Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ массовой культуры во Франции'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ массовой культуры во Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1524
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
Франция / исследования / реклама / кинематограф / культура / France / research / advertising / cinematography / culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Азмуханова, Т. Баспак, Д. Абдикаликова

В данной статье рассматриваются отдельные вопросы такого направления, как массовая культура Франции. Авторы отмечают развитие рекламы кинематографа фестивалей способствующих в целом популяризации французской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses some issues of such a direction as the mass culture of France. The authors note the development of the advertising of film festivals contributing to the overall popularization of French culture.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ массовой культуры во Франции»

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ массовой культуры во Франции

А.Азмуханова, Т.Баспак, Д. Абдикаликова ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана Aiaz67@mail. ru

This article discusses some issues of such a direction as the mass culture of France. The authors note the development of the advertising of film festivals contributing to the overall popularization of French culture.

Keywords: France, research, advertising, cinematography, culture

В данной статье рассматриваются отдельные вопросы такого направления, как массовая культура Франции. Авторы отмечают развитие рекламы кинематографа фестивалей способствующих в целом популяризации французской культуре.

Ключевые слова: Франция, исследования, реклама, кинематограф, культура

Усиление глобализации современного мира и естественный рост в этих условиях значимости национальной самобытности и культурного своеобразия каждой страны свидетельствует о том, что именно культура является самым эффективным и многофункциональным инструментом для объединения народов.

В научной литературе проводится мысль о том, что экономическая или военная мощь перестает быть эффективной в условиях информационной революции, а ее место занимает более действенная культурная мощь. В последнее время всё настойчивее отводится внимание политике «Soft Power» - мягкой силе, включающей в себя определенный комплекс ресурсов, не связанных с «Hard Power».

Французское общество является мультикультурным, одним из главных аспектов этого направления являются отношения к различным национальностям. Однако сказать, что разные национальности и культуры уживаются без проблем в современной Франции, было бы неверно. Несмотря на то что понятие толерантности идеологически настойчиво внушается обществу, ситуация взаимного приятия культур далека от идеальной. По описанию Т.Ю. Загрязкиной, «можно сказать, что «старые» и «новые» представления сосуществуют, конфликтуя или сочетаясь между собой».

Одним из проявления массовой культуры является реклама. Французская реклама играет определенную роль в формировании массового сознания. Коммерческая реклама во Франции как осознанное явление возникло во второй половине XIX века. В 1970 гг. происходит изменение в менталитете французов и в их повседневной жизни. Отметим такой факт, что "повседневное действие человека обусловлено психологически и социально, имеют определенную форму и значение, сохраняющееся и/или изменяющееся с течением времени [1, с. 130].

Реклама становится международной как с точки зрения присутствия иностранных рекламных агентств, так и с точки зрения распространения французских брендов во всем мире. Во Франции высокий процент выходцев из стран Магриба, поэтому в обществе стоит проблема

формирования политкорректного имиджа, поддерживающего идею равенства. Не утрачивая своей коммерческой направленности, реклама играет важную роль развитии менталитета французов.

Современная культурология решает загадку иностранной души, разбираясь в особенностях других менталитетов. Одним из важнейших понятий является представление о семье внутри той или иной культуры. Социологические исследования достаточно подробно освещают тему семьи в современном французском обществе. В тоже время и реклама часто использует сцены из семейной жизни, чтобы доступно и наглядно выразить свои предложения. Следует отметить, что изучение семьи на примере людей старшего поколения и в социологических исследованиях, и в рекламе даёт схожую картину мира. Люди "третьего возраста" стали более мобильны, достаточно хорошо ориентируются в особенностях современного мира и очень ценят свою независимость. Вместе с тем, изменилась роль среднего и старшего поколения, связанные в целом с изменениями в общественно-политической и экономической жизни [2, с. 98].

Культура повседневности является одним из популярных объектов гуманитарных исследований. Кинематограф стал одним из мощных пропагандистов в культурном пространстве эпохи, способным трансформировать традиционную культуру.

Кино, телевидение, культурная виртуальная реальность - это зрелищные формы не только отражают жизнь человека и общества, но и "задают антропологические нормы, нормы коммуникации и выполняют сегодня функции социализирующее, педагогические, эстетические".

Интерес к кино во Франции позволяет говорить о кинематографической культуре французов. На протяжении многих лет менялось качественное содержание кинопродукции: внимание обращалось на нравственную составляющую фильмов в течение почти 40 лет, создавались еженедельные издания для зрителя, позволяющие зрителю выбирать телевизионный вечер или фильмы в кинотеатре. Кинематограф является одним из направлений массовой культуры и формирует образ Франции для представителей других культур.

Во Франции проводятся социологические исследования, подтверждающие огромный интерес французов к кино. Исследования стали полезны для развития кинематографической культуры на государственном уровне.

Популярность кино во Франции несомненна: пройдя через салоны Парижа, ярмарки ХХ в., обретя звук и цвет, пережив социально-политические катаклизмы, выдержав конкуренцию телевидения, видео и интернета, киноленты продолжают объединять людей, отвечая их потребностям в совместном переживании всей гаммы эмоций.

Французский кинематограф популярен у зрителя разных стран. Примером является Россия как один из главных потребителей французской кинопродукции. К сожалению, в результате экономического кризиса российский прокат французских фильмов численно снизился на 70%, но идет активная работа над восстановлением объемов. Вот уже 13 лет фестиваль "Французское кино сегодня" по инициативе "ишйгапсе" и посольства Франции в России организует показы по всей стране. Помимо этого, не надо забывать и о прокатах, которые активно покупали и продавали французские киноленты. Благодаря им зрители по всей России могут познакомиться с современным кино Франции. Последние годы упор делается на регионы, предпочтение отдается крупным городам, что позволяет почти удовлетворять спрос на французскую культуру, а также расширяет географию показа французского кино.

В пятёрке самых кассовых французских фильмов в российском прокате 2012 г. были комедии "Астерикс и Обеликс в Британии", "Джунгли зовут", " В поисках Марсупилами" и чемпион французского прокат 2011 г. "1+1".

Ежегодно Франция производит более 200 фильмов, если добавить документальные и короткометражные, эта цифра достигает 250. В Европе Франция является страной №1 по поддержке национального кинематографа путем финансовых вливаний, которые предусмотрены соответствующими законами. В 1949 г. учредили Национальный институт кинематографии, создали Фонд поддержки национального кино, а также негосударственную организацию «Unifrance», занимающуюся продвижением французского кино в мире. За пределами Франции в 2012 г. на французские фильмы было продано 140 млн билетов, в зарубежном прокате собрано 875 млн евро [3].

Если массовый зритель ценит, прежде всего, классику жанра, а именно жанра комедийного, то кинокритики выбирают тот французский кинематограф, который отваживается на рискованные эксперименты. В 2012 г. самыми интересными в этом плане, по мнению некоторых кинокритиков, были фильмы "Артист" и "Святые моторы". Эти две необычные ленты стали главным художественным открытием во французском кино 2012 г.

Отметим, что эволюция современного пространства кино (появление новых гаджетов и технологий, возможности иных, более личностных отношений с кино) не коснулась сути этой практики повседневной культуры: просмотр и обсуждение фильма по-прежнему отвечают потребности зрителя выразить себя, особый взгляд на жизнь, желание найти в фильме то, что нас связывает с другими. Успех французского кинематографа с его многочисленными жанрами и поднимаемыми темпами, разнообразием режиссерского почерка и сильными авторскими традициями основан на сопричастности зрителя, на возможности для каждого быть собой и рассказать о себе.

Международная организация франкофонии занимается продвижением французского языка. 20 марта 2013 г. в Париже на первый Всемирный форум женщин франкоязычных стран собралось около 700 представительниц из разных стран, выступившие за соблюдение фундаментальных прав женщин, гарантии доступности школьного образования, гендерного равенства и полноценного участия в сфере политики.

Во Франции возрождено Министерство по правам женщин (май 2012 год). 11 октября 2013 г. появился сайт Terriennes на базе телевизионного канала и одного из операторов МОФ TV 5 Monde, став источником информации о положении женщин в мире.

Второй форум женщин франкоязычных стран состоялся в марте 2014 г. в Киншасе, обсудивший проблемы грамотности, образования, профессиональной подготовленности [4].

Современный французский порядок «мягкой силы» был обновлен в 2008г. в рамках Общего пересмотра государственной политики с целью наилучшего соответствия новым глобальным целям. Согласно «Белой книге по вопросам европейской и внешней политики Франции с 2008 г. по 2020 г.», французское устройство проходит через процесс модернизации для значительных изменений стратегических направлений и переоценки бюджетных ассигнований. Цели, изложенные в «Белой книге», опубликованной в июле 2008 г., подчеркивают важность дипломатического влияния в контексте глобальной конкуренции идей, ускоренных развитием цифровых видов связи. В 2013 г. был зафиксирован прогресс в рамках модернизации государственной политики, начавшейся еще в 2014 г.

Фундаментом политики «мягкой силы» Франции по праву считается культурная дипломатия, которая берет свое начало в 1883 г., когда были созданы Французские альянсы. В настоящее время МИД инициировал работу обширной сети учреждений, которая состоит из 96 институтов и центров, расположенных в 137 странах, 445 французских альянсов, финансируемых МИДом и 161 службы Культурного сотрудничества. Министерство обороны тоже рассматривает возможности усиления международного влияния по культурным каналам, используя свое богатое наследие, состоящее из памятников, музеев, архивов и библиотек [5].

Французский альянс имеет 1072 представительства в 146 странах, где французскому языку обучаются около полумиллиона человек. Отделения ассоциации организуют театральные и музыкальные гастроли, кинофестивали и выставки художников.

Специфика французской дипломатии заключается в том, что продвижение французских ценностей и культуры за рубежом осуществляется через некоммерческие организации и академическое сообщество. Многие организации работают в целях продвижения французского языка и образования без координации соответствующих ведомств. Также необходимо отметить, что Франция принимает активное участие в двусторонних проектах, финансируемых ЕС, в странах присутствия во многих областях. Французская «мягкая сила» может быть эффективно осуществлена в рамках Европейского союза. Именно поэтому усиление внешнего влияния ЕС особенно благоприятно для Франции, так как является фактором баланса в ее международных отношениях.

Следует отметить культурную дипломатию Франции, которая многие годы активно использовала имеющиеся арсеналы, инструменты для эффективного действия за рубежом в сфере культуры: по продвижению французского языка, развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества в культурной и научно-технической сферах. Культурное измерение внешней политики Франции, ФРГ, США, Японии и других ведущих стран приобретают решающее значение в период глобализации.

Таким образом, современная французская культура включает в себя традиции и обычаи, развития гражданского общества, осмысления художниками бытия. Отметим также, что «французская мягкая сила» задействована практически во всех регионах мира.

Внешняя культурная политика Казахстана, как и любого другого государства, также ориентирована на создание благоприятного имиджа страны за рубежом, а также на продвижение собственных национальных интересов в мире.

Казахстан с 1992 г. вошел в состав ЮНЕСКО. Создана национальная комиссия РК по делам ЮНЕСКО. РК подписала ряд соглашений и конвенций об авторском плане, защите культурных ценностей, охране культурного наследия и др.

Президент РК Н. Назарбаев инициировал целевую программу "Культурное наследие", которая обогатила духовный потенциал народа.

Казахстан имеет хорошие отношения со многими странами Европы: у нас открываются частные школы и учебные заведения с преподаванием предметов на немецком, английском, французском и других языках. Интерес у западной публики вызывают казахстанские фильмы, представленные на международных кинофестивалях. Меморандумы и соглашения в области гуманитарной среды помогают готовить специалистов международного плана. Дни культуры Казахстана в государствах Европы знакомят европейцев с уникальной кочевой и степной культурой казахов, новыми веяниями музыкального искусства, оригинальным исполнением национальных кюев и песен.

Казахстан и Франция имеют давние гуманитарные контакты, которые отвечают интересом двух народов. Проводятся декады, фестивали, концерты, призванные обогатить международное сотрудничество. 23-25 января 1998 г. в г. Монтрё проведены дни культуры Казахстана, где французские зрители ознакомились с казахским прикладным искусством, посетили выставку фотографий о казахских традициях, снятых Ж. Монье, демонстрацию французского фильма о соколиной охоте. Также осуществлена работа по празднованию 100-летия К. Сатпаева и 1500-летия Туркестана, развивались контакты с казахской диаспорой во Франции, оказано содействие проекту режиссера Ги Дарбуа по созданию совместного исторического художественного фильма «Кровь и пот» по роману А. Нурпеисова, проводились встречи с политологами Национального центра научных исследований Франции и

Французского института международных отношений, специализирующихся по Казахстану и Центральной Азии [6].

Впервые в истории двусторонних отношений в 2013-2014 гг. в Казахстане и Франции проведены перекрестные Сезоны культуры, в ходе которых народы двух стран ознакомились с богатым культурным наследием и высоким уровнем современного искусства. В целом, казахстанские артисты стали регулярно выступать со сцен известных театров и концертных залов Парижа и других городов Франции. Так, 9-11 июля 2015 г. в г.Канны были организованы музыкальные вечера Алматы с участием ансамбля «Сазген сазы» и симфонического оркестра под руководством М.Бисенгалиева. На берегу Средиземного моря установлен этно-аул, привлекший повышенное внимание местного населения и туристов.

22 сентября 2015 г. в рамках празднования 550-летия Казахского ханства состоялась презентация книги Б.Габдуллина «Великое кочевье», повествующей о шести-вековой истории формирования казахской государственности.

В преддверии официального визита Президента Н. Назарбаева в Париж (4-6 ноября 2015 г.) Национальному музею Почетного легиона Франции были переданы образцы государственных орденов и медалей Республики Казахстан.

На постоянной основе поддерживается связь с сообществом этнических казахов, проживающих во Франции. Проводятся совместные культурные и спортивные мероприятия. 1819 мая 2013 г. в Париже состоялся Малый курултай европейских казахов.

Казахстанские певцы, артисты, художники, спортсмены достойно представляют свою страну на международных конкурсах. Восточно-европейские государства также активно наладили отношения с Казахстаном: установлены прочные контакты в образовании и культуре, проводятся совместные археологические экспедиции, недели кино, фотовыставки. Творческие коллективы принимают участие во многих мероприятиях.

Таким образом, гуманитарные контакты содействуют пониманию традиций, обычаев, культуры разных народов.

Список литературы

1. Глазова Е.А. Этнические стереотипы во французской рекламе: история эволюции //Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2015,№ 3, С. 129-139.

2. Глазова Е.А. Реклама о старшем поколении: новые реалии Франции //Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2014, № 1, С. 98-107.

3. Крюкова О.А. Французский кинематограф в пространстве повседневности//Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2014, № 2, С. 83-94.

4. Крюкова О.А. Женские инициативы в международной организации франкофонии: культура, общество, политика. //Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2014, № 4, С. 98-105.

5. Нагорнов В.А. Мягкая сила по-французски//Вестник международных организаций, 2014, Т.9, №2, С.167-189.

6. Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 75Н. Оп.1 Д. 4274. Л. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.