие с методическими рекомендациями для ведения кадастровых работ. Нередки ситуации, когда прохождение границы оспаривается. В первую очередь такие ситуации возникают при установлении, на чьей территории находится определенный природный объект: река, озеро и т. д. Оспаривание может возникнуть и, например, при определении принадлежности участка земли с полезными ископаемыми и т. д. Так, подобная ситуация, по отнесению природного объекта - в данном случае, озера - к территории определенного государства возникла и на участке границы между Россией и Казахстаном. Озеро Сладкое в Купинском районе Новосибирской области принадлежит двум государствам, в соотношении 70 % к Казахстану, 30 % к России (рис. 2) [2].

Рис. 2. Прохождение демаркационной линии между Россией и Казахстаном

по озеру Сладкому до 2017 г.

Демаркация государственной границы подразумевает выполнение ряда процедур по достижению соглашения между государствами по прохождению разграничительной линии и ее обозначения на местности пограничными знаками. Сама работа по делимитизации российско-казахстанской границы была завершена в 2005 г., однако работы по демаркации продолжаются еще и в настоящее время [3]. В этом направлении предлагается проведение ряда мероприятий, целью которых, является уточнение прохождения государственной границы:

- создание, восстановление или уточнение опорной межевой сети. Согласование координатных систем между государствами;

- выполнение работ по описанию и координированию прохождения границы.

Периодически возникающие споры по принадлежности той или иной территории при этом должны быть полностью устранены. Данный факт также существенно влияет и на картографирование трансграничных территорий. Существующие карты отображают прохождение границы в достаточно мелком масштабе. Границы, указанные на картах, например, масштабов 1 : 25 000 и

1 : 50 000 достаточно условные и требуют уточнения. Также подобные работы невозможно провести только со стороны одного государства, так как разными государствами используются разные подходы к картографическому отображению территории и степени генерализации объектов топографии. Как вариант решения проблемы информационного обеспечения процедуры трансграничного разграничения является выполнение комплекса аэрофотосъемочных работ на приграничной территории. Однако, здесь возникают трудности связанные с обеспечением безопасности государств и объектов государственной важности, в том числе и секретных объектов. Работа по демаркации границ выполняется по определенной технологии, которая включает следующие этапы работ, представленные на рис. 3 [4].

Создание межгосударственной комиссии

Создание комиссии из представителей смежных государств Выбор технологии работ по точному определению границы на местности

кг

Выполнение работ по точному установлению границы на местности

Уточнение ранее существующей границы вблизи населенных пунктов Установление границы на всей протяженности демаркационной линии Составление протокола описания прохождения границы

Составление карты прохождения границы

Составление схем-кроки на каждый знак Составление протокола на каждый пограничный знак

о

Подготовка договора о прохождении границы

Подписание договоров смешанной комиссией Утверждение договора каждой государственной стороной

Рис. 3. Последовательность работ при демаркации границы

Более обширным является вопрос мониторинга трансграничных земель. Мониторинг должен осуществляться по следующим основным направлениям.

Во-первых, это проведение мониторинга в рамках системы государственного мониторинга и соблюдения норм природоохранного и экологического законодательств государства. При этом должен быть организован особый контроль состояния трансграничных земель, так как экологические правонарушения могут привести к появлению последствий и на территории сопредельного государства.

Во-вторых, система мониторинга на трансграничных землях должна выявлять нарушения, связанные с различного рода деятельностью на территории

сопредельного государства. Так как, например, к хозяйственной деятельности сопредельного государства не могут быть применены нормы законодательства другой страны, то необходимо уделять повышенное внимание состоянию приграничных земель и выявлять различные виды загрязнения и повлекшие их причины. В качестве примера можно привести мониторинг состояния радиационной обстановки в районе Дальнего Востока при аварии на атомной станции Фукусима в Японии (рис. 4, а) [5]. Изучение природных закономерностей и особенностей трансграничных территорий оказывает существенное влияние на организацию системы мониторинга на этих землях. На рис. 4, б представлена схема океанических течений, которые являются основным переносчиком радиационных вод, выброс которых произошел при аварии на Фукусимской АЭС. Также в качестве примера можно привести открытие новосибирских ученых, которые обнаружили в кольцах сибирской сосны следы ядерных испытаний, которые проводились СССР и США [6].

а) б)

Рис. 4. Пример влияния техногенных катастроф на экологию трансграничных территорий:

а) зона распространения радиационного загрязнения в результате аварии на атомной станции Фукусима (Япония); б) пример влияния трансокеанических течений на перемещения загрязненных радионуклидами вод при аварии на Фукусимской АЭС

При мониторинге земель России с сопредельной территорией Казахстана отдельное внимание должно быть сосредоточено на мониторинге земель вблизи крупных промышленных центров.

Третьим направлением мониторинга земель является проведение совместных программ исследования, направленных на разработку концепций совместного проведения мониторинговых исследований с применением современных геотехнологий [7, 8]. Особо важным является решение этих вопросов в направлении совместного водопользования и соблюдения как международных, так и государственных норм по охране, защите и экологическом благополучии территории. Водные объекты проходят по территориям нескольких государств и способны переносить загрязнения на большую территорию. Водопользование

затрагивает интересы огромного количества водопотребителей и должно быть основано на правовых государственных и международных нормах.

Отдельным направлением межгосударственного сотрудничества в области управления трансграничными территориями должно стать решение вопроса оперативного обновления топографической информации, размещенной на публичных государственных геопорталах. В настоящее время, как отмечено в работе [9]: «...запаздывание в актуальности предоставляемых космических снимков на ресурсе публичной кадастровой карты может составлять до полутора лет, а на некоторых интенсивно осваиваемых территориях при увеличении масштаба изображения происходит смена снимка-подложки, возраст которой может быть более 5 лет». Также необходимо проводить работы «по повышению качества данных по объектам недвижимости в едином государственном реестре недвижимости» [10, 11].

Дружеский, открытый диалог между странами-соседями имеет огромное значение, как с позиции решения общих задач социального и экономического развития трансграничных территорий, так и с позиции обеспечения экологического благополучия и безопасности населения. Несомненно, формирование такого диалога невозможно без решения вопросов территориального разграничения и организации системы «прозрачного» экологического мониторинга трансграничных земель.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рожков-Юръевский Ю. Д. К вопросу установления государственных границ и разграничения морских пространств Российской Федерации на участке Калининградской области // Вестн. БФУ им. И. Канта. - 2013. - № 3. - С. 11-15.

2. Казахстан получил Сладкое [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.gazeta.ru/politics/2017/08/15_a_10833182.shtml.

3. Бичехвост А. Ф. Российско-казахстанская граница как стабилизирующий фактор на юго-востоке постсоветского геополитического пространства // Границы безопасности и безопасность границ. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001. - С. 193-208.

4. О государственной границе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закона от 01.04.1993 № 4730-1. - Режим доступа : http://base.garant.ru/10103372/.

5. Калифорния в опасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://oko-planet.su/phenomen/phenomenday/303903-gudbay-kaliforniya.html.

6. В российских соснах нашли углерод от ядерных испытаний США. Мир 24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://mir24.tv/news/16280822/v-rossiiskih-sosnah-nashli-uglerod-ot-yadernyh-ispytanii-ssha.

7. Карпик А. П. Оценка возможностей мониторинга земель территорий спутниковым методом // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - № 2/1. - С. 3-6.

8. Elements of Geoinformation Support of Natural Resource Management System / A. V. Dubrovsky, I. T. Antipov, A. I. Kalenitsky, A. P. Guk // International Journal of Advanced Biotechnology and Research (IJBR). - 2018. - Vol-9, Issue-1. - Р. 1185-1202.

9. Хлебникова Е. П., Мирошникова О. А. Особенности функционирования единой картографической основы публичной кадастровой карты // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление

недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 12-17.

10. Дорош М. П. Результаты работ по повышению качества данных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Новосибирской области // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 107-116.

11. Батин П. С., Дубровский А. В., Рунковская Г. А. Классификация видов реестровых ошибок и причин их низкого выявления // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 82-86.

© П. С. Батин, А. В. Дубровский, О. И. Малыгина, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.