Научная статья на тему 'К вопросу исследования динамики развития базовых компетенций в процессе учебной деятельности учащихся колледжа'

К вопросу исследования динамики развития базовых компетенций в процессе учебной деятельности учащихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧАЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СФОРМИРОВАННОЕ^ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕГОСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА / SENIOR SCHOOL AGE / COLLEGE STUDENTS / VOCATIONAL EDUCATION / NURSING / TRAINING ACTIVITIES / COMPETENCIES / CORE COMPETENCIES / MATURITY OF COMPETENCE / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / SOCIAL PORTRAIT OF A MEDICAL COLLEGE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петренко Екатерина Анатольевна

В статье публикуются данные эмпирического исследования по оценке сформированности базовых компетенций и динамики их развития в процессе учебной деятельности у учащихся медицинского колледжа. Изученные психологические качества заложены в общие компетенции 2, 3, 6, 7, 9, которыми должна обладать медицинская сестра (медицинский брат), либо соотносятся с ними. Исследование проводилось в начале 1-го и в конце 3-го курса в одних и тех же группах обучающихся по специальности «Сестринское дело». В начале 1-го курса большинство учащихся выбрало в качестве доминирующего социальный тип, а около 15% 2 доминирующих типа, один из которых социальный. К концу 3-го курса абсолютно все студенты отдали предпочтение социальному типу как единственному и доминирующему типу личности. Статистически значимы различия по показателю уровня развития уверенности в себе, социальной смелости и инициативы в социальных контактах в начале первого и в конце третьего года обучения. Выявлена положительная динамика развития особенностей творческой личности: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску (к концу 3-го курса высокий уровень). В начале первого года обучения все учащиеся обладали низким или средним уровнем развития фактора совестливости, к концу третьего 100% учащихся имеют высокий уровень развития фактора совестливости. В ходе исследования также выявлена положительная динамика развития установок жизнестойкости: вовлеченности, контроля и принятия риска (в начале первого года обучения у всех исследованных низкий или средний уровень, к концу третьего года у большинства учащихся высокий уровень развития жизнестойкости). В начале 1-го курса все учащиеся обладали высоким или средним уровнем развития тревожности и ригидности, за время обучения уровень ригидности снизился до среднего уровня, граничащего с низким, а уровень тревожности до среднего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петренко Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of the study of the dynamics of development of core competencies in the course of educational activity of college students

The article presents data on the empirical research of evaluation of the formation of the core competences and the dynamics of their development in the process of educational activities of medical college students. The studied psychological qualities correlate with core competences 2, 3, 6, 7 and 9 that are a must for a nurse. Research was conducted at the beginning of the first and the end of the third years of education in the same groups of students-future nurses. At the beginning of the first year the majority of the students chose social type as a dominant one, about 15% chose two dominant types, one of which was social. By the end of the third year all the students chose social type as the only and dominant type of personality. The differences between the first and third years on the level of self-confidence, social courage and initiative in social contacts are statistically significant. The author points out positive dynamics of the development of features of a creative personality: curiosity, imagination, risk taking (by the end of the third year the level is high). At the beginning of the first year all the students showed low or average levels of the factor of conscience, by the end of the third year 100% demonstrate high level of this factor. During the experiment there has been a steady dynamics in certain life priority marks such as involvement, risk control and risk taking (at the beginning of the first year all the students demonstrated low or average levels, by the end of the third year most of the students showed high levels). At the beginning of the first year all the students were characterized by the high or average levels of anxiety and rigidity, through the time of learning those levels went to lowers ones: rigidity to the average/low level and anxiety to the average.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования динамики развития базовых компетенций в процессе учебной деятельности учащихся колледжа»

-\

98

Педагогическая психология

Е.А. Петренко

К вопросу исследования динамики развития базовых компетенций в процессе учебной деятельности учащихся колледжа

В статье публикуются данные эмпирического исследования по оценке сфор-мированности базовых компетенций и динамики их развития в процессе учебной деятельности у учащихся медицинского колледжа. Изученные психологические качества заложены в общие компетенции 2, 3, 6, 7, 9, которыми должна обладать медицинская сестра (медицинский брат), либо соотносятся с ними. Исследование проводилось в начале 1-го и в конце 3-го курса в одних и тех же группах обучающихся по специальности «Сестринское дело». В начале 1-го курса большинство учащихся выбрало в качестве доминирующего социальный тип, а около 15% - 2 доминирующих типа, один из которых - социальный. К концу 3-го курса абсолютно все студенты отдали предпочтение социальному типу как единственному и доминирующему типу личности. Статистически значимы различия по показателю уровня развития уверенности в себе, социальной смелости и инициативы в социальных контактах в начале первого и в конце третьего года обучения. Выявлена положительная динамика развития особенностей творческой личности: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску (к концу 3-го курса - высокий уровень). В начале первого года обучения все учащиеся обладали низким или средним уровнем развития фактора совестливости, к концу третьего - 100% учащихся имеют высокий уровень развития фактора совестливости. В ходе исследования также выявлена положительная динамика развития установок жизнестойкости: вовлеченности, контроля и принятия риска (в начале первого года обучения у всех исследованных - низкий или средний уровень, к концу третьего года -

ее го

у большинства учащихся высокий уровень развития жизнестойкости). В начале | 1-го курса все учащиеся обладали высоким или средним уровнем развития тре- § ^ вожности и ригидности, за время обучения уровень ригидности снизился до 5 ^

с се

среднего уровня, граничащего с низким, а уровень тревожности - до среднего. ^ | Ключевые слова: старший школьный возраст, учащиеся колледжа, среднее | 2 профессиональное образование, сестринское дело, учебная деятельность, о Е-З компетенции, базовые компетенции, сформированное^ компетенций, динамика развития, социальный портрет учащегося медицинского колледжа. с

Первый этап нашего исследования по изучению оценки сформиро-ванности базовых компетенций и динамики их развития у учащихся старшего школьного возраста в процессе учебной деятельности проводился в 2013-2015 гг. Оценка сформированности компетенций у учащихся изучалась дважды: в начале первого года обучения (1 курс) и в конце третьего года обучения (3 курс). Испытуемыми стали учащиеся групп № 72 и № 74 первого года обучения (средний возраст 16,47 ± 0,06 лет), а также учащиеся групп № 72 и № 74 третьего года обучения (средний возраст 19,06 ± 0,06 лет) Ступинского филиала Московского областного медицинского колледжа № 2, обучающиеся по специальности «Сестринское дело». Всего в исследовании приняли участие 30 человек (группа № 72 - 15 человек, группа № 74 - 15 человек). Все испытуемые проявили заинтересованность при выполнении теста, справились быстро и без проблем.

Исходя из «Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» по специальности 060501 Сестринское дело [2] были выделены 7 основных базовых компетенций, которыми должна обладать медицинская сестра (медицинский брат). Ранее нами была проведена работа по разработке диагностического инструментария для оценки общекультурных компетенций учащихся старшей возрастной группы [1]. Для сравнения показателей по шкалам в начале и в конце обучения мы использовали ^/-критерий Манна-Уитни - непараметрический критерий, предназначенный для независимых выборок.

По нашему предположению, у медицинских сестер доминирующим типом личности должен являться социальный тип, ведь именно для людей такого типа наиболее подходят такие сферы деятельности, как психология, педагогика и медицина. В ходе исследования выявлена следующая эмпирическая закономерность - в обеих группах все учащиеся так или иначе выбрали социальный тип. Большинство выбрало его в качестве доминирующего типа, а 10-15% учащихся выбрало 2 доминирующих типа, один из которых - социальный тип. К концу третьего

л

J

ее fx

2 E курса абсолютно все студенты отдали предпочтение социальному типу I § как единственному и доминирующему типу личности (таблица 1). Это о 5 вполне соответствует ОК1 (общей компетенции 1), которой должна § с обладать медицинская сестра (медицинский брат).

Таблица 1

Динамика развития показателей социального типа личности

Тип личности Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Доминирующий -социальный тип 10,86 ± 1,60 11,60 ± 1,06 11,60 ± 1,45 11,93 ± 1,44

Различия по показателям доминирующего типа личности в группе № 72 и в группе № 74 не достигают уровня статистической значимости (и = 82,5), (и = 96,5).

4 эмп ' V эмп ' '

В ходе исследования выявлена положительная динамика развития уверенности в себе. В конце обучения половина учащихся имеют высокую уверенность в себе, т.е. позитивно относятся к собственным навыкам, умениям и способностям, положительно оценивают свои способности к принятию решений, контролю собственных действий и их результатов (таблица 2). Именно психологическое качество «организованность» заложено в ОК2 (общей компетенции 2), которой должна обладать медицинская сестра (медицинский брат).

Таблица 2

Динамика развития показателей уверенности в себе

Шкала Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Уверенность в себе 17,06 ± 2,19 26,26 ± 2,52 18,73 ± 3,41 25,06 ± 3,83

Различия между учащимися группы № 72 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю уровня развития уверенности в себе статистически значимы (и = 1,5). Различия между учащимися группы № 74 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю уровня развития уверенности в себе достигают уровня статистической значимости (и = 23,5).

В ходе исследования также выявлена положительная динамика развития социальной смелости и инициативы в социальных контактах (таблица 3). Учащиеся испытывают положительные эмоции по отношению

к ситуациям общения с другими, проявляют активность в общении и установлении контактов. К концу обучения учащиеся склонны работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Именно эти психологические качества - коллективизм и общительность - заложены в ОК6 (общей компетенции 6), которой должна обладать медицинская сестра (медицинский брат).

Динамика развития показателей социальной смелости и инициативы

о ^

X О

б ^

С IX

Таблица 3

Шкала Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Социальная смелость 19,60 ± 5,34 24,06 ± 4,23 18,73 ± 3,10 26,13 ± 3,23

Инициатива в социальных контактах 19,80 ± 3,19 24,06 ± 3,99 18,73 ± 3,10 23,53 ± 2,20

Различия между учащимися группы № 72 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю уровня социальной смелости статистически значимы (и = 53). Различия между учащимися группы № 72 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю инициативы в социальных контактах достигают уровня статистической значимости (и = 44,5). Различия между учащимися группы № 74 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю уровня социальной смелости статистически значимы (и = 10). Различия между учащимися группы № 72 на 1-м курсе и в конце 3-го курса по показателю инициативы в социальных контактах достигают уровня статистической значимости (и = 20,5).

4 эмп ' '

В ходе исследования по методике Е.Е. Туник «Диагностика личной креативности» выявлена положительная динамика развития особенностей творческой личности: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску (таблица 4). К концу третьего года обучения все эти показатели достигли высокого уровня, а это значит, что учащиеся предстают перед нами субъектами с выраженной любознательностью и развитым воображением, ориентированными на познание сложных явлений, проявляющими к ним интерес и любящими ставить перед собой трудные задачи. К концу обучения юноши и девушки готовы отстаивать свои идеи, ставят перед собой высокие цели и пытаются

*

2Е их осуществить, не поддаются чужому мнению. Именно умение при-

| о нимать решения в нестандартных ситуациях заложено в ОК3 (общей

£ 5 компетенции 3), которой должны обладать медицинская сестра (меди-

§ цинский брат).

С!

Таблица 4

Динамика развития показателей личной креативности

Критерии Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Склонность к риску 12,46 ± 3,98 23,80 ± 2,78 14,60 ± 4,17 24,46 ± 1,81

Любознательность 13,33 ± 4,32 21,33 ± 2,13 14,80 ± 4,71 22,53 ± 1,55

Сложность 12,06 ± 4,23 23,60 ± 2,61 10,26 ± 5,19 22,13 ± 3,52

Воображение 13,73 ± 4,68 22,20 ± 1,78 18,73 ± 5,65 22,80 ± 1,65

Суммарный балл 51,60 ± 9,67 90,93 ± 5,32 58,40 ± 10,50 92,13 ± 4,96

Различия между результатами группы № 72 на 1-м и 3-м курсах по показателю уровня развития личной креативности, выявленные с помощью и-критерия Манна-Уитни, статистически достоверны по всем параметрам: «склонность к риску» (иэмп = 2,5); «любознательность» (иэмп = 4); «сложность» (иэмп = 0,5); «воображение» (иэмп = 5); «суммарный балл» (иэмп = 0). Различия между результатами группы № 74 на 1-м и 3-м курсах по показателю уровня развития личной креативности, выявленные с помощью и-критерия Манна-Уитни, так же статистически достоверны по всем параметрам: «склонность к риску» (и = 1); «любознательность» (и = 3,5); «сложность» (и = 9);

эмп эмп эмп

«воображение» (и = 55,5); «суммарный балл» (и = 0).

эмп эмп

В ходе исследования выявлена положительная динамика развития фактора совестливости у учащихся. Как следует из полученных данных, выявлена следующая эмпирическая закономерность: если в начале первого года обучения все учащиеся обеих групп обладали низким или средним уровнем развития фактора совестливости, то к концу третьего года обучения 100% учащихся имеют высокий уровень развития фактора совестливости (таблица 5). Это означает, что в конце обучения учащиеся руководствуются чувством долга и уважают социальные требования. Им присущи такие качества, как чувство ответственности,

хороший самоконтроль и добросовестность. Именно способность ставить цели, организовывать и контролировать работу подчиненных с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий заложена в ОК7, которой должна обладать медицинская сестра (медицинский брат).

Таблица 5

Динамика развития показателей фактора совестливости

о ^

X О

б ^ с к

га

ф о

Шкала Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

«Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) 8,20 ± 2,62 12,20 ± 1,52 5,60 ± 1,64 13,40 ± 0,83

Различия между показателями учащихся группы № 72 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю уровня развития фактора совестливости статистически значимы (иэмп = 17,5). Различия между показателями учащихся группы № 74 в начале первого года обучения и в конце третьего года обучения по показателю уровня развития фактора совестливости достигают уровня статистической значимости (и = 0).

4 эмп '

В ходе исследования с помощью теста Мадди на жизнестойкость (в адаптации Д.А. Леонтьева) также выявлена положительная динамика развития установок жизнестойкости у учащихся: вовлеченности, контроля и принятия риска. Как следует из полученных данных, выявлена следующая эмпирическая закономерность: если в начале первого года обучения все учащиеся обеих групп обладали низким или средним уровнем развития жизнестойкости, то к концу третьего года обучения большинство учащихся имеют высокий уровень развития жизнестойкости (таблица 6). Это значит, что учащиеся активны и делают все возможное, чтобы оказать позитивное влияние на происходящее. Они предпочитают быть в курсе событий, как можно больше участвовать в происходящем, близко взаимодействовать с окружающими, заниматься самообразованием и повышением своей квалификации как профессионала. Стрессовые ситуации учащиеся предпочитают встречать лицом к лицу, видят в них удачные возможности для саморазвития, стараются разрешить их, и это выражает их оптимизм по отношению к будущему. Именно стремление к самоактуализации и заложено в ОК8, которой должна обладать медицинская сестра (медицинский брат).

и о ф ^

г о

Таблица 6

Динамика развития показателей жизнестойкости

Критерии Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Вовлеченность 18,46 ± 5,17 40,26 ± 5,20 31,26 ± 6,04 46,33 ± 7,33

Контроль 22,86 ± 4,51 36,66 ± 4,79 15,00 ± 4,27 35,06 ± 8,29

Принятие риска 15,80 ± 3,21 23,86 ± 3,48 14,80 ± 4,11 19,06 ± 4,18

Жизнестойкость 57,80 ± 6,67 100,80 ± 8,48 61,06 ± 9,44 100,46 ± 12,50

Различия между учащимися группы № 72 на 1-м и 3-м курсе по показателю уровня развития жизнестойкости, выявленные с помощью и-критерия Манна-Уитни, статистически достоверны по всем исследуемым параметрам: «вовлеченность» (и = 0); «контроль» (и = 0,5);

эмп эмп

«принятие риска» (и = 7); «жизнестойкость» (и = 0). Различия

эмп эмп

между учащимися группы № 74 на 1-м и 3-м курсе по показателю уровня развития жизнестойкости, выявленные с помощью и-критерия Манна-Уитни, так же статистически достоверны по всем исследуемым параметрам: «вовлеченность» (и = 19,5); «контроль» (и = 3,5);

эмп эмп

«принятие риска» (и = 56); «жизнестойкость» (и = 1).

эмп эмп

В ходе исследования выявлена положительная динамика понижения уровня развития тревожности и ригидности. Как следует из полученных данных, выявлена следующая эмпирическая закономерность. Если в начале первого года обучения все учащиеся обеих групп обладали высоким или средним уровнем развития тревожности и ригидности, то за время обучения уровень ригидности снизился у студентов до среднего уровня, граничащего с низким, а уровень тревожности - лишь до среднего уровня (таблица 7). Возможно, это связано с включением в особенности профессии медицинского работника, которая ежедневно связана с большими нагрузками и стрессами. К концу обучения учащиеся готовы к нововведениям, они менее подвержены стрессам и тревоге, уровень ригидности на среднем уровне с тенденцией к низкому. В умеренной выраженности ригидность как психологическая характеристика личности выражает устойчивость интересов, направленных на отстаивание собственного мнения, аккуратность, педантичность, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их. Именно способность быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности заложена в ОК9, которой должны обладать медицинская сестра (медицинский брат).

Таблица 7

Динамика развития показателей тревожности и ригидности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала Группа № 72 Группа № 74

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Тревожность 51,93 ± 6,22 33,00 ± 8,31 51,20 ± 8,47 44,06 ± 8,53

Ригидность 39,00 ± 6,46 30,46 ± 5,27 38,00 ± 6,51 30,00 ± 6,09

о ^

X О

б ^ с к

го го

? о

Ф о

Различия по показателю уровня тревожности в группе № 72 в начале первого и в конце третьего года обучения статистически значимы (иэмп = 8,5). Различия между результатами учащихся группы № 72 в начале первого и в конце третьего года обучения по показателю ригидности достигают уровня статистической значимости (иэмп = 35). Различия по показателю уровня тревожности в группе № 74 в начале первого и в конце третьего года обучения статистически значимы (и = 55). Различия между результатами учащихся группы № 72 в начале первого и в конце третьего года обучения по показателю ригидности достигают уровня статистической значимости (иэмп = 46).

Таким образом, можно составить портрет личности учащегося медицинского колледжа в конце профессионального обучения. Мы выявили, что большинство участников нашего исследования имеют доминирующий социальный тип личности; они достаточно уверенные в себе, немного ригидные, любознательные, достаточно инициативные в социальных контактах. Студенты рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать на свой страх и риск, не боясь сложностей и преград. Учащиеся медицинского колледжа ищут разные возможности решения задач, изучают книги, игры, карты и т.д., чтобы познать как можно больше, любят изучать что-то без посторонней помощи, предполагают более сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым. Участники нашего эмпирического исследования легко увлекаются новым делом. Большинство респондентов придают высокое значение фактору совестливости, при этом очень тревожны. В целом, в конце обучения в колледже перед нами предстает будущий специалист, успешно освоивший основную профессиональную образовательную программу. Таким образом, можно сделать вывод, что формированию ключевых компетенций медицинских сестер способствуют специально организованные психолого-педагогические условия в контексте профессиональной подготовки.

*

ее ^

| Библиографический список

^ О

1. Петренко Е.А. К вопросу разработки методов исследования сформирован-§ ^ ности общекультурных компетенций учащихся колледжей // Педагогика 5 и психология образования. 2016. № 1. С. 93-99.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело.

А.Л. Цынцарь

Психологическое сопровождение формирования самосознания подростков из дистантных семей

В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения формирования самосознания подростков из дистантных семей. Представлена психолого-педагогическая программа, способствующая адекватному развитию самосознания подростка.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, самосознание подростка, дистантные семьи, подростки.

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности. В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. У подростков выделяют «доминанту усилия» (тяга ребенка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям) и «доминанту романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Однако самое главное новообразование этого возрастного этапа -развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.