Пресняков М.А.
Рязанский филиал Высшей школы народных искусств (института) К вопросу истории методики обучения декоративной живописи
Публикаций, посвящённых теме не общим вопросам живописи, а именно общим вопросам декоративной живописи, не специализированным по монументальному и другим более узким направлениям, немного. Ещё меньше публикаций, посвящённым педагогическим аспектам темы. Стилистическая неотделённость декоративной станковой живописи от живописи импрессинистической, академической, пространственной создаёт целый ряд вопросов. Поэтому каждая публикация, имеющая либо момент исторический, либо узко-специальный, либо обобщающий, может заслуживать внимание содержать полезную информацию.
О новой на то время учебной программе по живописи, принятой на заседании кафедры рисунка и живописи Витебского технологического института (БССР) в 1980-м году, в которой в отличие от ранее использовавшихся обучение на третьем и четвёртом курсах целенаправленно строилось на принципах последовательного освоения возможностей декоративной живописи, о содержании этой программы, как и рассмотрение ряда других источников по теме, идёт речь идёт в учебно-методическом пособии «Декоративная живопись» (в настоящее время находящейся на стадии рассмотрения кафедры живописи и учёного совета ВШНИ). Но у названной программы есть предыстория её внедрения в учебный процесс. Её написанию и внедрению предшествовал год экспериментальной работы.
Основываясь на содержании учебной программы по живописи Московского
текстильного института была составлена программа по живописи для Витебского
технологического института, а в 1979 году А. С. Пресняков предложил на
рассмотрение кафедры рисунка и живописи программу для факультатива по
живописи, рассчитанную в первую очередь на студентов третьего курса факультета
лёгкой промышленности, хотя не было запрета посещения данного факультатива и
18
другими студентами, в том числе и других курсов. Чем некоторые впоследствии и пользовались. Данное предложение было основано на том, что умения (и задания, соответственно) по предмету живописи должны быть более приближены к профессиональным требованиям, необходимым для направлений специализаций института, иметь более определённые трактовки касательно выдвигаемых к ней требований. Текст плана, одна из копий которого сохранилась, достаточно лаконичен и состоит из трёх страниц машинописного текста, включая титульный лист. Согласно информации на титульном листе он был утверждён на заседании кафедры 1 ноября 1979 года. В тексте указано, что он рассчитан на два полугодия: в первом - 8 учебных недель по 2 часа в неделю (всего 16 часов), во втором - 14 учебных недель по 2 часа (всего 28 часов). А. С. Пресняков вёл факультатив в течение 1979-1980 учебного года и смог дать комментарии к своей программе.
В вводной теоретической части программы 3 пункта: «1. Цели и задачи декоративной живописи. 2. Техника и технология клеевой живописи. а). Живописные материалы, применяемые в работе и их свойства. б). Приёмы и способы ведения работы в технике клеевой живописи. 3. Композиция. Основные законы композиционного решения. Перспектива в работах как средство художественной выразительности».
А.С. Пресняков в первую очередь демонстрировал репродукции живописных работ художников, комментируя степень и качества декоративности, уделяя внимание прежде всего плоскостному решению как основному качеству декоративности и системному обобщению живописного решения к системе локальных цветовых пятен. Для выполнения учебных работ рекомендовалось использовалась гуашь. Темперные краски были сравнительно малодоступными, а осложнять учебный процесс технологическими вопросами их самостоятельного изготовления было нецелесообразно хотя бы исходя из ограниченности планового учебного времени.
Для работы гуашью рекомендовалось сделать чёткий и однозначно трактуемый линейный подготовительный рисунок. Начинать работу цветом
рекомендовалось либо с самого тёмного, либо с самого яркого цветового пятна, имея его виду в дальнейшем как своеобразный камертон. Прокрывать каждое локальное пятно краской рекомендовалось в один приём во избежание загрязнения цвета. Для того, чтобы можно было для такой работы безошибочно подобрать цвет, перед работой на основном формате, если в задании не следовало в ограниченное время сделать несколько вариантов, выполнялось несколько предварительных цветовых этюдов-эскизов, один из которых, наиболее удачный, использовался как ориентир колористического решения. Не рекомендовалось при подборе колеров смешивать более трёх красок. В результате получались этюды и с довольно активной цветовой гаммой, насколько этого можно было добиться с помощью гуаши, причём при усложнённом цветовом строе.
Требование к композиционному решению было то, что оно должно быть уравновешенным, сгармонизированным, в целом интересным. Рисунок (предметы и фигуры) не должны быть изуродованы нарочитой стилизацией, но при изменении формальных характеристик формы должны приобретать качества изящности и красоты. Допускалось для композиционных целей перемещать предметы относительно их композиционного расположения в постановке, делать их чуть больше или чуть меньше с соблюдением общего характера пропорций, в особых случаях разрешалось несколько изменить силуэт для подчёркивания в образе изображаемого объекта эстетических характеристик. При обобщении живописного решения к системе плоскостных цветовых пятен рекомендовалось произвести разделение на свет и тень. При дополнении этой системы пятнами наиболее активных рефлексов они должны были не сильно выделяться по светлоте от основного пятна света или тени, к которому они принадлежат. Требовалось добиться лаконичного цветового решения, в котором бы отдельные локальные пятна не перебивали бы друг друга и организовывались бы в единую систему.
Вопросы перспективы в декоративном решении сводились в основном к
особому взаимодействию более тёплых и более холодных цветовых пятен,
благодаря которому должна была возникнуть система зрительно воспринимаемых
неглубоких, то есть сводимых к неглубокому рельефному решению плоскостных
20
планов. Закономерности линейной перспективы в декоративном изображении не рассматривались, поскольку при данном методическом подходе в декоративном изображении линейная перспектива по словам А. С. Преснякова «практически отсутствует». При подборе элементов постановки выбирались орнаментированные ткани в рисунке которых преобладали крупные детали, а сосуды и предметы преимущественно с мотивами декора. Одной из учебных задач было «вписать мотивы орнамента при его изображении в живописную декоративную композицию этюда».
Первое учебное задание состояло из выполнения 5-6 вариантов этюдов на формате площадью примерно в 1/4 листа. Требовалось в каждом варианте предложить иное композиционное и цветовое решение, возможно было варьировать пропорции прямоугольника, в который вписывалась композиция. Натюрморт строился «из 2-х предметов контрастных по цветовому строю и светлоте». Вторым заданием был «несложный натюрморт из 3-4 предметов, построенный на контрастных цветах». В ходе выполнения этого задания следовало две работы на отдельных листах, один из которых должен был представлять собой квадрат, а второй - прямоугольник в пропорции 1/2, расположенный вертикально. В двух вариантах натюрморта нужно было воплотить два разных композиционных и два разных цветовых решения. Третьим и последним аудиторным заданием полугодия был «несложный натюрморт из 2-3 предметов, построенный на сближенных по цветовому тону цветах и контрастных по светлоте». Требовалось сделать 2-3 работы. Формат - 1/2 листа. Натюрморт был построен в сближенной гамме, к примеру, из зелёноватых оттенков предметов и драпировок.
Для самостоятельных работ, рекомендовавшихся к выполнению, формат мог быть разный: и малый, и большой. Вся работа производилась по памяти дома. Это способствовало развитию зрительной памяти, развитию художественно ориентированного внимания. Домашние работы по словам А. С. Преснякова часто получались даже интереснее, чем аудиторные, с более обдуманным композиционным решением, как будто бы менее скованные непосредственным
впечатлением от натуры.
Второе полугодие факультатива начиналось с этюда натюрморта с силуэтным декоративным решением изображаемых объектов в тёплой или холодной цветовой гамме. Со слов А. С. Преснякова выполнение различными техническими приёмами означало использование помимо заливок локальным цветом приёма красочного кистевого мазка по всей поверхности каждого декоративного пятна с элементами разделения изображаемой формы на мелкие плоскости по принципу обрубовки, что создавало в то же время и декоративно -живописную фактуру. В каждой работе следовало использовать один из двух выбранных приёмов.
В следующем задании по изображению керамики с орнаментом при использовании общего силуэтного решения фон мог быть залит одним локальным цветом, а изображаемые объекты разделялись на обобщённые пятна света и тени. При этом в цветовой заливке можно было использовать тональную или общую цветовую растяжку от одного оттенка к другому. Изображаемый орнамент на предметах должен был быть на свету одного цвета, а в тени - другого.
Передача материальности изображаемых предметов в третьем задании производилась путём деления предметов на более мелкие локальные цветовые пятна, чем просто свет и тень. И в зависимости от фактуры предмета они могли иметь разный размер, форму, объединяться в систему разного ритмического строя. Для этого задания ставились постановки с предметами из блестящего металла, прозрачного или полупрозрачного стекла, использовались шёлковые ткани. В пределах каждого цветового пятна при необходимости можно было использовать цветовые растяжки.
В постановке четвёртого задания использовалась орнаментированная ткань и керамика с ясно читаемыми орнаментальными мотивами. Постановка была построена на контрастных цветовых отношениях. При этом следовало использовать систему плоскостных локальных пятен для изображения драпировок и предметов, а орнамент надо было изобразить лежащем «по форме».
В итоге работы, выполненные на факультативных занятиях, студенты выставляли на двух семестровых просмотрах. Кафедрой института были отмечены хорошие результаты работы факультатива, следствием чего и было принятие на кафедре новой программы по живописи для 3-х и 4-х курсов, в которой реалистический подход к живописному решению на 1 -м и 2-м курсах в учебной дисциплине «Живопись» был дополнен рядом заданий декоративного характера на последующих годах обучения. После принятия новой программы, по ней стала осуществляться учебная деятельность. Однако это нововведение поддержали не все преподаватели, ведущие живопись.
В современных подходах к задачам учебной декоративной живописи у педагогов есть возможность учесть опыт предшествующих десятилетий в этой области, прежде всего отечественный, пользуясь тенденцией расширения сферы информационной доступности. Следует отметить, что задачи, решаемые в станковых видах живописи, практически всегда требуют конкретизации вне зависимости от характера вкладываемого в работу творческого начала. В настоящее время при общей тенденции к условностям и к различным способам схематизации в современной живописи, работ, в которых преобладают декоративные качества, на выставках стало намного больше, чем в начале 1980-х. И это тенденция стала развитием процесса, начавшегося примерно ещё на двадцать лет ранее. Свой вклад в это внесли и вносят и художники декоративно-прикладных направлений, активно занявшиеся живописью, а также авторы, учитывающие сопоставление средств и задач живописи и окружающей её пространственно-предметной среды, что отчасти взаимосвязано и с волнообразно развивающимися тенденциями моды. При всём многообразии возможных подходов в декоративной живописи одно из главных условий возникновения интересной работы - системно поставленная задача в ней решаемая, которая может только помочь выявить творческую идею, если она не выходит за рамки установленных требований. При этом стилевые моменты и элементы могут применяться разные, поскольку они относятся к иной сумме характеристик художественного изображения и могут быть
связанными теми или иными региональными художественными традициями и зарекомендовавшими себя подходами в сфере художественного образования.